Спровоцированные воспоминания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Спровоцированные воспоминания

2022-11-24 33
Спровоцированные воспоминания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня при помощи определенных психотерапевтических техник по расширению сознания вполне возможно вызывать у людей воспоминания о предыдущей жизни. Традиционная психология склонна с пренебрежением относиться к подобным техникам, так как в соответствии с метафизическими подходами принято считать, что в нашей психике не может быть подобных воспоминаний. Большинство современных теорий личности было сформулировано в рамках мировоззрения одной жизни, поэтому они предполагают, что психика не может содержать в себе воспоминаний, выходящих за рамки определенного тела. Следовательно, любая техника, выявляющая воспоминания о событиях, произошедших до существования данного тела, тут же вызывает подозрение. Чтобы принять эти воспоминания как правомочные, требуется решительный пересмотр психологических основ философских доктрин, но как раз это многие теоретики делать отказываются. Большинство психологов слишком заняты доказательством того, что они настоящие ученые, чтобы рискнуть отказаться от “научных” предпосылок метафизического натурализма.

Конечно, наиболее распространенный метод вызвать воспоминания прошлых жизней — гипноз, техника выборочного фокусирования внимания. На что его сфокусировать и чем это закончится, в большой степени определяется моделью сознания, принятой терапевтом и пациентом. В соответствии с этим терапевтическое применение гипноза эволюционирует вместе с изучением сознания. Сегодня он используется для такого глубокого проникновения в психику, о каком несколько десятилетий назад даже не мечталось[45].

Чаще всего гипноз как источник свидетельств реинкарнации критикуют за то, что это слишком опасно, что терапевт может повлиять на данные, полученные через внушение. Гипнотическое состояние — в высшей степени внушаемое состояние, и терапевту действительно легко сознательно или бессознательно посеять семена желаемого результата. Следовательно, пока идут споры, никакие свидетельства, полученные при помощи гипноза, не могут приниматься всерьез.

Думаю скептики преувеличивают как внушаемость объекта гипноза, так и непрофессиональность терапевта. Их критика основывается на устаревших концепциях гипнотического состояния, когда субъект полностью передает контроль над своим сознанием другому человеку. Более того, они не могут объяснить, как же все-таки во время гипнотических сеансов иногда получают информацию о других жизнях. Если это внушение, как же оно может открыть достоверную информацию, доселе не известную ни терапевту, ни пациенту?[46]

Впрочем, нет необходимости вступать в дебаты по поводу заслуг гипноза, поскольку воспоминания о прошлых жизнях проявляются не только в гипнотерапии, но и во многих других терапевтических контекстах. Я не сомневаюсь, что достоверные случаи могут включать в себя и информацию, полученную во время умело проведенного гипнотического сеанса. Сделать эти случаи еще “доказательнее” поможет терапевтическое применение различных провокационных техник. (Чуть позже я вернусь к этой теме.)

Большинство вызванных воспоминаний не позволяют провести такую же детальную проверку, как в случаях Стивенсона. Дети Стивенсона вспоминают свои ближайшие прежние инкарнации, в то время как воспоминания, возникшие в психотерапевтических условиях, часто отражают жизни из более отдаленного прошлого, что превращает проверку в дело исключительно сложное, если не невозможное. Именно по этой причине вызванные воспоминания должны рассматриваться как менее ценные свидетельства возрождения, чем спонтанные[47].

Тем не менее эти случаи могут добавить аргументы в защиту реинкарнации. Свидетельская ценность вызываемых воспоминаний заключается прежде всего в том, что можно назвать их внутренней способностью к подтверждению, заключающейся в том, как они ведут себя в качестве психологических событий. Если мы внимательно изучим психотерапевтическую литературу по возвращению в прошлую жизнь, то выявим четыре пункта, говорящие в пользу того, что по крайней мере некоторые такие воспоминания можно считать подлинными случаями из прошлой жизни[48].

Во-первых, следует отметить, что в настоящее время эти воспоминания извлекаются с помощью нескольких различных техник: повторное рождение[49], сенсорная изоляция[50], голономная интеграция[51] и психотерапевтическое применение специфических препаратов, расширяющих сознание[52]. Кроме того, воспоминания о прошлых жизнях иногда проявляются при разных “терапиях тела”[53], а также при традиционных медитативных практиках[54]. Следовательно эти результаты не привязаны к какой-то определенной технике. Если древняя мысль о том, что подобные воспоминания хранятся в глубине психики, верна, то следует ожидать их появления при разнообразных клинических обстоятельствах, поскольку рано или поздно те или иные методы исследования сознания проникнут в эти воспоминания. Итак, если сознание изучается при помощи техники, способной проникнуть на особо глубокие уровни, то можно извлечь воспоминания о предыдущих жизнях[55].

