День памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа 1999 г.) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

День памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа 1999 г.)

2022-11-27 27
День памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа 1999 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По милости Божией, ещё Господь сподобил нас праздновать Воскресение Христово, ещё Господь сподобил нас празд­новать малую Пасху, быть за святой Божествен­ной литургией, быть участниками высшего небесного таинства — святой Божественной литургии. Еванге­лие читали о том, как Христос ходил по водам и как Христос уединялся для молитвы. В своей жизни об­щение Он с Отцом Небесным имел, а мы с Богом Все­держителем и со Спасителем нашим имеем общение, с Божией Матерью, со святыми Ангелами Хранителя­ми и со всеми угодниками Божиими, к которым и об­ращаемся в наших святых молитвах. По водам ходил Христос озера Генисаретского. И до сего дня расска­зывают, и фотографии я смотрел: при лунном свете видна эта полоса на воде, где шёл Христос.

 

 

По зову Господа апостол Петр пошел Ему навстре­чу также по водам. И вдруг сомнение: «Я же на воде, я же утону», — и в этот момент стал он утопать. «Гос­поди, спаси меня!» — вот крик погибающей души, вот вопль, вот возглас. «Маловер, зачем ты усумнился?»

Так и нас Господь зовёт, мы со всей душой откли­каемся, идём навстречу, как апостол Петр, и вдруг сомнение бес посылает нам: «А правильно ль я вы­брал путь? А что я буду там делать в той Церкви, или в монастыре, или где? А может быть, мой не там путь, может, мне в миру быть, погибать, и прочее?» И начинается разлад душевный, начинается поги­бель, начинаются помыслы, начинается дух против­ления, начинается злоба уже даже, и человек идёт сознательно к погибели. И если вовремя не опом­нится человек, которого дьявол искушает, как апо­стола Петра, маловерием, если не скажет вовремя человек: «Господи, — опомнившись, — спаси, я поги­баю!» — и не обратится к Богу, бывает и погибель для такого человека.

Дай, Господи, нам Петрово обращение к Богу и вме­сте с тем глубокой веры, чтоб мы не были маловеры, особенно в духовной жизни. Но и фанатизм — тяжё­лый грех тоже. Вот золотую середину в духовной жиз­ни дай Господи нам избирать, серединным царским путём дай Господи шествовать по водам жизни нашея, по житейскому морю нашему и достичь Царствия Не­бесного, где и Спаситель находится, где находится апостол Петр, где находится и преподобный Сера­фим Саровский, память которого мы в сегодняшний день торжественно празднуем.

Сегодня праздник всей нашей Русской земли — па­мять особо любимого, дорогого для нас угодника Божиего преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

 

 

Кто с детских лет не знает это имя, кто не влюблен был в преподобного Серафима Саровского, кому не мил и не дорог этот образ доброго старца, препо­добного Серафима Саровского? Нет дома почти ни одного или квартиры, где бы иконочка не находи­лась преподобного Серафима Саровского.

А сколько молитв, сколько воздыханий, сколько просьб при жизни выслушивал преподобный Сера­фим! И по смерти своей для всего мира является он великой радостью, великим утешением и великим наслаждением.

Преподобный Серафим — он не москаль, не хохол, он — православный христианин, православный мо­нах, служитель Бога Вышняго в сане иеромонаха. Он не архимандрит был, никто, простой иеромонах, но высотой святости он превзошёл и патриархов, и ар­хиереев, и митрополитов. Смирением своим, кро- тостию своей, тихостию своей и мирностию сердца своего, то, чего нам всем так не хватает в жизни, про­сто мирности сердца.

 

 

Почему мы такие злые, беспокойные, недоверчи­вые, маловерные? Мирности сердца нет, корень всех зол то, что просто мира в сердце нет.

«Стяжи мир в сердце своем, — знаменитые слова преподобного Серафима, — спасешься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». Вот об этом постоянно раз­мышлять надо, об этом постоянно думать и учиться мирности сердца. Хранить сердце и от гордости, и от тщеславия хранить сердце свое, не по наружности по­казывать свое мнимое фарисейское благочестие, а вну­три, в глубине хранить себя в чистоте, как хранил пре­подобный Серафим.

