Упражнение «Чувствование тела» (прием вербализации). — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Упражнение «Чувствование тела» (прием вербализации).

2022-10-11 21
Упражнение «Чувствование тела» (прием вербализации). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Сейчас я осознаю, что нахожусь в тренинговом классе и сижу в расслабленной позе в кресле.

Сейчас я осознаю, что собираюсь выполнить упражнение на расслабление и испытываю трудность, с чего начать.

Сейчас я осознаю, что меня кто-то отвлекает, и я не могу настроиться на упражнение, кажется, что это голоса, которые звучат за стенами этого помещения.

Теперь я осознаю, что у меня возникла мысль: «А что делает сейчас психолог?». Наверное, он наблюдает за нами, а значит, наблюдает и за мной, поэтому ядолжен сосредоточиться.

Сейчас я осознаю, что начинаю сосредотачиваться и почему-то я кажусь себе совсем не похожей на себя, я как бы отстранен от кресла и смотрю сверху на всех присутствующих, меня это не пугает, но удивляет.

Я четко осознаю, что из всех присутствующих хочу увидеть Ольгу; я понимаю: это значит, что я снова отвлекся от собственного тела.

 С ейчас я осознаю, что представляю свое сердце: оно такое маленькое и в то же время такое сильное, ведь оно дает всему моему телу жизнь.

Я осознаю, что испытываю к нему смешанное чувство: благодарности и страха, чтобы с ним что-нибудь не случилось, ему надо как-то помочь, но как?... Я думаю об этом…».

З А Н Я Т И Е 5.

Цель, задачи: отработка приемов и методов самовнушения.

Содержание занятия: психолог знакомит участников группы с целями и задачами занятия, раскрывает основные понятия.

Самовнушение — это способ саморегуляции психических состояний посредством словесных воздействий. Самовнушение осуществляется путем многократного повторения слов или словесных формулировок для достижения желаемого состояния.

Эти формулировки как модели будущего поведения вводятся в подсознание. Они должны произноситься от собственного лица, в утвердительной императивной форме, в настоящем времени. Например: «Я спокоен!», «Я уверен в себе!» и т. п. Не допускаются формулировки, содержащие сослагательное наклонение. Например: «Мне хотелось бы быть спокойным», «Мне хотелось бы быть уверенным» и т. п.

Реализуется самовнушение, как правило, при несколько заторможенном состоянии коры головного мозга, поэтому самовнушение лучше всего осуществляется не в возбужденном состоянии, а в состоянии, близком к полусонному, или же в состоянии искусственного расслабления (релаксации). Возможности самовнушения не ограничены. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых свойств и качеств.

Упражнение 1.

Цель: научиться произвольно,вызывать чувство тяжести и тепла в правой руке.

«Сконцентрировать все внимание на правой руке (левшам на левой). Четко представить себе только правую руку. Во всем теле ощутить только правую руку. Во время вдоха произнести следующую формулу внушения: «Моя правая рука…» - при замедленном вдохе: «Расслабляется…» произнести несколько раз».

Воображаемый образ: «Рука как кисель», «Рука как тряпка», «Во время вдоха произнести следующую формулу внушения: «Моя правая рука…» -  при замедленном вдохе: «Тяжелеет…».Произнести несколько раз».

Воображаемый образ: «Рука, одетая в тяжелую железную перчатку».

Расширенная формула внушения: «Моя правая рука начинает тяжелеть… тяжелеет… тяжела. Моя правая рука тяжелая… очень тяжелая!» и далее: «Моя правая рука очень тяжелая и неподвижная…» (Не следует долго останавливаться на этой формуле, достаточно лишь легкого ощущения тяжести и неподвижности в кисти руки)».

«Во время вдоха произнести следующую формулу внушения: «Моя правая рука…» — при замедленном выдохе — «…Теплеет…» произнести несколько раз».

Воображаемый образ: «Рука в тазу с горячей водой».

Для тех, кому трудно выполнить эту часть упражнения, можно порекомендовать следующий прием: взять таз с горячей водой, опустить туда правую руку, закрыть глаза, прочувствовать прилив тепла и запомнить эти ощущения.

Обобщенная формула внушения: «Моя правая рука полностью расслаблена, тяжелая, теплая, неподвижная» (произнести несколько раз).

Упражнение 2

Проводится по вышеизложенной схеме с левой рукой и обеими руками вместе. В формулы внушения вводятся лишь небольшие изменения: «Моя левая рука …», «Мои руки…».

З А Н Я Т И Е 6.

Цель, задачи: Отработка методики активной саморегуляции для снятия илиснижения неблагоприятных эмоциональных состояний.

Содержание занятия: психолог знакомит участников с целями и задачами занятия.

