Петровская галерея: кабинет Кваренги. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Петровская галерея: кабинет Кваренги.

2022-11-27 33
Петровская галерея: кабинет Кваренги. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1806 – Кваренги создал маленький кабинет, отделяющий восточную галерею Висячего сада от Павильонного зала.

Штакеншнейдер во время полной перестройки павильона в 1850-1858 годах внес в обработку кабинета значительные изменения.

Средняя часть кабинета перекрыта крестовым сводом, боковые – двумя коробовыми, опирающимися на поставленные у стен сдвоенные колонны. Штакеншнейдер ввел ионические колонны вместо дорических, ликвидировал характерные для Кваренги панель и фриз на стене за колоннами, по-новому решил антаблемент. Оставив на сводах разбивку, задуманную Кваренги, архитектор заменил легкую роспись лепкой на те же сюжеты, заключив их во множество профилированных золоченых тяг.

Кабинет украшает фонарь зеленого стекла, декорированный бронзой и хрустальными подвесками.

 

Старый (Большой)Эрмитаж.

В 1771-1787год для размещения возросших коллекций музея на набережной Невы, рядом с малым Эрмитажем по проекту архитектора Фельтен возводится здание известное позднее как Старый Эрмитаж. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и представляет собой образец «безордерного» классического здания конца 18 века. Внутри был отделан по типу дворцовых помещений.

В 19 веке перестройкой занимался Штакеншнейдер.

*Экспонируется Западноевропейское искусство - Италия 13-16в.

Советская лестница:

В середине 19 века заседания Государственного совета происходили в нижнем этаже Старого Эрмитажа. В связи с этим сначала подъезд, а затем и выстроенная в середине 19 века лестница получили название Советских.

Штакеншнейдер, реконструировавший Павильонный зал и помещения Старого Эрмитажа, устроил верхнюю площадку лестницы на месте созданного в 18 веке Фельтеном Овального зала, к которому примыкали 4 небольших угловых кабинета. Советская лестница стала внутренним связующим звеном между всеми 3 зданиями Эрмитажа. Вошедшие к этому времени металлические конструкции позволили создать высокие, может быть излишне крутые, марши: мраморные ступени лежат на железных косоурах (балках), скрытых лепным орнаментом. Легкость композиции подчеркивается ажурными кованными перилами с характерным для Штакеншнейдера узором из растительных завитков.

Лестничная клетка хорошо освещена, ее стены обработаны филенками из белого и розового стюка, верхний ярус декорирован пилястрами соответственно ряду сдвоенных беломраморных колонн на высоких постаментах, украшающих верхнюю площадку лестницы.

Интерьер принадлежит к числу наиболее удачных произведений Штакеншнейдера.

О помещавшемся здесь некогда зале напоминает лишь сохраненный Штакеншнейдером овальный живописный плафон кисти французского художника 18 века Г.Ф. Дуайена. Этот плафон написан на аллегорический сюжет: «Добродетели представляют Минерве русских юношей».

Зал раннего Возрождения:

Анфилада парадных комнат Старого Эрмитажа, созданная Фельтеном, выходит окнами на Неву. В начале 19 века она была заново отделана Дж. Кваренги в стиле классицизма.

Когда в 1850х годах Штакеншнейдер приступил к полной переработке внутреннего убранства Старого Эрмитажа и создал Советскую лестницу, этот зал стал первым в ряду комнат, превращенных в жилые помещения дворцового типа и отделанных архитектором соответственно вкусам того времени. Эти комнаты создавались для Николая Александровича (старшего сына Александра II, умершего в раннем возрасте).

У торцовых стен помещены 8 колонн из ревневской яшмы с золочеными капителями и пьедесталами из искусственного мрамора. Золоченый лепной орнамент потолка и 2х каминов из цветного мрамора придает залу еще большую пышность. На 2х других (продольных) стенах помещены пилястры с живописью и позолотой. Над дверными проемами – десюдепорты с лепными амурами, золоченый орнамент и овальные живописные вставки. Створки дверей отличаются особой пышностью: они выполнены из красного, розового, черного дерева и амбоина и украшены фарфоровыми расписными медальонами и золоченой резьбой. Убранство зала, как и всей анфилады, свидетельствует о характерном для середины 19 века стремлении заимствовать художественные решения интерьеров в прошлом.

