УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

2022-10-11 45
УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

Тревожные расстройства

(инструктивно-методические рекомендации для психологов)

2020

Г. Могилев

Учреждение-разработчик:

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 

Авторы-составители:

Барановская Ирина Геннадьевна – психолог медико-психологического отделения учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница».     

Головацкая Светлана Леонидовна – психологотдела общественного здоровья учреждения здравоохранения «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

 

Рецензенты:

Нестер Леонид Николаевич – главный врач учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница».

 

Тревога, тревожность и тревожные расстройства.

«Формула тревоги очень проста.

 Тревога — это брешь, между сейчас и тогда»

Фриц Перлз

Тревога, беспокойство, страх, паника, ужас - явления, которые часто присутствуют в нашей психической жизни. Они могут быть разными по интенсивности, продолжительности, структуре от легкого кратковременного беспокойства до парализующего ужаса, составляя разнообразную гамму переживаний, сопровождающих самые различные жизненные события: болезни, конфликты, неприятные и неожиданные происшествия.

В психологической литературе сосуществуют два базовых термина, которые в ряде случаев используются как синонимы, но чаще разводятся в качестве самостоятельных понятий: тревога и тревожность.

Эмоция тревоги одно из наиболее частых переживаний людей в критических ситуациях и при чрезвычайных воздействиях, она может выполнять различные функции, как адаптивные, так и дезорганизующие психическую деятельность.

Причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий, а также способна дезорганизовать его поведение. Поэтому тревога не может быть, однозначно охарактеризована как плохое или хорошее эмоциональное состояние.

Трево́га - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Состояние тревоги, как и любое другое психическое состояние, находит свое выражение на разных уровнях человеческой организации:

  • на физиологическом уровне - тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т.д.;
  • на эмоционально-когнитивном уровне - характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании;
  • на поведенческом уровне - бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т.д.

Иногда тревога является естественной,адекватнойи полезной реакцией. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных жизненных ситуациях, особенно в том случаи, если он должен сделать какое - либо новое для него дело. Этот вид тревоги является нормальным и даже полезным, так как побуждает человека к конструктивному действию для достижения успеха или обеспечивает ему самосохранение.

Но бывает и так, что тревога является неестественной, патологичной, неадекватной и вредной реакцией, становиться хронической и постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и появляться без видимых на то причин. Этот вид тревоги не только не помогает человеку, а наоборот мешает ему в повседневной жизни, разбалансируя его становиться проявлением одного из так называемых тревожных расстройств, входящих в группу неврозов, связанных с необоснованным и дестабилизирующим чувством страха и напряжения без какой-либо определенной причины.

Состояние устойчивой тревоги называется тревожным расстройством. В более тяжелой форме оно проявляется в виде панических атак. Повышенная тревожность часто сопровождается депрессией, почему и считаются проявлением одного и того же расстройства.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожность - одно из наиболее частых явлений, сопровождающих клиническую симптоматику у больных нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, а также разнообразные психологические проблемы у здоровых людей.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения в организме, подготавливающие организм к борьбе - отступлению, бегству или сопротивлению, нападению, атаке.

Главными симптомами тревожного расстройства являются:

  • психические симптомы: дезориентация, сильный, необоснованный страх перед какой-либо ситуацией или объектом.
  • физические симптомы: учащенное дыхание или сердцебиение, повышение кровяного давления, дрожь или вздрагивание, потливость, чувство удушья, тошнота, неприятные ощущения в животе, головокружение, онемение, приливы чувства холода или жара.
  • страх смерти, страх потери контроля над ситуацией или потери разума, расстройство чувства реальности или чувство отстраненности.

Различают тревожность как свойство личности, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту (личностная тревожность) и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности (ситуативная тревога).

Ситуативная (реактивная) тревожность определяется как временное, устойчивое состояние, т. е. тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.

 Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Оно характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного человеком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности человека к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Но в то же время тревожность - это еще и приобретенное качество. Если в течение жизни, а особенно в детском и юношеском возрасте, человек сталкивается с серьезными психологическими или физическими травмами, потерей близких людей, физическими наказаниями, одиночеством, то у него формируется определенная негативная картина мира, недоверие миру, ожидание опасности. И здесь уже мы говорим о приобретенной тревожности.

