А что если? Зачем? Когда? И как? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

А что если? Зачем? Когда? И как?

2022-10-10 24
А что если? Зачем? Когда? И как? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С философской точки зрения тому, кто очень серьезно настроен на духовную жизнь, будь то мужчина или женщина, семейная жизнь не нужна. Будучи в состоянии оборвать свои материальные привязанности посредством духовной практики, знания и реализации, человек может вернуться к Богу, увлекая за собой многих других через свою проповедь и освободившись от необходимости сталкиваться с неизбежными материальными сложностями и запутанностью семейной жизни.

Шрила Прабхупада: «Если человек может не вступать в брак — это высший класс. Это касается и женщин. Какой смысл в материальном муже? Сделайте Кришну мужем. Кришна готов стать всем. Вы можете любить Его как мужа, как сына, как друга. Кришна готов к этому» (Хари Шаури Прабху, «Трансцендентный дневник», том 3, 6.07.1976).

«Шримад-Бхагаватам» (11.8.31, слова Пингалы ): «Я такая глупая, что оставила служение тому, кто вечно пребывая в моем сердце, по-настоящему очень дорог мне. Эта личность дороже всех, это Господь вселенной, дарующий истинную любовь и счастье, источник всего процветания. Несмотря на то, что Он в моем сердце, я полностью пренебрегла Им. Вместо этого я по невежеству служила ничтожным мужчинам, которым никогда не удовлетворить моих истинных желаний и которые приносят мне только несчастье, страх, тревогу, скорбь и иллюзию».

«Шримад-Бхагаватам» (5.18.19, слова Лакшмидеви ): «Мой дорогой Господь, воистину Ты абсолютно независимый властитель всех чувств. Поэтому те женщины, что поклоняются Тебе, неукоснительно исполняя религиозные обеты лишь ради того, чтобы найти себе мужа, способного удовлетворять потребности их чувств, безусловно, пребывают в плену иллюзии. Они не понимают, что такой муж не в силах по-настоящему защитить ни их самих, ни их детей. Он не может подарить им долгую, безбедную жизнь, ибо сам находится во власти гун природы, последствий своей деятельности и времени, которые, в свою очередь, целиком подвластны Тебе».

Комментарий: Эти слова богини Лакшмидеви (Рамы) проникнуты жалостью к тем женщинам, которые поклоняются Господу, стремясь обрести хорошего мужа. Они мечтают о детях, богатстве, долгой жизни и прочих благах, которые сделают их счастливыми, однако зачастую все складывается совсем иначе. В материальном мире так называемые мужья находятся во власти Верховной Личности Бога. Нередко бывает, что человек, зависящий от последствий своих прошлых поступков, не в состоянии дать жене и детям даже самое необходимое, не говоря уже о богатстве и долгой жизни. Поэтому единственный настоящий супруг любой женщины — это Кришна, верховный супруг. Гопи, будучи душами, свободными от материальной скверны, понимали это и потому, отвергнув своих земных мужей, избрали своим истинным мужем Кришну. Кришна — истинный муж не только гопи, но и всех остальных. Каждый должен уяснить, что Кришна — муж всех живых существ. Согласно «Бхагавад-гите», все живые существа — это пракрити (женское начало), а не пуруша (мужское начало). Слово «пуруша» в «Бхагавад-гите» (10.12) указывает исключительно на Кришну:

парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйам
ади-девам аджам вибхум

«Ты — Верховный Брахман, Ты — высшее начало, Ты — высшая обитель и очистительная сила, Ты — Абсолютная Истина, вечная божественная личность. Ты — предвечный Господь, трансцендентный, изначальный и нерожденный, и Ты — живущая во всем красота».

Кришна — изначальный пуруша, а все живые существа — пракрити. Таким образом, Кришна — это тот, кто наслаждается, а живые существа призваны доставлять Ему наслаждение. Поэтому любая женщина, которая ищет себе материального мужа, способного защитить её, а также любой мужчина, желающий стать мужем той или иной женщины, находятся во власти иллюзии. Обязанность мужа — надежно защищать жену и детей и обеспечивать их всем необходимым. Однако материальный муж не способен на это, ибо он связан своей кармой. Кармана дайва-нетрена: условия жизни, в которых он оказывается, определяются его прошлыми поступками. Поэтому тот, кто самонадеянно думает, что может надежно защитить свою жену, заблуждается. Единственный муж — это Кришна, а значит, материальные супружеские отношения не могут быть абсолютными. Впрочем, Кришна очень милостив: поскольку у нас есть желание иметь мужа или жену, Он даёт мужчине так называемую жену, а женщине — так называемого мужа, чтобы они были удовлетворены. В «Ишопанишад» сказано: тена тйактена бхунджитха — каждому Господь выделяет его долю. Но при этом все живые существа относятся к пракрити, то есть имеют женскую природу, и единственный их муж — Кришна.