Во-вторых, установлено, что часто такие воспоминания выходят на поверхность “добровольно” при терапиях, которые не преследуют цели вызвать воспоминания о прошлой жизни, застигая психотерапевтов врасплох. Многие из них рассказывали, что эти воспоминания впервые появились в их практике, когда они совершенно не интересовались идеей реинкарнации или даже были враждебно настроены по отношению к ней. Обучаясь в высших учебных заведениях, где возможность реинкарнации традиционно отрицалась, эти клиницисты были не готовы к тому, с чем они столкнулись в терапевтической практике. Но воспоминания, словно непрошеные гости, продолжали появляться, и им пришлось научиться с ними работать, зачастую проходя через болезненное изменение собственного мировоззрения.

К примеру, доктор Александр Кеннон (английский психолог, награжденный степенями девяти европейских университетов) рассказывает о своем упорном сопротивлении идее реинкарнации, несмотря на растущие клинические свидетельства в ее пользу. В книге “Внутренняя сила” он пишет:

“На протяжении многих лет концепция реинкарнации была для меня сущим кошмаром, я изо всех сил пытался развенчать ее, даже убеждал своих пациентов, которых вводил в транс, что они говорят ерунду. Но когда год за годом пациенты рассказывали одни и те же истории, мне пришлось отнестись к ним серьезно. К настоящему моменту исследовано более тысячи таких свидетельств, и я должен подтвердить: да, реинкарнация существует”[56].

Согласно законам исследования, если эксперимент дает неожиданный результат, не совпадающий с теоретическими подходами участников эксперимента и даже нежелательный для них, это явный показатель достоверности. Это еще не доказательство, но уже здоровый признак.

В-третьих, правдивость воспоминаний из прошлой жизни подтверждается тем, что они появляются вместе с воспоминаниями из настоящей. Если мы используем терапевтические техники, вызывающие в первую очередь воспоминания о недавнем прошлом, затем o подростковом периоде, детстве, младенчестве и даже о пребывании в матке, так ли уж удивительно, что процесс пойдет дальше? Мы привыкли думать о психике как о многоуровневом феномене, который иногда за один сеанс выдает секреты лишь одного уровня. Продолжая применять те же самые техники, мы часто сталкиваемся с воспоминаниями из предыдущих жизней. Вправе ли мы надменно отвергать их как ложные только потому, что стоим на позициях, отрицающих такие воспоминания, что согласно нашей теории человеческой природы в ней такой памяти быть не должно? Если мы владеем терапевтическими техниками на известных уровнях психики успешно, разве не разумнее позволить им продолжить исцеление, куда бы эти техники ни привели нас, изменяя наше концепцию человеческой природы, как того требует ситуация?

Как мы уже говорили, воспоминания из прошлой жизни очень тесно связаны с воспоминаниями из настоящей. В самых действенных экспериментальных терапиях, таких как голономная терапия или психотерапия с применением ЛСД, воспоминания из предыдущей и настоящей жизней часто возникают одновременно, переплетаясь друг с другом. Станислав Гроф называет эти смешения системами конденсированного опыта, или СКО. Более поверхностные уровни СКО обычно составляют факты из настоящей жизни, а более глубинные — из событий предыдущих инкарнаций. Два ряда переживаний связаны в психике общими эмоциями. Следовательно, когда эмоционально заряженные воспоминания выходят на поверхность, они нередко делают это одновременно как часть многоуровневой эмпирической массы. Рассматриваемый ниже в данной главе случай Тани может служить наглядной иллюстрацией этой мысли[57].

А самое важное свидетельство того, что это действительно воспоминания, — то, как они проявляются. Они не только ощущаются и выглядят как личностные воспоминания, но и имеют терапевтический эффект параллельно воздействию более традиционных воспоминаний, которые обычно возникают при терапии. Целительство в психотерапевтических условиях является результатом сознательного присвоения бессознательных стрессов. Микро- или макротравмы прошлого сопоставляются с настоящими, отделяются от них, а затем интегрируются в одной личности. Когда воспоминания из предыдущей жизни выходят наружу они проявляются так же, как и из настоящей, оказывая на личность терапевтическое воздействие, освобождая ее от скрытых программ, извлекая на поверхность суть проблемных переживаний, где с ними можно иметь дело сознательно. Очевидно, для психики все равно, коренятся ли жизненные конфликты в нашем детстве или в нашей жизни в семнадцатом веке.

