Обучение новых санкиртанщиков — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обучение новых санкиртанщиков

2022-10-10 26
Обучение новых санкиртанщиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порой говорят: «Создавать преданных даже лучше, чем распространять книги». Можно продолжить эту мысль: а обучать преданных распространять книги ещё лучше. Так круг замыкается: в течение жизни мы можем распространить определенное количество книг, но если нам удастся подготовить сильных санкиртанщиков, то они смогут распространить ещё больше книг и обучить этому следующее поколение преданных, чтобы санкиртана вечно жила в ИСККОН.

 

Первое, что необходимо для обучения новых преданных, — это самим показать хороший пример, основанный на серьезной практике духовной жизни, очищении от анартх и стабильности в преданном служении. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что тот, кто серьезно утвердился в духовной практике, может давать веру другим. Это долг лидера. Лидер, который учит своим примером, оказывает сильное влияние на своих последователей.

 

Следующий шаг — помочь другим так же глубоко практиковать духовную жизнь и избавиться от своих анартх. Тому, кто застрял на платформе ума и полон гнева, зависти, вожделения и страстных желаний, очень трудно распространять книги. Такой человек живет в мире двойственности: он испытывает радость от получения того, что удовлетворяет его чувства, а когда его желания не удовлетворяются, он гневается и унывает. Начнем с того, что в распространении книг не так уж много материального наслаждения (оно исключительно духовное), ещё и процесс совершенно вне нашего контроля. Кто-то может решить, что он будет распространять сотни книг, за счет чего обретет славу и почет великого санкиртанщика, но эта затея провалится с треском в первые же дни. Вместо славы, известности и удачи часто придется иметь дело с грубостью, отсутствием интереса и равнодушием людей. Ему также придется смириться с мыслью, что он не настолько духовно продвинут, как думал, для многих это бывает слишком шокирующим опытом.

 

Распространение книг потому и является такой мощной практикой, что заставляет нас сталкиваться со своими анартхами и ложным эго — главными препятствиями духовного развития. Однако процесс распространения книг сам по себе сложен тем, что он требует определенного уровня чистоты и предания. Но с чего-то нужно начинать, поэтому, прежде чем новый преданный сможет эффективно заниматься санкиртаной, ему необходимо некоторое время следовать практике, изучать книги и т. д. Это запустит процесс очищения сердца, и тогда он сможет распространять книги. Это редкость, когда все легко и естественно — у таких преданных есть духовные наработки из прошлых жизней, благодаря которым они способны сразу и с полной решимостью распространять книги. Для большинства же этот процесс постепенный.

 

Посылать новичков распространять книги — ошибка, ведь они ещё не знают философии и не утвердились в духовной жизни. В лучшем случае они могут представить наше Движение в ложном свете, и это будет антипроповедь. В худшем же — они могут быть травмированы или в их духовном развитии может возникнуть серьезная проблема. Как объясняет Шрила Прабхупада, чтобы делать добро другим, сначала нужно научиться делать добро себе. Чтобы помогать другим стать преданными, сначала нужно самому стать им:

«Гурукрипа: Как быть, если ученик выходит на проповедь, но его умонастроение отличается от умонастроения его духовного учителя?

Прабхупада: Тогда ему не следует проповедовать. Чайтанья Махапрабху говорил, джанма сартхака кари’кара пара-упакара(Ч.-ч., Ади, 9.41): «Отправляйся и делай добро другим. Но сначала помоги себе». Прежде всего, стань хорошим проповедником. Только тогда можешь отправляться на проповедь. Чайтанья Махапрабху никогда не отправлял на проповедь неофитов. Это не дело неофитов. Неофиту полагается поклоняться Божеству в храме. Но те, кто понимают философию и пытаются жить в соответствии с её принципами, должны выходить на проповедь. Иначе они пойдут по ошибочному пути, подобно Чарана дасу Бабаджи. И постепенно все сойдет на нет. Он хотел проповедовать, но не знал как, и поэтому все закончилось его смертью. Чайтанья Махапрабху никогда не говорил: „Ты оставайся негодяем и иди проповедуй“. Нет. Джанма сартхака кари. „Прежде всего достигни совершенства сам. Только потом проповедуй другим. Совершенство означает научись исполнять Мои указания“. В этом заключается совершенство. Амара агьяя. Поэтому, если вы совершенным образом выполняете указания Чайтаньи Махапрабху, тогда вы компетентны проповедовать другим. В противном случае вы пойдете по ложному пути и введете в заблуждение тех, кому будете проповедовать. Не делайте этого. Андха ятхандхир упанияманах(Бхаг., 7.5.31). Если вы остаетесь слепыми, не пытайтесь вести за собой других слепцов. Это обман. Сначала откройте свои глаза. Все уже есть. На этом пути ничего нельзя выдумывать. Если вы будете что-то изобретать, то все закончится крахом. Не будет никакого эффекта» (беседа Шрилы Прабхупады, Фиджи, 2.05.1976).

