Малый, старый, новый Эрмитаж. История, архитектура. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Малый, старый, новый Эрмитаж. История, архитектура.

2022-11-27 32
Малый, старый, новый Эрмитаж. История, архитектура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные отделы

1. Отдел «Нумизматики» (монеты, камеи) один из самых больших.

2. Отдел Античного мира

3. Отдел Востока (древний Египет)

4. Отдел З-е изобразит. Искусства

5. Отдел З-е прикладного искусства (вазы,скульптуры и т.д)

6. Отдел истории русской культуры

7. Отдел современного искусства

8. Отдел археологии восточной Европы и Сибири

9. Отдел научной библиотеки

10. Отдел Арсенал

11. Отдел реставрации и консервации

12. Отдел экскурсии

13. Научная библиотека

Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли),

Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот),

Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен),

Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце),

Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги

Восточная часть Ген. Штаба (Восточное крыло) (1820-1830 арх. Росси)

Кроме основных 5 зданий в комплекс эрмитажных зданий входят.

1. Главный штаб (арх.Росси)

2. Меньшиковский дворец на В.О

3. Здание Биржи

4. Реставрационный отдел/мастрерская-хранительница

5. Музей фарфорового завода

Музей содержит около 3100 000 экспонатов.

 

Билет 2. История коллекций. Основные этапы формирования музея.

 

Кол-ция Эрмитажа – энциклопедична.Вся история мировой культуры и человеческой деятельности собрана воедино.

Музей был основан в 1764 г. После приобретения большой коллекции картин (317шт) в 18 в Ек II. Но произведения западноевропейского искусства начали собирать в России еще при Петре I. Коллекции музея росли очень быстро, так как почти все большие худ.собрания продававшиеся в это время в Европе, покупались для русского двора. (Так были куплены коллекции графа Брюля в Дрездене – 600 картин, барона Кроза в Париже -400 картин, Уолполо в Лондоне -198 картин и многие другие)

Билет 3. Зимний дворец.История, архитектура.

 

История,архитектура.

Зимний дворец –крупнейший памятник русской арх.,-долгие годы яв-ся резиденцией русских царей. Сущ-ло нескольколько дворцов, служивших зимней царской резиденцией.

Первый Зимний дворец был построен в 1708г. На берегу небольшого канала,соед. Р. Мойку с Невой. Был перестроен и расширен в 1711г. К свадьбе ПетраI и Екатерины.

Второй Зимний дворец был построен в 1716-1720гг. арх. Маттарнови,Растрелли.(Здесь 28 января 1725 умер ПетрI)

Третий Зимний дворец – был перестроении из дворца Апраксина для Анны Иоановны.Перестройка начата 1731г-Трезини,с 1732г-Растрелли. (Здесь в 1761 г. скончалась Елизавета)

Четвертый Зимний дворец (современный) построен в 175401762гг на месте Третьего арх.Растрелли в стиле барокко.Это было дворцовое здание.Зимний дворец-одно из последних и наиболее совершенных произведений великого зодчего.Четкое расположение помещений внутри него сочетались с необычайным разнообразием, пышностью и богатством его наружной и внутренней отделки. Первыми жильцами Зимнего дворца с апреля 1762г.-ПетрIII(жил юго-вост часть) и Екатерина II(жила в западном корп). Во 2-й пол. 18в интерьеры перестраиваются в стиле классицизма(1760-Деламот, Фельтен,1790-е г. –Кваренги, начало 19в-Росси,Монферран, Стасов) Неперестроеннными остались: пар лестница, Большая и Малая церкви, проходн галереи 1 эт.

Пожар и вос-ие дворца.

В декабре 1837 г возник пожар (длился 3 дня).По установлению комиссии пожар случился из-за неисправности системы печного отопления, со стороны Фельдмаршльского и Петровского зал.Все силы пожарных были брошены на спасение соседних зданий и на вынос ценных вещей из дворца.Зимой того же 1837г.К марту 1837 пардные залы готовы Началось вос-ие дворца. Система печного отопления была заменена системой труб подающих теплый воздух (инж.Амосов)

Вос-и: –Стасов(парадные помощения), Брюллов(жилые покои)

25 октября 1917

В 1917 г Дворец был резиденцией временного правительства. 25 октября дворец был взят штурмом, министры временного правительства арестованы.Основная масса солдат и матросов проникла во дворец через Октябрьскую лестницу.После штурма Зимнего сразу была организована охрана богатств.30 октября 1917 народн комиссар Луначарский объявил Зимний дворец-музеем. Во время войны и блокады города дворец сильно пострадал от артобстрелов (крыша,фасад). Свыше 1000 000 экспонатов были отправлены двумя эшелонами в глубокий тыл.Вост-е дворца началось сразу после снятия блокады.Реставрационные работы поводятся и в настоящее время.