Зачастую оказывается, что воспоминания из предыдущей жизни имеют даже большую терапевтическую ценность, могут исцелять более глубокие жизненные раны. С реинкарнационной точки зрения это явление имеет точное объяснение. Наши предыдущие существования содержат семена переживаний, которые не дали всходы в тех жизнях: неосуществленные желания, неразрешенные конфликты, нереализованные амбиции. Одна из причин, почему мы продолжаем существование в следующей жизни, — стремление завершить то, что осталось незавершенным. Именно незавершенность часто формирует центральные темы настоящей жизни. Она определяет наши проблемы, отношения, болезни и обстоятельства, которые будут во всех наших жизнях, пока мы не разрешим их. Таким образом, терапия, сфокусированная на незавершенности, будет обращаться к подлинным корням нынешних конфликтов.

Подводя итог, следует отметить: психологические события, проявляющиеся в этих мощных провокационных терапиях, обладают определенными характеристиками, позволяющими определить их как подлинные воспоминания. Они обнаруживаются в контексте других воспоминаний, их терапевтическое воздействие на субъекты такое же, как у других воспоминаний, разве что более глубокое, они могут быть вызваны одной или несколькими техниками. Наконец, они часто проявляются неожиданно, как для терапевта так и для пациента.

Теперь перейдем от теории к практике. Три случая проиллюстрируют некоторые приведенные здесь положения.

Хизер Уайтхолм — такое вымышленное имя дал доктор Джоэль Уайттон 44-летней женщине, чей случай он описал в книге “Жизнь между жизнями”[58].

Хизер пришла к доктору Уайттону, частнопрактикующему психиатру в Торонто, весной 1979 года с жалобами на множество выбивающих ее из колеи физических и психологических проблем. Она страдала сильной аллергией на множество обычных вещей, от которых у нее звенело в ушах, голова пульсировала болью, а кожа покрывалась сыпью и волдырями. Она с трудом дышала в любом месте, кроме собственного дома, так что, по образному выражению Хизер, у нее была “аллергия на саму жизнь”. Ее респираторные проблемы сопровождались постоянными пневмониями и бронхитами, которые каждую осень, зиму и весну приковывали Хизер к постели. В течение нескольких лет женщина обращалась ко многим специалистам, но ее состояние продолжало ухудшаться. Какое бы лечение она ни применяла — ничто не приносило облегчения. Обширные медицинские обследования, проведенные доктором Уайтон, подтвердили, что Хизер страдает “сильной, трудно поддающейся лечению аллергией, усугубленной необычайно низкой сопротивляемостью бронхитам и пневмониям”.

С психологической точки зрения Хизер страдала от слишком низкой самооценки и сильного чувства неполноценности. Она была чрезмерно чувствительна к критике, а страх неудачи блокировал многообещающую карьеру ювелира-дизайнера. Кроме того, у нее периодически случались приступы черной меланхолии, причем в самые счастливые моменты жизни. Как положительные моменты отмечалось, что Хизер умна, талантлива и счастлива в замужестве.

Хизер оказалась хорошим субъектом терапии транса и быстро научилась самогипнозу. Хизер и доктор Уайттон решили, что она с помощью самогипноза исследует дома корни своих проблем, а затем на еженедельных терапевтических сеансах они будут обсуждать ее открытия. Женщина в течение шести недель приносила копии своих заметок, где записывал; поток бессознательного, но ничто из этого не помогало подобраться к сути ее сложностей, А потом она обнаружила Изобель Друмонд.

Хизер “находила” Изобель, в которой сразу же “узнала” свое предыдущее воплощение, постепенно. Ее история разворачивалась в течение многих недель. Впервые она увидела Изобель садящейся за пианино в прекрасно обставленном английском доме. Та играла один из фортепьянных этюдов Шопена, и играла прекрасно. Сама не понимая почему, Хизер была страшно огорчена видом Изобель и, выйдя из транса, горько заплакала. Весь день она была захвачена воспоминаниями об Изобель, а ночью ее внезапно “выбросило” в переживание ужасной автомобильной катастрофы. Хизер была в теле Изобель, лежала на земле рядом с горящей машиной, накренившейся над пропастью. Ее правая рука была охвачена пламенем. Происходило это в 1931 году, за четыре года до рождения Хизер.

