Философия эпохи просвещения. Французское просвещение: Дидро, Вольтер. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Философия эпохи просвещения. Французское просвещение: Дидро, Вольтер.

2022-11-14 21
Философия эпохи просвещения. Французское просвещение: Дидро, Вольтер. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В XVIII в. на смену эпохи Нового времени приходит эпоха, которую называют эпохой Просвещения. Такое название философия получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 гг. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. Для этой эпохи характерен девиз: Все должно предстать перед судом разума! Мы уже встречались с рационалистическим учением Декарта. Только Декарт термин «рационализм» использует как логико-методологическую установку в гносеологии. С XVIII в. имеется более широкий подход к понятию рационализма. Он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Для нег характерны возвеличивание человека как активного, свободного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Все это происходит на фоне разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни Западной Европы.

В этот период в центре всех философских школ, систем, течений находится активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум выступает как предпосылка веры в целесообразность, смысл общественного развития, в объективный, закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме.

Однако при наличии общих позиций у представителей разных философских школ и направлений в учении наблюдались и различия. Несмотря на представления философов этого периода о мире как рационалистической системы со своими природными законами, самоупорядочением и самовоспроизводством, конкретная интерпретация ими об устройстве это мира имела различные подходы. В результате выделяются два подхода:

деизм– направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины всего сущего, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; не соглашались с пантеизмом; Представители: М.Ф.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Э.Б.де Кондильяк;

атеистическо - материалистическое направление.Сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мелье, Ламетри, Д.Дидро, Гельвеций, П.Гольбах.

II. Мари Франсуа (Аруэ – наст.фамилия)Вольтер(1694-1778) – знаменитейший писатель и мыслитель. Вместе со своими соратниками страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он требовал свободы мысли и свободы слова, выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав. Вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Все сочинения Вольтера были острыми, как лезвие бритвы и колкими, поэтому его называли дьяволом во плоти.

Он страстно выступал против клерикализма, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!». Однако в своей острой борьбе против церкви и религии Вольтер все же не дошел до последовательного атеизма. Он остановился на деистических позициях. Бог не творит мир из ничего. Бог является лишь связующим началом всего сущего, перводвигателем окружающего мира и законодателем природы. Однако никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни наличие Бога, ни его отсутствие.

Вольтер видел необходимость признания существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.

Учителями Вольтера в области философии были Локк, Ньютон и Бэкон, соответственно отложившие отпечаток на характер его мировоззрения. В отношении познания он выступал за совмещение эмпиризм и рационализма, отдавая предпочтение первому. «О, философ! – провозглашает Вольтер, - физические опыты, добросовестно проверенные, искусства, ремесла – вот истинная философия».

Индукцию Вольтер предпочитает дедукции, анализ – синтезу. Он выступает против врожденных идей. Врожденного знания не существует, как не существует дерева, которое выходило бы из-под земли, будучи уже увенчано листьями и плодами. Исходным пунктом познания являются ощущения.

Но что же лежит в основе мышления? Вольтер не допускал возможности естественного происхождения возникновения сознания, происходящего в силу развития самой материи. Он полагал, что способность чувствовать и мыслить присуща материи, но дарована ей богом.

Понятие «душа» – не более как отвлеченное понятие, означающее мыслительную способность человека, его ум. Ей не соответствует никакая особая субстанция и она смертна.

Кроме того, следует отметить влияние на Вольтера скептицизма Бейля и воззрений английских деистов ХVIII. Характерная черта гносеологии Вольтера – сомнение в достоверности философского познания. Скепсис Вольтера – это прежде всего выражение недоверия к официальной философии его времени. Его скептицизм направлен, главным образом, против метафизики ХVII в.

III. Дени Дидро (1713-1784) – внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержал основы ведущих наук, искусства и знания в области производства. В ее создании принимали участие современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Дидро критиковал религию и ее проповедников. Он подвергал сомнению содержание Библии, ее божественность и первым делает попытку объяснить ее земное происхождение. По мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных «верительных грамот».

Следующим объектом критики являются различные «чудеса», которыми изобилует Священное писание и священные книги др. религий. Дидро обращает внимание, что большинство «чудес» просто невозможно с позиций достижения естествознания.

Дидро открыто и решительно провозглашал свои материалистические убеждения. Отвергал духовное начало мироздания. Природа, телесная субстанция признается им основой, началом и источником всего существующего. Продолжая материалистическую физику Декарта, исходит из понятия единой материальной субстанции. Материя – это единственно существующая субстанция, проявлением которой являются все единичные вещи, которых бесчисленное множество. Все они взаимосвязаны. Взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению.

Свойствами материи являются: мертвая или живая сила, длина, ширина, глубина, непроницаемость и чувствительность.

В основе материи лежит «гетерогенная» молекула – несколько материалистически переработанная идея Лейбница. Молекула заключает в себе движение, жизнь и потенциальную чувствительность. Молекулы качественно многообразны и отличны друг от друга. Характер свойств, которыми наделены молекулы невозможно определить умозрительно. Определение их является задачей естествознания. От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепения до состояния максимального расцвета разума. Такая позиция подводит Дидро вплотную к гилозоизму, к признанию всеобщей одушевленности материи. На вопрос, можно ли предположить, что камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет? Прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем прикосновении надолго останется на камне».

Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность. Сознание - есть свойство материи.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.