 

Малый, старый, новый Эрмитаж. История, архитектура.

Малый Эрмитаж.

В 1764-1775 годах по повелению Екатерины II вдоль восточного фасада Зимнего дворца, рядом с ним, архитекторами Юрием Матвеевичем Фельтеном (1730-1801) и Жан-Батистом Вален-Деламотом (1729-1801) строится малый Эрмитаж. (Название «Эрмитаж» происходит от французского слова, обозначающего «пустынь», уединённый уголок») Павильоны подобного типа были в моде в 18 веке и строились вблизи дворцов (например, Эрмитажи в нижнем парке Петродворца или в Екатерининском парке в Пушкине). Вдоль здания Малого Эрмитажа располагаются восточная и западная галереи, связывающие северный (со стороны набережной) и южный павильоны.

Северный павильон Малого Эрмитажа - (1767-1769) – Жан-Батист Вален-Деламот (1729-1801).

Стиль – ранний классицизм:

Южный павильон Малого Эрмитажа - (1764-1766) – Фельтен – небольшое здание, скрывающее собой Висячий сад (1764). (Южный павильон также называли Фаворитским корпусом, т.к. там располагались покои графа Орлова.)

1775 – два павильона соединили галереями:

§ Западная (Романовская) галерея

*В северной части Западной галереи находится экспозиция прикладного искусства Средних веков (5-15в)

*В южной части Западной галереи экспонируется живопись Нидерландов 15-16в.

§ Восточная (Петровская) галерея

 

Павильонный зал (северный павильон Малого Эрмитажа):

1769 – первый прием Екатерины II, устроенный в этом здании, для избранных друзей.

Во втором этаже Северного павильона, на месте, где первоначально находились 7 помещений и так называемый Оранжерейный дом, Штакеншнейдер создал Павильонный зал (перестроил павильон в 1850-1858 годах). За окнами открывается вид на Неву, а с противоположной стороны - на Висячий сад.

Павильонный зал принадлежит к числу помещений Эрмитажа, претерпевших наиболее значительные изменения: от интерьера времени Екатерины II сохранились лишь наружные стены с прекрасно прорисованными большими и стройными окнами.

Зал является ярким образцом эклектизма в архитектуре середины 19 века.

Архитектор снял перегородки между устроенными здесь Фельтеном центральным залом, зимним садом, столовой с подъемным столом и кабинетами. Образовалось просторное и светлое помещение с двумя рядами окон, выходящих на север и на юг. Окна полуциркульной формы Штакеншнейдер обработал аркатурой, опирающейся на стройные каннелированные колонны. Вместо перегородок появились аркады со свободно стоящими беломраморными колоннами. Зодчий отступил от обязательной для классицизма симметрии, создав на одной стороне зала декоративную лестницу из белого мрамора. Она ведет на балкон второго яруса, который обработан второй аркадой на колоннах, повторяющей композицию нижнего ряда в более мелком масштабе. Легкая решетка пролетов балкона составлена из звезд в подражание орнаменту восточного характера. Аркады и потолок покрыты мелким лепным декором. Восточные мотивы переплетаются в нем с классическими розетками и пальметками, готической лозой, ренессансными плетенками, завитками и фигурками амуров. Белизна орнамента подчеркнута золоченым фоном.

В боковых частях зала, за аркадами, стены декорированы типичными для Штакеншнейдера пилястрами. Они сплошь заполнены мелким ренессансным орнаментом с живописными медальонами в середине.

Задумывая этот сложный декор архитектор стремился создать романтическую обстановку в восточном вкусе. Так, тема воспетого Пушкиным «фонтана слез» в Бахчисарайском дворце нашла отражение в устройстве 4х стенных фонтанов; их струи медленно переливаются из одной мраморной раковины в другую.

В стенах кое-где устроены ниши, украшенные мраморной скульптурой.

Хрустальные люстры – французской работы.

У окон в Висячий сад вложена в пол мозаика, изображающая сцены из античной мифологии. Это уменьшенная в два раза копия мозаичного пола с оригинала, найденного в 1780 году при раскопках терм древнего города Окрикулума (совр. Отриколи) близ Рима. Работа исполнена в 1847-1851 годах русскими мозаичистами Раевым, Шаповаловым, Федоровым и Солнцевым.