Несколько секунд травматического воспоминания ввергли Хизер в состояние коллапса. Она провела эту ночь в слезах и страшном волнении, не в силах отбросить преследующие ее образы. Шок привел к трем бессонным ночам, в течение которых Хизер плакала, страдая от приступов тошноты и жестокого бронхиального кашля. Когда же наконец пришел сон, она проспала двенадцать часов и пробудилась с ощущением, что ничто не стесняет ее дыхания. Хизер свободно дышала без лекарства от аллергии, прошли ставшие привычными головные боли и звон ушах, а кожа стала чище. Через два дня она рискнула выйти на улицу, “в мир” и обнаружила, что ее аллергия в самом деле отступила.

Несмотря на этот многообещающий знак, Хизер еще в течение трех недель мучили кошмары, депрессия и приступы рыданий. Ее внутренняя борьба была настолько сильной, что о встрече с терапевтом не могло быть и речи. Когда же Хизер наконец пришла к доктору Уайттону, она вновь в состоянии транса вернулась к сцене катастрофы. На этот раз ей открылось больше подробностей из жизни Изобель. Доктор Уайттон обобщил ее переживания.

Изобель и человек по имени Роберт ехали по дороге, держа направление на послеполуденное солнце, в роскошном великолепии клонившееся к средиземноморскому горизонту. Они были в подпитии и переругивались. Изобель забеременела от Роберта и хотела, чтобы он женился на ней. Роберт же этого не хотел. Раздраженный, он не учел опасность крутых поворотов на извилистой дороге побережья, вьющейся по обеим сторонам приморских Альп близ Хуан-ле-Пен. За одним из таких поворотов узкая дорога резко поворачивает на северо-восток, но “Бугатти” с откидным верхом ехала слишком быстро. Проломив низенькое ограждение, машина пролетела по воздуху и, выворачивая с корнем деревья и кустарники, упала на склон горы. Звук, похожий на взрыв, — и машина расплющивается о каменную поверхность. Руль вонзается в грудь Роберта, и он мгновенно погибает. Изобель выбрасывает с сиденья на клочок песчаной почвы, и она теряет сознание. Еще взрывы. Дым и пламя закрывают правую часть Изобель. Ее платье и волосы охвачены огнем, языки пламени лижут правую часть лица.

Хизер надсадно кашляет — это легкие Изобель опалены огнем и отравлены дымом. Хизер видит, как появляются французские пожарные и отвозят Изобель в ближайшую больницу. Ее состояние критическое.

Сестры в белых халатах мочат большие бинты и кладут их на красное, покрытое волдырями тело Изобель… Она стонет от боли. Вся правая часть ее тела страшно обгорела. Правые глаз и бровь, закрытые опухолью, исчезли во влажной красноте. Сестры продолжают прикладывать мокрые марлевые повязки, оставляя их на несколько минут, а затем осторожно снимают. Они говорят, что ей нужно давать столько морфия, сколько нужно для облегчения страданий, что их пациентка, чье не рожденное дитя погибло в автомобильной катастрофе, умрет в течение двадцати четырех часов.

По-видимому, аллергия Хизер возникла оттого, что Изобель вдыхала дым во время катастрофы, а повторное переживание этого события избавило ее от болезни. Однако депрессия в последующие недели усилилась. За несколько терапевтических сеансов Хизер узнала об Изобель много нового. Это была красивая, обаятельная, талантливая, но глубоко несчастная женщина. Рожденная в богатой английской семье, она рано осиротела и воспитывалась завистливой экономкой, которую раздражали ее богатство и красота. Не имея искренних привязанностей, Изобель выросла эгоистичной, не способной на какие-либо глубокие чувства, не говоря уже о настоящей любви. В девятнадцать лет Изобель приехала в Нью-Йорк учиться игре на фортепиано. Ее менеджер, русский еврей Николай, организовал для нее в этом городе несколько сольных концертов. Но обезумев от блеска нью-йоркского высшего света, распростершего объятия перед талантливой красавицей, Изобель начала сильно пить. Ее священная любовь к музыке страдала от постоянных вечеринок и вечно меняющихся любовников.