«Итак, это проповедническая деятельность. Это проповедь в сознании Кришны. Нужно очень внимательно следить, чтобы проповедники были чистыми вайшнавами. Аньябхилашита-шуньям, не ради денег, не ради репутации, а только ради служения Кришне. Это чистый вайшнавизм. Нужно удовлетворить Кришну, не должно быть никаких других мотивов. Итак, проповедью должны заниматься чистые вайшнавы. И, если они будут передавать наставления шастр без искажений, несомненно, проповедь возымеет силу. Доказательства есть как в прошлом, так и в настоящем. Итак, мы должны принять этот процесс, и тогда успех Движению сознания Кришны гарантирован» (лекция Шрилы Прабхупады по «Нектару преданности» (2.1.5) от 14.11.1972).

Чтобы быть успешным и стабильным, проповедникдолжен подняться до уровня мадхьямы, второй платформы преданного служения, на которой он обретает полную веру и развивает трансцендентное знание и понимание. Однако чтобы достичь второго уровня, сначала он должен обрести стабильность на третьей ступени. Для этого важно ходить в храм, видеть Божества, воспевать, выполнять служение. Вот для чего Шрила Прабхупада открыл много храмов: чтобы дать людям возможность посещать их и учиться быть преданными. Делая это постоянно, человек очищается и утверждается в преданном служении. Первый шаг — это посещать храм, практиковать и постепенно развить некоторую стабильность в преданном служении. А затем можно перейти к обучению проповеди, чтобы помочь такому человеку подняться на вторую платформу, стать проповедником.

 

«Форма Господа, которой поклоняются в храмах, называется арча-виграхой или арча-аватарой. Она является объектом поклонения и воплощением Господа в облике Божества. Являя Себя в форме арчи, Господь даёт возможность преданным-неофитам увидеть Его подлинную форму лицом к лицу, кланяться Ему и приносить Ему жертвы. Благодаря этому в сердцах неофитов постепенно пробуждается изначально присущее им сознание Кришны. Поклонение Божеству в храме — самый ценный дар, который получают от Господа начинающие. Поэтому все неофиты должны поклоняться Господу, установив у себя дома или в храме Его арча-виграху (арча-аватару)» (Бхаг., 4.30.27, ком.).

Когда преданный начинает распространять книги, духовная практика становится для него ещё более важной, ведь теперь он должен иметь духовную силу, чтобы продолжать свое служение. Не редкость, когда продвинутый преданный достигает такого уровня, что, распространяя книги, он не теряет, а наоборот, приобретает больше сил, возвращаясь с санкиртаны более счастливым и воодушевленным, чем до нее. Таким преданным под силу много лет распространять книги в одиночку, находясь где-то в отдаленном месте без общения, т. к. они получают блаженство и реализации от самого процесса проповеди и распространения книг, становясь неуклонными в своём служении. Напротив, новые преданные обычно теряют энергию, выходя на санкиртану, поэтому им необходимо сочетать распространение книг с духовной практикой и общением с другими распространителями книг. Они пока не способны сами себя поддерживать, и их единственный шанс — это держаться других санкиртанщиков, чтобы находиться под влиянием их энергии до тех пор, пока они не загорятся сами.

По моим наблюдениям, существует три уровня распространителей книг, они используют соответственно: мантру, красноречие и духовные качества.

