Пеннак, Д. Как роман: педагогическое эссе / Д. Пеннак; пер. с фр. Натальи Щаховской. – М.: Самокат, 2006. – 190 с. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Пеннак, Д. Как роман: педагогическое эссе / Д. Пеннак; пер. с фр. Натальи Щаховской. – М.: Самокат, 2006. – 190 с.

2022-11-27 40
Пеннак, Д. Как роман: педагогическое эссе / Д. Пеннак; пер. с фр. Натальи Щаховской. – М.: Самокат, 2006. – 190 с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перед нами писатель, очень популярный в своей стране (Франции) и во всем мире, как автор детективов и интереснейшей прозы для подростков (серия книг «Камо и…»). Но в литературу Д. Пеннак пришел из школы, отдав преподаванию львиную долю своей жизни.

Преподавал он, конечно, литературу. И никак не мог смириться с тем, что «изучение литературы в школе удерживает нас на почтительном расстоянии от книг». Чаще всего, как считает автор, нежеланием читать руководят два страха: «страх не понять и боязнь нескончаемости» (книги такие толстенные, кирпичи просто!).

Но учитель Даниэль Пеннак нашел способ, как «подарить себе счастье быть читателем». Он оказался уникальной «свахой» («учитель тут не более чем сваха»), разжигающей любопытство, интерес, страсть к тем книгам, которые приносил на урок. Собственно, о «романах» с романами и написана эта уникальная книга. Какие книги и как аппетитно автор о них рассказывает! Вот уж позавидуешь его ученикам!

Есть одно «но». Несмотря на то, что книга издана детским издательством «Самокат», она, скорее, для взрослых, чем для детей. Но, уверяю вас, это так хорошо написано, что прочитать сможет любой ребенок! И потом, всегда любопытно узнать, как там взрослые собираются нас «воспитывать», чувствуешь себя разведчиком в неприятельском стане…

Но разве может быть «неприятелем» тот, кто провозглашает вот такие читательские права:

          - право не читать

          - право перескакивать

          - право не дочитывать

          - право перечитывать

          - право читать, что попало

          - право втыкаться

          - право молчать о прочитанном?!

Пеннак, Д. Школьные страдания / Д. Пеннак; пер. с фр. С. Васильевой. – СПб.: Амфора, 2009. – 249 с.

Эту книгу не стоит давать в руки детям, особенно если они плохо учатся. Родителям и учителям лучше читать ее ночью, тайком. Но еще лучше где-то за год до окончания школы у родителей ее стащить – и прочитать самостоятельно.

Особенно если все в школе идет вкривь и вкось и ясно, что ничего приятного впереди не светит: ни ЕГЭ сдать, ни в институт поступить.

Тогда берите книгу Даниэля Пеннака, банального туповатого двоечника, ставшего в итоге знаменитым французским писателем, а до того долгие годы проработавшего учителем – она поможет.

Впрочем, ее полезно прочесть даже отличникам.

Пеннак (кстати, настоящая его фамилия – Пеннаккьони) довольно быстро убедил себя в том (а точнее поверил взрослым), что он – полное ничтожество, и ничего от судьбы ему ждать не приходится. Пеннак порой испытывал настоящую ненависть и жажду мести. «Будь у меня возможность сколотить банду, я бы сделал это», – признает он и добавляет, что его нисколько не удивляет слоган «Ненавижу!» в устах подростков. А как не ненавидеть, если директриса бросает вам в лицо: «Аттестат? Вам?! Да бог с вами, Пеннаккьони, никогда вы его не получите! Слышите? Никогда!» Обычно с этого и начинается сползание к настоящему криминалу. На счастье ему попались учителя, которые не пожалели сил, чтобы удержать от этого. Один из них, учитель французского, разглядел в Пеннаке рассказчика – и попросил его написать роман. Вот тут-то все и сдвинулось с мертвой точки… Было еще одно обстоятельство: Пеннак читал, читал запоем и, разумеется, не по программе. Все, что попадало под руку – от каких-то боевиков до Достоевского. Это говорит о том, что ненужных книг не бывает.