Пытаясь упорядочить свою жизнь, Изобель решила вернуться в Европу и выйти замуж за Николая, который больше годился ей в отцы, чем в мужья. Замужество не остановило Изобель, за ней потянулась вереница некрасивых “историй” как в Англии, так и на континенте. На вечеринке, проходившей на яхте в Средиземноморье, она встретила Роберта, забеременела от него и решила с ним бежать. Состоялся бурный разговор с Николаем, после которого Изобель ушла из дома, и они с Робертом уехали. Спустя некоторое время она узнала, что после их бурного объяснения Николай умер от сердечного приступа.

Изобель выжила после катастрофы, но стала физически и эмоционально калекой. Приведенный ниже отчет — сжатый пересказ нескольких записей Хизер.

“Зимой 1933 года Изобель жила с медсестрой и двумя служанками в приморском коттедже около города Рай в Сассексе, Англия. Она с трудом передвигалась, каждое движение причиняло ей боль. Горло не издавало ничего, кроме шипения. Я заставила себя посмотреть на Изобель вблизи — как неприятно! Лицо все рубцах и перекошено, правый глаз дергается. На ней длинный шелковый шарф бледно-персикового цвета. Она закрывает им голову и шею. Правая рука Изобель, безжизненна, кожа на ней сморщена. В коттедже пианино, но Изобель больше на нем не играет — музыка осталась в прошлом. Левой рукой Изобель рисует в полуреалистическом стиле акварели с цветами.

Несколько раз она думала о том, как покончить своим жалким существованием, и оба раза эти мысли возникали после визита Элеоноры, расфранченной светской дамы, “подруги” из Лондона. Своей болтовней Элеонора сыпала соль на раны Изобель: “Все говорят о том, как ты выглядишь и что твои руки совсем никуда не годятся. Изобель, милая, конечно, когда говорят о тебе какие-нибудь гадости, я отвечаю им, что они ошибаются. Вряд ли я могла бы жить, если бы oказалась на твоем месте. Как только ты выдерживаешь дорогая? Я имею в виду, как ты можешь еще на себя смотреть?” — и так далее.

Через некоторое время после этого разговора Изобель вышла из коттеджа в завывающую зимнюю ночь. Дождь со снегом хлестал ее по лицу. Изобель пepeшла поле, отделяющее ее дом от береговой линии, и тяжелой походкой пошла вдоль бушующего моря. Потом спустилась по скользким деревянным ступенькам к пляжу, покрытому галькой. Медленно, словно раздумывая, Изобель вошла в холодную бурную воду и продолжила свой путь в глубину…”

Приступы жестокой депрессии имели прямое отношение к отчаянному самоубийству Изобель. После переживания ее смерти волны депрессии перестали накатывать на Хизер. Этот сеанс помог женщине припомнить, что, будучи школьницей, она писала сочинение, в котором бессознательно, но очень точно описала смерть Изобель. (Следует также отметить, что в детстве у Хизер были исключительные способности к музыке и она училась игре на фортепиано в лучшей музыкальной школе Мексики, где в то время жила.)

В последующие месяцы Хизер удалось идентифицировать девятнадцать своих предыдущих жизней. Во многих из них она занималась искусством и разнообразными ремеслами, в чем и продолжала совершенствоваться в настоящее время. Но кроме ее жизни в качестве Изобель только одна из других жизней была связана с ее нынешними проблемами, однако на ней нет нужды останавливаться. От этих двух жизней Хизер унаследовала физические и эмоциональные страдания, которые вынудили ее искать здоровье и целостность.

В течение следующих трех лет Хизер работала с доктором Уайттоном, который применял современные терапевтические методы (без использования гипноза), чтобы залечить раны, нанесенные Хизер в раннем детстве. Постепенно ее самооценка возросла, что позволило женщине полнее выразить себя в искусстве. Терапия закончилась в 1983 году, темное вмешательство ее прошлого благополучно завершилось. Доктор Уайттон пишет, что Хизер избавилась от аллергии, а ее выставки привлекают внимание как дилеров, так и частных коллекционеров[59].

Второй случай описан в книге Станислава Грофа “За пределами мозга”, вышедшей в 1985 году. Терапевтические методы Грофа очень сложны, и обобщить их непросто. Важно отметить, что они включают в себя весьма мощные катарсические эмпирические упражнения, способствующие быстрому и глубокому раскрытию психики. И никакого гипноза. Исследования доктора Грофа не сосредоточены на реинкарнации, а его методы не преследуют цели открыть травмы предыдущих жизней. Гроф упоминает этот случай просто в качестве примера переживаний, которые регулярно проявляются в терапии, как только она достигает определенной стадии развития.