 

Третий уровень — распространение с помощью мантры используют неопытные преданные, которые не знают, как правильно обращаться с людьми, как давать убедительные ответы. Поэтому они с небольшими вариациями повторяют разные мантры, которые узнали от других проповедников. Иногда, прикладывая большие усилия, они могут распространять много книг, но качество их проповеди отличается от двух других уровней.

 

Следующий — это распространитель, который развил красноречие. Он уже обрел опыт, благодаря которому умеет естественно общаться с людьми, импровизировать в соответствии с обстоятельствами, давать аргументированные ответы и, таким образом, убеждать людей, представляя философию в привлекательном и практичном свете. Такие преданные распространяют больше книг, и их проповедь более эффективна, чем проповедь третьего класса. Опыт позволяет им чувствовать себя более расслабленно на санкиртане. Как следствие, распространение книг у них становится естественным, и они способны проводить на санкиртане много часов.

 

И наконец, первый класс — по-настоящему возвышенные преданные. Они общаются с людьми максимально вежливо, а также представляют очень сильные аргументы, основанные на шастрах, но главная особенность их успеха в том, что они обладают духовными качествами, которые производят сильнейшее впечатление на людей и привлекает их. Это преданные, которые за короткую встречу могут оставить действительно глубокие впечатления и изменить жизни людей.

 

Преданные второго и первого уровня созревают только благодаря сочетанию практики и духовного развития. Такие качества может развить только тот, кто регулярно изучает книги, выходит на проповедь, проявляет искренность в своей практике, и то только после продолжительного времени и очищения. Этому невозможно научить на семинаре. Тем не менее можно помогать новым преданным достигать хотя бы уровня распространения с помощью мантры. Для этого необходима соответствующая подготовка: сначала нужно обучать их тому, как быть преданными, затем объяснять важность проповеди и, наконец, показывать, как правильно вести себя с людьми, как представляться и т. д. Как минимум они должны укрепиться в своей духовной практике, знать несколько мантр, уметь с уверенностью их использовать, а также иметь сильную мотивацию.

 

Лидер или старший ответственный может помочь в этом, поняв склад ума и качества преданных и дав каждому из них простые мантры, которые они смогут использовать в качестве отправной точки. Надо организовать им возможность попрактиковаться в использовании этих мантр друг с другом и обсудить различные аспекты распространения книг, пока они не почувствуют уверенность выйти на улицу. Когда солдат идёт на поле битвы, ему нужно хорошо владеть хотя бы одним оружием. С опытом, естественно, он научится использовать другое снаряжение и станет более опасен для врага. Точно так же, прежде чем отправлять кого-то на улицу в первый раз, нужно обучить его первоначальным мантрам, чтобы, по крайней мере, он знал как вступить в разговор.

 

Отправлять нового преданного распространять книги без предварительной подготовки— крайне неэффективная и опасная затея. Помимо того, что у людей на улице остаётся плохое впечатление, часто такой опыт становится травматичным для начинающего, и у него возникает протест и сопротивление к распространению книг. В связи с этим можно привести один исторический пример. К концу Второй мировой войны русская армия превзошла страны противника в объеме и мощи. Русские готовили финальную атаку на столицу Германии, мобилизовав более двух миллионов хорошо вооруженных солдат, тысячи танков, самолетов, артиллерию и т. д. Ответом немцев на этот натиск стал «фольксштурм»: вооруженная старыми винтовками армия стариков с малой подготовкой или вовсе без нее. Стоит ли говорить, что это была настоящая бойня. Так же и майя атакует мощным оружием: телевидение, кино, улица, журналы, фейсбук и пр. Если мы будем просто отсылать кучи неподготовленных людей сражаться с этой сокрушительной махиной, дело не закончится для нас добром.

 

Обязанность лидера — не просто вдохновлять преданных выходить распространять книги, а помогать им продвигаться в духовной жизни, правильно практиковать. Недостаточно просто отправить их на улицу — нужно научить их, как проповедовать, помочь им подняться на эту ступень. Точно так же как на войне недостаточно отправить стариков в самое пекло, просто вручив им винтовки.