экале ишвара кршна, ара саба бхртйа
йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нртйа

(Ч.-ч., Ади, 5.142)

Кришна — это изначальный господин, или муж, каждого, а все остальные живые существа, приняв облик так называемых мужей или жен, действуют, послушные Его воле. Так называемый муж может предаваться со своей женой чувственным наслаждениям, однако его чувствами управляет Хришикеша, повелитель чувств, поэтому именно Он является истинным мужем».

Тот, кто искренне желает оставаться брахмачари (или брахмачарини) и хочет кратчайшим путем вернуться к Богу, найдет много лекций и книг на эту тему. На самом деле вся наша философия сводится к тому, как разрушить привязанности к этому миру и научиться любить Кришну, поэтому если человек настроен достаточно решительно, он может, не откладывая на потом, взять прямое направление к Богу. Однако многим такой путь не под силу, особенно в западном обществе, где между юношами и девушками приняты свободные отношения, и с самого детства их приучают к стимуляции чувств. Поэтому в данной главе рассматривается предмет благоприятной семейной жизни, которая может быть использована как основа для проповеди и серьезного духовного развития.

 

Помимо проблемы с сексом существует также гораздо более сложное и тонкое препятствие, а именно потребность в «спутнике жизни», внимательном и заботливом человеке, с которым можно развивать близкие отношения, делиться и пр. По словам Шрилы Прабхупады, это тоже «сексуальное желание», просто более тонкая его форма, проявляющаяся в виде общего притяжения к противоположному полу. То есть это одна из форм вожделения, однако это желание не так страшно, поскольку может здоровым образом быть удовлетворено в рамках семейной жизни.

 

Тонкое влечение может сохраняться даже у стойкого брахмачари, обуздавшего притяжение к противоположному полу на грубом уровне. Это способно завлечь его в семейную жизнь. Если человека слишком тянет к противоположному полу, будь то на грубом или тонком уровне, то его уклад жизни как брахмачари будет под угрозой, так как есть опасность вступить в незаконные отношения с неквалифицированной женщиной. Для холостяка, который не живет в храме, ходит на работу, не имея сильного общения и надлежащей садханы, этот риск ещё выше. В таких случаях гораздо лучше прибегнуть к помощи старших и найти достойную девушку и, как говорил Шрила Прабхупада, «жить как джентльмен».

 

«Итак каждый муж должен быть сурой. „Сура“ означает „преданный“. И каждая женщина должна быть религиозной. „Религиозная“ значит стать целомудренной, верной мужу. А муж должен стать преданным. Тогда они оба достигнут прогресса в сознании Кришны, и это будет совершенство жизни» (лекция Шрилы Прабхупады по Бхаг., 1.3.17, Лос-Анджелес, 22.09.1972).

У девушек задача ещё более грандиозная. Главная проблема в том, что, пока женщина остаётся привлекательной, она будет притягивать внимание мужчин, от чего её собственные чувства тоже будут выходить из равновесия. Незамужней женщине приходится испытывать разного рода социальное и институциональное давление, что подталкивает её к семейной жизни. Если женщина решает не вступать в брак, то ей следует отречься от своей привлекательности, одеваясь очень просто, не используя макияж и т. д., вдобавок к этому ей лучше отказаться от большинства отношений в обществе и социальных мероприятий, поскольку они не будут способствовать её решимости. Ей придется принять простую жизнь, держаться своего служения или распространять книги, не думая о том, кто позаботится о ней в старости, а также научиться не завидовать женщинам, украшенных мужьями, детьми и прекрасными сари. Очень немногим это под силу, поэтому обычно рекомендуется, чтобы женщины выходили замуж за хороших мужей. Шрила Прабхупада в какой-то момент посоветовал нам организовать отдельные ашрамы для брахмачарини, которыми управляют только женщины, без участия мужчин, наподобие католических и православных монастырей, но, к сожалению, в этом направлении не было достигнуто успеха.