Его пациентка Таня, 34-летняя учительница, разведенная, мать двоих детей, проходила терапию по поводу депрессий, тревожных состояний и быстрой утомляемости. Один из проведенных сеансов выявил неожиданное решение сложной физической проблемы, считавшейся чисто органической. Гроф пишет:

“…В течение двенадцати лет Таня страдала от хронического синусита, который время от времени обострялся, “вспыхивая” от холода или аллергии. Это началось сразу после свадьбы и доставляло массу неудобств. Главные симптомы болезни: головная боль, сильная боль в щеках и зубах, небольшое повышение температуры, мучительный насморк, одышка. Часто ее будили приступы кашля, иногда по утрам эти приступы мучали Таню по три-четыре часа. Женщина прошла многочисленные обследования по определению аллергена, лечилась у огромного количества специалистов, принимала антигистаминные препараты, антибиотики, промывала пазухи дезинфицирующими растворами. Когда же все попытки оказались тщетными, доктора предложили операцию, от которой Таня отказалась.

На одном из сеансов Таня почувствовала удушье, давление на голову в ситуации переживания своего рождения. Она поняла, что некоторые из этих ощущений очень напоминают симптомы, связанные с ее пазушно-носовыми проблемами, только в значительной степени усиленные. После целой цепочки последовательных ощущений явно перинатального характера переживание полностью открылось, оказавшись памятью прошлой инкарнации. В этом контексте ощущения угнетенности, удушья и запертости, ранее иллюстрировавшие родовую травму, превратились в ощущения, сопровождающие утопление. Таня ощущала себя привязанной к наклоненной доске, которую медленно опускала под воду группа крестьян. После драматической эмоциональной абреакции, сопровождающейся криками, тяжелым удушьем, кашлем и обильными выделениями из носа зеленоватой слизи, Таня наконец была в состоянии узнать место, обстоятельства и героев.

Она была молодой девушкой и жила в одной из деревень Новой Англии. Соседи обвиняли ее в колдовстве, так как у нее были необычные духовные переживания. Однажды вечером крестьяне притащили ее в ближайшую березовую рощу, привязали к доске и вниз головою бросили в холодный пруд. При ярком свете луны она смогла разглядеть среди истязателей отца и мужа из своей настоящей жизни. Вообще в этот момент Тане удалось увидеть многие элементы своей нынешней жизни как почти точную копию кармической ситуации. Некоторые стороны ее жизни, включая особенности отношений с отцом и мужем, внезапно наполнились смыслом вплоть до мельчайших деталей”.

Комментируя этот случай, Гроф отмечает, что как бы ни были убедительны переживания Тани, она проходила через них на субъективном уровне, и сами по себе они не могут служить доказательством реинкарнации или причинной связи между утоплением и ее пазушными проблемами. “Однако, — продолжает он, — к изумлению всех, имеющих отношение к этой проблеме, переживание освободило Таню от хронического заболевания, мучившего ее на протяжении двенадцати лет и не поддававшегося современным методам лечения”[60].

Случай с Таней показал общую модель, проявляющуюся в терапии прошлых жизней: проблемы во всей полноте переносятся от жизни к жизни. Иначе говоря, они часто перемещаются из одной жизни в другую как узел, сплетенный из физических и эмоциональных травм, определенных людей и даже определенных мест Соответственно, когда лечение проводится на глубочайшем уровне, исцеляется вся личность: тело, душа и отношения.

Несмотря на то что большинство спровоцированных воспоминаний не поддаются внешней проверке, ошибочно думать, будто ни один подобный случай нельзя проверить. В книге доктора Грофа “Путь самопознания” описываются случаи, в которых многие детали вызванных воспоминаний подтвердились при необычных обстоятельствах. Один из них заслуживает того, чтобы быть процитированным целиком.

“Пережив на терапевтическом сеансе различные аспекты травмы своего рождения, Карл начал видеть фрагменты впечатляющих сцен, разворачивающихся в другом веке и в другой стране. Они сопровождались сильными эмоциями и физическими ощущениями и явно имели глубокую и тесную связь с жизнью Карла, хотя в рамках его настоящей жизни все это было лишено смысла.

Он видел ходы, подземные хранилища, толстые стены и крепостной вал — видимо, части крепости, расположенной на горе, которая возвышалась над океаном. Все эти виды сопровождались образами солдат в различных ситуациях. Карл был озадачен: солдаты, очевидно, были испанцами, но окружающая обстановка напоминала скорее Шотландию или Ирландию.