Традиционно в психологии тревожность рассматривается как проявление неблагополучия, вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы. Она также нередко рассматривается как механизм развития неврозов. В этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конфликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения.

Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный - дезорганизовывать личность, так и позитивный характер, способствующий мобилизации сил. Для плодотворной работы, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает человека, а создает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Именно она выполняет адаптивную функцию жизнедеятельности организма. Однако в значительной части случаев мы имеем дело с деструктивным проявлением тревоги.

Тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социальных потребностей.

Повышенная детская тревожность - это одна из самых распространенных проблем, связанных с психикой. По популярности в последние годы она уверенно конкурирует только с поведенческими расстройствами.

Наиболее значимой проблема тревожности может стать в подростковом возрасте. Подростковый возраст является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности. Высокие требования к подростку, предъявляемые в семье и школе, противоречивость собственных ценностных представлений, эмоциональная лабильность и трудности самоконтроля могут обусловливать более частое возникновение и глубокое переживание тревожащих подростка обстоятельств и событий.

Особую обеспокоенность в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Любые тревоги, связанные с процессом обучения и общения в школе, могут перерастать в патологические состояния:

· Школьные неврозы. Когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т. п.) перед посещением школы.

· Школьная фобия. Навязчивое чувство непреодолимого и необъяснимого страха,невроз в собственном смысле слова.

· Дидактогенный невроз. Чувство тревоги, вызванное самой необходимостью посещения школы.

Повышенная тревожность у детей – это одно из достаточно серьезных невротических отклонений, которое нуждается в своевременной диагностике и лечении. Как отмечают многие исследователи, именно тревожность может являться основной причиной для возникновения целого ряда психологических трудностей подростка. Поэтому решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

 

Шкала СТ-С-ИТТ

Ф.И.О.________________ Возраст_________________

Дата_______________ Место обследования _______________

Ниже Вам предложено несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния.

В отношении каждого из них нужно решить – насколько данное состояние выражено именно СЕЙЧАС, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, СЕГОДНЯ. В зависимости от этого поставьте знак «+» в одну из четырех граф.

 

  Совсем нет Слабо выражено Выражено Очень выражено
1. Я нахожусь в напряжении        
2. Я расстроен        
3. Я тревожусь о будущем        
4. Я нервничаю        
5. Я озабочен        
6. Я возбужден        
7. Я ощущаю непонятную угрозу        
8. Я быстро устаю        
9. Я неуверен в себе        
10. Я избегаю любых конфликтов        
11. Я легко прихожу в замешательство        
12. Я ощущаю свою бесполезность        
13. Я плохо сплю        
14. Я ощущаю себя утомленным        
15. Я эмоционально чувствителен        

Шкала СТ-Л-ИТТ

Ф.И.О.________________ Возраст_________________

Дата_______________ Место обследования _______________

 Ниже Вам предложено несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния.В отношении каждого из них нужно решить -  КАК ЧАСТО на протяжении последнего времени (например, на протяжении последнего года) Вы его испытывали. В зависимости от этого поставьте знак «+» в одну из четырех граф.

 

  Почти никогда Редко Часто Почти все время
1. Я находился в напряжении        
2. Я расстраивался        
3. Я тревожился о будущем        
4. Я нервничал        
5. Я бывал озабочен        
6. Я бывал возбужден        
7. Я ощущал непонятную угрозу        
8. Я быстро уставал        
9. Я бывалнеуверен в себе        
10. Я избегал любых конфликтов        
11. Я легко приходил в замешательство        
12. Я ощущал свою бесполезность        
13. Я плохо спал        
14. я ощущал себя утомленным        
15. Я бывал эмоционально чувствителен        

Ключ к ИТТ:

По бланку ответов начисляются баллы: «никогда» - 0 баллов, «редко» - 1 балл, «часто» - 2 балла, «почти всегда» - 3 балла.

Суммируются баллы по ситуативной и личностной тревожности (СТ-Т и СТ-Л) и переводятся в стены по Таблице 1.

 

 

Таблица1.

