Психологическая структура волевого акта — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психологическая структура волевого акта

2022-11-24 31
Психологическая структура волевого акта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности.

Побуждение к совершению волевого акта.  В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, заставлять его осмысливать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или не достижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данной действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек думает о принятии решения. Принять решение, – значит, отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, многообразным и своеобразным.

Особую роль в то же время в функционировании психики, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психические образования, являющиеся совершенно иными психологическими феноменами, выполняя свои собственные функции.

Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность.

Психические образования – это результат жизненного опыта и специальных упражнений человека. Они позволяют выполнять любую деятельность автоматизированно, без особых затрат умственной и двигательной энергии.

Знать их специфику – значит идти по пути дальнейшего знания мира психических явлений.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Сущность эмоций и чувств

Чувства (Ч) – это одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции (Э) – это непосредственная форма выражения Ч.

Как психические процессы Э и Ч имеют свои особенности: носят субъективный характер, вызывают удовольствие или неудовольствие, отражают характер взаимодействия организма со средой, имеют очень большое многообразие, вызывают успокоение или возбуждение.

Физиологические основы эмоций и чувств

Физиологические процессы, лежащие в основе Э, отличаются большой сложностью. Как ив се психические процессы, Э имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Э могут появиться так же и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передаются по центростремительным нервам в центральную НС, в подкорковые и корковые отделы мозга. Откуда по центробежным нервным проводникам нервные импульсы идут к различным органам тела. При Э нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных процессов играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавление деятельности коры, регулирующей наше поведение.

В корковом механизме различных Э большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными Э, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными Э, с Ч неприятности, тоски, безвыходности и т.п.

В возникновении и протекании Э у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими Э.

Классификация эмоций и чувств

Интеллектуальные Ч – Ч, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные Ч – Ч, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические Ч – это Ч, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ними относятся Ч прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.

Стенические Ч – это Ч, активизирующие деятельность человека.

Астенические Ч – это Ч, вызывающие пассивность.

И стенические, и астенические Ч одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

Настроения – это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Аффекты – это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.