По мере развертывания процесса сцены становились все более драматичными — жестокие сражения, кровавая резня, и Карл принимал в них все большее участие. Окруженный солдатами, он ощущал себя священником — с Библией в одной руке и крестом в другой. Вдруг Карл заметил у себя на пальце перстень с печаткой и сумел разглядеть выгравированные на нем инициалы. Будучи талантливым художником, он решил зарисовать увиденное, хотя в то время не понимал смысла происходящего. Карл сделал целый ряд набросков, в том числе и очень впечатляющих. На одних рисунках были изображены различные части крепости, на других — кровопролитные поединки, на нескольких — собственные переживания: как его ударили мечом, швырнули за крепостной вал и он умирал на берегу. Среди рисунков было изображение перстня с инициалами.

По мере того как открывались фрагменты и целые сцены этой истории, Карл находил в них все больше многозначительных связей со своим настоящим. Ему стало ясно, что многие эмоциональные и психосоматические ощущения, а также проблемы в межличностных отношениях, которые были у него в это время, имеют отношение к тому внутреннему процессу, который включал в себя таинственные события прошлого.

Поворот произошел, когда Карл принял импульсивное решение провести отпуск в Ирландии. Вернувшись оттуда, он сразу же просмотрел отснятые им на запад ном побережье Ирландии слайды и увидел, что сделал одиннадцать снимков одного и того же пейзажа, не представляющего особого интереса. Он взял карту, определил, где находился во время съемок и в каком направлении снимал, и понял, что место, привлекшее его внимание, представляло собой развалины старой крепости под названием Дунанор или Форте де Оро (Золотая крепость).

Заподозрив, что это имеет какое-то отношение к его переживаниям, через которые он прошел в сеансах основной терапии, Карл решил изучить историю крепости Дунанор. К своему глубочайшему изумлению, обнаружил, что во времена Уолтера Рэли крепость была захвачена испанцами, а потом подверглась осаде англичан. Уолтер Рэли вступил в переговоры с испанцами и пообещал им свободный выход, если они откроют ворота и сдадутся британцам. Испанцы согласились, но британцы не сдержали слова. Оказавшись внутри крепости, они безжалостно перебили испанцев и, перебросив их через крепостной вал, оставили умирать на берегу океана.

Несмотря на совершенно ошеломляющее подтверждение истории, которую Карл реконструировал внутри себя, он не был полностью удовлетворен и продолжил библиотечные исследования, пока не обнаружил один документ о битве при Дунаноре. Из него-то он и узнал, что вместе с испанскими солдатами в крепости был священник, убитый англичанами. Инициалы священника совпадали с теми, которые Карл видел на перстне и изобразил на одном из своих рисунков”[61].

Обсуждение спровоцированных воспоминаний будет неполным, если мы не упомянем исследование доктора Хелен Уэмбач, так как оно является прекрасным дополнением исследований индивидуальных клинических случаев. В своей книге “Переживая прошлые жизни” доктор Уэмбач рассказывает о двух главных проектах, которые она осуществляла в течение нескольких лет. В них участвовали в общей сложности 750 субъектов, каждого из которых несколько раз погружали в гипнотическое состояние переживания прошлого. Доктор Уэмбач не ставила целью изучение причинно-следственных отношений, связывающих сквозь века жизни людей; терапевтические сеансы возвращения в прошлое проводились для того, чтобы собрать информацию о прошлых исторических периодах. Типичная схема этих исследований такова: группу из 10–12 человек возвращали в их предыдущие жизни, которые они выбирали сами, им не давали никаких инструкций ни по веку, ни по месту. Сразу же после сеанса доктор Уэмбач просила их заполнить подробную социологическую анкету, содержащую вопросы о них самих и о том времени котором они жили. Были ли они мужчинами или женщинами, чем занимались, какое общественное положение занимали? В какой стране жили и в какое время? Как одевались, из чего была сделана их одежда посуда, какая была пища? Какие деньги были в ходу. Какой был вид управления государством, какое духовенство? Какой образ жизни вели люди? Какие культы отправляли? и т. д.

Собрав десятки тысяч ответов на подобные вопросы, доктор Уэмбач обратилась к историческим книгам, чтобы определить, как данные, полученные от ее субъектов, соотносятся с тем, что говорят историки. Совпадают ли “воспоминания” с историческими описаниями прошлого? Подтвердятся ли ощущения ее субъектов, будто они действительно жили в тот исторический период, о котором рассказывали, или нет?