 

Шрила Прабхупада подводит итог этой темы в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (8.2.30), где описывается кризис слона Гаджендры, которому пришлось бороться с крокодилом в воде, которая не является для него естественной средой обитания. Этот комментарий был написан им вскоре после получения известий о том, что один из его молодых санньяси, связавшись с женщиной, ушел:

 

«Из этого мы можем извлечь хороший урок: в нашей борьбе с майей мы должны избегать положения, при котором не сможем сохранить должный энтузиазм и силы. Общество сознания Кришны, по сути дела, объявило войну иллюзии, под влиянием которой живые существа деградируют, забыв о подлинных ценностях человеческой цивилизации. Воины общества сознания Кришны должны всегда быть полными сил, бодрости и энтузиазма. А для этого они должны жить в естественных для себя условиях. Условия эти не для всех одинаковы: то, что естественно для одного, неестественно для другого, поэтому существуют разные категории варнашрамы — брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, а также брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. Особенно в нынешнюю эпоху, Кали-югу, людям не рекомендуется принимать санньясу.

ашвамедхам гаваламбхам
саннйасам пала-паитркам
деварена сутотпаттим
калау панча виварджайет

(Брахма-вайварта-пурана)

Как явствует из этого стиха, санньясу в наш век запрещено принимать потому, что люди недостаточно сильны. Шри Чайтанья Махапрабху показал миру, что санньяси можно стать даже в двадцать четыре года. Однако даже Ему Сарвабхаума Бхаттачарья посоветовал быть крайне осторожным, ибо далеко не всякий может хранить обеты санньяси в столь раннем возрасте. Ради расширения проповеднической миссии мы разрешаем молодым людям давать обет отречения, но опыт показывает, что они не созрели для санньясы. Конечно, если человек считает, что не готов к санньясе, в этом нет ничего дурного. Тот, кого слишком беспокоит половое желание, должен принять тот уклад жизни, в котором половые отношения разрешены, — грихастха-ашрам. Если мы ослабли, занимая некое положение, это ещё не значит, что нужно вовсе перестать бороться с крокодилом майи. Нужно просто найти прибежище в сени лотосных стоп Кришны, как это сделал Гаджендра. При этом человек может оставаться грихастхой и вести семейную жизнь, если она удовлетворяет его желания. Главное, не отказываться от борьбы. Шри Чайтанья Махапрабху поэтому советовал: стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-махобхих. Каждый может оставаться в том ашраме, который ему наиболее подходит; вовсе не обязательно принимать санньясу. Если человека обуревают половые желания, он может вступить в грихастха-ашрам и вести семейную жизнь, но надо продолжать борьбу. Если человек принимает санньясу преждевременно, не достигнув трансцендентного состояния, санньяса ему ничего не даст. Если человек не готов стать санньяси, ему лучше жить в грихастха-ашраме и в полную силу продолжать бороться с майей. Самое важное — не отказываться от борьбы и не покидать поля боя» (Бхаг., 8.2.30, ком.).

Нехитрый анализ покажет, что даже среди вайшнавов самого высокого уровня есть многие, кто по той или иной причине предпочитает вступать в семейную жизнь. И Шрила Бхактивинода Тхакур, и Шрила Прабхупада были женаты. Одна из причин женитьбы таких могущественных ачарьев в том, чтобы показать нам идеальную семейную жизнь в сознании Кришны, дать пример, который мы сами можем попытаться применить. Шрила Прабхупада также упоминал, что это ещё и вопрос предпочтения. Есть многие чистые преданные, которые не очень привлекаются суровой жизнью санньяси и поэтому предпочитают жить с женой и детьми. В высшем смысле нет большой разницы между хорошим санньяси и грихастхой, который использует все, что у него есть, для Кришны. Оба могут быть очень эффективными в распространении сознания Кришны.

 

«Конечно, наша предписанная обязанность — проповедовать сознание Кришны, поэтому мы должны продолжать это дело при любых обстоятельствах, это главное. Поэтому женаты, неженаты, разведены — ни в каких условиях моя проповедническая миссия не зависит от этих вещей» (письмо Шрилы Прабхупады Мадхукаре от 04.01.1973).

