Палестинский и послепалестинский периоды в иудаизме. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Палестинский и послепалестинский периоды в иудаизме.

2022-10-27 31
Палестинский и послепалестинский периоды в иудаизме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Палестинский период. Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их образа жизни, хозяйственного и общественного уклада, а вместе с тем и их религии. Евреи постепенно перешли от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства к земледелию. При этом смешивались с местным населением. В период завоевательных войн - так называемая эпоха "судей" - у них еще сохранялись родоплеменной строй и военная демократия: свои походы против врагов они совершали под предводительством выборных судей - военных вождей. Но этот строй постепенно разложился, появились богатые и бедные, рабы и свободные; была установлена царская власть- сначала из племени вениаминитов (Саул), потом из иудеев (Давид, Соломон).Все эти перемены отразились в религии. Смешавшись с местными жителями, евреи стали, подражая ханаанейцам, почитать местных многочисленных божков - ваалов. Культ местных ваалов - общинных и городских покровителей - был распространен в Сирии и Палестине издавна. Из этих безыменных ваалов некоторые выдвигались на первое место и получали индивидуальные имена. В Библии сохранились слабые и спорные следы имен богов, почитавшихся некогда евреями: например, Бетэль (или Вефиль) - буквально дом божий. В еврейском тексте Библии есть имя бога Эль Шаддай - в русском переводе заменено словами "бог всемогущий", но вернее, что это исконно еврейский, а не ханаанский бог. Есть данные о том, что евреи чтили богиню Анат, возможно даже считавшуюся супругой Ягве, ее почитали и другие семитические народы.Местные божества чтились в местных святилищах, а также на "высотах", которые считались священными местами. Царь Соломон (X в. до н. э.) соорудил в столице государства Иерусалиме храм Ягве, но централизации культа еще не было, жертвоприношения и обряды на "высотах" продолжали совершаться.От местного палестинского населения евреи усвоили ряд религиозных праздников, связанных с земледелием: маццот - весенний праздник опресноков, который слился с древней скотоводческой пасхой; шеббуот - пятидесятница, праздник жатвы пшеницы; суккот - праздник кущей, в честь сбора плодов, и др.Весь культ находился в руках обособленной и наследственной группы жрецов, выводивших свое происхождение от племени левитов. В палестинскую эпоху слово "левит" вообще означало жрец (примерно как у индийцев маги превратились из племени в касту жрецов).С VIII в. до н. э. засвидетельствованы у евреев пророки. Первоначально пророки были  вольнопрактикующими жрецами - гадателями, предсказателями. Они пророчествовали, приводя себя в состояние исступления ударами в бубен, игрой на музыкальных инструментах, пляской, иногда раздевались при этом догола, в действиях пророков сказывались чисто шаманские черты. В связи с обострением классовых противоречий в Израильском и Иудейском царствах (после смерти Соломона еврейское государство разделилось на две части) пророки начали выступать в качестве выразителей народного недовольства. Пророки выступали как обличители грехов народа, они ратовали за восстановление культа национального бога Ягве, обрушивались против почитания местных ханаанских богов. У некоторых пророков при этом звучит идея морального греха, а не чисто ритуального, как это было раньше. Этот призыв к моральному очищению имел классовый смысл: пророки, выходцы из образованных и господствующих слоев общества, стремились отвлечь недовольство и протест угнетенного народа от прямых виновников угнетения. Причина зла, причина бедствий народа, согласно проповеди пророков, не в социальном неравенстве, не в эксплуатации, а в чисто моральной области - в том, что народ грешен, что он не исполняет заповедей бога.Пророки выступали как политические публицисты, они предостерегали правящие круги от опасного союза с Египтом, предсказывали бедствия от вражеских вторжений. Но они же утешали народ надеждой на то, что, в конце концов, Ягве освободит и возвеличит свой народ.Пророки не были связаны с официальным храмовым. Есть сведения о преследованиях пророков. Однако настоящей борьбы между жрецами и пророками не было. Пророческие книги вошли в канонический текст Библии.