Полонский, Г. И. Доживем до понедельника: киноповесть о трех днях в одной школе // Ключ без права передачи / Г. И. Полонский. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2005. – с. 5-112. – (Внеклассное чтение).

Московская школа номер № 521. В 1963-м году именно сюда приходит работать молодой учитель литературы, русского и английского языка Георгий Полонский. Возможно, ученики считали его очень странным учителем. Его уроки полны сюрпризов: за несколько минут до конца занятий он говорил: "А теперь – стихи!" – и читал Заболоцкого, Пастернака, Слуцкого, потом переходил на свои собственные стихи. Так он прививал школьникам любовь к литературе, к слову.

Георгий Полонский не считал себя педагогом по призванию и, оставив школу в 1965 году, поступил на Высшие сценарные курсы. Сценарий фильма "Доживем до понедельника" стал дипломной работой Полонского.

Повесть посвящена трём дням из жизни 9‑го класса. За это время возникает конфликт между педагогами и девятиклассниками. С юношеским максимализмом ребята пытаются бороться, как говорит один из них: «За уважение прав личности».

Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а молоденькая учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать – ребята не явились на занятия. Так возник первый конфликт. Следующим актом драмы стало сочинение на тему «Мое представление о счастье». Искренность некоторых учеников шокировала преподавателя литературы

Светлану Михайловну. Генка Шестопал, поэт, мечтатель, боясь, что Светлана Михайловна не поймет ребячьих откровений, сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшными карами. Классный руководитель «мятежного» 9«В», учитель истории Илья Семенович Мельников, обращается к разуму, сердцу, к личному мнению учеников. Он стремится понять ребят, пробудить у них самостоятельность мышления. Мельников, любимый учитель, пытается помочь ребятам найти правильный ход во взаимоотношениях с педагогами. Но Мельников и сам находится на перепутье. У него меняется отношение к профессии, он пересматривает многие свои взгляды и, наконец, решает: «Я не имею права преподавать». Но почему превосходный учитель Илья Семёнович готов уйти из школы? Почему ему кажется, что он перестал быть учителем, что он «сеет разумное, доброе, вечное, а вырастает белена с чертополохом»? Неужели героям этой истории не доведётся испытать чувство, выраженное формулой, которая, как теперь кажется, существовала всегда: "Счастье – это когда тебя понимают…"?

21. Томин, Ю. Г. Борька, я и невидимка // Борька, я и невидимка; Нынче все наоборот: повести / Ю. Г. Томин. – Л.: Детская литература, 1968. – С.3-97

Юрий Геннадьевич Томин умеет писать так, что от книжки невозможно оторваться, пока не прочтешь ее всю. Эта повесть как раз такая! Хотя говорится в ней о вещах серьезных и важных: о человеческом эгоизме, об отзывчивости, о доброте, о черствости, о себялюбии и об умении ощутить чужую беду, как свою…

Костя Шмель, Борис и Вика учатся в 6 «г» классе. Костя и Борис дружат, но у Кости невозможный характер, будто у него внутри сидит «невидимка» и толкает его на всякие неожиданные вещи. Но повесть насыщена событиями, которые переворачивают не только Костину жизнь, но и жизнь всего класса.

Костя, наконец, одолевает своего «невидимку». И очень здорово, что рядом настоящие помощники! Это и завуч школы Вера Аркадьевна. Не столько в словах ее, сколько в голосе – доброта и мудрость, ей гораздо приятнее похвалить или простить, чем наказать или выругать. И старшая пионервожатая Лина Львовна, которая никого не воспитывает, и за это ее все ребята любят. Она сама – недавняя школьница. Может заплакать от несправедливости и вообще, как говорит Костя: «Она всегда слушает и не перебивает. Ей про что угодно можно рассказывать». А с учителем литературы Владимиром Ивановичем просто интересно разговаривать, он заставляет думать, рассуждать. И, к тому же, он очень веселый!

А еще это повесть о первой любви. Разворачивающаяся перед глазами Кости влюбленность Борьки и Вики такая чистая, такая безоглядно-самоотверженная, тоже становится для Кости «школой жизни».

V. 70-80-е:

«Педагогические раздумья»:


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.