В Павильоном зале расположена одна из экспозиций отдела западноевропейского искусства. В нем выставлены образцы итальянских и русских мозаичных столов, исполненных в различной технике. Также экспонируются часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса. Купленные для князя Потемкина в Англии в 1780 году часы находились в Таврическом дворце, а после смерти князя попали в Эрмитаж. Во время боя всё приходит в движение - павлин распускает пышный хвост, сова вертит головой и моргает глазами, петух открывает клюв и кукарекает.

Старый (Большой)Эрмитаж.

В 1771-1787год для размещения возросших коллекций музея на набережной Невы, рядом с малым Эрмитажем по проекту архитектора Фельтен возводится здание известное позднее как Старый Эрмитаж. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и представляет собой образец «безордерного» классического здания конца 18 века. Внутри был отделан по типу дворцовых помещений.

В 19 веке перестройкой занимался Штакеншнейдер.

*Экспонируется Западноевропейское искусство - Италия 13-16в.

Советская лестница:

В середине 19 века заседания Государственного совета происходили в нижнем этаже Старого Эрмитажа. В связи с этим сначала подъезд, а затем и выстроенная в середине 19 века лестница получили название Советских.

Штакеншнейдер, реконструировавший Павильонный зал и помещения Старого Эрмитажа, устроил верхнюю площадку лестницы на месте созданного в 18 веке Фельтеном Овального зала, к которому примыкали 4 небольших угловых кабинета. Советская лестница стала внутренним связующим звеном между всеми 3 зданиями Эрмитажа. Вошедшие к этому времени металлические конструкции позволили создать высокие, может быть излишне крутые, марши: мраморные ступени лежат на железных косоурах (балках), скрытых лепным орнаментом. Легкость композиции подчеркивается ажурными кованными перилами с характерным для Штакеншнейдера узором из растительных завитков.

Лестничная клетка хорошо освещена, ее стены обработаны филенками из белого и розового стюка, верхний ярус декорирован пилястрами соответственно ряду сдвоенных беломраморных колонн на высоких постаментах, украшающих верхнюю площадку лестницы.

Интерьер принадлежит к числу наиболее удачных произведений Штакеншнейдера.

О помещавшемся здесь некогда зале напоминает лишь сохраненный Штакеншнейдером овальный живописный плафон кисти французского художника 18 века Г.Ф. Дуайена. Этот плафон написан на аллегорический сюжет: «Добродетели представляют Минерве русских юношей».

Зал раннего Возрождения:

Анфилада парадных комнат Старого Эрмитажа, созданная Фельтеном, выходит окнами на Неву. В начале 19 века она была заново отделана Дж. Кваренги в стиле классицизма.

Когда в 1850х годах Штакеншнейдер приступил к полной переработке внутреннего убранства Старого Эрмитажа и создал Советскую лестницу, этот зал стал первым в ряду комнат, превращенных в жилые помещения дворцового типа и отделанных архитектором соответственно вкусам того времени. Эти комнаты создавались для Николая Александровича (старшего сына Александра II, умершего в раннем возрасте).

У торцовых стен помещены 8 колонн из ревневской яшмы с золочеными капителями и пьедесталами из искусственного мрамора. Золоченый лепной орнамент потолка и 2х каминов из цветного мрамора придает залу еще большую пышность. На 2х других (продольных) стенах помещены пилястры с живописью и позолотой. Над дверными проемами – десюдепорты с лепными амурами, золоченый орнамент и овальные живописные вставки. Створки дверей отличаются особой пышностью: они выполнены из красного, розового, черного дерева и амбоина и украшены фарфоровыми расписными медальонами и золоченой резьбой. Убранство зала, как и всей анфилады, свидетельствует о характерном для середины 19 века стремлении заимствовать художественные решения интерьеров в прошлом.

В настоящее время в зале размещены произведения итальянских художников 13 -начала 15 веков.

Большой зал Старого Эрмитажа / Двусветный зал / Зал Леонардо да Винчи:

В 1805-1807 годах Дж. Кваренги перестраивает когда-то созданный Фельтеном зал. В первой половине 19 века интерьер сохранял декорировку Кваренги; его композиция отличалась строгими, простыми и ясными формами, типичными для русского классицизма 18 века.

Современный вид зал приобрел в 1858 году, когда вся анфилада комнат Старого Эрмитажа была заново отделана Штакеншнейдером для жилья и впоследствии получила название Седьмой запасной половины. «Половинами» именовались во дворце изолированные апартаменты представителей царской фамилии. Запасные половины иногда использовались для временного размещения прибывших ко двору высокопоставленных гостей.

