Песнь о Роланде»: сюжет, основные идеи и образы. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Песнь о Роланде»: сюжет, основные идеи и образы.

2022-10-29 35
Песнь о Роланде»: сюжет, основные идеи и образы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Историческое противостояние франков и мавров-мусульман приближается в «Песне о Роланде» к абсолютному конфликту добра и зла. Война за территории, за город Сарагосу оценивается как битва армии Бога с армией Сатаны. Франки – очистители земли от скверны. Они разгоняют тьму.

· Уже в первой строфе мусульмане, далекие от языческой культуры и не допускающие изображений Бога, становятся идолопоклонниками, славящими «Аполлена» (Аполлона). Они владеют землей, где «жили встарь Дафан и Авирон» – герои Ветхого Завета, противники Моисея, жестоко поплатившиеся за бунт против Божьего избранника. Смерть мавров сопровождается приходом чертей, уносящих души в ад. Черный цвет кожи недвусмысленно намекает на такую же расцветку внутреннего мира. Среди врагов Христа в «Песне о Роланде» есть «эфиопы» (популярное в Средние века название бесов). В решающей битве с Карлом к мусульманам присоединяются «мерзкие хананеи», турки, персы, «дикие печенеги», армяне, словенцы – все, кто далек от католического Запада.

· «За мною род проклятый!» – кричит своему войску один из предводителей мусульман, признавая темную природу антихристианского дела. Франки, воюющие с такими «демонами», постоянно молятся Богу, вспоминают о Христе и Деве Марии, пребывают в контакте с ангелами, видят вещие сны, попадают в рай после героической смерти в бою. Ради них Бог останавливает солнце, продлевает день, как в ветхозаветной «Книге Иисуса Навина». Роланд – племянник императора Карла, его самый ценный воин. В их сюжетном взаимодействии – евангельский мотив Отца, посылающего в «последний бой» Сына, одерживающего победу в своей жертвенной смерти. В храмовой живописи Средневековья Бог Отец ассоциировался со старцем. В «Песне» Карл неоднократно называется «двухсотлетним», «седовласым», «седобородым». Он – мудрец, знающий о будущем, глава христианского мира, стратегически управляющий избиением неверных, он же – скорбящий «Отец», оплакивающий гибель своих «сынов» и наказывающий врагов с таким же успехом, с каким библейский Бог воздает по заслугам в «Откровении Иоанна Богослова».

· Роланда сопровождают «12 пэров», напоминая первохристианскую общину. У Роланда есть свой «Иуда». Это - Ганелон, близкий родственник (отчим), с подачи пасынка назначенный послом, уполномоченным вести переговоры с маврами об их возможном крещении. Посольство оборачивается предательством: интересы мусульман и плохого христианина сходятся в желании убить Роланда. В этом случае Ганелон отомстит пасынку за его опасную инициативу, а мусульмане, утратив главного врага, сохранят землю, прочный мир и останутся «нехристями».

·      Повествователь помогает понять библейский подтекст образа Ганелона. В разговоре с королем мавром Марсилием он «выдает» Роланда, указывая на него как на главную причину их неприятностей. Договор скрепляется ритуальным жестом: Ганелон «облобызал язычника в уста» (вариация «поцелуя Иуды»). Полученные подарки по своей ценности значительно превосходят «тридцать серебренников», но вполне соответствуют им по функции.

·      Гибель Роланда, двенадцать пэров и тысяч французских воинов повествователь считает результатом заговора «фарисеев», которые лицемерно рассуждают о «вечном мире», решая личные и совсем не благие задачи. Как и Христос, Роланд предан «своими» (”Иуда» -Ганелон), а принял смерть от «чужих». Иисуса распинают римские солдаты, Роланд погибает от меча мавров.

·      Конфликт Роланда с Ганелоном имеет и дидактический характер, восходящий к новозаветному разделению «кровного» и «духовного». Ганелон, как средневековый воин, имеет право на личную месть, но в данном случае он смертельно ошибается, поставив родовую обиду выше общехристианского дела. Как фарисеи (защитники клановой правды) осуждаются евангелистами, так и Ганелон, изменивший церковному единству, оказывается проклятым.

· «Разумен Оливье, Роланд отважен», - сообщается в «Песне». Оливье, друг главного героя, предлагает протрубить в рог, вызвать основное войско и легко разобраться с маврами. Но песни слагают об отважных, а не о разумных, которым всегда не хватает «безмерности» и «безумия», чтобы выйти на первый план. Роланд наделен именно этими качествами. Он ищет «тесные врата», выбирает трудный путь: «позор и срам мне страшны – не кончина».

