Берлинский кафедральный собор — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Берлинский кафедральный собор

2022-10-27 37
Берлинский кафедральный собор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Берлин

 

Самая большая протестантская церковь Германии. Собор асположен на Музейном острове Берлина.

Музейный остров – название, которое получила северная оконечность острова Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к католической церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

Христиане‑протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках. Протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

По мнению православных критиков дух рационализма приводит протестантизм к законченному атеизму, развившемуся преимущественно именно в протестантских странах.

В настоящее время протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах. Протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий наряду с католицизмом.

Берлин никогда не был местом пребывания епископа католической церкви. В 1930 году Святой Престол впервые создал католическую епархию в Берлине, Берлинский собор к тому времени уже давно являлся протестантской церковью.

Собор строился с 1894 по 1905 год в качестве главной церкви прусских протестантов и придворной церкви правящей династии Гогенцоллернов.

Собор выполнен в стиле барокко. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово‑парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко – атлант, кариатида, маскарон.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI веке Реформация и учение Коперника.

Изначально богато украшенное здание собора в Берлине из силезского гранита достигало вместе с куполом высоты 114 м. После Второй мировой войны была проведена реконструкция серьёзно пострадавшего собора, и теперь он имеет более скромную высоту в 98 м. На торжественном открытии после реставрации 6 июня 1993 года собор сразил своим пышным внутренним убранством, которое скорее напоминало убранство католической церкви. Для посетителей открыт также склеп династии Гогенцоллернов, где представлены 70 из 89 сохранившихся захоронений.

Орган для собора был построен известным немецким органным мастером эпохи романтизма Вильгельмом Зауэром. Вильгельм Зауэр вместе со своими учениками построил более 1100 органов. Его самые большие и самые известные органы находятся в Берлинском соборе (1903 год), в церкви святого Томаса (Лейпциг) (1888 – 1908 годы) и в Гёрлице (1910 год). В 1865 году был получен и выполнен заказ на инструмент для Петербурга. В период до 1914 года фирмой Sauer для России был изготовлен 41 инструмент, большинство из которых погибли в годы революций и войн.

Перед собором разбит парк Люстгартен. К концу Второй мировой войны в 1945 году Люстгартен представлял собой разбомбленный пустырь. Германская Демократическая Республика оставила тротуары времен Гитлера, но вокруг всего плаца были посажены липы, чтобы укрыть милитаристский вид парка.

Движение с целью восстановления парка Люстгартен в его прежнем виде началось после воссоединения Германии в 1991 году. Строительные работы начались в 1998 году. Современный облик парк приобрёл 24 сентября 1999 года, открывшись после реконструкции. Сейчас Люстгартен представляет собой зелёную лужайку с газоном, в центре которой находится фонтан.

 

Собор святого Павла

Лондон

 

Собор святого Павла – англиканский собор, посвященный апостолу Павлу.

Англиканство – одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии.

При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По‑прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

Кафедральным собором англиканской церкви является Кентерберийский собор, расположенный в графстве Кент в 85 км от Лондона. Это главный англиканский храм Великобритании. Резиденцией епископа Лондона является собор святого Павла в Лондоне.

Современный собор является пятым, находящимся на этом же месте. Работы по его сооружению были начаты в 1675 году и завершены в 1708 году, в правление королевы Анны. Собор святого Павла уже давно вошел в историю английского и мирового искусства. Чтобы изыскать средства, необходимые для постройки собора, в Англии был введен дополнительный налог на уголь, ввозимый в страну.

Колоссальное здание собора, построенное архитектором Кристофером Реном, стоит на холме и до недавнего времени являлось самым высоким сооружением в Лондоне – его высота составляет 111 м. Собор не теряется даже среди современной многоэтажной городской застройки.

