Ветхозаветная «Книга пророка Ионы»: сюжет, основные идеи и образы. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ветхозаветная «Книга пророка Ионы»: сюжет, основные идеи и образы.

2022-10-29 40
Ветхозаветная «Книга пророка Ионы»: сюжет, основные идеи и образы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мораль книги Ионы заключена в последнем стихе-вопросе Господа о том, как не пожалеть великий город, где сто двадцать тысяч несмышленых человек и множество скота.Книга пророка Ионы существенно отличается от всех других пророческих писаний, т.к. все 4 главы ее содержат не пророческие речи, а описывают миссию пророка в Ниневию, столицу Ассирии.

Первая глава повествует о том, как Иона, получивший от Бога повеление идти в Ниневию и обличать беззакония жителей этого города, пытался уклониться от этой миссии. Он направляется в Иоппию, портовой город на Средиземном море (нынешняя Яффа), садится на корабль и бежит «от лица Господня» в противоположную от Ассирии сторону – в Фарсис (Тарсис), Финикийскую колонию в Испании, олицетворявшую для древних евреев край света (стихи 1-3). Далее описывается, как на море поднялась великая буря, грозившая потопить корабль, и язычники-моряки, по обычаю того времени, бросили жребий, чтобы узнать, кто из присутствующих на корабле виновен пред Богом и навлек на себя Его гнев; жребий пал на Иону, который исповедал пред всеми свой грех и просил бросить его в море, после чего ветер прекратился (стихи 4-16).

Вторая глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (в еврейском тексте – «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и ночи, и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни, с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу.

В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. На этот раз Иона не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней. Ниневитяне во главе со своим вождем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом.

В четвертой главе описывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (по-славянски – «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросами: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120-ти тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от

левой, и множества скота» (4:10-11).

 

Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее преобразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трехдневное пребывание в сердце земли.Проповедь Ионы язычникам – ниневитянампрообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитянпрообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу.

 

Религиозно-нравственное учение книги пророка важнее всех проблем, возникающих по поводу ее авторства и время написания. Прежде всего, в книге раскрывается возвышенная идея об универсальности спасения, предназначенного для всех народов. Народом Божиим могут быть языческие народы, уверовавшие в Него, а не только Израиль. Еврейский партикуляризм с трудом воспринимал эту идею. На пути усвоения этой возвышенной идеи непреодолимым препятствием стоял эгоизм и предубежденность в том, что спасение предназначено только для евреев. Бог – Отец всех людей. Он простирает Свою любовь на все человечество и милует кающихся грешников. Но покаяние со стороны человека - грешника необходимо, ибо без него нет прощения.Еще одна идея: Посланник Божий непременно должен исполнить Свою миссию. В случае противления он наказывается Богом.С литературной точки зрения книга оценивается очень высоко. Ее сравнивают с жемчужиной уникальной ценности.

Иов как библейский герой.

Иов библейский персонаж (евр. "удрученный, гонимый") — имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не

принадлежал кизбранному роду Авраамову.

 

Библейский персонаж Иов. Святой праведный Иов Многострадальный

Ветхий Завет среди своих так называемых учительных книг имеет небезынтересное произведение, называемое Книгой Иова. Название ей дано по имени главного героя, благочестивого праведника и преданного слуги Божия

Повествование о злоключениях, которые претерпевает библейский персонаж Иов, разделено на пролог, основную часть и эпилог. В прологе описывается благословенная жизнь праведника, его процветание в духовном и материальном плане. Основная часть рассказывает о том, как Иов многострадальный претерпевает горе, выпавшее на его долю в результате спора сатаны и Бога. Сама по себе эта часть делится на три раздела: разговоры Иова с друзьями, слова Елиуса и речь Всевышнего. Эпилог замыкает круг и рассказывается о восстановлении справедливости и возвращении благосостояния пророка.

Начинается рассказ с того, что на собрание сыновей Божиих пришел Сатана и стал провоцировать Бога отнять свое благословение от праведного и безгрешного Иова, чтобы проверить, сохранит ли он верность Всевышнему в скорби. В результате Бог поддается провокации и отдает своего слугу в руки дьявола с одним условием – не убивать его. В дальнейшем библейский персонаж Иов переживает ряд потрясений: единовременно умирают все его сыновья и дочери, он лишается всего своего богатства и имущества, а сам жестоко заболевает проказой. Чтобы его утешить и поддержать, к нему приходят три друга. Большая часть книги представляет собой как раз их речи и ответы на них Иова, в которых они совместно пытаются установить причины, по которым на праведника обрушились такие бедствия. Они считают, что Иов многострадальный повинен в каком-то тяжком грехе, потому что невиновного, по их мнению, Бог уберег бы от напрасных мучений. Но пророк упрямо заявляет о своей непорочности и, смиряясь под властью Божией, благословляя его имя, тем не менее призывает его к ответу. В конце концов, Бог является и обличает неправоту как самого Иова, так и его друзей. Господь устраивает суд и задает вопросы главному герою, на которые он не в состоянии дать ответ. И все-таки в заключение Бог хвалит верность и терпение своего слуги, исцеляет его от болезни и умножает утраченное имущество больше прежнего. Друзей же его он обвиняет в клевете на себя и повелевает им попросить у Иова помолиться за них, чтобы отвратить наказание за то, что они говорили о нем «не так верно».

 

Однако, если мы внимательно вчитаемся в эту книгу, то увидим разительное отличие Иова от многих других представителей ветхозаветного Израиля, в том числе и авторов других библейских книг, царей Давида и Соломона. Праведность Иова достигает уже почти новоза-ветного совершенства. Когда Иов в конце своих речей призывает: «пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (31:6), мы понимаем из его дальнейших слов, что он не совершал не только «очевидных грехов», но в нем не было ни горделивости (31:24-25,27), ни даже прелюбодейных помыслов (31:1,9). «Иов был праведным, имея не часть добродетели, а всю человеческую добродетель, целую и всеобъемлющую, не так, что от одного худого дела воздерживался, а другое – делал», – пишет о нем свт. Иоанн Златоуст.

Кем же был этот человек? Иов жил во времена библейских патриархов. Некоторые отцы считали его потомком Исава (блж.Августин, Ориген).Блж. Иероним считал Иова потомком брата Авраама Нахора (ср. Быт. 22:20). Это уже значило бы, что Иов был простым язычником и никак не относился к богоизбранному народу. В любом случае, он был крайне благочестивым человеком. В Библии сказано, что он боялся, что его дети в мыслях случайно похулят Бога. В определенные дни Иов вставая рано утром, приносил всесожжение Богу за каждого из своих детей (1:5).

Перечисляется также имущество праведного Иова, и мы видим, что он был совсем не бедным человеком. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (1:3). Свт. Иоанн Златоуст отмечает, что даже в этих коротких стихах «Писание представляет нам хозяина, не хвастающегося дорогим материалом, а довольного тем, что удовлетворяло нужду». В тексте нет перечисления запасов золота, серебра или драгоценных камней. Перечисляется лишь то, что «менее всего выходит за пределы необходимого».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.