Супружеская жизнь может предоставить несколько преимуществ для проповеди по сравнению с жизнью брахмачари или даже санньяси. Брахмачари никогда не должен направляться куда-либо один и обязан быть предельно осторожным в отношении женщин, что в некоторой степени ограничивает его проповедь. Санньяси необходимо вписываться в очень жесткую социальную структуру, а также справляться с огромным количеством формальностей и ограничений. Кроме того, санньяси нередко приходится брать на себя какие-то управленческие обязанности. Женатый же человек может пойти на определенный риск, недоступный для брахмачари, например в одиночку заниматься странствующей санкиртаной и проповедовать в обстоятельствах, включающих общение с женщинами. Кроме того, жена может быть ему очень полезна: вести контакты и организовывать поездки, помогать в решении различных задач и заниматься женщинами, нуждающимися в помощи или обучении. Мы помним, что, как описано в «Лиламрите», первоначальный план Шрилы Прабхупады состоял в том, чтобы проповедовать при поддержке жены, и только когда все усилия в этом направлении потерпели неудачу, он принял отреченный образ жизни.

 

Другим положительным моментом является то, что семейная пара представляет собой единое целое. У себя дома она может начать проповедническую программу или даже отправиться в какой-нибудь небольшой город и открыть центр там. Даже«обычные» пары, не любящие рисковать, могут быть чрезвычайно полезны для проповеди, если откроют бхакти-врикшу, ресторан или просто будут жертвовать часть своего времени, чтобы помогать обучению других.

«Я очень рад видеть, что один из моих искренних учеников пожертвовал всем ради распространения сознания Кришны, и очень доволен тем, что ты показываешь пример идеального домохозяина. Шрила Бхактивинода Тхакур также был домохозяином, но жил в таком совершенном сознании Кришны, поэтому он лучше, чем многие санньяси, подобные нам.

Санньяси-вайшнав носит триданду, три палки, связанные вместе. Одна из них символизирует понимание единства. Монисты принимают только чин матру, есть только одна духовная душа; они не понимают разнообразия духовного мира. Эти три трости означают, что мы безапелляционно решили посвятить свою жизнь служению Кришне в трех аспектах, а именно: телом, разумом и словами. Шрила Бхактивинода Тхакур писал стихи и пел: свои разум, тело и дом я предаю Тебе. Итак, грихастха, домохозяин, такой как ты, — также триданди. Поскольку ты пожертвовал всем: жизнью, домом и ребенком, — по факту ты триданди санньяси. Поэтому развивай это настроение с серьезностью и искренностью, и даже в одеждах грихастхи ты будешь ничем не хуже санньяси» (письмо Шрилы Прабхупады Рупануге от 30.08.1968).

Естественно, если человек слаб и запутывается в вопросах вожделения и других материальных делах, у него большие проблемы, но пары, в которых и муж, и жена обладают отрешенностью, могут достичь большого успеха в распространении сознания Кришны. Неудивительно, что все больше и больше женатых преданных становятся инициирующими гуру в ИСККОН.

«Я хочу, чтобы в вашей стране появилось несколько идеальных семей в сознании Кришны, чтобы люди видели, что наше Движение не однобоко и не сухо. Так что нам не нужны сухие аскеты. Сам Кришна, будучи кшатрием, взял в жены много девушек. Чайтанья Махапрабху, хотя ему предстояло принять санньясу в двадцать четыре года, дважды женился в течение двадцати лет. Господь Нитьянанда был женат. Адвайта Прабху и Шриваса Прабху также были домохозяевами. Итак, женитьба не создает никаких препятствий в сознании Кришны. Нужно лишь бдительно следить за тем, чтобы не отклоняться от сознания Кришны. Нужно следовать по стопам великих ачарий, и тогда все будет хорошо. Я тоже был женат, моя семья до сих пор существует. Итак, ты всегда должен помнить, что женитьба — не препятствие» (письмо Шрилы Прабхупады Мадхусудане от 10.03.1969).

Опасность незаконного секса

«Живя с женой, семейный человек тем не менее не должен без необходимости заниматься сексом. Его половая жизнь должна быть ограничена и преследовать только одну цель — зачатие детей. Тот, кому не нужны дети, не должен вступать в половые отношения с женой. В современном обществе люди, чтобы избежать ответственности, связанной с рождением ребенка, используют противозачаточные средства и другие, ещё более варварские, способы. Это проявление демонических наклонностей, а никак не духовных. Если человек, даже домохозяин, хочет развиваться духовно, он должен ограничить половую жизнь и зачинать детей только для того, чтобы служить Кришне. Тот, кто способен зачать ребенка, который разовьет в себе сознание Кришны, может иметь сотни детей, но тот, кто не способен на это, не должен заниматься сексом, идя на поводу у собственных чувств» (Б.-г., 16.1–3, ком.).