Хранить от блуда, от всего скверного, плохого своё сердце, постоянно помнить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Именно чистоту сердца мирно хранил преподобный Серафим. Почему все страсти отходили от него, по­чему светел лик его был, почему приветливый его был голос, почему и глаза светились его пасхальной радостью, почему для него всегда была Пасха Божия круглый год? Потому что чистота сердца. Почему яв­лялась ему видимым образом и Божия Матерь, Сам Спаситель в храме являлся? Чистота сердца.

В грязном сердце Бог никогда не явится, злому сердцу никогда Бог не покажет Себя. Чистое серд­це. Избранники Божии, как преподобный Серафим, могли лицезреть славу Божию.

 

 

Сегодня событие — 1903 год, открытие мощей пре­подобного Серафима в Сарове. Прибыла царская се­мья. Государь Император со всей семьей прибыл своей, с детьми своими на это торжество. Прибыли святители земли Русской, многочисленные монахи, архимандриты, священники. Тысячи, десятки тысяч людей прибыли в Саров к сегодняшнему дню, чтобы совершить прославление преподобного Серафима в лике святых угодников Божиих. Торжественно его святые мощи были подняты из-под спуда земного, где он погребен был, и торжественно омыты, пере­ложены в новую раку — кипарисовый гроб. И совер­шилось прославление.

 

 

В сегодняшний день в 1903 году многотысячная тол­па молящихся, собор целый воспел: «Ублажаем тя, пре­подобный отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

Перед вами изображается это событие 1903 года. Го­сударь Император с высшими сановниками тогдаш­него Русского государства несёт на своих плечах нет­ленные мощи, в кипарисовом гробе, преподобного Серафима.

Смотришь на это торжество и с печалью думаешь, какая страшная Голгофа всех этих людей ждёт. Все они будут казнены, все они будут расстреляны, все они прольют мученическую кровь, как преподобный Сера­фим говорил при жизни: «А кровушки сколько будет на земле Русской — реки, океаны. Всё оросится кро­вью христианской». Предвидел эти дни тяжкие пре­подобный Серафим.

Есть предание историческое, что особое письмо преподобный Серафим написал последнему Госуда­рю Императору и сказал: когда будет прославление, отдадите ему. И действительно, настоятель отдал про­стой конвертик, хлебушком заклеенный, — не было клея у преподобного Серафима, хлебом заклеивал. Прочитал царь письмо, горько очень заплакал. Всё, что сказано было в письме, исполнилось о нём и на детях его. О скорби говорил преподобный Серафим, о крови, о страданиях — вот о чём говорил в своем послании, уже посмертном, преподобный Серафим Саровский последнему Царю-мученику нашему, Ни­колаю. И те, что изображены на картине «Торжества прославления преподобного Серафима», — все они мученики, все они казнены жестоко, пролили кровь свою невинную. Среди них и Царь-мученик Нико­лай со своим августейшим семейством, и святите­ли, и священномученик Серафим (его День Ангела сегодня празднуем), который особую ревность проявил в прославлении памяти преподобного Серафи­ма Саровского. Всех Господь сподобил дойти до Цар­ствия Небесного через мучения, через страдания, че­рез кровь, очиститься и войти в славу Божию. И мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому угото­вал уже венец мученичества. И нам кое-кому придёт­ся и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания — Голгофу пройти, чтобы, через это очи­стившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти.

 

 

