Уэбстер, Д. Милый недруг / Д. Уэбстер; пер. с англ. Н. Трауберг; худож. А. Власова. – М.: Глобус, 2003. – 207 с.: ил. – (Маленькие женщины). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Уэбстер, Д. Милый недруг / Д. Уэбстер; пер. с англ. Н. Трауберг; худож. А. Власова. – М.: Глобус, 2003. – 207 с.: ил. – (Маленькие женщины).

2022-11-27 30
Уэбстер, Д. Милый недруг / Д. Уэбстер; пер. с англ. Н. Трауберг; худож. А. Власова. – М.: Глобус, 2003. – 207 с.: ил. – (Маленькие женщины). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Предисловие …………………………………………………….…………………………………………………………………….……3

I. Начало XX века.

«Взрослый и детский мир: шаг навстречу» ……………………………………………………………………….……4

II. Россия: 20-30-е годы. “В поисках новой педагогики» …………………………………..……………5

III. «Сороковые-роковые»:

«Воспитанием решается участь мира» (Я. Корчак) …………………………………………..….……9

IV. 60-е: «Педагогическая оттепель»:

от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества ……………………………….…12

V. 70-80-е: «Педагогические раздумья»:

на пути к авторской педагогике …………………………………………………………………………………..…15

VI. 90-е – начало XXI века. «Новые дети.

Снова в поисках новой педагогики» …………………………………………………………………….……………22

Обратите внимание и на эти произведения ………………………………….………………….…………25

Сборники …………………………………………………………………………………………………..……………………..………25

Фильмография ……………………………………………………………………….……………………………..………..….…25

Алфавитный указатель авторов ………………………………………………………………………...…..…….28.

Алфавитный указатель заглавий произведений ……………………………………………..………….29

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

2010 год объявлен в России «Годом учителя».

Нет профессии важнее и ответственней – ведь педагог напрямую соприкасается с будущим, влияет на него. Поэтому, наверное, знаменитые фантасты Аркадий и Борис Стругацкие говорили об учительстве так: «Это необычайно важное дело, самое важное для людей, важнее всей остальной Вселенной, важнее самых замечательных творений рук человеческих…».

В нашем библиографическом списке мы собрали лучшие и просто хорошие художественные произведения, в которых рассказывается о педагогическом труде, о разных его гранях.

Для удобства мы распределили все книги по хронологии событий, которые в них отображаются. Тем самым, появляется возможность наглядно проследить эволюцию педагогических исканий во времени.

В конце пособия имеются вспомогательные указатели:

- алфавитный указатель авторов

- алфавитный указатель заглавий книг

А также мы представили фильмографию – список кинофильмов, снятых по мотивам некоторых произведений.

Надеемся, чтение этих книг доставит удовольствие нашим читателям и позволит посмотреть на школьные будни не только привычным взглядом школьника, но и взглядом учителя. Перемена точки обзора полезна и плодотворна для совместной жизни и сотрудничества! А кому-то, может быть, эти книги подскажут его «дорогу жизни», его призвание. Педагогике сегодня так нужны новые люди, яркие личности!

Загляните в нашу «Учительскую» – не пожалеете!

 

I. Начало XX века.

«Взрослый и детский мир:

Шаг навстречу»

1. Водовозова, Е. Н. История одного детства / Е. Н. Водовозова; обработ. для детей О. К. Невзглядовой; худож. С. Ведерникова. – СПБ.: Веско, 1992. – 285 с.: ил. – (Библиотека для девочек).

Вторая половина XIX и начало ХХ века – это время, когда в школу буквально врываются новые педагогические идеи и методики, борясь со старой, рутинной школой.

Получить представление о том, как это происходило, можно из автобиографической повести Елены Водовозовой – бывшей «смолянки», воспитанницы института благородных девиц в Смольном. Было такое учебное заведение в Петербурге для девочек из дворянских семей.

Девочки поступали сюда лет в 9 и выпускались в 18. Жизнь в Смольном, несмотря на такое красивое название (институт благородных девиц), была довольно безрадостной. И в немалой степени – из-за педагогов и воспитателей.

