Религия, как объект исследования. Научный, философский, религиозный, исторический взгляды на изучение религии. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Религия, как объект исследования. Научный, философский, религиозный, исторический взгляды на изучение религии.

2022-10-27 30
Религия, как объект исследования. Научный, философский, религиозный, исторический взгляды на изучение религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религия, как объект исследования. Научный, философский, религиозный, исторический взгляды на изучение религии.

Термин религия происходит от латинского «religio». Наиболее признаваемыми вариантами этимологии, являются варианты Цицерона и Лактанция, они говорят, что религия – это идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, размышлять, бояться. Характеризовали религию, как богобоязненность, страх и почитание богов. Лактанций считал, что термин происходит от латинского religare – вязать, привязать, и означает узы, которые соединяют человека с Богом в служении и повиновении ему.

Французский лингвист 20 века Бенвенист полагает, что изначально religio – это сомнение, удерживающее человека, внутреннее препятствие какому-то действию, а не чувство, побуждающее к действию или заставляющее исполнять обряд.

Только у христианских писателей впервые появляется объяснение religio – оно выводится из уз благочестия, так как Бог присоединяет к себе человека узами и привязывает его благочестием (смысл зависимого человека от Бога).

Теология – учение о Боге (появляется в наиболее развитых религиях: иудаизм, христианство, ислам, как совокупность доктрин о сущности Бога).

Научный подход:

В 19 веке появляется научный подход, религия становится предметом изучения и исследования. Появляется предмет «религиоведение», который изучает, как религия взаимодействует с другими областями жизни и деятельностью человека. Религия рассматривается, как часть культуры. Исследуются условия возникновения религии, ее ценности, нормы, образцы поведения, функциональный статус в обществе.

Богословский подход:

Богословский подход ориентируется на понимание религиозного сознания «изнутри», исходя из собственного опыта и позиции самой религии. Также этот подход называют апологетическим, предполагающим самозащиту религиозных догм от обвинений и критики.

Философский подход:

Основан на философской методологии, предполагает выход за пределы опытного постижения религиозного сознания, ориентируются на его критический анализ. В процессе рассуждения, не выдержавшие проверку на истинность, положения исключаются, а фундаментальные положения остаются, чья истинность обоснована.

Философский подход включается в себя множество школ и направлений, поэтому в нем выделяют, как минимум две точки зрения религиозно-философская и атеистическая.

Исторический подход:

Предполагает учет условий места и времени. Дает возможность осмысливать и анализировать все пройденные этапы развития религиозного сознания, так же и как динамическую систему. Показывает, что религиозное сознание не вечное, а исторически переходящее.

 

Проблемы происхождения религии. Основные концепции.(?)

Согласно иудаистской, христианской и мусульманской традициям, религия имеет божественную природу, она возникает с человеком и сразу же имеет монотеистическую форму.

В 19 веке такая теория потерпела критику, так как было накоплено много материала в областях мифологии, литературы, психологии и т.д.

На этом стыке появилась наука религиоведения. Началось изучение религий, в ходе которого выяснилось, что монотеизм – это продукт длительной эволюции религии.

К простейшим верованиям отнесли религию «диких народов», затем последовал ряд более сложных форм религии.

Основные теории происхождения религии:

1) Теистическая теория – первопричиной появления религии был Бог. Человек пытался наладить связь с высшими силами, это послужило появлению культов и обрядов.

2) Натуралистическая теория – древних людей пугали силы природы. Поэтому они пытались задобрить высшие силы.

3) Социологическая теория – создали сами первобытные люди, так как у каждого племени были свои правила, по которым они жили. Это и легло в основу религии.

4) Марксистская теория – следствие несовершенства человеческого общества, создали господствующие классы, чтобы управлять жизнью общества.

5) Психоаналитическая теория - религия возникла, как способ человека защититься и отгородиться от влияния общества на индивида.

Основные концепции:

 

Книга мертвых»

 

 

Древнейшие культы римлян.