 

Существует два вида незаконного секса. Первый — вне брака, а второй — незаконный секс в браке с использованием методов контрацепции или без цели рождения ребенка. Естественно, что незаконный секс вне семейной жизни, разрушая семью и приводя к разным социальным проблемам, является самым опасным и греховным. По сравнению с первым, незаконный секс в рамках семьи сравнительно небольшой грех, но он также довольно опасен и скрывает в себе множество проблем. Он не только неблагоприятно действует на нашу духовную жизнь, но также может создавать различные проблемы в отношениях, способные разрушить семью.

 

Шрила Прабхупада: «Вы спросили, что подразумевается под незаконным сексом. Секс предназначен только для брака, ради рождения хороших детей, чтобы воспитывать их в сознании Кришны. Кришна говорит в „Бхагавад-гите“, что „Я — половая жизнь, исполненная в соответствии с религиозными принципами“. Незаконный секс — это сексуальные отношения для любых других целей. Использование методов контрацепции ради сексуального наслаждения — большой грех. Воздержанность от этих четырех видов греховной деятельности достигается путем обретения высшего вкуса сознания Кришны» (письмо г-ну Сурешу Чандре, 18.06.1973).

Е. М. Бхуриджана Прабху: «Несколько лет назад в Лос-Анджелесе преданный спросил меня, сколько лет я женат. Когда я ответил, что 21 год, у него отвисла челюсть: „На одной и той же женщине?“ Возможно, удивительно, что мы с супругой так долго женаты, потому что, как в любом браке, у нас были кризисы в отношениях. Когда молодые преданные просят формулу успеха семьи в сознании Кришны, я обычно предлагаю им три принципа: рассматривайте преданность своему союзу как прямое служение своему духовному учителю, вступайте в брак с тем человеком, чье сознание Кришны вызывает у вас уважение, и обязуйтесь воспитывать своих детей в сознании Кришны. Я также предупреждаю их, что незаконный секс разъедает платформу сознания Кришны в отношениях между мужем и женой. Эти принципы, в совокупности с правилом „нет телевидению“, милостью Кришны и небольшой удачей, помогли мне сохранить свой брак в служении Прабхупаде» («My glorious Spiritual Master»).

Незаконный секс приводит к неудовлетворенности даже карми. Секс привлекает и мужчин, и женщин, но по-разному, вот в чем проблема. Мужчина хочет самого акта, именно это больше всего притягивает его. Женщину же привлекает романтика (ресторан, цветы, шоколад и т. д.), а физический акт для нее — всего лишь кульминация длинной последовательности событий, которые доставляют удовольствие её чувствам. В начале отношений, как правило, мужчины проявляют рыцарские качества, ласку, в связи с чем и он, и она более-менее довольны, но через некоторое время мужчина ждет только секса в его более грубом механическом виде, что делает женщину неудовлетворенной. Женщина начинает отказываться или же уступает мужу в расчете на исполнение своих интересов, а-ля «раз он меня эксплуатирует, я тоже должна что-то от этого получать». В свою очередь, это вызывает неудовлетворенность мужчины. И из этого всего вытекает много других недовольств, дискуссий и проблем.

 

«Все мужчины и женщины ищут сексуальных наслаждений, и, вступив в брак, они какое-то время счастливы, но потом начинаются разногласия, которые чаще всего заканчиваются разводом или распадом семьи. Несмотря на то что мужчина и женщина хотят соединиться и наслаждаться сексом, в конечном счете они расстаются и страдают» (Бхаг., 7.13.26, ком.).

Для преданных этот вопрос становится ещё сложнее. Наряду с теми же физиологическими различиями ещё есть духовная практика. Преданных привлекает духовная жизнь, именно там они находят блаженство и счастье. Незаконный секс очень опасен для духовной жизни, потому что он немедленно стаскивает нас на телесную платформу и усиливает анартхи и плохие качества. Он делает мужчину ленивым, бесчувственным, невнимательным, нечистым и похотливым, а женщину — эгоистичной, психически неустойчивой, суетливой, требовательной и зависимой от чувственных наслаждений. Кроме того, незаконный секс в супружеской жизни также приводит к чувству стыда и вины, что может быть весьма опасным для отношений, особенно если это начинает часто происходить.