Жизнь воспитанниц – это «вечные окрики классных дам, ежедневные наказания, муштровка и суровая дисциплина». Малейшая ласка, всякое доброе слово воспринимались здесь, как «преступное баловство и слабость». А само учение! Оно состояло из натаскивания «в хороших манерах и французском языке». В институте не было своей библиотеки; учителя здесь сами не читали и не поощряли чтение воспитанниц. «Одуряющее однообразие институтской жизни засасывало нас, как топкое болото», – вспоминает писательница. И вдруг, в институте появляется новый инспектор – Константин Дмитриевич Ушинский. Да-да, тот самый, чьи рассказы, притчи и сказки мы с вами читали в детстве («Четыре желания», Пчелки на разведках», «Бодливая корова» – помните?). С его приходом в институте «наступает новое время». На уроках появляются книги – много книг! Сами уроки «стали походить на живую беседу между ученицами и учителем», в программе обучения появились естествознание и физика. Воспитанницы-смолянки впервые почувствовали «вкус к умственной жизни».

Увы, «новое время» в Смольном продолжалось недолго – старое никогда не сдается без боя. Но Ушинский все же успел зажечь в сердцах институток «негасимую жажду знаний», развить в них уверенность, достоинство и любовь к труду, «без которых жизнь не будет ни достойной уважения, ни счастливой»..

II. Россия: 20-30-е годы.

«В поисках новой педагогики»

3. Айтматов, Ч. Первый учитель: повесть / Ч. Айтматов; пер. с кирг.; рис. К. Безбородова. – М.: Детская литература, 1988. – 93с.: ил. – (Школьная б-ка для нерусских школ).

Действие повести происходит в первые годы Советской власти в Киргизии. Из города в горный аул по комсомольской путевке приезжает вчерашний красноармеец, учитель Дюйшен. Он собирается организовать в старой конюшне школу. Жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна, так как баранов пасти можно и без грамоты. Несмотря на это, Дюйшен страстно берется за дело: чистит конюшню, помогает детям (кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей), мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.

Поймет ли наш современник титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им? А подвиг Дюйшена не только в том, что он пробудил в аульских детях жажду к знаниям, но и научил жителей отсталого аула думать и чувствовать по-новому, видеть будущее.

Образ учителя, стремящегося открыть детям... «новый, неслыханный и невиданный прежде мир», вызывает сегодня ностальгическое восхищение. Сам автор писал: «Я постарался взглянуть на этот образ нашими современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах».

III. «Сороковые-роковые»:

«Воспитанием решается участь мира» (Я. Корчак)

От авторитарной педагогики

К педагогике сотрудничества

Полонский, Г. И. Доживем до понедельника: киноповесть о трех днях в одной школе // Ключ без права передачи / Г. И. Полонский. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2005. – с. 5-112. – (Внеклассное чтение).

Московская школа номер № 521. В 1963-м году именно сюда приходит работать молодой учитель литературы, русского и английского языка Георгий Полонский. Возможно, ученики считали его очень странным учителем. Его уроки полны сюрпризов: за несколько минут до конца занятий он говорил: "А теперь – стихи!" – и читал Заболоцкого, Пастернака, Слуцкого, потом переходил на свои собственные стихи. Так он прививал школьникам любовь к литературе, к слову.

Георгий Полонский не считал себя педагогом по призванию и, оставив школу в 1965 году, поступил на Высшие сценарные курсы. Сценарий фильма "Доживем до понедельника" стал дипломной работой Полонского.

Повесть посвящена трём дням из жизни 9‑го класса. За это время возникает конфликт между педагогами и девятиклассниками. С юношеским максимализмом ребята пытаются бороться, как говорит один из них: «За уважение прав личности».

Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а молоденькая учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать – ребята не явились на занятия. Так возник первый конфликт. Следующим актом драмы стало сочинение на тему «Мое представление о счастье». Искренность некоторых учеников шокировала преподавателя литературы

Светлану Михайловну. Генка Шестопал, поэт, мечтатель, боясь, что Светлана Михайловна не поймет ребячьих откровений, сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшными карами. Классный руководитель «мятежного» 9«В», учитель истории Илья Семенович Мельников, обращается к разуму, сердцу, к личному мнению учеников. Он стремится понять ребят, пробудить у них самостоятельность мышления. Мельников, любимый учитель, пытается помочь ребятам найти правильный ход во взаимоотношениях с педагогами. Но Мельников и сам находится на перепутье. У него меняется отношение к профессии, он пересматривает многие свои взгляды и, наконец, решает: «Я не имею права преподавать». Но почему превосходный учитель Илья Семёнович готов уйти из школы? Почему ему кажется, что он перестал быть учителем, что он «сеет разумное, доброе, вечное, а вырастает белена с чертополохом»? Неужели героям этой истории не доведётся испытать чувство, выраженное формулой, которая, как теперь кажется, существовала всегда: "Счастье – это когда тебя понимают…"?

