Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха

2022-10-10 30
Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Константин Дмитриевич Ушинский: он утверждает, что «…только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что «…методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности преподавателя: создать каждому обучающемуся ситуацию успеха».

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Саламонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, «если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения».

Таким образом, ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в обучении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность обучающихся.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся:

· несимметричность взаимодействия: т. е. ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний;

· познавательная инициатива ребенка: в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;

- обращение с конкретным запросам нового знания: т. е. обращение в

случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.

На такой же позиции стоит Иван Федорович Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Этой же точки зрения придерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.

В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил следующие принципы организации учебной деятельности:

- отношение к ребенку как к субъекту,

- формирование личностного стиля взаимоотношений,

- создание положительного эмоционального фона.

Педагог может создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель способен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; учителю нужно помнить, ччто ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.

  Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать преподаватель: переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача преподавателя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих обучающихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание ребенком ситуации успеха

- повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в группе благоприятный психологический климат.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.