 

После первого выхода на санкиртану важно собраться с преданными, чтобы ответить на все их вопросы и поделиться опытом. Как говорится, «ни один план не сбывается на поле битвы». Может, кто-то не смог распространить ни одной книги, кто-то вышел на ум и пр. Очень важно разобраться со всеми сомнениями и страхами до второго выхода.

 

Быть на платформе ума значит находиться на телесной платформе. Как объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (3.37), кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах. Если мы не находимся на очень высоком уровне, у нас в сердце всегда будет вожделение, возникающее из-за контакта с гуной страсти. Когда такое вожделение не удовлетворяется, оно преображается в гнев или уныние. Другими словами, когда ум не получает то, что хочет, он становится очень беспокойным. Часто преданные представляют санкиртану в розовом свете, но неизбежно расстраиваются, когда реальность не оправдывает их ожиданий.

 

Одно из решений этой проблемы — скорректировать свои ожидания. Распространение книг даёт огромное духовное блаженство, это прекрасный способ углубить свою духовную практику и возможность служить, но люди не всегда будут встречать нас с распростертыми объятиями. Мы не сможем с первого же дня распространять по пятьсот книг и не станем чистыми преданными в одночасье, просто раздав несколько книг. Есть ещё один способ — продолжать духовную практику и шаг за шагом переходить на более трансцендентный уровень инам не придется так много сражаться со своим умом, чтобы выполнять служение.

 

Как лидер, вы должны помочь обрести такое понимание и найти легкие и веселые способы распространять книги, чтобы развиваться самым лучшим образом. Е. М. Вайшешика Прабху использует мантру, которая передает это настроение: «Распространение книг — это весело и легко». Если лидер найдет способы, с помощью которых преданные смогут проповедовать с таким настроем — это очень облегчит весь процесс.

 

Ещё один важный пункт в обучении преданных распространению книги — научить их делать это правильно, избегая ловушек, которые возникают на этом пути. Не обладая навыками, новые преданные не умеют эффективно убеждать людей в ценности этих книг, и начинают попрошайничать. Они просят пожертвования и дают книги тем, кто жертвует, даже если они не заинтересовались. Эта нехорошая методика имеет много отрицательных сторон. Во-первых, у людей остаётся плохое впечатление о преданных, в их глазах они выглядят как попрошайки. Однако ещё более важно то, что это вредит самому распространителю, который вместо того, чтобы учиться проповедовать и, соответственно, обретать доступ к безграничному океану блаженства, учится быть профессиональным побирушкой. Эта привычка попрошайничать на самом деле приведет в тупик, это ловушка для развития. Как лидеру, вам нужно быть внимательным и научить преданных правильно представлять книги и заинтересовывать людей. Пусть вначале результаты будут невелики, однако это лучше, потому что учит преданных развиваться в правильном направлении.

 

Е. С. Шачинандана Свами: «В санкиртане очень важно иметь правильное отождествление. Выходя на улицу, вы выносите с собой всю свою жизнь, и один очень важный аспект — самоидентификацию, или отождествление. Наше самоотождествление влияет на то как мы мыслим. Например, если я считаю себя мридангистом, то постоянно думаю о ритмах. Из самоотождествления возникают наши эмоции, желания и склонность совершать те или иные действия в жизни и даже во сне.

Поэтому, выходя распространять трансцендентную литературу, очень важно иметь правильный тип отождествления, тогда все пойдет гладко, потому что будет много сил, с которыми мы выйдемна улицу, сохраняя свою целостность.

Выходя на улицу, мы должны понимать, что мы дающие, а не просящие. Мы несем то, что получили от Шрилы Прабхупады и самой досточтимой гуру-парампары, которая является частью традиции, просвещенной цивилизации. Когда вы выходите и думаете, что вы продавец, а так же: „Ну, я не уверен, что кто-то возьмет сегодня“ или: „Я просто хочу, чтобы у меня были лучшие показатели, лучшие результаты“, — все это будет влиять на ваши мысли, переживания и готовность. Но если, выходя, вы думаете: „Я даритель! Я даю великий дар нашей выдающейся гуру-парампары“, — тогда гуру-парампара будет за вами, Шрила Прабхупада будет за вами, и вы будете полны энтузиазма» (подкаст для лондонских преданных, зимний марафон 2016 г.).