Постепенно вся информация была подтверждена историками, причем как отдельные детали: одежда, монеты, посуда, пища, общественные отношения и т. д., так и более общие вещи, например, процентное соотношение людей, принадлежащих к высшему, среднему и низшему классам. Субъекты Уэмбач оказались добросовестными наблюдателями, добавляя интересные нюансы к тщательно выверенным историческим фактам.

Среди многих потрясающих моделей, запечатленных в книге доктора Уэмбач, есть одна, пожалуй, самая красноречивая и в то же время очень простая — баланс мужчин и женщин, который в любой исторический период составлял 50: 50 ± 1 %, в каждом поколении наблюдалось равновесие полов. Дисбаланс, в настоящем достигающий соотношения 70:30, в прошлом постоянно сокращался до соотношения 50: 50 ± 1 %. Исключение составляли страны, находившиеся в том или ином веке в состоянии войны, и тогдa женщин становилось больше, чем мужчин. Здесь мы должны спросить: какой еще фактор может привести к такому поразительному результату, если не реинкарнация?

Исследования Уэмбач опровергают широко распространенное мнение, что возвращенные в прошлое при помощи гипноза часто видят себя Наполеонами, Клеопатрами и прочими знаменитостями. Поскольку лишь одна живущая ныне личность могла быть Наполеоном, такой избыток позволяет предположить, что гипнотическая регрессия просто “спускает с привязи” любимые фантазии о своем прошлом, а не “достает” подлинные воспоминания. Точно так же многие люди думают, что гипнотизируемые субъекты обычно вспоминают свои “прежние жизни”, где они были рыцарями, принцессами, генералами, революционерами и прочими романтическими людьми прошлого, извлеченными из книг или телепрограмм. Хотя эта концепция встречается нередко, она неверна. Уэмбач отмечает, что подавляющее большинство жизней, которые вспоминали ее субъекты, были тяжелыми жизнями бедных людей, зачастую скучными и бесцветными. Никто из ее многочисленных субъектов, возвращаясь назад, не проживал жизнь исторически знаменитой личности.

Эта глава была написана не для того, чтобы убедить скептиков, ее цель — помочь читателю открыть для себя богатую и потрясающую воображение литературу, содержащую свидетельства реинкарнации, и предложить вниманию несколько соображений, которые становятся очевидными при внимательном рассмотрении проблемы. Случаи, упомянутые здесь, представляют лишь малую часть описанных случаев. Лично я нахожу современные свидетельства реинкарнации неопровержимыми. Как сказал Стивенсон, сегодня уже не нужно интеллектуально оправдываться за веру в реинкарнацию[62].

 

Вопросы и ответы

 

В.: Не противоречит ли реинкарнация переживаниям, о которых свидетельствуют околосмертные эпизоды (ОСЭ)? Исследования показывают, что люди, находящиеся во время ОСЭ в сознании, часто описывают свой опыт как небесное существование, к которому они придут, если не выберут возвращение обратно или если им не прикажут вернуться на Землю. Не противоречит ли это описание концепции реинкарнации здесь, на Земле?

О.: Вовсе нет. Исследования ОСЭ рассказывают об обстоятельствах, сопровождающих переход с физического уровня на нефизический. Они не дают точного знания, куда после этого перехода лежит наш путь. Доктор Кеннет Ринг (экс-президент Международной ассоциации по изучению ОСЭ и автор двух книг по этой тематике) пишет, что человек, переживший ОСЭ, нередко приходит к вере в реинкарнацию. Но это вовсе не означает, что реинкарнация является неотъемлемой частью ОСЭ, хотя Ринг сталкивалась со случаями, когда сами переживания наводили на мысли о реинкарнации, но чаще всего люди, пройдя через ОСЭ, знакомились с этой концепцией и принимали ее после уроков, извлеченных из ОСЭ[63]. Как группа они явно не ощущали никакого противоречия между их переживаниями в ОСЭ и концепцией нового рождения. Можно также добавить, что описание процесса умирания в “Тибетской Книге мертвых” очень похоже на описание этого процесса, запротоколированного при исследованиях ОСЭ. В настоящей книге мы также намерены описать процесс нового рождения[64].

В.: Не противоречит ли реинкарнация тому, что население Земли постоянно растет?

О.: Только если мы сделаем несколько допущений. Реинкарнация противоречила бы этому, если бы мы предположили, что количество душ конечно и что все о


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.