Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-11-24 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Взаимосвязи П с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и др. социальные науки представляют П возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают П, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют П более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют П в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально - и социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают П осмыслить патология психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки представляют П информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, П, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, П оказывает определенную помощь и историческим наукам.
|
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследования, т.к. многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследования, имеют психологическое происхождение.
П дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.
Особое значение имеет П для педагогики, т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей дает теоретическое обоснование для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Мир психических явлений
Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человеке и которые изучает П как специфическая отрасль знаний.
Психические процессы – это психические вяления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженные конец.
Психические процессы делятся на познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства – это наиболее устойчивые им постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
К психическим свойствам относят направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетан6ие знаний, навыков и умений.
|
Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежности к определенным социальным общностям.
Этапы развития психологии.
1 этап. (П как наука о душе). Первые представления о психике носили анимистический характер, наделяющий каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились 2 противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. ПО мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
2 этап. (П как наука о сознании). В 17 веке заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению. Человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В 18 веке английские ученые Т.Гоббс, Д.Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах, К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3. этап. (П как наука о поведении). Большую роль в выделении П как самостоятельной отрасли сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале 20 века основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон указал на несостоятельность декартовско-локковской концепции сознания и заявил, что П должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
|
4 этап (П как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.). (Современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращении П в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.
Содержание и структура психологического исследования.
Изучение состояние проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования.
Этот этап предполагает:
1.Выявление и использование психологом результатов исследования, ранее проводившихся по этой теме.
2.Составляется программа исследования, которая обычно включает:
1) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения;
2) Определение цели и задач;
3) Объяснение и анализ основных задач;
4) Предварительный системный анализ объекта исследования;
5) Выдвижение рабочих гипотез;
6) Составление принципиального (стратегического) плана изучения;
7) Составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Сбор фактических данных. На этом этапе психолог – исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление, для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.
Качественная и количественная обработка данных.
Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно он включает применение методов альтернативного, корреляционного, и факторного анализов.
|
Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем.
На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендация для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического явления. И., наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!