В настоящее время в зале размещены произведения итальянских художников 13 -начала 15 веков.

Большой зал Старого Эрмитажа / Двусветный зал / Зал Леонардо да Винчи:

В 1805-1807 годах Дж. Кваренги перестраивает когда-то созданный Фельтеном зал. В первой половине 19 века интерьер сохранял декорировку Кваренги; его композиция отличалась строгими, простыми и ясными формами, типичными для русского классицизма 18 века.

Современный вид зал приобрел в 1858 году, когда вся анфилада комнат Старого Эрмитажа была заново отделана Штакеншнейдером для жилья и впоследствии получила название Седьмой запасной половины. «Половинами» именовались во дворце изолированные апартаменты представителей царской фамилии. Запасные половины иногда использовались для временного размещения прибывших ко двору высокопоставленных гостей.

В решении этого зала Штакеншнейдер использовал приемы французского барокко 17 века. Серый и красный цвета мрамора и порфира колонн, белые, розовые и зеленые тона простенков, синева лазуритовых вставок на белых каминах. Двери, исполненные в технике «буль», позолота сочетаются в декоративном убранстве зала. Здесь мы встречаем обычную для Штакеншнейдера измельченность деталей, обилие мелких тяг и профилей, перегрузку орнамента, пестроту цветового решения.

В композицию стен зала включены три декоративных панно венецианского художника 17 века Падованино, на потолке живописное панно русских художников 19 века.

Тематически ничем не оправданы помещенные над дверьми рельефные медальоны с портретами фельдмаршалов Суворова, Румянцева, Потемкина, Долгорукова-Крымского, Кутузова и Паскевича. Присутствие в украшении зала этих портретов послужило поводом к тому, что зал неправильно именуют Малым фельдмаршальским (Фельдмаршальский зал – в Зимнем дворце).

Новый Эрмитаж.

В 1851 году закончилась постройка специального музейного здания - Нового Эрмитажа. Оно возведено по проекту Лео фон Кленце архитекторами Стасовым, Ефимовым. Подъезд нового Эрмитажа украшают гранитные фигуры атлантов, созданные скульптором Теребеневым.

* лоджии Рафаэля

* Экспонируется Западноевропейское искусство: Италия (16-18 век), Испания (15-19в), Голландия (17-18в), Фландрия(17-19в)

* галерея истории древней живописи, Рыцарский зал

Лоджии Рафаэля:

Интерьер копирует знаменитую галерею папского дворца в Ватикане, построенную архитектором Д. Браманте и расписанную под руководством Рафаэля его учениками в 1516-1518 годах.

Создание Лоджий в Эрмитаже (1783-1792) было поручено Джакомо Кваренги, знатоку и поклоннику архитектуры эпохи Возрождения, строившему в это время Эрмитажный театр. Зодчий разместил Лоджии в специально возведенном вдоль Зимней канавки корпусе, примыкавшем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Еще до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников под руководством Х. Унтербергера в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее папского дворца. Копии исполнялись на холстах темперными красками, которые в закатанном виде доставлялись в Петербург. Здесь перед установкой полотен живопись приводил в порядок художник Я. Меттенлейер. Когда сооружался Новый Эрмитаж, корпус с Лоджиями также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ. При эвакуации художественных сокровищ Эрмитажа в 1941 году, в связи с опасением за сохранность живописи, было принято решение эти холсты не снимать. Специальные щиты плотно закрыли окна Лоджий – за годы Великой Отечественной войны помещение не получило никаких повреждений.