 

Кришна объясняет в «Бхагавад-гите», что Он есть половая жизнь не противоречащая законам религии. На самом деле зачинать детей, следуя правильному процессу, с целью воспитать их чистыми преданными Господа, — священный процесс, это один из способов создавать преданных. Незаконный же секс только усиливает горящее в сердце вожделение. Он может принести какое-то мгновенное облегчение или удовольствие, но потом приведет только к беспокойству, пустоте и страданиям. Шрила Прабхупада решительно критикует принятое в современном обществе греховное умонастроение разделять сексуальное удовольствие и зачатие детей с помощью методов контрацепции.

 

Другая проблема заключается в том, что тонкая энергия мужского тела сосредоточена в сперме. В Аюрведе объясняется, что для производства всего нескольких капель спермы телу приходится использовать грандиозное количество тонкой энергии, что уменьшает интеллект, ослабляет здоровье и истощает силы мужчины. Мужчина, часто теряющий семя, становится слабым как умственно, так и физически, и поэтому не способен контролировать свои чувства. И это быстро приводит к эффекту снежного кома: из-за незаконного секса он теряет психическую силу, а из-за отсутствия психической силы — не может контролировать чувства и, следовательно, не может остановиться. Кроме того, ни одна женщина не будет уважать мужчину, который постоянно волочится за ней в ожидании секса, что ещё больше усложняет этот вопрос. Бесконтрольная сексуальная активность приводит к физическим, умственным, психическим и кармическим проблемам. Таким образом, неблагоприятны все последствия. В «Шримад-Бхагаватам» (3.26.57, ком.) Шрила Прабхупада утверждает: «В „Бхагаватам“ ясно сказано, что извержение семени является причиной страшной смерти. Чем больше человек пристрастился к сексуальным наслаждениям, тем скорее его ожидает преждевременная кончина».

Напротив, сохраняя семя, мужчина подпитывает умственную и духовную силу, улучшает интеллект и становится способным проявлять весь свой потенциал. Он наполняется энтузиазмом, становится счастливым и очень энергичным. Вот почему брахмачари, как правило, так привлекательны для женщин. Но если, вступая в брак, они подсаживаются на незаконный секс, то могут очень быстро растерять все хорошие качества. Они становятся угрюмыми, слабыми, нерешительными, ленивыми и выходят на платформу ума. Тогда расстроенная женщина задается вопросом: «Где тот сильный мужчина, за которого я выходила замуж?» Ответ очевиден: он испустил весь свой интеллект и жизненную силу.

 

«Кроме того, всех мужчин следует учить беречь свое семя, не расходовать его впустую. Это очень важно для человека. Тот, кто не тратит свое семя попусту, обретает великолепную память, непоколебимую решимость, огромную жизненную силу и энергию» (Бхаг. 7.11.8–12, ком.).

Таким образом, в интересах самой жены помочь мужу сохранять сперму и хорошие качества. Довольно интересно, что сделать это можно не за счет холодности, сухости, строгости и отсутствия чуткости, а наоборот — для этого женщина должна быть любящей, заботливой, готовой поддержать и в то же время застенчивой и скромной. Эти качества питают в мужчине благость, которая стимулирует его давать жене защиту, быть деликатным, спокойным и находить удовлетворение в самом себе. Застенчивость и скромность делают женщину очень привлекательной, однако эта привлекательность в гуне благости. Шрила Прабхупада объясняет: «Стыдливость — дар природы прекрасному полу. Она придает им очарование и вызывает к ним уважение, даже если они незнатного происхождения или не очень привлекательны» (Бхаг., 1.10.16, ком.).

В одном из комментариев Шрила Прабхупада приводит пример Шримати Девахути:

 

«В этом стихе особого внимания заслуживают два слова. Девахути служила мужу, испытывая к нему два чувства: вишрамбхена и гауравена. В служении мужу, так же как и в служении Верховной Личности Бога, эти два принципа имеют первостепенное значение. „Вишрамбхена“ значит „доверительно, находясь в близких отношениях“, а „гауравена“ — „благоговейно“. Муж является самым близким другом женщины, и потому жена должна служить ему как близкий друг, но в то же время всегда должна помнить о том, что муж выше её по положению, и, зная это, оказывать ему должное почтение. Мужская психология отличается от женской. Сама конституция мужчины навязывает ему желание господствовать над женщиной, а женщина по своей конституции склонна подчиняться мужу. Повинуясь врожденному инстинкту, муж стремится утвердить свое главенствующее положение в семье, и этот порядок следует неукоснительно соблюдать. Даже если муж в чем-то неправ, жена не должна перечить ему, и тогда между супругами никогда не возникнет разногласий» (Бхаг. 3.23.2, ком.).