Послепленный период. Переход к третьему периоду, ознаменовался тремя крупными событиями: религиозной реформой иудейского царя Иосии (резкая централизация культа); завоеванием Иерусалима вавилонским царем и уводом части иудеев в вавилонский плен; возвращением их из вавилонского плена при Кире Персидском, и восстановлением Иерусалимского храма. В этот период и сложились окончательно те черты иудаизма, которые считаются его характерными особенностями: строгий монотеизм, строгая централизация культа, канонизация священных библейских книг.Религиозная реформа царя Иосии имела свои политические причины. Она была произведена в обстановке наступления внешних врагов: Ассирии, а позже Египта и Вавилонии. В основу реформы Иосия Пятую книгу Моисееву - Второзаконие. По слухам, она была найдена, но на самом деле была составлена в эти годы. Второзаконие строго регламентировало правовую и обрядовую жизнь евреев, содержало законы против ростовщичества и кабального рабства - законы, имевшие целью несколько ослабить классовые противоречия. Но главное в этой книге - строгий принцип почитания единого бога Ягве, суровые угрозы за всякое отступление от этого. В духе нового закона были приняты меры по централизации культа. Об этом очень ярко рассказывается в Четвертой книге Царств. Иосия приказал удалить из Иерусалимского храма предметы культа всех других богов, кроме Ягве, упразднить все места почитания на "высотах", перебить всех жрецов - служителей при "высотах"; велел перебить также всех заклинателей, волшебников и др.; официально восстановил древнееврейский праздник пасхи, давно не справлявшийся.Централизация культа Ягве, имела целью усилить политический централизм, чтобы сплотить все силы страны для отпора врагу. Но эта мера не спасла слабую Иудею от разгрома. Вавилонский царь дважды брал Иерусалим и разграбил его. Храм был разрушен, много иудеев - в том числе большинство знати и жрецов - было переселено в Вавилонию. Пятидесятилетний "вавилонский плен" надолго запомнился евреям как национальное бедствие, хотя в действительности он больше затронул лишь рабовладельческую и жреческую верхушку. Пятидесятилетнее пребывание в Вавилонии не могло не отразиться на еврейской религии. Когда после завоевания Вавилонии Киром Персидским последний разрешил иудеям вернуться на родину и восстановить крепостные стены Иерусалима и храм, то наступившая послепленная эпоха была во многом непохожа на предыдущую.После возвращения из плена аристократии классовые противоречия еще более обострились. Потребовались более сильные меры обуздания народа. А самостоятельной государственной власти у евреев уже не было, они были под властью Персии. Вместо нее огромное могущество получило иерусалимское жречество, освободившееся от всякой конкуренции светской власти. Иноземные властители - персидские, а позже греко-сирийские цари (Селевкиды) - покровительствовали иерусалимским жрецам, опираясь на них для закрепления своего господства над иудеями. Никакие другие культовые центры, кроме Иерусалимского храма, не допускались. Приносить жертвы Ягве иудеи могли только в Иерусалиме. В руки жрецов храма стекались теперь жертвы, приносимые молящимися со всех концов страны. В стенах храма скапливались сокровища, составленные из различных пожертвований. Жертвы - очистительные, умилостивительные, благодарственные и др. - требовались от почитателей Ягве чуть не на каждом шагу; каждое случайное прикосновение к чему-нибудь нечистому требовало очистительной жертвы. Требовались и исполнялись натуральные повинности в пользу храма. Жрецы храма пользовались его богатствами для ростовщичества и еще более их умножали. У жрецов не было конкурентов. "Второй храм" превзошел по роскоши и богатству храм Соломона. Иерусалимское жречество представляло собой строго замкнутую наследственную касту, делившуюся на два слоя: священников и левитов, то есть храмовых прислужников. Те и другие по-прежнему считались потомками колена Левия, получившими эту привилегию от самого Моисея и брата его Аарона.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.