Галерея состоит из ряда отсеков (лоджий), образованных полуциркульными арками, которые находятся на равном расстоянии друг от друга и создают ясный и спокойный ритм. Проемы вдоль наружной стены застеклены (в Ватикане они были открытыми), в противоположной стене устроены забранные зеркалами окна (в Ватикане они освещают соседнее помещение). Вся поверхность стен и сводов, исключая панель ниже окон, покрыта причудливой росписью. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки аканта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, преходящие в лиственный орнамент. Таковы прославленные «гротески», созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей, с которыми он знакомился при раскопках в Риме. Композиции на библейские сюжеты из Ветхого Завета (до рождества Христова) размещены в сводах Лоджий.

«Просветы»:

Просветами называются 3 центральных зала Нового Эрмитажа, спроектированные Лео фон Кленце. Залы со стеклянными потолками и обширной гладью стен рассчитаны на развеску самых больших полотен коллекции. Воздвигая здание одновременно музейного и дворцового назначения, архитектор сосредоточил все декоративные элементы на перекрытиях просветов. Потолки вокруг застекленных проемов украшены пышным лепным орнаментом с позолотой на голубом фоне, противопоставленном ровному и глубокому темно-красному тону стен, предназначенных специально для развески картин.

Мебель выполнена по рисункам Кленце в придворных мебельных мастерских.

В 1м просвете (Итальянская живопись 16-17 веков) помещены изделия из бадахшанского лазурита: 2 вазы, исполненные на Екатеринбургской гранильной фабрике в 50х годах 19 века (мастер Налимов), и 2 столешницы Петергофской гранильной фабрики. Здесь же находятся два торшера из орлеца.

Большой просвет (Итальянская живопись 17-18 веков) украшают 2 вазы и 4 столешницы из малахита Петергофской гранильной фабрики (1842-1852), а также 4 торшера из коргонского порфира фиолетового оттенка работы мастеров Колыванской шлифовальной фабрики (1ая четверть 19 века).

В 3м просвете (Испанская живопись 16-17 веков) установлены 2 торшера и чаша из коргонского порфира, которые созданы на Колыванской фабрике в 1ой четверти 19 века.

Все эти предметы отделаны золоченой бронзой и являются лучшими образцами творчества русских камнерезов.

Галерея истории древней живописи:

По замыслу Кленце, оформление галереи должно создавать представление об античной живописи, о работах древнегреческих мастеров. Стены украшены гротескным орнаментом, в который вкомпоновано 86 картин, исполненных мюнхенским художником Г. Хильтеншпергером. В подражание античной технике энкаустики они написаны восковыми красками на меди. Среди сюжетов – история дочери Дибутада, греческой девушки, зарисовавшей на стене тень от головы возлюбленного, рассказ о художнике Зевксисе, изобразившем виноград с таким поразительным сходством, что птицы слетались его клевать и др. Все эти картины, занимательные по своему содержанию, трактованы сухо и имеют лишь декоративное значение. Галерея состоит из 9 отсеков, перекрытых пологими куполами на парусах. В куполах – 6 круглых живописных плафонов итальянского художника К. Дузи. Паруса украшены 36 рельефными профильными изображениями всемирно известных художников. Среди них: Джотто, Перуджино, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Рубенс, Ван-Дейк, Рембрандт, Гольбейн. Также сюда включено изображение апостола Луки, согласно церковной легенде, первого художника, а также портрет автора проекта Нового Эрмитажа Лео фон Кленце.

В настоящее время здесь выставлены скульптуры художников конца 18 – начала 19 века К. Кановы и А. Торвальдсена.

Парадная лестница Нового Эрмитажа:

Строгая и простая лестница, ведущая во второй этаж от подъезда со стороны улицы Миллионная, спроектирована Лео фон кленце.