· Религиозному оправданию Роланда способствует евангельская идея несения «своего креста». Карл посылает племянника очистить мир от нехристей. «Крест» Роланда – умелое владение мечом, бесстрашное противостояние тем, кто не подчиняется Богу. Евангельская модель остается, приобретая новое содержание. Проясняется образ западноевропейского, католического Христа. Он благословляет крестовые походы и участвует в них. Он насильственно «убеждает» еретиков, активно ищет дьявола в земном обличии. Христианско-исламская вражда «прочитывается» в «Песне о Роланде» как «евангелие» воинов: в борьбе человека с «демонами» спасает жертва Роланда, освятившего «религию меча».

· Смерть героя – кульминация поэмы. И все же это – христианство: вера в Иисуса Христа, скорректированная средневековой политической ситуацией и ветхозаветным образом Бога, который утверждается в борьбе «избранного народа» с язычниками, не знающими спасения. Есть мотивы, сближающую эпическую поэму с житием: Роланд как борец с силами тьмы (мистической и политической), верный вассал Бога и Карла, как жертвенный герой, взявший «свой крест», по религиозному содержанию образа не уступает многим святым. Итак, «Песнь о Роланде» – это поэма-житие, использующая ветхозаветные образы эпической борьбы израильтян с язычниками для оправдания и освящения «военного христианства», отстаивающего образ Иисус с помощью меча.

 

Роланд — главный герой.
Карл — французский король,дядя Роланда.
Оливье — лучший друг Роланда.
Марсилий — Испанский король.
Ганелон — отчим Роланда, предатель.
Турпен — архиепископ.
Идеи: рыцарство, предательство, вера.

 

 

Средневековая поэзия.

· В средние века поэзия стала королевой европейской словесности. Время прозы еще не пришло. Даже летописи облекались в стихотворную форму. Священное писание обретало стихотворные ритмы. Звучные стихотворные формы придавали поэтичность даже самому сухому дидактическому тексту, как бы приобщая его к царству красоты. А люди, жившие в суровую и в чем-то даже мрачную эпоху, нуждались в красоте, как нуждались они в солнечном свете.
Но вот подошел XII век, и любовная лирика, правда не народная, а рыцарская, как-то сразу заняла одно из самых видных мест в литературе средних веков. Этот расцвет светской лирической поэзии, начавшийся на юге Франции, в Провансе, а затем охвативший ряд европейских стран, знаменовал наступление нового этапа в культурной истории средневековой Европы.
Слово трубадур произошло от провансальского глагола trobar (франц. trouver), что значит находить, изобретать. Таким образом, слово трубадур обозначает в буквальном переводе изобретателя, сочинителя песен.

· Под названием трубадуров разумеют тех поэтов XII и XIII столетий, которые слагали свои песни на провансальском наречии. Поэтическая деятельность трубадуров противополагалась народному творчеству и называлась самими трубадурами "искусством находить, изобретать", т. е. творческим искусством. При этом имелось в виду исключительно искусство слагать стихи, петь рифмованной речью. Словом trobar называлось и само стихотворение в смысле изобретения или выдумки отдельного лица. Другое название искусства трубадуров - "веселое знание" или "веселая наука" - возникло значительно позже. Оно появилось в Тулузской Академии. Что касается столь распространенного слова трубадур, то оно вошло в оборот очень быстро.

· Под именем трубадуров подразумевались только лирические певцы, т. е. поэты, выражавшие в своих всегда сравнительно небольших произведениях свое личное чувство или свой личный взгляд на то или другое лицо, на то или другое событие. Трубадуры резко отличались от авторов рассказов и новелл.

· Сводя все вышеизложенное в одно целое, можно дать уже вполне точное определение понятия трубадур. Под трубадурами следует разуметь лирических поэтов, слагавших свои песни на провансальском наречии и распространявших их среди высшего феодального общества.

· Для обозначения своего творчества трубадуры постоянно употребляют термины «мастерить», «ковать», «обрабатывать». Отсюда упорная работа над стилем и, в частности, виртуозная отделка формы – забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм.

· Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, то есть любовная песня. Её древнейшие памятники относятся к 1170-м годам. Песни миннезингеров архаического стиля обычно являются однострофными стихотворениями простейшей метрической конструкции, объединёнными парными рифмами, частно неточными. Как и в народной лирике, в стихотворениях этого рода всегда наличествует объективный элемент повествования, лирический сюжет или чёткая драматическая ситуация.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.