21. Томин, Ю. Г. Борька, я и невидимка // Борька, я и невидимка; Нынче все наоборот: повести / Ю. Г. Томин. – Л.: Детская литература, 1968. – С.3-97

Юрий Геннадьевич Томин умеет писать так, что от книжки невозможно оторваться, пока не прочтешь ее всю. Эта повесть как раз такая! Хотя говорится в ней о вещах серьезных и важных: о человеческом эгоизме, об отзывчивости, о доброте, о черствости, о себялюбии и об умении ощутить чужую беду, как свою…

Костя Шмель, Борис и Вика учатся в 6 «г» классе. Костя и Борис дружат, но у Кости невозможный характер, будто у него внутри сидит «невидимка» и толкает его на всякие неожиданные вещи. Но повесть насыщена событиями, которые переворачивают не только Костину жизнь, но и жизнь всего класса.

Костя, наконец, одолевает своего «невидимку». И очень здорово, что рядом настоящие помощники! Это и завуч школы Вера Аркадьевна. Не столько в словах ее, сколько в голосе – доброта и мудрость, ей гораздо приятнее похвалить или простить, чем наказать или выругать. И старшая пионервожатая Лина Львовна, которая никого не воспитывает, и за это ее все ребята любят. Она сама – недавняя школьница. Может заплакать от несправедливости и вообще, как говорит Костя: «Она всегда слушает и не перебивает. Ей про что угодно можно рассказывать». А с учителем литературы Владимиром Ивановичем просто интересно разговаривать, он заставляет думать, рассуждать. И, к тому же, он очень веселый!

А еще это повесть о первой любви. Разворачивающаяся перед глазами Кости влюбленность Борьки и Вики такая чистая, такая безоглядно-самоотверженная, тоже становится для Кости «школой жизни».

V. 70-80-е:

«Педагогические раздумья»:

Алексин, А. Г. Безумная Евдокия: повесть // Собрание сочинений. Кн. 3. Безумная Евдокия; и другие повести и рассказы / А. Г. Алексин; худож. И. Данилевич, В. Нагаев. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 9 – 53: ил. – (Семейное чтение)

Особое место в творчестве Анатолия Алексина занимает эта повесть. Проблема чуткости, доброты, с одной стороны, и духовной глухоты, тщеславия, эгоизма – с другой, поставлена здесь очень остро. Автор затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте.

В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны и Оленьки – действительно одаренной девочки и единственного в семье ребенка. Родители, ослепленные талантом дочери, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу. А та борется против эгоизма Оленьки и пытается привить ей талант человечности.

Учитель и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.

На протяжении всей повести мы смотрим на Евдокию Савельевну глазами Олиного отца, а, стало быть, глазами самой Оли. И только, дочитав повесть до конца, понимаем, что составили для себя искаженный портрет учительницы. Это в глазах Оли она – «Безумная Евдокия». Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, она лишь Олю хотела вернуть к людям, от которых она, в упоении своими успехами, оторвалась.

Наконец, мы видим учительницу такой, какая она есть на самом деле: да, несуразно одетую, но мудрую, терпеливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

Хотя, может быть, конфликт этот получился таким острым, потому что Евдокия Савельевна действовала слишком прямолинейно, может быть, все-таки стоило деликатнее и тоньше?

Алексин, А. Г. Третий в пятом ряду: повесть // Собрание сочинений. Кн. 1. Третий в пятом ряду; и другие повести и рассказы / А. Г. Алексин; худож. И. Данилевич, В. Нагаев. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 11-52: ил. – (Семейное чтение)

Когда учителей слишком «достают» ребята, они часто говорят: «Вас 30 (25, 40 и т.д.), а я одна!». Это правда. Но если учитель не просто так говорит, но делает это девизом своей педагогической деятельности – плохо. Так как появляется соблазн «многих» свести к какому-то общему знаменателю, чтобы было легче и проще работать.