Кажущийся приземистым темноватый вестибюль с колоннами из темно-розового финляндского гранита противопоставлен широкому, прямому подъему лестницы: вверх устремляются три марша пологих беломраморных ступеней, лежащих между стенами из отполированного желтого стюка, похожего на сиенский мрамор. Лестница ведет в верхнюю галерею с большими окнами в продольных стенах, обработанных белым стюком. Галерею, охватывающую всю лестничную клетку, украшают 2 ряда колонн из сердобольского гранита. Лестница не перегружена деталями, в ее решении не утрачены монументальность и гармония, свойственные классицизму. На верхней площадке лестницы размещены вазы из цветного камня работы русских мастеров 19 века, а также произведения итальянских скульпторов Бартолини, Бароцци, Тенерани.

На первом этаже Нового Эрмитажа при Николае I располагались скульптуры. Весь 1ый этаж отделан искусственным цветным мрамором, так как на его фоне выигрышно смотрятся беломраморные скульптуры.

 

Древний Египет

Египетский зал

Около 9000 памятников. Формировалась в 19-20в. Экспонируются 700 в хрон. порядке.

Источники:

· Коллекция итальянского востоковеда Кастильоне (около 1300 памятников)

· Коллекция Тураева

· Лихачева

 

Состав:

· Скульптура

· Рельефы

· Надгробные стелы

· Саркофаги

· ДПИ: вазы, бронзы, фаянсы

 

Хронология:

· Древнее царство 3 тыс до н.э. – 22в. до нэ

· Среднее царство 21в до нэ – 18в до нэ

· Новое царство 16в до нэ – 11в до нэ

· Поздний период 10в до нэ – 4в до нэ. (развалился н 2 части, завоеван А. Македонским)

 

Рельеф из гробницы Нимаатры (15в до нэ):

 

Древнее царство.

1) Сцена трапезы. Нимаатра, большая фигура за жертвенным столом, слуги приносят ему еду, должно обеспечить сытое загробное существование.Рельеф не завершен.Важным было передать не зрительные впечатления в изображении действительности, а знание о ней.

2) Скульптурный портрет хозяина гробницы и его супруги (24в до нэ). Внизу написаны имена почивших. Лицо-обобщенный тип. Для вечной жизни души в царстве Осириса, нужно было сохранить телесную оболочку.Мумификация тогда еще не была развита, поэтому делали двойника-статую.Верили, что сущность Ба вселялась в вигурку.

3) Письменность

Без хронологии. Появление – рубеж 4 -3. тыс до нэ. Виды письма:

· Рисунки, иероглифы (сущ около 700)

· Иератическое письмо (иерог кист на папирусе)(кр-глина, черн- сажа)

· Демотическое/народное (7в до нэ-5 в нэ)

 

Среднее царство.

1)Статуя фараона Аменемхета 3 (19в до нэ)

Порфир. Индивидуальные черты лица (оттопыренные уши)

Символы царской власти: Немес – платок на голове с урей (кобра, символ божеств и царск власти).

У фараонов было несколько имен (5?) – одно содержало имя бога. “Ведет меня Амон”.

 

Новое царство

1) Статуя богини войны и палящего солнца МутСохмет (14в до нэ) Жена Амона-Ра.

Гранит. Одна из 700 фигур, украшавших ее храм.Женщина с головой льва. В руках магический символы жизни: л – милостивая, п – карающяя. (справедлтвось)

Норов купил ее в Египте и продал академии художеств (1837), где она хранилась до 1860.

 

2) Статуя Клеопатры 7

Базальт. На парике тройной урей. Лицо было инкрустировано драг. камнями, но не сохр, поэтому пустые глазницы. В руке двойной рог изобилия. (известна – несчастная история любви Марк Антоний, египет покорен римом, чтобы не стать женой Октавиана – самоубийство.) Последний потомок (птолемеевский период). Фигура канонична.

 

Саркофаги

 

Эпоха нового царств 13в(по форме тела). Гранит. Каменные и деревянные. 2 типа: повторяли форму тела, просто ящик с крышкой. Хоронились жрецы. Расписаны молитвы богам подземного мира, изображениями усопшего за яствами, предметы быта. Всегда клали в дерево, потом в камень, в камень напрямую – никогда.