Ещё одно важное качество — честность. Шрила Прабхупада однажды сказал, что наших преданных должны обожать за их честность. Если мы станем применять нечестные методы, то наша репутация будет разрушена, и распространение книг потеряет силу.

 

В январе 1975 г. Шрила Прабхупада написал письмо Рупануге о честности в распространении книг:

«Что касается споров по поводу методов распространения книг, ты прав. Мы должны быть честны в своей деятельности. Наши люди должны приводить в восхищение своей честностью. Все должны уважать членов нашего общества как честных людей. Если мы делаем что-то во благо нашему Движению, но при этом наша репутация портится, то это нехорошо. Так или иначе, мы не должны терять популярность в глазах общественности. Нечестные методы не должны использоваться. Они повредят нашей доброй репутации во всем мире».

 

Вначале лучше сосредоточиться на азах, обучить преданных быть честными на словах и на деле; лозунг «цель оправдывает средства» нам не подходит. Лучше сначала распространить меньше книг, но зато задать правильное направление для развития, вместо того, чтобы пытаться сделать что-то грандиозное вначале, что закончится крахом и потерей желания продолжать вовсе. Как сказал Шрила Прабхупада, мы не ищем падающих звезд (которые вспыхивают и быстро гаснут), мы ищем луны, которые могут осветить все небо.

 

«Не важно, если дела идут немного медленно, лучше делать все медленно, но верно. Это хороший принцип. Делать что-то поспешно и неправильно —

 не хорошо. В Бенгали есть пословица: „сабуре мавапхале“. Это значит, что все ценные орехи, такие как миндаль, макадамия, грецкие, кокосы и др., созревают долго. Все ценное требует времени для созревания. Поэтому нет потерь в ожидании лучшых вещей. Все хорошо, что хорошо кончается. Такой должен быть принцип» (письмо Шрилы Прабхупады Шьямасундаре от 15.07.1969).

 

Как вы скоро заметите, чтобы обучать новых преданных распространять книги, требуется много времени и усилий. По этой причине важно сначала подготовить более выдающихся преданных, чтобы они как можно скорее помогли вам с остальными. Так образуется команда наставников из группы приближенных к вам преданных.

 

Некоторые люди похожи на сухие дрова: соприкасаясь с огнем, они моментально загораются, начинают делать все сами, не требуя стимуляции со стороны. Горя сами, они могут зажечь и других. А есть люди, которые больше похожи на сырую древесину: когда кладешь её в огонь, сначала идёт только дым (много беспокойств в уме и жалоб). В конце концов они тоже загораются, но их фитиль фактически поддерживается благодаря контакту с большим пламенем. Немного отдалившись, они быстро потухают. Таким преданным необходимо постоянное общение, чтобы продолжать свое служение. Только спустя долгое время они просохнут в достаточной степени, чтобы по-настоящему разгореться. В обучении новых преданных важно уметь различать два этих типа. Те, кто похож на сухую древесину, должны получать больше внимания, чтобы быстро прогрессировать и помогать другим.

 

Многим преданным очень сложно выходить на санкиртану: сложно говорить с людьми, рассказывать о книгах, брать пожертвования и т. д. В таких случаях важно не настаивать. Самое худшее, что можно сделать, — произносить фанатично-вдохновенные лозунги и посылать неподготовленных людей на улицу сражаться с неумолимым врагом, воссоздавая битву под Сталинградом на свой лад. Многие преданные, что сначала чрезвычайно застенчивы, неспособны что-либо сделать, со временем становятся прекрасными распространителями книг — просто важно знать, как помочь им раскрыться.