Наверное, что-то подобное произошло с Верой Матвеевной, учительницей-героиней этой повести. Ее сильно раздражал ученик «третий в пятом ряду», Ваня Белов. Никак он не желал быть «как все», по всякому вопросу у него свое мнение! Вера Матвеевна считала, что он отнимает дорогое урочное время, вносит беспорядок в жизнь класса, расслабляет дисциплину и т.д. Она боролась с ним всеми доступными ей средствами, используя всю, данную ей власть и считала себя правой.

И только теперь, когда она уже на пенсии, когда главным человеком в ее жизни становится маленькая внучка Елизавета – независимая, решительная, с острым чувством справедливости – Вера Матвеевна начинает по-другому воспринимать те давние события с «третьим в пятом ряду».

24. Зюзюкин, И. И. Маэстро Тиныч, или Кино про «белых лебедей» / И. И. Зюзюкин. – М.: Детская литература. – 1991. – 383 с.

Педагогу, писателю и журналисту Ивану Ивановичу Зюзюкину всегда был интересен мир подростков, их мысли, проблемы, увлечения. Ведь еще в 1963 году он вместе с Симоном Соловейчиком придумал «АП» – страницы для подростков в газете «Комсомольская правда» под названием «Алый парус», где поднимались «вечные» молодежные темы. Много размышлял он и о личности учителя, справедливо полагая, что педагог должен быть яркой, с «изюминкой» личностью, «не просто хороший человек, а чтобы обязательно чем-то возвышался над остальными, чем-то был наделен сверх меры».

Эта повесть как раз и рассказывает о таком учителе. И хотя была она написана в 1987 году, тем не менее, и сегодня удивительно актуально звучит задание, которое получает столичный сценарист Степанов, и с которого, собственно, и начинает разворачиваться сюжет:

На сегодняшней планерке генеральный директор, как только мог, топтал наше объединение, – с хмурым видом сообщил главный.

За что? – спросил Степанов, и почему-то в этот момент у него екнуло сердце.

Что мало прославляем учительскую профессию! Надо, говорит, срочно поднимать ее престиж. Молодежь, особенно юноши, неохотно идут в педагогику. Короче, нам в ближайшее время надо выдать ленту, посвященную труду учителя.

Так случилось, что героем такой ленты должен был стать не просто учитель, а учитель танцев, руководитель балетной студии «Белые лебеди» Валентин Валентинович Чернышев – Тиныч, как называли его ученики. Яркая незаурядная личность, талантливый педагог, «божьей милостью педагог!».

«Дети стали послушны любому его слову, верили, как богу. Их теперь было не узнать. Казалось, учитель танцев каждому из них подарил по паре волшебных сандалий с крылышками. …Балетная вышколенность девочек и рыцарские манеры мальчиков умиляли родителей и учителей, смешили и настораживали сверстников.

Местные интеллектуалы посматривали на Чернышева как на экстрасенса: ничем другим … они не могли объяснить превращение вчерашних уличных сорванцов и хулиганистых девчонок в маленьких принцев и принцесс».

Отчего же возник конфликт у «МаэстроТиныча» и преданных ему прекрасных «лебедей»? Кто из них прав?

Почему ученики перестали ходить в студию, хотя еще вчера были готовы идти за своим учителем «… и в пески аравийские, и на Северный полюс…»? И почему учителю кажется, что это «другие дети, у которых кто-то выкрал сердце и душу и подменил другими». А, может, прав директор интерната, говоря, что Тиныч вместо белых лебедей растит белых ворон?

А знаменитый интернатский «электронщик и мастер на все руки» Коля Дудкин обвиняет Тиныча в том, что на своих учеников он смотрит «как на собственных детей»…

В этих и многих других вопросах предстоит разобраться читателям этой удивительной книги.

25. Иванов, С. А. В бесконечном лесу и другие истории о 6 «В» / С. А. Иванов; худож. В. Юдин. – М.: Детская литература, 1991. – 206 с.: ил.

Однажды шестиклассница Ольга Лавренева заметила, что об учителях не говорят «красивый-некрасивый», а только «добрый-злой».

Какой учитель хороший, а какой плохой, с точки зрения ребят?

Вот учительница математики Елена Григорьевна – голос ровный, «буковка к буковке», и вся она такая прямая и «четкая». Но разве это плохо? Порядок, чистота, четкость – ребятам, наверное, даже это нужно – чтобы система, чтобы никакого хаоса. И все же, все же, для Ольги эта учительница чужая…

А вот другая учительница – Тамара Густавовна – у Оли она любимая. Ее добрый взгляд, «как будто греет» и хочется встать поближе, потому что чувствуешь себя «под ее защитой». Странно, она ведь не сиропно-добренькая: и требовать умеет, и оценки ставит объективно, а все-таки она другая!