В решении этого зала Штакеншнейдер использовал приемы французского барокко 17 века. Серый и красный цвета мрамора и порфира колонн, белые, розовые и зеленые тона простенков, синева лазуритовых вставок на белых каминах. Двери, исполненные в технике «буль», позолота сочетаются в декоративном убранстве зала. Здесь мы встречаем обычную для Штакеншнейдера измельченность деталей, обилие мелких тяг и профилей, перегрузку орнамента, пестроту цветового решения.

В композицию стен зала включены три декоративных панно венецианского художника 17 века Падованино, на потолке живописное панно русских художников 19 века.

Тематически ничем не оправданы помещенные над дверьми рельефные медальоны с портретами фельдмаршалов Суворова, Румянцева, Потемкина, Долгорукова-Крымского, Кутузова и Паскевича. Присутствие в украшении зала этих портретов послужило поводом к тому, что зал неправильно именуют Малым фельдмаршальским (Фельдмаршальский зал – в Зимнем дворце).

Новый Эрмитаж.

В 1851 году закончилась постройка специального музейного здания - Нового Эрмитажа. Оно возведено по проекту Лео фон Кленце архитекторами Стасовым, Ефимовым. Подъезд нового Эрмитажа украшают гранитные фигуры атлантов, созданные скульптором Теребеневым.

* лоджии Рафаэля

* Экспонируется Западноевропейское искусство: Италия (16-18 век), Испания (15-19в), Голландия (17-18в), Фландрия(17-19в)

* галерея истории древней живописи, Рыцарский зал

Лоджии Рафаэля:

Интерьер копирует знаменитую галерею папского дворца в Ватикане, построенную архитектором Д. Браманте и расписанную под руководством Рафаэля его учениками в 1516-1518 годах.

Создание Лоджий в Эрмитаже (1783-1792) было поручено Джакомо Кваренги, знатоку и поклоннику архитектуры эпохи Возрождения, строившему в это время Эрмитажный театр. Зодчий разместил Лоджии в специально возведенном вдоль Зимней канавки корпусе, примыкавшем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Еще до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников под руководством Х. Унтербергера в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее папского дворца. Копии исполнялись на холстах темперными красками, которые в закатанном виде доставлялись в Петербург. Здесь перед установкой полотен живопись приводил в порядок художник Я. Меттенлейер. Когда сооружался Новый Эрмитаж, корпус с Лоджиями также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ. При эвакуации художественных сокровищ Эрмитажа в 1941 году, в связи с опасением за сохранность живописи, было принято решение эти холсты не снимать. Специальные щиты плотно закрыли окна Лоджий – за годы Великой Отечественной войны помещение не получило никаких повреждений.

Галерея состоит из ряда отсеков (лоджий), образованных полуциркульными арками, которые находятся на равном расстоянии друг от друга и создают ясный и спокойный ритм. Проемы вдоль наружной стены застеклены (в Ватикане они были открытыми), в противоположной стене устроены забранные зеркалами окна (в Ватикане они освещают соседнее помещение). Вся поверхность стен и сводов, исключая панель ниже окон, покрыта причудливой росписью. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки аканта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, преходящие в лиственный орнамент. Таковы прославленные «гротески», созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей, с которыми он знакомился при раскопках в Риме. Композиции на библейские сюжеты из Ветхого Завета (до рождества Христова) размещены в сводах Лоджий.

«Просветы»:

Просветами называются 3 центральных зала Нового Эрмитажа, спроектированные Лео фон Кленце. Залы со стеклянными потолками и обширной гладью стен рассчитаны на развеску самых больших полотен коллекции. Воздвигая здание одновременно музейного и дворцового назначения, архитектор сосредоточил все декоративные элементы на перекрытиях просветов. Потолки вокруг застекленных проемов украшены пышным лепным орнаментом с позолотой на голубом фоне, противопоставленном ровному и глубокому темно-красному тону стен, предназначенных специально для развески картин.

Мебель выполнена по рисункам Кленце в придворных мебельных мастерских.

В 1м просвете (Итальянская живопись 16-17 веков) помещены изделия из бадахшанского лазурита: 2 вазы, исполненные на Екатеринбургской гранильной фабрике в 50х годах 19 века (мастер Налимов), и 2 столешницы Петергофской гранильной фабрики. Здесь же находятся два торшера из орлеца.

Большой просвет (Итальянская живопись 17-18 веков) украшают 2 вазы и 4 столешницы из малахита Петергофской гранильной фабрики (1842-1852), а также 4 торшера из коргонского порфира фиолетового оттенка работы мастеров Колыванской шлифовальной фабрики (1ая четверть 19 века).