Сколько преподобный Серафим перестрадал в жиз­ни, какие болезни тяжкие претерпел, какие искушения претерпел, какие нападки претерпел! И вот читаешь житие, хоть что-нибудь слышно — порча какая-то у него была, «поробили» ему? Как мы сейчас, глупые, сатанисты маловерные, болтаем языком, верим. Как одна по­падья пришла, оглядывается кругом. Говорю: «Что, пороблено тебе». — «Да, да, боюсь, боюсь, боюсь». Жена священника, называется! Она, как бесноватая, боится. Боже мой, это же люди неверующие! Сохрани Господь! В житии преподобного Серафима вы что-нибудь о пор­че встретили, читали где-нибудь? Ну вот, а вы какие? Подумайте. Гадкие, маловерные, дотронься до кого- нибудь, не так посмотри, не так скажи — уже всё. Уже поробили, уже заболела, уже рука болит, нога болит, не могу. Значит, такова Божия воля, а не порча какая- то. Это бросьте, выбрасывайте эти колдовские бас­ни все, сатанинские басни из своей головы, они только ведут нас в погибель, во ад ведут. Кроме пор­чи греховной, никакой больше ни у кого порчи нет. «Ой, у меня в животе что-то лазит», — кроме гамна там ничего не лазит у тебя в животе. Бес не такой дурной, чтоб в гамне твоем сидел вонючем. Бес за­лазит в мозги да в сердце — вот куда бес залазит, а не в кишках лазит. Кроме гамна и бздения, вони, ниче­го нет и не будет.

Так что в этом отношении очищайтесь. Преподоб­ный Серафим и все угоднички Божии, жития их сви­детельствуют вам о чистоте веры, о святости, о свет­лых помыслах, а не о мрачных, подозрительных. Вот к этой светлости, чистоте сердца, мирности сердца, которую стяжал преподобный Серафим Саровский, стремитесь, выбрасывайте искушения, выбрасывай­те помыслы, трудитесь над собой. Многие заражены этими баснями века сего, как апостол Павел говорит, ересями века сего. Долой их из своей жизни, из сво­его быта, не нужно этого мрака подозрительности! Свет тихой веры, свет той веры, которой закричал сегодня апостол Петр: «Господи, спаси, погибаю я!» Вот и нам дай, Господи, этого крика, этой веры, это­го спасения, которое обрели апостол Петр, Серафим Саровский и все верующие во Христа Спасителя, Го­спода нашего.

И еще раз всех умоляю: убирайте из своей жиз­ни эти суеверия, эти терния, которые нам мешают на пути спасения. Эти терния лишают нас радости, эти колдовки-бабки, шептуны, лженаставники все эти, лжепопы нынешнего века, лекари-аптекари — они мешают. Тебе пороблено, на тебе порча, на тебе прочее — глупости всё это. В житии преподобного Серафима ничего вы этого не встретили, — а как его Господь испытывал болезнями! Мог бы сказать: «Это ж мне поробили, водянка у меня» или прочее. Мы б точно так бы и сказали бы. Половина стоящих,

70% здесь стоящих сказали бы: это ж мне поробле­но... А он терпеливо переносил болезнь, и Господь да­вал ему — исцелялся он от тяжких болезней и вновь продолжал нести свой жизненный крест. Какое про­щение, разбойники избили его, едва живым остави­ли его. Попались эти разбойники, привели их к нему. Казалось бы, сейчас бы мы б все закричали: «Смерть им, наказать!» — «Братия, умоляю, простите их, этих людей, они не знают, что творят». И дрогнуло сердце этих разбойников, они поняли: перед ними — да, дей­ствительно, не ложный, а настоящий святой человек. Они пали на колени, каялись, просили прощения. Ко­нечно, были прощены, еще и иноками стали в Саров­ской обители.

Сейчас, Господь дал, в наши дни пророчества пре­подобного Серафима исполняются, возрождается Дивеево.

 

 

 Русь поет Пасху среди лета, торжество воскре­сения преподобного Серафима Саровского, воскресе­ние его мощей святых из небытия. Вновь возвращение уже не в Саров разорённый, а в Дивеево. «В Дивеево поселюсь я, буду с сестрами моими, с сиротами мои­ми жить», — говорил преподобный Серафим. А Дивеево как великая лавра возрождается. Какие соборы, ка­кие колокольни, какие корпуса, цветы какие матушки выращивают, огород какой дивеевский! Господь спо­добил меня побывать, посмотреть, помолиться. Дей­ствительно, место святое. А людей тысячи, сорок авто­бусов за день, Боже мой! Тут один приедет, не знаешь, что с вами делать, полупустой. А там сорок, и сколько народу! Как в метро, снуют кругом, не поймешь, куда пойти, куда притулиться. Вот так всех зовёт препо­добный Серафим — чудо совершается.