Преподаватель – это «даватель знаний». Но разве учитель только «даватель знаний»? Разве не ждешь от него еще чего-то? Чего? Чтобы тебя поняли, чтобы разглядели и подтолкнули твою, только твою одаренность, чтобы внушили уверенность, дали чувство опоры и еще много чего, – так чувствует Ольга. Недаром, учительница с совсем не выигрышной внешностью («завивка мелкой волной, которую уж сто лет никто не носит») и статусом (всего лишь воспитательница группы продленного дня), видится Ольге настоящим учителем, потому что «ей не все равно». Она замечает, кто из ее малышей спокоен, а кто тревожен, ей важно, что белобрысенькая, с тонкими косицами, тихоня Валя Силина «спорить теперь научилась и бойчее стала, у нее память, оказывается, прекрасная!»

Именно Зоя Васильевна разглядела в самой Ольге «педагогическую жилку». И, кажется, она права – вот как Ольга славно справилась с проблемами Вали Силиной и со своими, кстати, тоже!

26. Коваль, Ю. И. Недопесок: повесть / Ю. И. Коваль; худож. Д. Трубин. – М.: Малыш, 1994. – 175 с.: ил. – (Золотая библиотека малыша)

Вообще-то, эта книга не про школу и учителей. Главный ее герой – молодой песец («недопесок») по имени Наполеон III, сбежавший со зверофермы Мшага и взявший курс на свою историческую родину – Северный полюс.

Но в истории недопеска большое участие принимают местные поселковые ребятишки, которые, понятно, учатся в школе. Так что, учителя, пусть и ненадолго, но являются на страницах повести, и они очень колоритны!

Например, директор школы Губернаторов: «Огромный, как гора, стоял директор под портретом Менделеева и на плечах своих, казалось, держал грозовую тучу». Простое слово «так», произнесенное им, врезалось в головы школьников, «как гвоздь в липовую доску», а отпетые двоечники и прогульщики Белов и Быкодоров под его взглядом плакали навзрыд. Вот какой он, директор Губернаторов!

Но есть еще в школе учитель рисования Павел Сергеевич, (которому Ю. Коваль явно отдал какие-то свои, авторские черты – он сам тоже прекрасно рисовал, писал стихи и песни). Павел Сергеевич всех ребят считает талантами: «Таланты! Петровы-Водкины!». Ребята любят своего учителя, потому что «уроки свои Павел Сергеевич начинал обычно с какого-нибудь фокуса. Вдруг доставал из кармана огромный гипсовый нос или приносил в рюкзаке лошадиный череп…»

Но на этот урок Павел Сергеевич ничего не принес и предложил сегодня рисовать старую сосну, что за фермой стоит. Что тут интересного-то?!

А Павел Сергеевич прочитал им стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…» и стали они говорить, про их это сосну или нет и, вообще, про сосну ли? И такой это был разговор, и так они потом рисовали – на этом уроке точно «ангел пролетел»! Можно позавидовать ковылкинским ребятам; от таких уроков что-то подвигается и растет в душе человека.

Эта книга «для старшего дошкольного и младшего школьного возраста», и это ограничение явно несправедливое, вы на него не смотрите! Ю. Коваль пишет так замечательно живописно, остроумно, просто «вкусно», что читать в любом возрасте – несказанное удовольствие!

Обратите внимание

и на эти произведения:

§ Азаров Ю. П. Не подняться тебе, старик

§ Азаров Ю. П. Призвание

§ Алексеев В. А. Открытый урок; Прекрасная второгодница

§ Васильев Б. Л. Завтра была война

§ Воронцова Е. А. Нейлоновая туника

§ Гончар О. Бригантина

§ Горская А. Б. Инка плюс Дик =?