В 3м просвете (Испанская живопись 16-17 веков) установлены 2 торшера и чаша из коргонского порфира, которые созданы на Колыванской фабрике в 1ой четверти 19 века.

Все эти предметы отделаны золоченой бронзой и являются лучшими образцами творчества русских камнерезов.

Галерея истории древней живописи:

По замыслу Кленце, оформление галереи должно создавать представление об античной живописи, о работах древнегреческих мастеров. Стены украшены гротескным орнаментом, в который вкомпоновано 86 картин, исполненных мюнхенским художником Г. Хильтеншпергером. В подражание античной технике энкаустики они написаны восковыми красками на меди. Среди сюжетов – история дочери Дибутада, греческой девушки, зарисовавшей на стене тень от головы возлюбленного, рассказ о художнике Зевксисе, изобразившем виноград с таким поразительным сходством, что птицы слетались его клевать и др. Все эти картины, занимательные по своему содержанию, трактованы сухо и имеют лишь декоративное значение. Галерея состоит из 9 отсеков, перекрытых пологими куполами на парусах. В куполах – 6 круглых живописных плафонов итальянского художника К. Дузи. Паруса украшены 36 рельефными профильными изображениями всемирно известных художников. Среди них: Джотто, Перуджино, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Рубенс, Ван-Дейк, Рембрандт, Гольбейн. Также сюда включено изображение апостола Луки, согласно церковной легенде, первого художника, а также портрет автора проекта Нового Эрмитажа Лео фон Кленце.

В настоящее время здесь выставлены скульптуры художников конца 18 – начала 19 века К. Кановы и А. Торвальдсена.

Парадная лестница Нового Эрмитажа:

Строгая и простая лестница, ведущая во второй этаж от подъезда со стороны улицы Миллионная, спроектирована Лео фон кленце.

Кажущийся приземистым темноватый вестибюль с колоннами из темно-розового финляндского гранита противопоставлен широкому, прямому подъему лестницы: вверх устремляются три марша пологих беломраморных ступеней, лежащих между стенами из отполированного желтого стюка, похожего на сиенский мрамор. Лестница ведет в верхнюю галерею с большими окнами в продольных стенах, обработанных белым стюком. Галерею, охватывающую всю лестничную клетку, украшают 2 ряда колонн из сердобольского гранита. Лестница не перегружена деталями, в ее решении не утрачены монументальность и гармония, свойственные классицизму. На верхней площадке лестницы размещены вазы из цветного камня работы русских мастеров 19 века, а также произведения итальянских скульпторов Бартолини, Бароцци, Тенерани.

На первом этаже Нового Эрмитажа при Николае I располагались скульптуры. Весь 1ый этаж отделан искусственным цветным мрамором, так как на его фоне выигрышно смотрятся беломраморные скульптуры.

 

Древний Египет

Египетский зал

Около 9000 памятников. Формировалась в 19-20в. Экспонируются 700 в хрон. порядке.

Источники:

· Коллекция итальянского востоковеда Кастильоне (около 1300 памятников)

· Коллекция Тураева

· Лихачева

 

Состав:

· Скульптура

· Рельефы

· Надгробные стелы

· Саркофаги

· ДПИ: вазы, бронзы, фаянсы

 

Хронология:

· Древнее царство 3 тыс до н.э. – 22в. до нэ

· Среднее царство 21в до нэ – 18в до нэ

· Новое царство 16в до нэ – 11в до нэ

· Поздний период 10в до нэ – 4в до нэ. (развалился н 2 части, завоеван А. Македонским)

 

Рельеф из гробницы Нимаатры (15в до нэ):

 

Древнее царство.

1) Сцена трапезы. Нимаатра, большая фигура за жертвенным столом, слуги приносят ему еду, должно обеспечить сытое загробное существование.Рельеф не завершен.Важным было передать не зрительные впечатления в изображении действительности, а знание о ней.

2) Скульптурный портрет хозяина гробницы и его супруги (24в до нэ). Внизу написаны имена почивших. Лицо-обобщенный тип. Для вечной жизни души в царстве Осириса, нужно было сохранить телесную оболочку.Мумификация тогда еще не была развита, поэтому делали двойника-статую.Верили, что сущность Ба вселялась в вигурку.

3) Письменность

Без хронологии. Появление – рубеж 4 -3. тыс до нэ. Виды письма:

· Рисунки, иероглифы (сущ около 700)

· Иератическое письмо (иерог кист на папирусе)(кр-глина, черн- сажа)

· Демотическое/народное (7в до нэ-5 в нэ)

 

Среднее царство.