В своем нынешнем виде собор выделяется строгой продуманностью пропорций и гармонией архитектурных деталей. Купол его относится к числу самых совершенных и знаменитых купольных конструкций в Европе (наряду со Святой Софией в Константинополе, собором святого Петра в Риме и Флорентийским собором). Купол сформировал существующий образ собора. Он возвышается на высоком барабане, окруженном колоннами. Снаружи можно видеть только его внешнюю свинцовую оболочку. Росписи купола выполнены в 1716 – 1719 годах и посвящены деяниям апостола Павла.

На небольшой площади перед входом в собор установлен памятник королеве Анне.

Главный, западный, фасад собора украшает огромный портик почти 30‑метровой высоты. Портик двухъярусный и имеет шесть пар колонн в верхнем и четыре пары в нижнем ряду. Его увенчивает фронтон со скульптурной композицией «Обращение Савла» (Савл – имя апостола Павла до крещения).

По обеим сторонам портика поднимаются две башни‑колокольни. Они возведены в 1706 – 1708 годах. В правой, южной, башне находится самый большой колокол Англии – «Большой Пол», весящий 16 тонн. В колокольнях собора установлено 17 колоколов, из них 13 – в северо‑западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол и Большой Том) – в юго‑западной башне.

Длина здания составляет 175,5 м. Под куполом собора расположено три галереи: внутренняя галерея шепота и наружные, каменная и золотая, галереи. Галерея шепота обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности её акустики: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шепот слышен на другом конце галереи, на расстоянии 32 м. Выше, вокруг основания купола, проходит каменная галерея, а над ней – золотая галерея у вершины купола, откуда открывается вид на Лондон.

Внутри собор, ренессансный по отделке и готический в плане, производит впечатление некоторой холодности и пустоты. Но это в целом характерно для протестантских церквей, в которых, в соответствии с протестантской обрядностью, нет ни пышной лепки, ни позолоты, ни скульптур. Эта сухость внутреннего убранства даже вынудила лондонцев в конце концов учредить в 1860 году специальный денежный фонд для украшения интерьера собора святого Павла.

На эти средства были сооружены скульптуры над Галереей шепота и созданы мозаики, украшающие алтарную часть и подкупольное пространство. Достоинством собора святого Павла являются совершенство всех архитектурных форм, мастерски исполненные детали. В соборе можно видеть прекрасную резьбу по камню, великолепные ажурные решетки из кованого железа. Произведением искусства можно считать деревянные скамьи. Их отличает тончайшая резьба и высокое художественное совершенство.

Орган собора изготовлен в 1694 году и является одним из лучших в Англии.

Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Здесь погребены адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, живописец‑пейзажист Тёрнер, первый президент Королевской Академии художеств Рейнолдс, сэр Александр Флеминг, а также строитель собора – архитектор Кристофер Рен.

 

Собор святой Софии

Константинополь

 

Собор Святой Софии – Премудрости Божией – всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

В 395 году оформился окончательный раздел Римской империи. Образовались западная и восточная ее части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная – Византия – стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

Во времена Византийской империи собор Святой Софии находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом.

Первый собор был построен на рыночной площади Августеон в 324 – 337 годах, он принадлежал течению ариан в христианстве. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным. Несколько соборов на этом месте было разрушено пожарами или в ходе восстаний и возмущений. После подавления восстания «Ника» спустя сорок дней император Юстиниан I повелел на месте сгоревшего собора построить новую церковь, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

Святая София в известной степени храм‑собиратель, ибо для его возведения были привезены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рима. В Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но мудрые люди отговорили его. Много и других чудес связанно со строительством храма: известь для него разводили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, а для верхней доски патриаршего престола был создан материал, которого до того не существовало на свете: в расплавленное золото бросали драгоценные камни – рубины, сапфиры, аметисты, жемчуга, топазы, ониксы. Говорят, секреты специального раствора, использованного в строительстве, так и не удалось разгадать.

Большая часть колонн была высечена специально для этого храма. Святая София была украшена с необычайной пышностью. Было использовано около 130 тонн золота. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Торжественное освящение храма произошло 27 декабря 537 года.

Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Были времена, когда он доходил до 600 человек. Нынешняя София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний – широкий, боковые – более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Вся гигантская конструкция состоит из каменной и кирпичной кладки, кажется легкой и невесомой. Главная задача строителей Софии состояла в том, чтобы представить ее неким нерукотворным, божественным произведением, а никак не плодом человеческих усилий. Поэтому все, намекающее на тяжесть, тщательно и хитроумно спрятано.

Громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах, поэтому кажется, что купол действительно «на цепи подвешен к небесам» и не касается строения.

Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана. Своды были сплошь покрыты золотой мозаикой, а купол – украшен синим крестом на золотом фоне. Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году, а шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом – к VI веку.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры – галереи, открывающиеся в центр храма арками.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

13 апреля 1204 года Константинополь захватили рыцари Четвёртого крестового похода, которые его сожгли и практически полностью разорили. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. Собор Святой Софии также был разграблен. До разграбления крестоносцами Константинополя в соборе хранилась Туринская плащаница.

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая‑Софья. Мусульмане поместили михраб, показывающий направление на Мекку, в юго‑восточный угол собора.

Большинство фресок и мозаик остались невредимыми до настоящего времени, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны турками штукатуркой.

До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул‑Меджид I поручил архитекторам провести реставрацию Ая‑Софьи, которой угрожала опасность обрушения.

В 1935 году согласно декрету Ататюрка, Ая‑Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире – вплоть до постройки Собора святого Петра в Риме.

По русским преданиям, именно сюда направил своих послов князь Владимир Красное Солнышко, которые должны были ему сообщить, хороша ли христианская религия. Послы, побывав в храме Святой Софии, были так потрясены увиденным, что сообщили князю Владимиру, что они побывали не просто в великолепном храме, а в раю. Говорят, что именно это определило выбор Владимира и его решение крестить Русь. Вместе с крещением Русь приняла и великую культуру.

В настоящее время существует международное движение «Совет по освобождению Святой Софии». Его президент считает, что собор Святой Софии Премудрости Божией должен снова занять подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия – чем он и был до захвата турками‑османами в 1453 году.

 

Софийский собор

Киев

 

Софийский собор в Киеве (собор Святой Софии) – самый величественный и роскошный храм XI века – является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Архитектура и живопись Святой Софии – это уникальное явление в истории мировой культуры.

Храм был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Ярослав Владимирович – сын крестителя Руси князя Владимира Святославича из рода Рюриковичей. Он устанавливал династические связи со многими европейскими правящими домами и, таким образом, являлся отцом, дедом и дядей многих правителей Европы. В истории получил прозвище Мудрый. При крещении Ярослав был наречён Георгием. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево‑Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября – «Юрьев день».

Большое значение Ярослав придавал возвышению и украшению столицы своего усиливающегося христианского государства – Киеву. В это время Киев уже был чрезвычайно большим и крепким городом, в котором было около 400 церквей и 8 рынков. Киев называли соперником Константинополя, «блестящим украшением».

Триумфальное утверждение христианства в большом могущественном государстве обусловило появление грандиозного храма, архитектура и живопись которого воспевали Бога как творца мира, подносили к нему души верующих.

Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве храм Святой Софии на месте битвы с печенегами. Летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. В научной литературе обозначено, что летописная статья 1037 года, которая вспоминает под одним годом про создание целого комплекса больших сооружений, суммирует градостроительную деятельность Ярослава за все годы его княжества.

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово‑купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи – ещё более широкой одноярусной. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина – 29,3 м; с галереями: 41,7 м и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму.

Свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками.

Первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе – Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них – с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение, и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так как мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева – архистратига Михаила и многих православных святых.

В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

В барабане между окнами изображены фигуры апостолов, ниже изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора – Богородица Оранта («Нерушимая Стена») – находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Высота ее – около 6 м. Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Под ней изображена Евхаристия (христианский обряд, заключающийся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении) – причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители – древние святые епископы, Отцы Церкви.

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на втором – Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей – будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии – и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и других. Большое место занимает композиция «Ипподром» в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола – шедевр искусства.

