Древнейший (доарийский, ведический) период религии в Индии. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Древнейший (доарийский, ведический) период религии в Индии.

2022-10-27 33
Древнейший (доарийский, ведический) период религии в Индии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древнейший (доарийскии) период. Древнейшие памятники, дающие сведения о религии в Индии, относятся к 1-2 тысячелетиям до н. э. (памятники индской цивилизации - культуры Моженджо-Даро и Хараппы в бассейне р. Инда). Это культура, основанная на земледелии, с развитой бронзовой металлургией и другими ремеслами, с большими каменными городскими постройками, с зачатками письменности. На многочисленных печатях, сделанных из камня, имеются вырезанные изображения животных, чаще всего быка, реже слона, тигра, носорога. Есть и скульптурные изображения животных. Можно предполагать какую-то форму культа животных, даже с тотемическими пережитками. Есть следы культа деревьев. Найдены и человеческие - мужские и женские - фигурки: возможно, что это божества. Встречаются изображения мужской фигуры с рогами и тремя лицами; некоторые связывают ее с позднейшим богом Шивой, изображавшимся так же. Остатков храмов не найдено, но зато найдены облицованные кирпичом бассейны. Предполагается, что жители практиковали обрядовое омовение, что и сейчас делается в Индии.

Ведический период - по названию древнейших религиозных текстов - Вед (веда - знание). Веды представляют собой разновременные собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника (самхиты). Древнейшим из них считается книга гимнов - Ригведа. К ней примыкают также древние сборники молитвенных заклинаний и обрядов Самаведа (извлечение из тех же гимнов) и Яджурведа (книга поклонения). Наиболее поздним из этих четырех сборников является книга песнопений и магических заклинаний - Атхарва-веда. Это очень объемистые сочинения. В одной Ригведе содержится 1028 гимнов. В течение многих веков они передавались устно и были записаны и редактированы лишь гораздо позднее. Арийцы, вторгшиеся в Индию с Иранского нагорья, культурно не были связаны с аборигенами страны и стояли на более низком культурном уровне. Это были полукочевые скотоводческие племена. И характер культуры и общественный строй, которые отражены в Ведах, и особенно в Ригведе, представляют довольно архаичную картину. В эпоху вторжения в Индию арийцы стояли, по-видимому, на стадии развитого патриархального родоплеменного строя и военной демократии - перехода к классовому обществу. Выдвигалась воительская аристократия, князьки, раджи, которые предводительствовали арийскими племенами в борьбе с аборигенами Индии, отвоевывая у них первоначально бассейн Инда, Северо-Западную Индию, а позже и бассейн Ганга, Северо-Восточную Индию. Этот переходный строй и отразился в Ригведе и в других Ведах. В религии арийцев Индии в тот период господствовал политеизм (многобожие). Количество богов трудно подсчитать (33, но в Ведах есть упоминания о гораздо большем количестве). Из богов выдвигался обычно на первое место тот, к кому в данный момент обращались. Одним из ранних образов богов, носящих наиболее архаичные черты, можно считать Индру. Характерна его двойственная природа: с одной стороны, это бог-воитель, с другой - бог грома и молнии. Г. Кунов, по-видимому, был прав, когда предполагал, что Индра был первоначально племенным богом арийцев или даже одного племени тритсу, богом-воителем, и лишь позже он усвоил себе черты божества природы. Другой бог с чисто натурмифологическими чертами - Варуна, олицетворение ночного неба, небесных и земных вод. Имя его происходит от корня "вар" - покрывать: это - "покрывающее" божество.  Небо олицетворялось и в образе другого бога - Дьяуса - это олицетворение дневного неба. Сочетание образов Варуны и Индры представляет собой Парджанья - персонификация грозовой и дождевой тучи - повелитель дождя, оплодотворяющий землю. Много богов солнца. Сурья- буквально просто солнце. Савитри (Савитар) - "восстановитель", "оживитель". Пушан - божество солнечного жара, он же хранитель скота, друг и покровитель людей. К группе солнечных богов близок и Митра, образ которого неясен; он фигурирует в Ведах обычно вместе с Варуной; Митра (друг) считался защитником людей. В эту же группу надо зачислить и Вишну впоследствии важнейшая фигура индийской религии. Ветры Маруты - бурные божества, носящиеся неистово по небу. Отец их - могучий и буйный Рудра, бог грозы и бури. Олицетворение зари - богиня Ушас, одно из очень немногих женских божеств ведического пантеона. Как предвестники дня выступают боги-близнецы Ашвины. Некоторые из образов богов связаны с самой культовой практикой и выступают как посредники между людьми и небесными богами. Агни - олицетворениё огня. Агни сохранил чисто материальные черты. В гимнах к нему обращаются, как обращались бы к настоящему огню. Сома- священный опьяняющий напиток, изготовленный из особого растения, который употреблялся при культовых действиях и служил жертвой богам. Ведические боги группируются в две противостоящие и отчасти враждебные друг другу категории: асуров и дэвов. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Адити; ко вторым - большинство остальных. Возможно, что асуры были более древними предметами почитания. В позднейшее время асурии у индийцев стали злыми духами, дэвы - добрыми. Злыми духами считались также ракшасы. С ними ведут борьбу Индра и другие добрые божества. Ракшасы, вероятно, мифологическое олицетворение враждебных арийцам местных племен - дравидов. Наряду с богами у арийцев почитались и предки - питрис, питары (отцы). Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного места.  Центральную роль в культе ведического периода играло жертвоприношение. Оно было главным способом сношения людей с богами. Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практичное; это был своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. Молитвы, связанные с жертвой, обладают принудительной силой. Боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой. Космогоническая и антропогоническая мифология развита была слабо. В 10-й (позднейшей) части Ригведы изложен миф о создании мира из тела великана Пуруши: его убили боги, рассекли его тело и из частей его создали видимый мир. Известен также миф о Яме - первом человеке. Яма был также первым умершим и поэтому стал царем загробного мира.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.