1)Статуя фараона Аменемхета 3 (19в до нэ)

Порфир. Индивидуальные черты лица (оттопыренные уши)

Символы царской власти: Немес – платок на голове с урей (кобра, символ божеств и царск власти).

У фараонов было несколько имен (5?) – одно содержало имя бога. “Ведет меня Амон”.

 

Новое царство

1) Статуя богини войны и палящего солнца МутСохмет (14в до нэ) Жена Амона-Ра.

Гранит. Одна из 700 фигур, украшавших ее храм.Женщина с головой льва. В руках магический символы жизни: л – милостивая, п – карающяя. (справедлтвось)

Норов купил ее в Египте и продал академии художеств (1837), где она хранилась до 1860.

 

2) Статуя Клеопатры 7

Базальт. На парике тройной урей. Лицо было инкрустировано драг. камнями, но не сохр, поэтому пустые глазницы. В руке двойной рог изобилия. (известна – несчастная история любви Марк Антоний, египет покорен римом, чтобы не стать женой Октавиана – самоубийство.) Последний потомок (птолемеевский период). Фигура канонична.

 

Саркофаги

 

Эпоха нового царств 13в(по форме тела). Гранит. Каменные и деревянные. 2 типа: повторяли форму тела, просто ящик с крышкой. Хоронились жрецы. Расписаны молитвы богам подземного мира, изображениями усопшего за яствами, предметы быта. Всегда клали в дерево, потом в камень, в камень напрямую – никогда.

 

Мумия

Купец Аверин. В 1929 публичное распеленывание. Метод бальзамирования (известен от Геродота 5 в до нэ).

· Через надрез в паховой области извлекаются жизненно важные органы, все, кроме сердца. Промывают пальмовым вином.

· На 70 оставляют в растворе из соли и соды (высыхает, извлекают)

· Брюхо наполняют благовоньями

· Заворачивают в бинты (>200)

Рядом хоронили в 4 канопа извлеченный органы. Жрец находился в трех саркофагах.

Всего имеются 6 взрослых ящиков и 2 детских.

 

Зал Колыванской вазы

 

Яшма. 19 тон, состоит из 6 частей. Сделана из монолита. Пол укреплен.Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.Везли более 150 лошадей.

 

Зал Октавиана Августа

 

Как юпитер. Первая половине I в. После смерти Август был обожествлен, поэтому в образе верховного божества римлян.Черты лица идеализированы."Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, т. к. в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми.Статуя образец "августовского классицизма" - римскую реалистическую традицию с греческой классикой.Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании встречающихся на античных монетах и резных камнях.

 

Помпеянский зал

 

Большая коллекция камей. III в. до н. э. Неизвестный автором в Александрии Египетской. Попала в Эрмитаж в 1814 г. – подарок Жозефины Богарне Александру I. Парный портрет фараонов Египта, супруги являвшихся братом и сестрой.Названа в честь первого владельца итальянского Маркиза Франческо Гонзага.Рубенс считал ее лучшей из виденных.

 

20 колонный зал.

 

Разделен на 3 нефа.Экспозиция зала, посвященная искусству древней Италии конца IX-II веков до н.э.В витринах представлена коллекция италискийх ваз."Царицу ваз" и бронзовую этрусскую статую юноши (IV в.до н.э.).

Античная ваза, найденная в городе Кумы в Южной Италии получила свое название "Царица ваз" за исключительную красоту пропорций и необычный декор в виде тонких каннелюр на поверхности сосуда, а также двух рельефных расписных фризов на плечиках и тулове. В древности ваза использовалась, по-видимому, в ритуальных целях.На плечиках вазы изображаются сцены мифа о богине плодородия Деметре, научившей героя Триптолема земледелию.

 

Зал Юпитера

 

Создана I-II вв. н.э., 3,5м высота. Была создана для виллы императора Демициана. Жезл и богиня Виктория – символ власти. Одежда и атрибуты бронзированный гипс.

Римский скульптурный портрет 1-4 вв. н.э.

· Всемирно известен портрет сириянки: утонченность восточного образа придает портрету своеобразную прелесть, тончайшая моделировка поверхности выделяет этот памятник даже на фоне известных шедевров эпохи Антонинов.

· портрет императора Люция Вера (2 век н.э.), соправитель Марка Аврелия. Работа передает неповторимые индивидуальные черты: холеное лицо, чувственные губы, узкий разрез глаз. Известно, что Люций Вер не обременял себя гос. делами, зато любил развлечения и много времени уделял своей внешности.