В архитектурный комплекс Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория. Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы в 1699 – 1706 годах. Она трехъярусная, высота ее 76 м. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385 – 1390 годах митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1934 году архитектурный комплекс был объявлен Государственным архитектурно‑историческим заповедником «Софийский музей», который включён в Список Всемирного наследия в 1990 году.

 

Исаакиевский собор

Санкт‑Петербург

 

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) крупнейший православный храм Санкт‑Петербурга. Современное здание построено в 1818 – 1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I. Творение Монферрана – четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт‑Петербурге. В настоящее время Исаакиевский собор не является кафедральным собором Петербургской митрополии. Это выдающийся образец русского культового искусства.

К 1706 году на Адмиралтейских верфях работало более 10 тысяч человек, но церквей, куда могли бы они ходить, не было. Для церкви было выбрано здание большого амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15 – 20 м от канала (проходящего вокруг Адмиралтейства) и в 40 – 50 м от берега Невы. Первый деревянный храм, названный Исаакиевской церковью, был освящён в 1707 году. Её сделали деревянной и покрыли водонепроницаемым воско‑битумным составом чёрно‑коричневого цвета, которым тогда смолили днища кораблей. Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе. Здесь 1 марта 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. С 1723 года, по императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.

Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, поскольку первая к тому времени уже обветшала. По облику она напоминала Петропавловский собор. Для церкви был сделан резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе. Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег, воздействовала на фундамент, разрушая кладку. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега.

Но начало работ затянулось. В 1762 году вступает на престол Екатерина II. Она одобрила идею воссоздать Исаакиевский собор, связанный с именем Петра I. По проекту собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось. Вступивший на престол Павел I поручил срочно завершить работу. Пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I – Михайловского замка. Собор получился приземистым, а в художественном отношении даже нелепым – на роскошном мраморном основании высились безобразные кирпичные стены. 30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был освящён.

В центральной части Петербурга необходимо было иметь более парадный собор. В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который подвергся критике. 3 апреля 1825 года был утверждён новый проект Монферрана. Именно в таком виде и был построен современный Исаакиевский собор.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина – около 100 м. Наружный диаметр купола – 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло‑серым мрамором.

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26 – 28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимыми в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи. В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне недалеко от Выборга. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, изготовленных специально для этого. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировалось двумя пароходами до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.

До постройки стен собора возвели портики, поскольку установить монолитные колоны представляло большую трудность. Для подъёма колонн были построены специальные леса. Установка одной 17‑метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут.

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года. Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50 – 60 см, внутренней – 15 – 20 см. В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено.

В 1837 году, когда было завершено основание купола, была начата установка 24 верхних колонн. Колонны подымались наверх по наклонному настилу на специальных тележках при помощи оригинальных механизмов.

Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился сделать его максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. При отливке было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора – в 1828 году).

Золочение куполов собора в 1838 – 1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.

Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих – государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи.

Монферран прожил чуть меньше месяца после освящения собора. Он завещал похоронить себя в одном из подземных сводов собора, но император Александр II не позволил этому сбыться: Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви святой Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора, а потом останки были доставлены во Францию.

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый – Великомученице Екатерине, правый – благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой.

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века – 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники‑академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Работы проводились под контролем императора и Синода.

В соборе из‑за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей. При декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны.

После революции храм был разорён, из него было изъято 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950 – 1960‑е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка.

Существует мнение ученых, что в 2000‑х годах «с механической точки зрения состояние собора аварийное».

 

Храм Христа Спасителя

Москва

 

Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии. Строительство продолжалось почти 44 года: закладка произошла 23 сентября 1839 года, освящение – 26 мая 1883 года. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм – памятник Христу Спасителю России, призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. Идея построения храмов‑памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.

В 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона, «русско‑византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Место на Чертолье (улица Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго. Храм строился практически полностью за казённый счёт. Общая стоимость храма доходила до 15 миллионов рублей.

В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя подвергался непре


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.