Христос и герои житийной литературы: новозаветные истоки агиографии. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Христос и герои житийной литературы: новозаветные истоки агиографии.

2022-10-29 36
Христос и герои житийной литературы: новозаветные истоки агиографии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Отдельные черты образа Иисус Христа помогают сформировать «портрет» героя житийного текста. Св. Георгий и Николай, Екатерина и Феодора – самостоятельные персонажи, обладающие индивидуальной сюжетной судьбой, но, как спасенные личности, как идеальные фигуры они развиваются лишь в контакте с первообразом, задающим ритм и условия движения. Все начинается с библейского сюжета, идейно блокирующего античные и фольклорные мотивы, в нем же все в агиографии и продолжается.

· Христос осмысленно принимает страдания, часто говорит о неизбежной смерти, готовит центральное событие нового мира – распятие ради воскресения. В агиографии эта сторона образа разрабатывается мучениками, берущими «свой крест» в подражание Христу.Иисус оставляет семью, избегает богатства, остается одиноким, несмотря на окружающие его людские толпы. Постится сорок дней, не женится, не оставляет после себя детей, предпочитая духовное, сверхприродное становление. В проповедях призывает преодолеть власть «мира сего». Эта сторона личности в житиях представлена монахами.

· Христос – Сын Бога, но рождается в бедной семье. Он – Царь Небесный, но многие годы остается неизвестным плотником, а потом окружает себя рыбаками и блудницами, мытарями и бесноватыми, опускается на социальный низ, идет на позорную казнь. Богочеловек, соединивший небо и землю, умирает на кресте – изгнанный, оплеванный, униженный. В житийных текстах такого Христа представляют юродивые.Христос лечит, воскрешает – появляются жития врачей-бессеребренников. Он основывает Церковь, руководит ей – святые епископы сохраняют образ правящего Спасителя.

· Нельзя утверждать, что сюжетная схема Евангелия присутствует во всех агиографических текстах. В них нет речи о непорочном зачатии, о воскресении главного героя, о преображении на вершине горы. Значительно скромнее роль учительного слова. Святого прежде всего представляют дела, а не речи. Евангелие и житие сближает типология состояний: учительство и юродство, целительство и противоборство, одиночество и сыновство, мученичество и бессмертие.

· Эти мотивы присутствуют в большинстве агиографических произведений. Св. Георгий – мученик, но он же – одинокий борец с сатаной, избранный «сын», ободряемый Богом, учительствующий в своем христианском упорстве и достигающий бессмертия. Св. Симеон – юродивый, и он же – врач, спасающий от смертельных болезней, учитель, дидактическими поступками направляющий душу, мученик, регулярно избиваемый горожанами, и - одинокий «безумец», посвятивший жизнь небесному Отцу. Св. Антоний – монах, живущий вдали от людей, он же – борец с демонами. Побои делают героя мучеником, воспитавшим себя учителем, достигшим бессмертия.

·      Родители героя – знатные, богатые, праведные римляне, долгое время остававшиеся бездетными. Их добропорядочность была замечена, молитвы – услышаны: у Евфимиана и Аглаиды рождается мальчик (мотив Богом посланного сына). В юном возрасте Алексий постиг все «начатки знания»: грамматику, философию, церковные книги (мотив мудрого ребенка). Когда пришла пора жениться, родители выбрали «одну девушку царской крови и рода, превосходящую всех красотой и богатством». После свадьбы и до брачной ночи герой уходит из дома, никому не объяснив исчезновения (переход с физического на духовный уровень «свадьбы», мотив преодоления устойчивых житейских позиций: «жених, который не жених», реализация цитаты «враги человеку – домашние его» и других «антиродовых» слов Иисуса).

·      Переплыв на корабле море, Алексий прибывает на Восток (все это значительные христианские символы: корабль-церковь, вода-крещение, восток-рай). В сирийском городе Эдесса герой проводит 17 лет в храме, молясь, постясь, прося милостыню и раздавая ее еще более нуждающимся (мотив сознательного самоуничижения “аристократа” и «Богом посланного праведника»). Все эти годы ищут Алексия и плачут от горя отец, мать, невеста-жена (круг страданий, в который герой вводит своих близких). «Забота и скорбь никогда не отступали от них», - замечает повествователь. Когда праведность Алексия была узнана в Эдессе, он бежит из города, садится на корабль, который, по воле Бога, привозит его в Рим (мотив бегства от славы и подчинения небесному Отцу).

·      Алексий приходит в свой дом и, не узнанный отцом, получает от него пищу и кров в «сенях», где обитают рабы (мотив незамеченного родственника: «пришел к своим – и свои не приняли его»). Рабы стали глумиться над Алексием: «И одни толкали его ногами, другие били, третьи выливали ему на голову помои» (образ господина, принимающего поношение от своих слуг) Герой, которому не представляло труда наказать зарвавшихся рабов, все сносил с радостью.

·      Приближается день кончины героя, и голос Божий сообщает о нем в римском храме (мотив божественного подтверждения избрания и святости) Зная о близком преставлении, Алексий оставляет «автобиографию» и умирает в пятницу (день распятия Христа). Правители Рима со свитой приходят в дом Евфимиана и находят только что скончавшегося героя. Лик его «сверкает, как лик ангела» (мотив преображения тела и бессилия смерти). После прочтения харатьи следуют горестные монологи отца, матери, невесты (мотив скорби у тела праведника, которого не успели оценить при жизни и избавить от бедствий). Погребение героя сопровождается массовыми исцелениями и общенародным признанием (мотив символического воскресения и радости – следствия необходимых страданий).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.