Стены

Сырые баллы

Взрослые и юноши

Девушки

1

И менее

И менее

2

7-8

7-8

3

9

9-10

4

10-11

11-12

5

12-14

13-16

6

16-18

17-21

7

19-22

22-25

8

23-26

26-30

9

И более

И более

 

Нормой является не более 7 стенов, более это уже выраженная тревожность. Структура тревожности вычисляется на той тревожности, которая набрала наибольший стен.

По Таблице 2, первое (наибольшее) число в ряду соответствует значительной выраженности признака -«почти всегда», второе – средней «часто», третье – слабой «редко».

Таблица 2.

  ЭД АСТ ФОБ ОП СЗ
1 74 49 25        
2 73 49 24        
3       110 74 37  
4 80 53 27        
5       98 65 32  
6 73 49 24        
7     111 74 37    
8   91 61 30      
9     85 56 28    
10         171 114 57
11         129 86 43
12     87 58 29    
13   122 81 41      
14   87 58 29      
15       92 61 31  

 

Затем сырые баллы вспомогательных шкал (структуры тревожности) переводятся в стены (см.: Таблица3, Таблица 4).

Для взрослых и юношей

Таблица 3.

Стены

Сырые баллы

  ЭД АСТ ФОБ ОП СЗ
1 34 и менее 26 и менее 13 и менее 44 и менее 50 и менее
2 35-48 27-36 14-19 45-62 51-70
3 49-62 37-47 20-24 63-80 71-90
4 63-76 48-57 25-29 81-97 91-110
5 77-100 58-82 30-54 98-122 111-135
6 102-137 83-122 55-99 123-155 136-165
7 138-173 123-161 100-144 156-187 166-195
8 174-209 162-201 145-188 188-219 196-225
9 210 и более 201 и более 189 и более 220 и более 226 и более

 

Для девушек

Таблица 4.

Стены

Сырые баллы

  ЭД АСТ ФОБ ОП СЗ
1 42 и менее 31 и менее 16 и менее 53 и менее 60 и менее
2 43-58 32-44 17-23 54-75 61-85
3 59-75 45-57 24-29 63-97 71-109
4 76-92 58-70 30-36 98-118 110-134
5 93-117 71-95 37-61 119-143 135-159
6 118-150 96-132 62-104 144-172 160-184
7 151-183 133-169 105-148 173-200 185-210
8 184-217 170-206 149-191 201-228 211-235
9 218 и более 207 и более 192 и более 229 и более 236 и более

 

ЭД (Эмоциональный дискомфорт) - наличие эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон и неудовлетворенность жизненной ситуацией, эмоциональная напряженность с элементами ажитации.

АСТ (Астенический компонент тревожности) - преобладание усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрая утомляемость.

ФОБ (Фобический компонент тревожности) - в картине эмоционального фона преобладают ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности.

ОП (Оценка перспективы) - прослеживается проекция страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

СЗ (Социальные реакции защиты) - основные проявления тревожности лежат в сфере социальных контактов или связаны с попытками испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.

 

Спилбергера-Ханина

Описание методики:

Методика разработана Ч.Д. Спилбергером в 1972 году, в нашей стране адаптирована Ю.Л. Ханиным в 1976 году. Является психодиагностическим инструментом, позволяющим осуществить дифференцированную оценку степени выраженности тревоги (как эмоционального состояния) и тревожности (как свойства личности), а также их соотношения в психическом статусе конкретного испытуемого.

В основе разработки методики лежит предложенное автором разграничение двух параметров тревоги — как преходящего эмоционального состояния (реактивная тревога) и как устойчивой личностной особенности, определяющей предрасположенность человека реагировать на стресс состоянием тревоги (личностная тревожность).

Высокая реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, проявляется как неясное непонятное чувство растущей опасности. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Реактивная тревожность носит ситуативный характер, т.е. возникает в ситуациях неопределенности, когда содержание или время угрозы не поддаются предсказанию.

При высокой личностной тревожности испытуемые склонны широкий диапазон ситуаций воспринимать как угрожающие и реагировать в этих ситуациях выраженным состоянием тревожности с соответствующей симптоматикой. Высокая ЛТ обусловливает готовность человека к тревожным реакциям, проявляющимся в постоянном беспокойстве и неуверенности в будущем.