И наоборот, если женщина одевается и ведет себя соблазняюще, всегда чего-то страстно желает, то этим она стимулирует в мужчине гуну страсти, которая приводит к незаконному сексу и материалистичному образу жизни, создавая ситуацию вряд ли благоприятную для духовного развития. И наконец, если она груба, нетерпима, нечистоплотна, суетлива и обладает дурным нравом, она стимулирует в муже невежество, что ведет к ссорам, деструктивному поведению и агрессии. На самом деле, в предыдущие эпохи было неслыханным делом чтобы жена плохо обращалась с мужем и грубила ему. Такого не было даже в семьях демонов. Это один из признаков Кали-юги, описанный в «Брахма-вайварта-пуране» (4.90.38): «Жена будет относиться к мужу как к слуге. Она всегда будет упрекать его и заставлять его дрожать от страха».

 

Помимо того, что незаконный секс создает проблемы в отношениях, другой немаловажный фактор, что он основан на эгоизме, ради своего собственного удовлетворения. В противоположность этому, правильная семейная жизнь строится на альтруизме, её фундаментом является способность отказаться от своего личного наслаждения и комфорта в пользу других. Не жертвуя собой ради детей и своего спутника, невозможно быть хорошим мужем или женой. Чем больше человек вступает в незаконный секс, тем больше он укрепляет ценности, противоположные тем, что необходимы для процветающей семейной жизни. Результат всегда — страдание и разочарование.

 

И наконец, незаконный секс опасен тем, что приводит к рождению нежелательных детей, зачатых «случайно», что ещё более усложняет семейные отношения.

 

«Первая самскара, гарбхадхана-самскара, или обряд, предваряющий зачатие, строго обязателен, особенно для представителей высших сословий, брахманов и кшатриев. В „Бхагавад-гите“ сказано, что половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, — это Сам Кришна, а согласно религиозным принципам, прежде чем вступить в половые отношения, будущие родители должны совершить гарбхадхана-самскару. Состояние ума отца и матери перед зачатием, безусловно, отражается на складе ума будущего ребенка. Ребенок, зачатый под влиянием вожделения, может родиться не таким, каким его хотели бы видеть родители. В шастрах говорится: йатха йонир йатха биджам. Слова „йатха йоних“ относятся к матери, а „йатха биджам“ — к отцу. Если, прежде чем вступить в половые отношения, родители приведут свой ум в надлежащее состояние, это состояние непременно передастся будущему ребенку» (Бхаг., 4.22.53, ком.).

«Вот почему, согласно ведическим предписаниям, перед зачатием ребенка будущие родители должны совершить гарбхадхана-самскару. Этот обряд приводит ум отца в надлежащее состояние, и, когда отец вносит семя в лоно жены, он получит ребенка, чей ум полностью пропитан настроением преданности. Однако сейчас такие гарбхадхана-самскары не проводятся, поэтому, как правило, в момент зачатия детей родители охвачены вожделением. Такая ситуация характерна для нынешнего века, Кали-юги, люди не проводят гарбхадана-самскары, а, подобно кошкам и собакам, вступают в половые отношения лишь ради наслаждения. Поэтому в шастрах говорится, что почти все в этот век рождаются шудрами» (Бхаг., 5.2.2, ком.).

У нас есть информация о том, что умонастроение отца и матери во время зачатия определяет образ мышления души, которая войдет в утробу матери. Поэтому Веды предписывают разные правила и обряды, которые создают правильное умонастроение, чтобы мог прийти хороший ребенок. В наши дни очень сложно строго выполнить все эти церемонии, поэтому Шрила Прабхупада дал простой метод для зачатия хороших детей: пары, которые хотят ребенка, должны вступать в половые отношения только один раз в месяц и только с этой целью, выбрав правильный день менструального цикла и повторив перед зачатием по меньшей мере пятьдесят кругов. Благодаря этому можно войти в правильное настроение и стать родителями могущественного вайшнава.

 

«Ранее в „Бхагавад-гите“ уже говорилось, что половые отношения с целью зачатия хорошего ребенка — это Сам Кришна. Половые отношения не предосудительны, если их цель — служение Кришне. Люди, практикующие сознание Кришны, по меньшей мере, не должны зачинать детей, как кошки и собаки. Их долг — сделать все необходимое для того, чтобы, появившись на свет, их ребенок был в сознании Кришны. Такое преимущество должны получить дети, чьи родители поглощены сознанием Кришны» (Б.-г., 16.1–3, ком.).

