Связь психологии с другими отраслями знаний — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Связь психологии с другими отраслями знаний

2022-11-24 39
Связь психологии с другими отраслями знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимосвязи П с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и др. социальные науки представляют П возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают П, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют П более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют П в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально - и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают П осмыслить патология психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки представляют П информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, П, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, П оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследования, т.к. многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследования, имеют психологическое происхождение.

П дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет П для педагогики, т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей дает теоретическое обоснование для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

 

Мир психических явлений

Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человеке и которые изучает П как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические вяления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженные конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые им постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относят направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетан6ие знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежности к определенным социальным общностям.

 

Этапы развития психологии.

1 этап. (П как наука о душе). Первые представления о психике носили анимистический    характер, наделяющий каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились 2 противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. ПО мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2 этап. (П как наука о сознании). В 17 веке заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению. Человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В 18 веке английские ученые Т.Гоббс, Д.Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах, К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3. этап. (П как наука о поведении). Большую роль в выделении П как самостоятельной отрасли сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале 20 века основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон указал на несостоятельность декартовско-локковской концепции сознания и заявил, что П должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4 этап (П как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.). (Современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращении П в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

 

Содержание и структура психологического исследования.

Изучение состояние проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования.

Этот этап предполагает:

1.Выявление и использование психологом результатов исследования, ранее проводившихся по этой теме.

2.Составляется программа исследования, которая обычно включает:

1) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения;

2) Определение цели и задач;

3) Объяснение и анализ основных задач;

4) Предварительный системный анализ объекта исследования;

5) Выдвижение рабочих гипотез;

6) Составление принципиального (стратегического) плана изучения;

7) Составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог – исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление, для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных.

Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно он включает применение методов альтернативного, корреляционного, и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем.

На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендация для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического явления. И., наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.