 

Мумия

Купец Аверин. В 1929 публичное распеленывание. Метод бальзамирования (известен от Геродота 5 в до нэ).

· Через надрез в паховой области извлекаются жизненно важные органы, все, кроме сердца. Промывают пальмовым вином.

· На 70 оставляют в растворе из соли и соды (высыхает, извлекают)

· Брюхо наполняют благовоньями

· Заворачивают в бинты (>200)

Рядом хоронили в 4 канопа извлеченный органы. Жрец находился в трех саркофагах.

Всего имеются 6 взрослых ящиков и 2 детских.

 

Зал Колыванской вазы

 

Яшма. 19 тон, состоит из 6 частей. Сделана из монолита. Пол укреплен.Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.Везли более 150 лошадей.

 

Зал Октавиана Августа

 

Как юпитер. Первая половине I в. После смерти Август был обожествлен, поэтому в образе верховного божества римлян.Черты лица идеализированы."Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, т. к. в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми.Статуя образец "августовского классицизма" - римскую реалистическую традицию с греческой классикой.Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании встречающихся на античных монетах и резных камнях.

 

Помпеянский зал

 

Большая коллекция камей. III в. до н. э. Неизвестный автором в Александрии Египетской. Попала в Эрмитаж в 1814 г. – подарок Жозефины Богарне Александру I. Парный портрет фараонов Египта, супруги являвшихся братом и сестрой.Названа в честь первого владельца итальянского Маркиза Франческо Гонзага.Рубенс считал ее лучшей из виденных.

 

20 колонный зал.

 

Разделен на 3 нефа.Экспозиция зала, посвященная искусству древней Италии конца IX-II веков до н.э.В витринах представлена коллекция италискийх ваз."Царицу ваз" и бронзовую этрусскую статую юноши (IV в.до н.э.).

Античная ваза, найденная в городе Кумы в Южной Италии получила свое название "Царица ваз" за исключительную красоту пропорций и необычный декор в виде тонких каннелюр на поверхности сосуда, а также двух рельефных расписных фризов на плечиках и тулове. В древности ваза использовалась, по-видимому, в ритуальных целях.На плечиках вазы изображаются сцены мифа о богине плодородия Деметре, научившей героя Триптолема земледелию.

 

Зал Юпитера

 

Создана I-II вв. н.э., 3,5м высота. Была создана для виллы императора Демициана. Жезл и богиня Виктория – символ власти. Одежда и атрибуты бронзированный гипс.

Римский скульптурный портрет 1-4 вв. н.э.

· Всемирно известен портрет сириянки: утонченность восточного образа придает портрету своеобразную прелесть, тончайшая моделировка поверхности выделяет этот памятник даже на фоне известных шедевров эпохи Антонинов.

· портрет императора Люция Вера (2 век н.э.), соправитель Марка Аврелия. Работа передает неповторимые индивидуальные черты: холеное лицо, чувственные губы, узкий разрез глаз. Известно, что Люций Вер не обременял себя гос. делами, зато любил развлечения и много времени уделял своей внешности.

· Резская смена стиля. Портрет императора Филиппа Араб, мощный взгляд, крупные формы, как суровы солдат. Низкое происхождение, правил 5 лет.

· бюст Клодия Бальбина 3 века н.э. – лучший образец психологического портрета. Обрюзгшее лицо, щетина. Ученый-философ (марионетка в руках римского сената) изображен безвольным и подозрительным. Особенности: асимметрия лица, применение насечки для передачи небритых щек, условные приемы изображения волос.

 

Зал Диониса

 

Статуя Афродиты – греческ. работа (Венера – римск.) Таврической, Лучшая статуя античности.

Узкие плечи, высокая талия, высокий рост, мягкая линия контура – идеал красоты – 2 век до н.э. Найдена при случайных раскопках в Ит., Петр I узнал, подарок Папы. 2 года ее везли сюда. Поместили в гроте в Летнем Саду. Но однажды Петр в целях сохранности решил перенести статую из Сада в Таврический Дворец (отсюда название).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.