Конечно, шумно в Дивеево — я искал не то Дивеево, я его нашёл в простом скиту в девяноста верстах, в Кутузовке.

 

 

Там я нашёл настоящее Дивеево. Там действительно воспитываются; как матушка игумения Сергия говорила: «Я своих сестёр воспитываю в скитах, в малой семье, будущих сестёр». Там они, вдали от мира, от этих вонючих мужиков, от всей не­чисти этой, — там сестры в чистоте воспитываются, дивеевские будущие матушки. Там проходят искус, там проходят тяжкие послушания, испытания, чтоб потом достойной стать монахиней, невестой Христо­вой. Среди леса дикого обитель стоит, когда-то около трехсот монахинь было там. Всех казнили безбожни­ки. Напал отряд красноармейцев, повесили монахинь по деревьям кругом, всех повесили. Муку претерпели тяжкую. В запустении был монастырь, но сейчас воз­рождается, собор восстанавливается среди леса, ги­гант белостенный, собор пятиглавый стоит, корпус иноческий. И наши монашечки, русские девочки, жи­вут там. И дети даже — малые девочки там воспитыва­ются, готовятся стать невестами Христовыми, гото­вятся стать последователями преподобного Серафи­ма Саровского, чудотворца.

В Дивееве какие источники прекрасные!

 

 

 Поехали мы на один из источников. Боже мой, там как Силоамская купель. Кого там только не увидишь: и боль­ные, и богатые, и здоровые, и бедные, и бродяги, и калеки. Настоящая Силоамская купель. А хлопцы мои, ещё же с юмором все, говорят: свинопапки, свиномамки и поросятки. Да целыми ж семьями там пораздеваются и в воду эту ледяную, купаются, Все хрюкают там — ах, ах, виз­жат, опускаются в эту ледяную воду.

А я там на бережку сидел на лавочке, смо­трел. Боже, сколько тут нечисти омывается во­дой преподобного Сера­фима, сколько грехов, сколько пороков, сколь­ко этой нечистоты че­ловеческой омывается в этой нашей русской Силоамской купели, ис­точнике преподобного Серафима Саровского, чудотворца! Да, действительно, это русская Силоамская купель, и дай Госпо­ди, чтобы эта вода освящала, спасала всех и чтобы эта вода была нам всем Силоамской купелью в жизни нашей, во славу Божию.

Дивеево торжествует, сегодня Святейший Патри­арх, святители собрались. Просто на соборной пло­щади, перед мощами служат литургию и ублажают преподобного Серафима Саровского. И в нашем хра­ме старинный образ — был поруганный, побитый, по­калеченный, пошкарябанный. Восстановили образ святой. И всех встречает ликом своим преподобный Серафим Саровский. Сколько перед ним молитв слышится, сколько перед ним воздыханий, сколько взглядов на этот образ благостных, просящих! И ми­лостивый взгляд преподобного Серафима, старца, всех встречает. Из-под густых бровей зорко смотрит преподобный Серафим на всех приходящих в святой храм сей. Со святыми частицами мощей его нетлен­ного тела — образ святой пред святою неугасимою лампадою.

 

 

И дай Господи, чтоб мы получали благодатную по­мощь преподобного Серафима, чтоб всем нам был уте­шитель преподобный Серафим, помощник, настав­ник, и всех встречал, приходящих в святой храм сей для молитвы, для благодатного общения с Богом и со святыми угодниками Божиими. Слава тебе, Господи, что многих из вас Господь сподобил побывать в Дивеево, сподобил побывать в тех местах, где жил и молился преподобный Серафим Саровский, чудотворец, осо­бый любимец и избранник Божией Матери. Аминь.

 

 

Священное богослужение сейчас оканчиваем мы, причащаем, кто был у исповеди, Святых Христо­вых Таин, совершаем молебное пение и будем от­дыхать. Совершаем в полчетвертого всенощное бде­ние. Сегодня большие паремии будут, пророку Илии, из Книги Царств, будем читать, на простом русском языке. Завтра великий годовой праздник — память пророка Божиего Илии, великого ревнителя о вере в Бога Истиннаго.