Текст методики:

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

 

 п/п

Суждение

Ответы

нет, это не так пожалуй, так верно совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Шкала личностной тревожности

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

 

 

№ п/п

 

Ответы

Суждение Никогда почти никогда часто почти всегда
1 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
2 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
3 Я легко могу расстроиться 1 2 3 4
4 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
5 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
6 Я чувствую прилив сил, желание работать 1 2 3 4
7 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
8 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
9 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
10 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
11 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
12 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
14 Я стараюсь избегать критических ситуаций 1 2 3 4
15 У меня бывает хандра 1 2 3 4
16 Я бываю доволен 1 2 3 4
17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
18 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
19 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
20 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Баллы по каждой из шкал начисляются в соответствии с ключом.

Ключ к методике:

Притча 1.

- Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, двигаясь по этому же дереву, буквально трясусь от страха?

- Когда я иду по дереву на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я, погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу...

- Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?

- Только мощное желание или крайняя нужда заставят тебя забыть, что ты идешь над пропастью.

Притча2.

Давным-давно в одном древнем лесу жило маленькое племя. Эти первобытные люди боялись саблезубых тигров и не умели себя защищать. Поэтому они жили на деревьях и никогда не спускались на землю. На деревьях они рождались, жили и умирали.

Но вот однажды их далеких стран в их края забрел бесстрашный охотник. Он научил племя разводить костры и делать факелы. Теперь диким людям не страшны были тигры. Они спустились вниз и стали поддерживать огонь и делать оружие. Племя стало осваивать новые территории и уходить все дальше и дальше от привычного леса. Многим нравилась такая жизнь: больше не надо было дрожать от страха, появилось больше еды, и она была вкуснее прежней.

Но вот однажды охотник взял факел и копье и пошел дальше. И что же случилось, когда он ушел? Часть племени сказала: «Сейчас лето, тепло и сухо. Зачем нам поддерживать огонь?» и они перестали жечь костры. А потом прекратили сражаться с саблезубыми тиграми: «Мы только ломаем копь, а делать их трудно. Да и раз на раз не приходиться. Тигр может ранить, а то и съесть, легче влезть на дерево. И они действительно полезли на деревья, чтобы больше с них уже не спускаться. Лишь немногие остались и продолжали разводить огонь и убивать тигров. Эти люди уходили все дальше и дальше…

Как вы видите, одни поддались страхам, а другие нет. А теперь задумайтесь от кого произошли вы?

Ресурсныйтранс (используется при любом дезадаптивном состоянии):

«Я хочу, чтобы вы устроились удобно. Это действительно очень важно, почувствовать сейчас, что вы устроены удобно. Удобно должно быть каждой части вашего тела. И вы можете постепенно удостовериться в том, что удобно вашим ногам, спине, рукам, что вы хорошо ощущаете опору вашей спины, что удобно вашей голове и шее. И тогда, если вам захочется, вы можете закрыть глаза сейчас или сделать это потом, потому что по мере концентрации внимания на себе вы почувствуете желание все больше и больше наблюдать за тем, что происходит внутри вас на уровне тела.

И хотя часть вашего внимания останется здесь, потому что вы будете слушать мой голос, все воспринимать и все контролировать, но большая часть вашего внимания может заниматься очень интересным исследованием, постепенно переходя от этой комнаты, от всего, что вы могли наблюдать в ней, к тому, что происходит там, внутри вас. И можно было бы спросить себя: «Что происходит, когда ничего не происходит?"». Именно сейчас ничего не происходит, потому что у вас есть время для себя, а это очень важное время. Возможность побыть во внутреннем пространстве, возможность навести в нем порядок, возможность ощутить спокойствие, легкость, комфорт, возможность отстраниться от суеты, от событий, в которые вы были погружены всю предыдущую часть дня, а сейчас все это может стать просто неважным. Неважным, когда вы, сидя здесь вот так и оставляя только маленькую часть внимания снаружи, можете постепенно погружаться туда, внутрь себя, в этот удивительный внутренний мир. И тогда можно быть на многих уровнях себя одновременно. Это обычный уровень мыслей, а мысли — это только мысли, они, как облака, приходят и исчезают. Или другой уровень — уровень образов, когда что-то всплывает само и, как в калейдоскопе, могут мелькать картинки, события или воспоминания. А может, сейчас это уровень, который мы называем уровнем ощущений. Необычный уровень ощущений, потому что сейчас можно заметить все, что забываешь замечать обычно: прикосновение рук к подлокотникам кресла или стула, ощущение опоры ног, которые удобно стоят вот так, прикосновениеткани одежды к коже рук, температуру этой комнаты, которую мы умеем ощущать кожей.Или то, что глубже этого, например, дыхание, его особенный ритм, глубина... И хотя дыхание существует само по себе, и оно всегда бессознательно, но когда мы обращаем на него внимание, оно может стать глубже или свободнее, и тогда приятно ощущать просто сам ритм. Этот вдох и выдох, какими они должны быть для того, чтобы было спокойно и удобно? Для того, чтобы можно было позволить себе не думать ни о чем и в тоже время совершать какую-то важную работу для себя внутри себя...

