Упанишады и философские школы. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Упанишады и философские школы.

2022-10-27 41
Упанишады и философские школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В брахманский период получает значительное влияние религиозно-философская литература - многочисленные богословские трактаты, которые называются Упанишадами; значение их настолько велико, что весь этот период называется иногда периодом Упанишад. Было известно до 250 разных богословско-философских сочинений - плод усложнения религиозных верований, превращения их в предмет брахманской спекуляции. В этом сказалась дальнейшая дифференциация общества. В Упанишадах отразились различные классовые интересы, идеология разных классов. Существует несколько основных типов. Шестью классическими, или ортодоксальными, системами считаются следующие: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика. Из них Миманса и Веданта - чисто жреческие, брахманские, глубоко мистические. Основа системы Веданты состоит в идее пантеизма, слияния отдельных душ людей - Атман с мировой душой - Брахмой, верховным богом брахманов. Основная идея Мимансы - вечность, незыблемость и абсолютный авторитет Вед, а потому необходимость строго исполнять ритуалы. В светской касте кшатриев, складывались иные философские системы: Санкхья, которая представляла собой приближение к материализму, в основе этой системы лежат понятия самостоятельности материи и множественности отдельных тел в отличие от мирового пантеизма Веданты; Вайшешика - атомистическая теория. Еще более материалистический и даже атеистический характер носили "неортодоксальные" системы: Чарвака, сводившая мир к сочетанию четырех материальных элементов, и Локайята, прямо отрицавшая существование богов. Одна из философских систем, сложившаяся в ту же эпоху, получила особое значение в дальнейшем развитии религии Индии - это Йога, аскетическое учение, практическое применение религиозных и философских принципов для целей самоусовершенствования. В учении и практике йогов на первое место выдвинулась система сложно разработанных приемов дыхания и других специальных правил поведения, цель которых - сохранение чистоты тела и самоусовершенствование души. На этой почве вырос впоследствии индийский аскетизм.От ведической религии в брахманизме осталось немного: только вера в священный авторитет Вед, имена немногих богов и ритуал жертвоприношений. По своему же духу, по чисто кастовому характеру религия брахманизма резко отличается от ведической. Многие верования брахманизма связываются скорее с доарийскими религиозными представлениями, чем с ведической религией арийцев.

Джайнизм и секхизм.

Джайнизм гораздо менее распространенная в Индии религия. Ее создателем считается кшатрий Вардхамана. Джайнизм возник вместе с брахманизмом на основе ведической религии, поэтому у индуизма и джайнизма много общих черт. До 30 лет Вардхамана вел жизнь мирянина, но затем, раздарив все свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12 лет подвижник и аскет достиг “высшего знания” и стал Джиной - “победителем” (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира (“великий герой”), проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников и, наконец, достиг “конечного освобождения”, нирваны. Джайны считают, что Махавира был одним из 24 великих учителей человечества, первый из которых жил еще в те времена, когда люди не умели читать, считать, готовить пищу. Именно первый великий учитель научил их всему этому и заложил основы будущей религии, которую проповедовал Махавира. Религиозная литература джайнизма относится к периоду более позднему, чем время жизни первых вероучителей. И первые датированные сведения о джайнах и первый вариант писаного канона появились в III в. до н.э. Сама религиозно-философская система сложилась в середине I тысячелетия до н.э. В этот период в Индии возникла потребность критического осмысления Вед и ведической религии (индуистские Упанишады - следствие того же процесса). На базе возникшего комплекса идей, реформи­ровавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманийской традиции и складывалась религиозная система джайнизма. Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол в джайнской общине на два направления. Этот канон получил признание шветамбаров (“одетых в белое”). Последователи другой ориентации - дигамбары (“одетые пространством”) - сохранили приверженность исходному джайнизму. Дигамбары считают, что древний истинный канон джайнизма утрачен; они имеют собствен­ные священные тексты и отрицают ряд положений из канона шветамбаров. Однако по основным вопросам вероучения сохраняется согласие. Стержень вероучения джайнизма - концепция кармы и нирваны. Основной акцент джайнизм делает на самосовершенствовании души. Богов в джайнизме нет. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Не признавая существования Бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Душа индивида как часть общей души может, совершенствуясь, достичь освобождения от закона кармы и вечного блаженства. Но достичь нирваны может лишь аскет, полностью отрешившийся от мира, а не мирянин. Поэтому в джайнизме огромное значение придается аскетической практике. Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, любой вещи. Отсюда главный в джайнской этикепринцип ахимсы - ненанесения вреда живым существам. Наиболее ревностные джайны пьют только процеженную воду, чтобы не проглотить случайно мелкое насекомое, ходят с повязкой на рту и подметают перед собой дорогу, чтобы не наступить на кого-нибудь. Джайны не едят рыбы и мяса и даже клубней, корней и плодов, содержащих много семян. Джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, помогающих человеку достичь освобождения, т.е. в поисках “пути”. Махавира определил этот путь как следование “трем драгоценностям”: “совершенному воззрению” (т.е. видению мира в соответствии с учением джайнизма), “совершенному знанию” (т.е. познанию учения о сущности и душе мира), “совершенному поведению” (т.е. преодолению желаний и соблюдению религиозных правил”).Все члены джайнской общины (и монахи, и миряне, могущие в любой момент стать монахами) принимают пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благородным. Джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны прибега­ют в ряде случаев к услугам брахманов. Кастовое деление в джайнской общине играет гораздо меньшую роль, чем у индуистов.Возникнув в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на юге и западе Индии, однако, с первых веков новой эры явно обозначился упадок джайнской общины. В настоящее время джайнская община составляет менее 1% населения Индии, хотя и играет заметную роль в экономической жизни страны, так как джайны традиционно активно занимаются финансовой и предпринимательской деятельностью.

Сикхизм - (на языке панджаби «сикх» от санскр. «шишья» — последователь, ученик)—дхармическая религия, возникшая в XVI в. на северо-западе Индии (Пенджаб) как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Возник в среде индуизма и ислама, и его возникновению способствовало взаимовлияние этих двух религий. Основатель сикхизма — гуру Нанак— много путешествовал, совершил паломничество в Мекку, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас, который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества и сложил ряд гимнов. Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру Гобинд Сингх упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). В результате длительных войн против моголов и афганцев в 1767 году было создано самостоятельное государство — конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Сикхи отошли от индуизма, но не приняли ислам, а создали особую религию. Они верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе. Когда он захотел выразить себя, то сначала нашел свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Он растворен и присутствует повсюду. Бог никем не рождён и не перерождается — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но ему даны свободная воля и ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, он может воспринимать других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее. Основы вероучения изложены в книге «Ади грантх» (буквально: «Изначальная книга»). Она содержит сочинения сикхских гуру и считается средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». Книга содержит более 6 тыс. стихов. Сикхи проповедуют братское отношение ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не должен принуждать к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять во всяком повседневном деянии. Страшным грехом считаются манипулирование другими людьми, принуждение и насилие. Сикхизм могут принять любые люди, независимо от национальности, пола и происхождения. Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Принявшие амрит обязаны хранить при себе 5 предметов (правило пяти «К»): 1) кеш — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму; 2) кангха — гребень, поддерживающий волосы; 3) кара — стальной браслет; 4) качх — короткие штаны особого покроя; 5) кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.