· Резская смена стиля. Портрет императора Филиппа Араб, мощный взгляд, крупные формы, как суровы солдат. Низкое происхождение, правил 5 лет.

· бюст Клодия Бальбина 3 века н.э. – лучший образец психологического портрета. Обрюзгшее лицо, щетина. Ученый-философ (марионетка в руках римского сената) изображен безвольным и подозрительным. Особенности: асимметрия лица, применение насечки для передачи небритых щек, условные приемы изображения волос.

 

Зал Диониса

 

Статуя Афродиты – греческ. работа (Венера – римск.) Таврической, Лучшая статуя античности.

Узкие плечи, высокая талия, высокий рост, мягкая линия контура – идеал красоты – 2 век до н.э. Найдена при случайных раскопках в Ит., Петр I узнал, подарок Папы. 2 года ее везли сюда. Поместили в гроте в Летнем Саду. Но однажды Петр в целях сохранности решил перенести статую из Сада в Таврический Дворец (отсюда название).

Около 100 картин.

Экспозиция включает также скульптуру, шпалеры, произведения прикладного искусства.

Первая половина XVв.*:

+ диптих «Троица. Мадонна с младенцем у камина» Робер Кампен.

+ «Святой Лука, рисующий Богоматерь» Рогир ван дер Вейден.

Вторая половина XV в.:

+ Триптих «Оплакивание Христа» Гуго ван дер Гус

* 15в. – время формирования нидерландской живописи. Тематика картин остается религиозной, но художники стремятся к реалистичному изображению человека и окружающего его мира. Художники овладели приёмами построения пространства, научились понимать роль света и цвета (характерен яркий и насыщенный цвет).

! В Нидерландах изобретают технику масляной живописи, которая затем придет в Италию.

В первые десятилетия 16 века в качестве самостоятельного жанра появляется пейзаж. (Патинир «Отдых на пути в Египет», Ян Мандейн «Пейзаж с легендой о св. Христофоре»).

В начале XVI в. также появилось течение, получившее название романизма –подражание итальянским образцам, оно значительно расширило тематику нидерландской живописи. Художники чаще стали использовать мифологические сюжеты, писать обнажённое человеческое тело. (Лукас ван Лейден «Исцеление Иерихонского слепца»).

Бытовая тематика – Питер Брейгель Младший

Групповые портреты – Дирк Якобс.

Германия 15-18 вв (255)

 

Первые приобретения были существенны при Петре 1

Картина неизвестного северо-немецкого художника 1712 была подарена горожанами г. Эльбенга жене Петра Екатерине1 по случаю посещения ими этого города.

Попадали отдельные вещи с крупными собраниями (наверное, можно назвать Кроза 1772).

1769 Коллекция Брюля. Дрезден. Кранах. Венера и Амур.

 

Коллекция небольшая, нет многих известных художников, таких как Дерер, Грюневальда, Ганс Гольбейна Младшего, Альдорфера, Дюрера. Но есть их последователи и есть 5 картин Лукаса Кранах Старшего (младшего тоже нет).

 

Германия 15-16 в – система разрозненных княжеств.

Влияние на искусство Германии: верхний (Италия) и нижний (Нидерланды) Рейн.

2 важных учения: о конце мира, о страшном суде (схоластика); о втором пришествии Христа (хилиазм).

 

Художники: Анжелика Кауфман,Антон Менс,Адам Эльсхеймер,Амбозиус Гольбейн,Лукас Кранах Старший,Ганс фон Кольмар,Зюс фон Кульмбах.

 

Самая ранняя: Христос на страшном суде с Марией и Иоанном Крестителем.

Деисусный чин. Христос изображен сидящим на радуге, демонстрирует стигматы – присутствие смерти. Правая сторона – праведники – лилия в руке ХристаЛевая – грешники – меч.Висела в ратуше, где происходили судебные заседания. На раме пояснительная надпись о справедливом суде. Подарок П1 и Е1.

Черты, характерные для германской живописи и для данной картины:Большая по размеру – фигура Христа, меньше – святых (контрастность изображения).Довольно жестко написаны фигуры. Симметричное изображение центральной фигуры.