И в какой-то момент можно почувствовать одновременно несколько ощущений или переходить с одного на другое и знать, что это происходит бессознательно и даже не требует ваших усилий. Просто поймать себя в какой-то момент на том, что ощущаешь сейчас прохладу или тепло, комфорт или покой, легкость или равновесие, а может быть, что-нибудь другое...

Все это приятно отметить внутри, и это удивительная бессознательная возможность маленьких изменений, которые происходят сами по себе, просто от того, что свободно существуешь, словно паришь там, внутри себя. Когда смотришь на небо и птиц, на самолеты, пролетающие вверху, на облака, которые движутся со своей собственной скоростью, хочется быть частью этого полета, этого движения. И там, на уровне ощущений, внутри себя можно пофантазировать, представить себе, как это — когда ты летишь, плавно опускаешься, движешься, как в потоке воздуха. Все это множество приятных ощущений, которые вдруг можно просто заметить или сначала придумать, а потом обрести. Все это маленькие возможности нашего бессознательного, возможности нашего тела... Все эти минуты, в которых время принадлежит самому себе... Важно, что можно научиться делать это с удовольствием.

Каждое мгновение комфорта — это возможность научиться этому, чтобы потом чувствовать снова и снова. Потом, в любой момент, стоит только устроиться удобнееи отправиться в это внутреннее путешествие, как можно снова и снова ощущать легкость и покой, чувство комфорта и полет. Все эти простые, но такие приятные ощущения, идущие от собственного тела, ощущение целостности, соединенности всего со всем, возможность управлять всем этим. Важно помнить, что ты можешь это даже тогда, когда просто наблюдаешь за собой внутри себя. А наблюдаешь, значит, ощущаешь, а ощущаешь, значит, управляешь, и тогда любое желаемое изменение возможно. Может, немножечко больше покоя, может, немного больше равновесия, такой особенной внутренней гармонии, похожей на музыку, которой управляешь, как дирижер своим большим и сложным оркестром, а она так легко подчиняется тебе...

Все эти маленькие открытия, маленькие истины тела, маленькие знания, которые приобретаешь с каждой секундой пребывания там, внутри себя. Все это можно запомнить, даже не прилагая усилий, просто потому, что запоминание происходит бессознательно, таковы возможности собственного тела. А потом приятно возвращаться обратно, делая это со своей собственной скоростью, со своим собственным ритмом, и снова обретать себя в этом кресле, и ощущение опоры ног, и удобного положения тела, всего себя целиком. И в этот момент понимаешь, что все как будто бы так же, но немножечко по-другому, потому что кое-чему очень важному для себя вы уже научились сейчас и еще многому сможете научиться потом.Вот так, очень, очень хорошо».

В этом примере трассового текста, который ориентирован на работу с алекситимией или привычкой воспринимать свое тело диссоциированно, происходит постепенное смещение акцента с обычных способов восприятия на кинестетический уровень.

 

Аутогенная тренировка (АТ) - учит тело расслабляться в ответ на мысленные команды и визуализацию. Аутотренинг – отличное средство против стресса, приводит к глубокому физическому и умственному расслаблению. Достигается более сбалансированная работа сознания и тела и способность быстро переходить в состояние спокойствия в любое время, тогда, когда это нужно.

Помогает справиться с беспокойством, тревогой, паническими атаками, бессонницей, мышечными болями, головными болями, проблемами желудочно-кишечного тра


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.