Совершать будем завтра службу Божию, читать ака­фист Илии пророку, Втораго Пришествия Христова славному Предтече. Совершать литургию, после свя­той литургии крестный ход вокруг храма и молебен на кладезе в Ильин день с водоосвящением. Всех бу­дем купать в Ильин день. Груши освящаются нового урожая в завтрашний день. Кто лопал, — для тех уже нет освящения, кто невоздержан. Говорят, некоторые священники благословляли кушать, — ну и кушай­те на здоровье свои те груши, а мы завтра освятим, ну, если принесёте. Есть в этом году груши или нет? Есть, ну, вот приносите, завтра освятим, всем разда­дим и во славу Божию будем кушать груши нового уро­жая. Мед освятим первого августа или, по новому со­ветскому, 14 августа, на медовый Спас. А яблоки будем освящать нового урожая на праздник Преображения Господня. Ой, что ж делать с белым наливом? Свой бе­лый налив суши, вари, но не ешь — есть никому, ни де­тям, никому не благословляю. Пользы от этих ваших яблок никакой не будет. Сейчас вон огурец, помидор, ягоды, абрикосы. Как бес Еву искушает яблоком, так и мы: я ж хочу яблока, вот и всё — Ева самая настоя­щая. И даже и речи не может быть, никаких благосло­вений, никаких. а кто ел, недостойны и причащения такие. Пропадает у нас? Мы всё сушим, запасаемся. Эти яблоки самые негодные, самые плохие ранние, этот белый налив, никакой пользы от них нет. Толь­ко сушить, да компот варить, да варенье варить. А уже более поздние осенние сорта, когда освятим, вот те полезны уже и для организма.

Так что пора обращаться именно к тому моменту, что нужно. — вспомните жизнь преподобного Сав­вы Освященного, как его в детстве искушал бес яб­локом, и он вкусил его, потом опомнился, растоптал его и дал обет — до смерти никогда не вкушать этого плода нашего времени, что и исполнил.

А мы: похоть давай — яблочко хочу. Съешь поми­дор, огурчик съешь, абрикоску съешь — вот тебе и будет польза для организма. От этого яблочка ты что — здоровее станешь? Абсолютно. Вот этими искушениями бесовскими не занимайтесь, кто зани­мался — кайтесь на исповеди святой, что грешили: раньше, без благословения церковного, без молитвы вкушали запретный плод. Вот так. Так что, даст Бог, в завтрашний день груши по монастырскому уставу будем освящать, в Ильин день.

 

 

На этой седмице, значит, завтра — великий годовой праздник Ильи Пророка; в среду — Марии Магдалины равноапостольной, паче всех благ Сладчайшего Госпо­да Иисуса возлюбившей; будем совершать святую служ­бу Божию; в четверг праздник у нас чудотворной ико­ны Божией Матери «Похвалы Почаевской». Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира, — не Украины, а все­го мира надеждо и утешение. Будем совершать службу Божию, крестный ход с иконой Почаевской Божией Матери и молебен с водоосвящением на кладезе.

 

 

У нас владыка служил в прошлый год в этот день. В этом же году собирается поехать в Лавру помолить­ся, послужить. Ну пусть поедет, за нас помолится, пусть ему бока там немножко помнут бабы, там тысячи лю­дей будет, — немножко, эту. «мануальную терапию» чтоб ему совершить. на горе Почаевской.

Вот так, потом, значит, что это будет у нас? В пятни­цу — праздник Бориса и Глеба и мученицы Христины, будем служить службу Божию. В субботу — Успение пра­ведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, день кончины, — надо послужить. Именинниц, кто имя Анны носит, причастим Святых Христовых Таин.

В будущее воскресенье праздник у нас преподоб­ного Моисея Угрина, да, венгра. От чего ему мо­лятся?