 Активнаясаморегуляция включает в себя:

· Отвлечение внимания от возбуждающих или подавляющих раздражителей.

· Фиксация внимания на положительных, приятных состояниях.

· Сознание состояния спокойствия, равновесия, а затем и бодрости, здоровойактивности.

Методика активной саморегуляции (по О. А. Черниковой и О. В. Дашкевича):

1. Я отдыхаю. Мне удобно и хорошо. Я расслабляюсь. Все тело отдыхает. Мне удобно и хорошо. Сижу (лежу) спокойно. Все мышцы расслаблены. Я отдыхаю.

2. Мышцы правой (левой) руки расслаблены. Расслаблены мышцы плеча.

Плечо опущено вниз (для положения сидя). Расслаблены мышцы предплечья.

Мышцы правой (левой) кисти и пальцев расслаблены. Вся рука расслаблена. Она неподвижная, тяжелая. Она висит (при положении сидя) тяжелая. Чувствую тяжесть во всей руке. Волна тепла проходит по правой (левой) руке. Тепло доходит до пальцев правой (левой) руки. Чувствую приятное тепло во всей руке (то же для другой руки).

3. Мышцы правой (левой) ноги расслаблены. Мышцы бедра расслаблены.

Расслаблена мышца голени. Стопа лежит (опирается) свободно и расслабленно. Вся нога расслаблена. Она неподвижная и тяжелая. Ощущаю тяжесть бедра и голени. Чувствую тяжесть всей ноги. Не могу ее поднять. Волна тепла проходит по правой (левой) ноге. Приятное тепло струится по бедру и голени. Чувствую тепло в стопе и пальцах ноги. Чувствуюприятное тепло во всей ноге. (То же — для другой ноги.)

4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Плечи опущены. Расслаблены грудные мышцы. Чувствую тяжесть расслабленного тела. Расслаблены мышцы живота. Волна тепла согревает верхнюю половину живота. Чувствую приятное тепло во всем теле.

5. Голова лежит удобно и спокойно (голова спокойно опущена при положении сидя). Мышцы шей расслаблены. Расслаблены мышцы лица. Брови спокойно разведены. Лоб разглажен. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблены крылья носа. Расслаблены мышцы рта. Углы губ опущены. Рот слегка приоткрыт. Мышцы челюстей расслаблены. Чувствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойно, расслаблено.

6. Я отдыхаю. Чувствую себя легко и непринужденно. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно. Прохладный воздух приятно холодит ноздри. Приятная свежесть вливается в легкие. Мне дышится легко и свободно. Дышу спокойно. Мне приятно. Я отдыхаю.

7. Сердце успокаивается. Оно бьется ровно и спокойно. Спокойно и ровно бьется сердце. Мне приятно. Я отдыхаю.

8. Выход из состояния расслабления. Я отдохнул. Чувствую себя освеженным. Дышу глубже и чаще. С каждым вдохом уходит тяжесть мышц. Дышу глубоко и свободно. Усиливается напряжение в мышцах рук и ног. Открываю глаза. Потягиваюсь. Чувствую упругость в мышцах всего тела. Я хорошо отдохнул. Я полон сил и бодрости. Дышу глубоко и свободно. Чувствую бодрость и свежесть во всем теле. Хочется встать и действовать.

Я полон сил и энергии. Мышцы рук, ног, всего тела напряжены. Все тело напрягается. Встаю!

9. Активизация: быстро встать, руки поднять и развести в стороны; сделать

глубокий вдох; при вдохе задержать дыхание, затем напряженно и глубоко выдохнуть. Сделать разминку.

Заключение:

В результате проведенного тренинга создаются необходимые условия для формирования у человека умений и навыков, регулирующих его эмоциональное состояние в период возникшего дезадаптивного состояния.

 

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.,1998.

2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия. Сост. /В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001.

3. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина - СПб., 2009.

4. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде / Н.В. Литвиенко // Современные проблемы науки и образования, 2014.

5. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция  / А.В.Микляева, П.В. Румянцева - СПб.: Речь, 2007.

6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.: Психодиагностика / Р.С. Немов - М.: «ВЛАДОС». - 2005.

7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2014г.

8. Чернова Н.Н. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / Н.Н. Чернова // сб. науч. тр. – Москва: Перо, 2016.

9. http://sch127.minsk.edu.by/.

10. http://psychologyjournal.ru

 

Приложение 1

 

ТРЕВОЖНОСТЬ

(Памятка для родителей)

 

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

 

Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

 

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть, вызван:

· Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо школой.

· Неадекватными требованиями (чаще завышенными).

· Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

 

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность, может быть, сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

 

ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

· Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.

· У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие.

· Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

· Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

· Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.