Одним из древнейших пластов религиозных была, как и у греков, родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей. Римляне верили, что души или тени умерших являются покровителями семьи и рода. От слова "маны" происходит иногда употребляющийся в науке термин "манизм" - культ умерших, культ предков, а также теория, выводящая из этого культа всю религию. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами, а в последующем стали домашними духами-хранителями.К этим двум представлениям было близко третье – лары. Лар - это дух-покровитель; помимо семейных духов-покровителей, существовали еще духи-покровители путей, духи-покровители перекрестков, духи мореплавания, даже духи военные. Культ семейно-родовых покровителей имел частный, узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага. Очевидно, аналогичным образом устраивались и родовые моления. Предметом их был обычно предок - эпоним рода, может быть легендарный или даже мифический. По мере растворения древней родовой организации в государственной шел и процесс перехода от родовых форм культа к более широким. Некоторые родовые боги превращались в объекты общегосударственного культа. Есть мнение, например, что культ бога-покровителя стад Фавна с его веселыми карнавальными праздниками принадлежал вначале родам Фабиев и Квинктилиев, культ Геркулеса - родам Потициев и Пинариев, а культ Минервы - роду Науциев. Необычайная живучесть семейно-родового культа у римлян видна из того, что он продержался до полной победы христианства над старой религией- указ Феодосия (392 г.) - запрещает именно отправление семейных обрядов в честь ларов и пенатов. Семейно - родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Но и культ огня получил также общегосударственную форму в связи с происхождением самой римской общины из родовых союзов. Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богини Весты, олицетворение огня в женском образе может считаться пережитком эпохи матриархата, ее символом оставался натуральный, вещественный огонь, вечно горевший в храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизма культа огня у римлян. Не совсем ясен вопрос о наличии в римской религии элементов тотемизма. Вероятно, тотемическое происхождение имело почитание капитолийской волчицы и сказание о волчице, которая вскормила Ромула и Рема - близнецов, основателей римской общины; однако обычно считают, что это сказание вместе с некоторыми другими религиозными представлениями заимствовано римлянами от этрусков.  Римляне верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум - поля блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. В надписях обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом. Души безродных покойников, так называемые ларвы и лемуры, считались злыми, так как их некому было покормить; чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды - лемурии, справлявшиеся в мае. К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. Многие из важнейших божеств римского пантеона были по своему происхождению связаны с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс, в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом весны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц - март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник - луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой и ставшая богиней любви и красоты, первоначально была божеством садоводства и виноградарства*. Богом виноделия был также Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был вначале, вероятно, охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. Большая часть древнеримских праздников была связана по происхождению с аграрной и скотоводческой обрядностью. Справляли еще такие праздники, как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру - покровителю виноградной лозы, консуалии - праздник жатвы", справлявшийся в августе, февральские терминалии - и ряд других сельских праздников.

 

Джайнизм и секхизм.

Джайнизм гораздо менее распространенная в Индии религия. Ее создателем считается кшатрий Вардхамана. Джайнизм возник вместе с брахманизмом на основе ведической религии, поэтому у индуизма и джайнизма много общих черт. До 30 лет Вардхамана вел жизнь мирянина, но затем, раздарив все свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12 лет подвижник и аскет достиг “высшего знания” и стал Джиной - “победителем” (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира (“великий герой”), проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников и, наконец, достиг “конечного освобождения”, нирваны. Джайны считают, что Махавира был одним из 24 великих учителей человечества, первый из которых жил еще в те времена, когда люди не умели читать, считать, готовить пищу. Именно первый великий учитель научил их всему этому и заложил основы будущей религии, которую проповедовал Махавира. Религиозная литература джайнизма относится к периоду более позднему, чем время жизни первых вероучителей. И первые датированные сведения о джайнах и первый вариант писаного канона появились в III в. до н.э. Сама религиозно-философская система сложилась в середине I тысячелетия до н.э. В этот период в Индии возникла потребность критического осмысления Вед и ведической религии (индуистские Упанишады - следствие того же процесса). На базе возникшего комплекса идей, реформи­ровавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманийской традиции и складывалась религиозная система джайнизма. Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол в джайнской общине на два направления. Этот канон получил признание шветамбаров (“одетых в белое”). Последователи другой ориентации - дигамбары (“одетые пространством”) - сохранили приверженность исходному джайнизму. Дигамбары считают, что древний истинный канон джайнизма утрачен; они имеют собствен­ные священные тексты и отрицают ряд положений из канона шветамбаров. Однако по основным вопросам вероучения сохраняется согласие. Стержень вероучения джайнизма - концепция кармы и нирваны. Основной акцент джайнизм делает на самосовершенствовании души. Богов в джайнизме нет. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Не признавая существования Бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Душа индивида как часть общей души может, совершенствуясь, достичь освобождения от закона кармы и вечного блаженства. Но достичь нирваны может лишь аскет, полностью отрешившийся от мира, а не мирянин. Поэтому в джайнизме огромное значение придается аскетической практике. Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, любой вещи. Отсюда главный в джайнской этикепринцип ахимсы - ненанесения вреда живым существам. Наиболее ревностные джайны пьют только процеженную воду, чтобы не проглотить случайно мелкое насекомое, ходят с повязкой на рту и подметают перед собой дорогу, чтобы не наступить на кого-нибудь. Джайны не едят рыбы и мяса и даже клубней, корней и плодов, содержащих много семян. Джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, помогающих человеку достичь освобождения, т.е. в поисках “пути”. Махавира определил этот путь как следование “трем драгоценностям”: “совершенному воззрению” (т.е. видению мира в соответствии с учением джайнизма), “совершенному знанию” (т.е. познанию учения о сущности и душе мира), “совершенному поведению” (т.е. преодолению желаний и соблюдению религиозных правил”).Все члены джайнской общины (и монахи, и миряне, могущие в любой момент стать монахами) принимают пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благородным. Джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны прибега­ют в ряде случаев к услугам брахманов. Кастовое деление в джайнской общине играет гораздо меньшую роль, чем у индуистов.Возникнув в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на юге и западе Индии, однако, с первых веков новой эры явно обозначился упадок джайнской общины. В настоящее время джайнская община составляет менее 1% населения Индии, хотя и играет заметную роль в экономической жизни страны, так как джайны традиционно активно занимаются финансовой и предпринимательской деятельностью.