 

 

 

От блудной страсти. Вчера молились мы от страстей этих Иоанну Многострадальному, а Иоанн Многострадальный молился преподобному Моисею, и тот спасал. Будем читать житие, как баба влюби­лась в юного красавца венгра — будущего инока Киево-Печерской лавры, пленника. Как она горела страстью, полька эта, католичка несчастная, гадкая. Ой, Боже мой, как она издевалась над ним! Как она голая перед ним раздевалась — терзала его, хотела соблазнить его на связь блудную с ней. И как он всё претерпел, победил мужественно, чистоту сохранил, страх Божий имел, обет чистоты не порушил, а со­хранил. Вот его память будем совершать в будущее воскресенье и все будем молиться, чтобы нам помог преподобный Моисей от блудной страсти. Всё гово­рю без конца: мужикам сперма в голову бьёт, бабам гормоны бьют. От этого греха никто не застрахован, все страдают не телесно, так мысленно: и патриар­хи, и архиереи, и схимники, и монахи, и мирские, и юноши, и девы, и дети — все страдают грехом блуда. Все на этом мытарстве споткнёмся, нечего говорить, что я ж такой праведник.не, не, не, не, не. Да в тебе самое гнездо вонючее этих страстей внутренних. Вот по наружности мы такие елейные, такие все, а внутри — это ж мерзость одна. Внутрь скляницы очистим.

Вот почему и нужны особая благодатная помощь и молитва преподобного Моисея, чтобы он помог нам очистить внутрь скляницы своей. Телом не гре­шим, а в голове мысли какие гадкие, да стыдно на самого себя посмотреть. А извращения разные ка­кие, а на юношество какими мы гадкими, блудными глазами смотрим — об этом всем подумать крепко надо. Господи, дай нам осудить себя — не оправдать, а осудить. И дай нам Господи всем очиститься молит­вами преподобнаго отца нашего Моисея, чудотворца Киево-Печерской лавры.

 

 

И кто вот это говорит такое: «Не-не-не-не-не-не, этим грехом я не.» Да это ж самый больший в тебе этот грех сидит. Просто самооправдывание идёт сво­их грехов. Все на этом мытарстве мы споткнёмся, не­минуемо. И многих бес с этого мытарства потянет во ад. Даже Ангел Хранитель не сможет, если мы так не будем осознавать и раскаиваться. Даже Ангел Хра­нитель не сможет вымолить нас, грешных. Об этом думайте, очень нужно призадуматься, каяться обяза­тельно и исправляться с помощью Божиею. Вот, всё как будто бы рассказал, объяснил вам, родные мои.

Значит, завтра Ильин день, великий праздник. Не вздумайте что-нибудь завтра делать: несчастье с вами случится — я не виноват. Строго предупреждаю. Сам когда-то испытал, что такое пророк Илия, на своей шкуре, и вам говорю: свято чтите Ильин день.

Слава Богу, Господь сподобил, пришёл наш пред­седатель, говорит: «Собрали мы урожай пшеницы. А как сеять, чем сеять — никто ничего не знает». Ну хоть собрали готовое, то, что Бог дал. Завтра пой­дут в Никольский храм, — я им сказал: идите, по­служите молебен, поблагодарите Бога за урожай собранный.

И мы благодарим Господа: хоть и редкие дожди­ки, но перепадают — ещё Господь нас не оставляет, всё нам даётся. Всё, слава Богу. Завтра поблагодарим Господа.

Итак, значит, служим в понедельник, Ильин день. В среду что у нас за праздник? Во какие грамотные —

Марии Магдалины. В четверг? Иконы, Похвалы По- чаевской Божией Матери, будем совершать службу Божию. В пятницу? Ну вот, прямо хоть в семинарию вас отправляй — в пятницу Бориса и Глеба. А в субботу что там будет? Святой праведной Анны, матери Пре­святой Девы Марии, успение, день кончины ея, — по­служим также службу Божию. И в воскресенье что там? Преподобного Моисея чудотворца, Угрина, — от блуд­ных грехов и страсти, тайных наших грехов будем очи­щения, молитв и помощи просить.

Помогай, Господи, всем от суеверий избавлять­ся, от лжеверий, чтоб, как преподобный Феодосий говорил, не кривоверами мы были в жизни, а насто­ящими добрыми христианами, чтобы все спаслись и наследовали Царствие Небесное. Аминь.

С праздником всех вас!

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.