Зачатие детей естественно в семейной жизни и в действительности является самым простым способом контролировать сексуальное желание. Именно таким образом была задумана система: объединяясь, мужчина и женщина испытывают сильное сексуальное влечение, что является не чем иным, как механизмом, созданным материальной природой для того, чтобы подтолкнуть дживу к зачатию детей и, таким образом заселить вселенную. Это работает не только в человеческом обществе, но также в животном мире и среди полубогов. Как только появляются дети, часть энергии направляется на то, чтобы растить и обучать их, за счет чего сексуальное возбуждение становится намного легче контролировать. Сначала и муж, и жена должны стать серьезными в духовной жизни и попытаться развить отношения на уровне выше пресловутого сексуального влечения и телесной концепции, памятуя о том, что цель семейной жизни — не наслаждаться чувствами или повышать свой материальный комфорт, а духовно прогрессировать. Когда стабильный духовный уровень достигнут, пара может пробовать зачинать ребенка один раз в месяц, пока не наступит беременность, а затем остановиться.

 

Если одного ребенка недостаточно, то они могут повторить процесс и родить второго, третьего, четвертого сколько потребуется. Наступит момент, когда оба будут сильно заняты заботами о семье, жена уже не будет выглядеть так привлекательно, и тогда супруги естественным образом потеряют интерес к сексу. Так происходит уже много тысячелетий. Проблема в нашем современном обществе заключается в том, что мы живем в искусственной обстановке и поэтому стало очень трудно воспитывать детей (а преданным особенно). По этой причине многие пары не хотят детей. Однако сексуальное желание остаётся, и они прибегают к противозачаточным средствам, попадая в ловушку незаконного секса и других проблем.

 

«Подобно этому, человек, согласно религиозным предписаниям, может вступать в половые отношения только раз в месяц, после окончания менструального периода жены, а если жена беременна, о половой близости с ней не может быть и речи. Таковы законы, установленные для людей <...> Эти законы записаны в „Ману-самхите“ и других священных писаниях. Эти священные писания и изложенные в них законы предназначены для людей. Поэтому тот, кто нарушает эти законы, становится грешником. Иначе говоря, наслаждение без всяких ограничений — грех. Недозволенными называют половые отношения, вступая в которые, человек нарушает законы священных писаний. Нарушая законы писаний, или Вед, он совершает грех. А тот, кто грешит, не способен изменить свое сознание. Наш истинный долг заключается в том, чтобы превратить свое греховное сознание (кашмала) в высшее безукоризненно чистое сознание, то есть сознание Кришны» (Бхаг., 4.27.5, ком.).

 

Это одна из причин, по которой Шрила Прабхупада так настаивал на том, чтобы у нас были сельские общины, где семейные преданные могли бы жить спокойно и защищенно и воспитывать столько детей, сколько желают. Это одно из наставлений, которое в нашем Обществе мы не выполняем, за что приходится платить. Только находясь на очень высокой платформе, можно контролировать желание незаконного секса без рождения детей, иначе это очень трудно сделать. Помимо рождения детей, есть ещё один способ контролировать сексуальное желание — серьезная духовная практика и духовный прогресс, особенно через проповедь. Когда человек духовно продвигается, он начинает приобретать более высокий вкус, и поэтому тяга к материальным чувственным наслаждениям, пиком которого является секс, начинает ослабевать. Как объясняет Господь Кришна (Б.-г., 6.35), «обуздать беспокойный ум, конечно же, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отказа от мирских удовольствий». Как и в других вопросах духовной жизни, просто подавление не даёт хороших результатов, и нужно попытаться решить проблему напрямую одним из двух данных способов.

 

Важно понять, что цель семейной жизни не в том, чтобы наслаждать чувства, а в том, чтобы освободиться от привязанностей и сексуального желания. Шастры предписывают разные правила сексуальных отношений в браке, чтобы помочь нам контролировать тягу к наслаждению чувств и тем самым продвигаться в духовной жизни. Но это только уступка. Иногда супружеская жизнь описывается как «право на удовлетворение чувств», в том смысле, что семейному человеку в какой-то степени разрешается чувственное наслаждение в обмен на тяжелые обязанности по поддержанию семьи, благотворительность и пр. Но разумный, искренний в духовной жизни человек поймет, что цель


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.