 

ИСПАНИЯ

Коллекция испанской живописи в Эрмитаже занимает кабинет (15-16в) и просвет(17-18), одна из крупнейших в мире за пределами Испании. Испания жила закрыто. Испанскую живопись открыли в начале 19 века, после наполеоновских войн, тогда их только стали вывозить из страны, продавать и т. п.
История формирования коллекции
1768 – у бывшего секретаря Людовика 15, Н. Геньи, купили для Ек.2 «Отдых на пути в Египет» Мурильо
1772 – на распродаже собрания министра иностранных дел Франции герцога Шуазеля – «Мальчика с собакой» и парную к ней «Девочку-продавщицу фруктов» (сейчас в Москве в музеи им. Пушкина) того же Мурильо
1779 – приобретается коллекция Уолпола в Англии – где было «Непорочное зачатие» снова Мурильо
Завтрак Веласкеса поступил еще в 18 веке, но его до конца 19 века считали работой неизвестного фламандского художника.
1814 – куплена коллекция английского банкира Кузвельта в Амстердаме – «Портрет Оливареса», «Отрочество Богоматери» и многие другие. Кузвельт был одним из первых собирателей испанской живописи.
1829 – «Св. Себастьян и Ирина» - купили у дочери Жозефины Богарнэ
1831 – на аукционе картин Мануэля Годоя – купили Риберу, Риси, Мурильо
1852 – Св. Лаврентий из коллекции маршала Сульта
1911 – генерал П. П. Дурново подарил Эрмитажу «Петра и Павла» Эль Греко
15 век – после октябрьской революции из частных коллекций
1972 – американский коллекционер Хаммер подарил Эрмитажу портрет Антонии Сарате Гойи

Историческая справка
15 век для Испании –объединение страны, окончание реконкисты (8 веков пытались изгнать арабов с Пиренейского полуострова), Колумб открыл богатые земли Америки, золото хлынуло в страну
Конец 16 века – застой
17 век – упадок (как не странно именно в это время «золотой век» в искусстве)

Для 15 века характерно сочетание готических черт, мавританского стиля и нидерландской живописи. Испан. Художники консервативны. Христианская тематика преобладает.

«Положение во гроб»
Часть ретабло (декоративное алтарное сооружение, включающее архитектурное убранство, скульптуру и живопись, главное украшение испанской церкви), располагалась в нижней части.
Каталонская школа
Готические черты – выразительность поз и жестов, ритмическое расположение голов, подчеркнутая эмоциональность.
Но – в лицах есть индивидуальность, конкретность. Особенно донатор (заказчик, маленький внизу в молитвенной позе) – длинный нос, подчеркнуты скулы, тяжелый подбородок, волосы с проседью – все очень индивидуально.
Из нидерландской традиции – внимание к деталям – растения как из ботанического атласа, символичны (лилия – чистота, роза – жертвенная любовь, гвоздика – Страсти Христовы, ирис – либо Богоматерь, либо Троица)
Были контакты с Италией – тоже часть ретабло «Встреча Иокима и Анны» - стремление передать пейзаж в перспективе.
«Св. Фабиан и Св. Себастьян»
Св. Фабиан – римский папа, казненный в 3 веке императором Децием. В тиаре, на одежде – изображения христианских мучениц.
Св. Себастьян представлен как рыцарь, о мученической смерти напоминают только лук и стрела (испанцы не терпели наготы в искусстве).
Фон богато орнаментирован. Готическая удлиненность фигур. Но при этом попытка подчеркнуть объемность. Хотя складки положены все еще плоско, но достаточно упорядочены, декоративные элементы даны буквально рельефно. Изображаются вместе, так как дни их смерти совпадают.

16 век
Испанские художники активно ездили учиться в Италию. Итальянцев же приглашали выполнять ответственные заказы в Испанию (росписи Эскориала)

Педро Орренте
«Чудо с хлебами и рыбами»
Абсолютно в русле венецианской школы

Луис де Моралес
2я половина 16 века – усиление абсолютизма, свирепствовала инквизиция – на художника повлияла это мрачная атмосфера, образы полны трагизма.
«Мадонна с младенцем и прялкой»
Поздний период творчества.
Тема явно появилась под влиянием итальянской живописи (для Испании изображать Мадонну с младенцем несвойственно)
Тонкая светотеневая моделировка (в традициях Леонардо). Своеобразный типаж Мадонны. Подчеркнутый трагизм – темный фон, Христос держит прялку в виде креста (будущее распятие), в другой руке острое веретено – Мария опасается, что он поранится, но ее жест безволен, а лицо полно страдания, беспокойный ритм складок одежд – далеко от гармоничных итальянских Мадонн.

«Скорбящая Богоматерь» - еще более поздняя работа – трагизм и эмоциональность нарастают, выражаясь в жесткости рисунка, холодной и мрачной цветовой гамме. Заметны мистические настроения.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). С Крита (колония Венеции). Учился в Венеции и Риме. Переехал в Мадрид, но карьера при дворе не удалась. Обосновался в Толедо (старая ст


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.