Сикхизм - (на языке панджаби «сикх» от санскр. «шишья» — последователь, ученик)—дхармическая религия, возникшая в XVI в. на северо-западе Индии (Пенджаб) как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Возник в среде индуизма и ислама, и его возникновению способствовало взаимовлияние этих двух религий. Основатель сикхизма — гуру Нанак— много путешествовал, совершил паломничество в Мекку, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас, который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества и сложил ряд гимнов. Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру Гобинд Сингх упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). В результате длительных войн против моголов и афганцев в 1767 году было создано самостоятельное государство — конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Сикхи отошли от индуизма, но не приняли ислам, а создали особую религию. Они верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе. Когда он захотел выразить себя, то сначала нашел свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Он растворен и присутствует повсюду. Бог никем не рождён и не перерождается — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но ему даны свободная воля и ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, он может воспринимать других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее. Основы вероучения изложены в книге «Ади грантх» (буквально: «Изначальная книга»). Она содержит сочинения сикхских гуру и считается средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». Книга содержит более 6 тыс. стихов. Сикхи проповедуют братское отношение ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не должен принуждать к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять во всяком повседневном деянии. Страшным грехом считаются манипулирование другими людьми, принуждение и насилие. Сикхизм могут принять любые люди, независимо от национальности, пола и происхождения. Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Принявшие амрит обязаны хранить при себе 5 предметов (правило пяти «К»): 1) кеш — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму; 2) кангха — гребень, поддерживающий волосы; 3) кара — стальной браслет; 4) качх — короткие штаны особого покроя; 5) кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви.

Религия, как объект исследования. Научный, философский, религиозный, исторический взгляды на изучение религии.

Термин религия происходит от латинского «religio». Наиболее признаваемыми вариантами этимологии, являются варианты Цицерона и Лактанция, они говорят, что религия – это идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, размышлять, бояться. Характеризовали религию, как богобоязненность, страх и почитание богов. Лактанций считал, что термин происходит от латинского religare – вязать, привязать, и означает узы, которые соединяют человека с Богом в служении и повиновении ему.

Французский лингвист 20 века Бенвенист полагает, что изначально religio – это сомнение, удерживающее человека, внутреннее препятствие какому-то действию, а не чувство, побуждающее к действию или заставляющее исполнять обряд.

Только у христианских писателей впервые появляется объяснение religio – оно выводится из уз благочестия, так как Бог присоединяет к себе человека узами и привязывает его благочестием (смысл зависимого человека от Бога).

Теология – учение о Боге (появляется в наиболее развитых религиях: иудаизм, христианство, ислам, как совокупность доктрин о сущности Бога).

Научный подход:

В 19 веке появляется научный подход, религия становится предметом изучения и исследования. Появляется предмет «религиоведение», который изучает, как религия взаимодействует с другими областями жизни и деятельностью человека. Религия рассматривается, как часть культуры. Исследуются условия возникновения религии, ее ценности, нормы, образцы поведения, функциональный статус в обществе.

Богословский подход:

Богословский подход ориентируется на понимание религиозного сознания «изнутри», исходя из собственного опыта и позиции самой религии. Также этот подход называют апологетическим, предполагающим самозащиту религиозных догм от обвинений и критики.

Философский подход:

Основан на философской методологии, предполагает выход за пределы опытного постижения религиозного сознания, ориентируются на его критический анализ. В процессе рассуждения, не выдержавшие проверку на истинность, положения исключаются, а фундаментальные положения остаются, чья истинность обоснована.

Философский подход включается в себя множество школ и направлений, поэтому в нем выделяют, как минимум две точки зрения религиозно-философская и атеистическая.

Исторический подход:

Предполагает учет условий места и времени. Дает возможность осмысливать и анализировать все пройденные этапы развития религиозного сознания, так же и как динамическую систему. Показывает, что религиозное сознание не вечное, а исторически переходящее.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.