Физиологические основы психических состояний — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Физиологические основы психических состояний

2022-11-24 29
Физиологические основы психических состояний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физиологически психические состояния представляют собой функционирование состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

б) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.

Во-первых, регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и инактивирующего типа.

Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.

Во-вторых, важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры больших полушарий – фронтальные зоны. Именно они управляют деятельность. Модуляторных нейронов и модулирующих систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, в целом деятельность организма человека.

Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненно и профессиональной активности оп попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Психические образования (ПО) – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретен6ия человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания – это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Начальные умения – это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.

Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

Простые навыки – это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизировано, без достаточного сосредоточения внимания.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.

Сложные навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.

Сложные умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

 

 

НАВЫК. Сущность навыка.

 

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и умения.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Навык – это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

Навык можно представить в виде двух взаимосвязанных компонентов

Компонент 1 – собственно обученность человека, как чистая составляющая навыка, обычно включающая систему реакций, координаций движений, их согласования в процессе деятельности.

Компонент 2 – это выработанная в процессе упражнений способность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовывать полученные знания.

В формировании навыки выделяют 3 основные этапа:

- аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;

- синтетический, представляющий объединение изученных элементов в целостное действие;

- автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены путем измерения количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями:

- через простой показ;

- через объяснение;

- через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представить схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относятся число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Переносом навыком называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

1) новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие привычными;

2) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация.

Деавтоматизацией навыков называется ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Деавтоматизация наступает:

1) в результате длительного перерыва в выполнении того или другого действия или упражнения; при этом чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется;

2) при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установившихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах;

3) при нарочитой направленности внимания на выполнение действий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных автоматизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.