§ Исарова Л. Задачи со многими неизвестными: невыдуманные истории из школьной жизни; Записки старшеклассницы; Война с аксиомой: спорные истории из школьной жизни

§ Котовщикова А. А. Сто процентов

§ Криштоф Е. Г. Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой

§ Никонов Н. Мой рабочий одиннадцатый: повесть, рассказанная классным руководителем

§ Никонов Н. Три рассказа Татьяны Сергеевны: Урок, Воробышек, Лекарство

§ Платонов А. Песчаная учительница

§ Поляков Ю. М. Работа над ошибками

§ Прилежаева М. А. Зеленая ветка мая; Осень; Юность Маши Строговой

§ Пряхин Г. В. Интернат: повесть в записках

§ Северина Г. И. Легенда об учителе

§ Соловейчик С. Л. Мокрые под дождем

§ Сотник Ю. В. Эликсир Купрума Эса

§ Томин Ю. Г. А, Б, В, Г, Д и другие

§ Цессарский А. Испытание: повесть об учителе и ученике

§ Чаплина Н. Только сегодня… и ежедневно: драматические сцены из школьной жизни с вопросами к зрителям и монологами автора

§ Щербакова Г. Вам и не снилось

Сборники:

§ Мой учитель: рассказы: [сборник]

§ «Учитель, перед именем твоим…»: сборник

 

Фильмография

«ВАТАГА «НА СЕМИ ВЕТРАХ» (ТВ-спектакль), 1980.

Актеры Андрей Мартынов, Людмила Дмитриева, Сергей Баталов.

«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ»

(«Up The Down Staircase»), США, 1967.

Режиссёр: Роберт Маллиган.

Автор сценария: Тэд Мозел, Бел Кауфман.

«ВОЕННАЯ ТАЙНА», СССР, ЯЛТИНСКАЯ киностудия, 1958

Режиссер: Мечислава Маевская.

Автор сценария: Лия Соломянская.

«ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА», СССР, киностудия им. М.Горького, 1968

Режиссер: Станислав Ростоцкий.

Автор сценария: Георгий Полонский.

Текст песен: Николай Заболоцкий.

Исполнение песен: Вячеслав Тихонов.

Гос. премия СССР (1970, удостоены режиссер С. Ростоцкий, сценарист Г. Полонский, художник Б. Дуленков, актеры В. Тихонов и Н. Меньшикова); Золотой приз МКФ в Москве-69; Лучший фильм 1968 года по опросу журнала «Советский экран».

«ЗИМОРОДОК», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1972

Режиссер: Вячеслав Никифоров.

Автор сценария: Юрий Яковлев.

Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» за лучший фильм для детей (1973).

«КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1976

Режиссер: Динара Асанова.

Автор сценария: Георгий Полонский.

Композитор: Евгений Крылатов.

Текст песен: Булат Окуджава.

Премия за лучшую режиссуру (Д. Асанова), премия за лучшее исполнение мужской роли (А. Петренко), приз ЦК ЛКСМ Латвии и диплом творческому коллективу по разделу детских фильмов ВКФ-77 в Риге; Специальный приз жюри детских фильмов МКФ в Москве-77; Почетный диплом «Кекец» МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ-78» (Белград); Приз «Янтарь-78» за сценарий (Г. Полонский); Премия Ленинского комсомола (1977, удостоены режиссер Д. Асанова, актриса Е. Проклова).

«НЕДОПЕСОК НАПОЛЕОН III», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1978

Режиссер: Эдуард Бочаров.

Авторы сценария: Юрий Коваль, Эдуард Бочаров.

Текст песен: Юрий Коваль.

Исполнение песен: Юрий Коваль.

Второй приз ВКФ-79 в Ашхабаде по разделу детских фильмов, а также Приз театрального общества Туркменистана юному актеру (Максим Сидоров).

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА», СССР,

КИЕВСКАЯ киностудия, 1955

Режиссеры: Алексей Маслюков, Мечислава Маевская.

Авторы сценария: Иосиф Маневич, Мечислава Маевская.

Участие на МКФ в Канне-56. Лидер проката (1956, 4 место) — 32.34 млн. зрителей.

«ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ», СССР, МОСФИЛЬМ/КИРГИЗФИЛЬМ, 1965

Режиссер: Андрей Кончаловский.

Авторы сценария: Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Кончаловский.

Серебряная медаль Оселла фильму, Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Н. Аринбасарова) МКФ в Венеции-66; Специальная премия жюри МКФ молодых кинематографистов в Йере-67; Приз журнала «Советский экран» за «Революционность содержания и мастерство формы» ВКФ-66 в Киеве.

«ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ ДЕТСТВА», СССР, Азербайджанфильм, 1968

Режиссер: Ариф Бабаев

Сценарист: Максуд Ибрагимбеков

Композитор: Полад Бюль - Бюль Оглы

На III -ем зональном Кинофестивале Закавказских республик и Украинской республики приз за лучший фильм для молодежи и специальный диплом Союза Композиторов Украины получил композитор П. Бюль-Бюль Оглы (Киев, 1969).

«РЕСПУБЛИКА ШКИД», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1966

Режиссер: Геннадий Полока.

Автор сценария: Л. Пантелеев.

Вторая премия за лучший фильм для детей и юношества ВКФ-68 (Ленинград).

«ТРЕТИЙ В ПЯТОМ РЯДУ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1984

Режиссер: Сергей Олейник.

Автор сценария: Екатерина Маркова.

Премия за лучший сценарий (Екатерина Маркова) МТФ в Праге-85

«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО», СССР, МОСФИЛЬМ, 1978

Режиссер: Евгений Ташков.

Автор сценария: Евгений Ташков.

Большой приз ВТФ-79 в Баку.

 

 

Составитель фильмографии: С. Г. Однорог, заведующая отделом Медиацентр.

Алфавитный указатель

Заглавий произведений

 

Безумная Евдокия …………………………………………………………………………№ 22

Белая лошадь – горе не мое ………………………………………………….…..№ 35

Благие намерения ………………………………………………………………………..№ 27

Борька, я и невидимка ………………………………………….……………………№ 21

В бесконечном лесу и другие истории о 6 «В»…………… ……….№ 25

Ватага «Семь ветров» ………………………………………………………………№ 29

Вверх по лестнице, ведущей вниз ……………………………….………..№ 17

Военная тайна ………………………………………………………………………………№ 8

Гвардия тревоги …………………………………………………………………….……№ 34

Географ глобус пропил …………………………………………………………….…№ 32

Гуси-гуси: га-га-га ……………………………………………………………….………№ 33

Дневник Кости Рябцева …………………………………………………………….№ 9

Доживем до понедельника ……………………………………………….…….…№ 20

Дорога в жизнь ………………………………………………………………………….…№ 7

Если бы я был учителем… ………………………………………………………№ 30

Зимородок ………………………………………………………………………….…………№ 14

История одного детства …………………………………………………….….№ 1

Как роман ………………………………………………………………………………………№ 18

Ключ без права передачи ………………………………………………….………№ 28

Когда я снова стану маленьким ………………………………………….…№ 11

Маэстро Тиныч, или Кино про «белых лебедей»……………… № 24

Милый недруг ………………………………………………………………………………№ 2

Недопесок ………………………………………………………………………………………№ 26

Непроливашка ……………………………………………………………………….……№ 12

Педагогическая поэма ……………………………………………….…………….№ 6

Первый учитель ……………………………………………………………………….№ 38

Поющий тростник ……………………………………………………………………№ 15

Республика ШКИД ………………………………………………………………….………№ 5

Рисунки на асфальте ………………………………………………………………….№ 16

Третий в пятом ряду …………………………………………………..……………№ 23

1001-я ночь войны ……………………………………………………………….………№ 10

Уроки французского ………………………………………………………….…………№ 13

Фотография, на которой меня нет ………………………………….……№ 4

Человек бегущий ………………………………………………………………….………№ 31

Школьные страдания …………………………………………………………………№ 19

 

 

Сост.: Сафонова Н.К., Каплан Л.Ю., Ланкина А.К., Рахимова И.С., Фаст Л.П.

Ред.: Сафонова Н.К., кандидат педагогических наук, методист.

Комп. набор и оформление: Рыжова Я., редакционно-издательский отдел.

Отв. за выпуск: Лебедева Т.Г., зам. директора МУК «ЦСДБ» города Челябинска.

Оглавление

Предисловие …………………………………………………….…………………………………………………………………….……3

I. Начало XX века.

«Взрослый и детский мир: шаг навстречу» ……………………………………………………………………….……4

II. Россия: 20-30-е годы. “В поисках новой педагогики» …………………………………..……………5

III. «Сороковые-роковые»:

«Воспитанием решается участь мира» (Я. Корчак) …………………………………………..….……9

IV. 60-е: «Педагогическая оттепель»:

от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества ……………………………….…12

V. 70-80-е: «Педагогические раздумья»:

на пути к авторской педагогике …………………………………………………………………………………..…15

VI. 90-е – начало XXI века. «Новые дети.

Снова в поисках новой педагогики» …………………………………………………………………….……………22

Обратите внимание и на эти произведения ………………………………….………………….…………25

Сборники …………………………………………………………………………………………………..……………………..………25

Фильмография ……………………………………………………………………….……………………………..………..….…25

Алфавитный указатель авторов ………………………………………………………………………...…..…….28.

Алфавитный указатель заглавий произведений ……………………………………………..………….29

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

2010 год объявлен в России «Годом учителя».

Нет профессии важнее и ответственней – ведь педагог напрямую соприкасается с будущим, влияет на него. Поэтому, наверное, знаменитые фантасты Аркадий и Борис Стругацкие говорили об учительстве так: «Это необычайно важное дело, самое важное для людей, важнее всей остальной Вселенной, важнее самых замечательных творений рук человеческих…».

В нашем библиографическом списке мы собрали лучшие и просто хорошие художественные произведения, в которых рассказывается о педагогическом труде, о разных его гранях.

Для удобства мы распределили все книги по хронологии событий, которые в них отображаются. Тем самым, появляется возможность наглядно проследить эволюцию педагогических исканий во времени.

В конце пособия имеются вспомогательные указатели:

- алфавитный указатель авторов

- алфавитный указатель заглавий книг

А также мы представили фильмографию – список кинофильмов, снятых по мотивам некоторых произведений.

Надеемся, чтение этих книг доставит удовольствие нашим читателям и позволит посмотреть на школьные будни не только привычным взглядом школьника, но и взглядом учителя. Перемена точки обзора полезна и плодотворна для совместной жизни и сотрудничества! А кому-то, может быть, эти книги подскажут его «дорогу жизни», его призвание. Педагогике сегодня так нужны новые люди, яркие личности!

Загляните в нашу «Учительскую» – не пожалеете!

 

I. Начало XX века.

«Взрослый и детский мир:

Шаг навстречу»

1. Водовозова, Е. Н. История одного детства / Е. Н. Водовозова; обработ. для детей О. К. Невзглядовой; худож. С. Ведерникова. – СПБ.: Веско, 1992. – 285 с.: ил. – (Библиотека для девочек).

Вторая половина XIX и начало ХХ века – это время, когда в школу буквально врываются новые педагогические идеи и методики, борясь со старой, рутинной школой.

Получить представление о том, как это происходило, можно из автобиографической повести Елены Водовозовой – бывшей «смолянки», воспитанницы института благородных девиц в Смольном. Было такое учебное заведение в Петербурге для девочек из дворянских семей.

Девочки поступали сюда лет в 9 и выпускались в 18. Жизнь в Смольном, несмотря на такое красивое название (институт благородных девиц), была довольно безрадостной. И в немалой степени – из-за педагогов и воспитателей.

Жизнь воспитанниц – это «вечные окрики классных дам, ежедневные наказания, муштровка и суровая дисциплина». Малейшая ласка, всякое доброе слово воспринимались здесь, как «преступное баловство и слабость». А само учение! Оно состояло из натаскивания «в хороших манерах и французском языке». В институте не было своей библиотеки; учителя здесь сами не читали и не поощряли чтение воспитанниц. «Одуряющее однообразие институтской жизни засасывало нас, как топкое болото», – вспоминает писательница. И вдруг, в институте появляется новый инспектор – Константин Дмитриевич Ушинский. Да-да, тот самый, чьи рассказы, притчи и сказки мы с вами читали в детстве («Четыре желания», Пчелки на разведках», «Бодливая корова» – помните?). С его приходом в институте «наступает новое время». На уроках появляются книги – много книг! Сами уроки «стали походить на живую беседу между ученицами и учителем», в программе обучения появились естествознание и физика. Воспитанницы-смолянки впервые почувствовали «вкус к умственной жизни».

Увы, «новое время» в Смольном продолжалось недолго – старое никогда не сдается без боя. Но Ушинский все же успел зажечь в сердцах институток «негасимую жажду знаний», развить в них уверенность, достоинство и любовь к труду, «без которых жизнь не будет ни достойной уважения, ни счастливой»..

Уэбстер, Д. Милый недруг / Д. Уэбстер; пер. с англ. Н. Трауберг; худож. А. Власова. – М.: Глобус, 2003. – 207 с.: ил. – (Маленькие женщины).

Салли Мак-Брайд – «рыжеволосая особа с ирландскими предками и примесью шотландской крови» – не просто педагог, но


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.