 

Е. М. Виджая Прабху: «В начале 70-х одна девушка привлеклась Кришной и присоединилась к ИСККОН. Всю свою жизнь она была очень застенчивой и необщительной. В то время Шрила Прабхупада очень подчеркивал важность распространения книг, поэтому выходили практически все. Она тоже начала выходить. Но, будучи очень робкой, она чувствовала себя неудобно, приближаясь к людям. Тем не менее она не бросала, ведь остальные преданные распространяли книги, и она знала, что Прабхупада хочет этого. Она знала, что он будет доволен, поэтому она заставляла себя. Когда другие распространяли по многу книг, у нее уходило очень мало. И несмотря на отсутствие больших успехов, она продолжала. Однажды она очень искренне помолилась Кришне, чтобы Он забрал застенчивость, которая мешала ей стать успешным инструментом в Его руках. На следующий день она вышла и обнаружила, что застенчивость исчезла: она подходила к людям так, как будто они были её старыми друзьями, и распространила много книг. Все были удивлены. В конце концов она стала первой женщиной в ИСККОН, распространившей сто больших книг за один день. Её зовут Гаури Деви даси» («Сокровище брихад-мриданги», гл. 3).

 

Вначале лучше всего не отправлять новичков распространять книги в одиночку, а организовать, чтобы они выходили вместе со старшими санкиртанщиками, и не для того, чтобы распространять, а просто помогать и наблюдать. Служа старшим преданным и близко общаясь с ними, они постепенно обретут способность распространять самостоятельно. Через несколько дней или недель такого наблюдения у них возникнет естественное желание останавливать людей, и они продолжат развиваться.

 

Есть ещё один способ — отправлять новых преданных распространять флаера, визитки, приглашения на фестивали, воскресные праздники или особые программы. Для этого им также придется иметь дело с людьми: останавливать их, что-то рассказывать и т. д., но это намного легче, чем распространять книги. На следующем этапе они могут начать носить с собой несколько книг — продолжая раздавать приглашения, показывать книги тем, кто понравился или проявил интерес. После того как новичку станет комфортно занимать положение преданного перед обществом, он может стать полноценным распространителем книг.

 

Что касается подсчета очков, то лучше отмечать командные успехи, нежели индивидуальные. Это поможет преданным сплотиться в команду. Вы можете ставить преданным цели, для достижения которых им придется расти. Их можно создавать по разным показателям: по количеству распространяемых книг или с увеличением результатов относительно предыдущего периода и т. д. Один из секретов роста количества распространяемых за последние годы в США книг — это то, что лидеры начали работать над ежегодными показателями. В 2012 и 2013 годах они поставили цель увеличить результаты на 20% по сравнению с прошлым годом, и цель на каждый следующий год: рост на 10%. Создавая цели и вдохновляя преданных на их достижение, они уже несколько лет подряд увеличивают результаты санкиртаны.

 

Аналогично, лучше акцентироваться на количестве книг, а не на сумме пожертвований. Наша главная цель — доставить эти книги до интересующихся людей. Если мы делаем это, то лакшми, как правило, приходят сами собой. Однако ещё лучше, чем просто распространять книги, — делать из людей преданных. Если распространять много книг, лакшми приходят автоматически, но если помогать людям становиться преданными, то растет количество и лакшми, и распространяемых книг.

 

Часто новые преданные, находясь под влиянием гуны страсти, склонны загонять себя до такой степени, что выбиваются из сил, а потом у них в уме возникает сопротивление. Лучше всего, когда лидер создает «классы» в соответствии с уровнем подготовки и практики, разрешая преданным выходить только на определенное время (час, два, четыре и т. д.), при этом стимулируя новичков выкладываться по максимуму за отведенное время, но не позволяя оставаться дольше, пока они не перейдут в другой «класс». Как правило, при обучении новых преданных лучше подчеркивать важность качества, а не количества. Как только они научатся выполнять свое служение качественно, то им будет легко увеличить количество, но не наоборот.

 

Конечно, все это применимо к распространителям книг, которые выходя на улицу, сталкиваются с суровыми обстоятельствами. Новые преданные могут проповедовать более органично, выбирать тот стиль проповеди, который не требует большого опыта и обязательств, например дарить книги друзьям. Их следует поощрять к участию в харинамах, где они могут научиться представлять себя в качестве преданных и общаться с людьми. Кроме того, их нужно занимать в разного рода проповеднических программах так, чтобы у них были четкие роли и они помогали более опытным проповедникам, используя свои таланты для Кришны.

 

Лидер или организатор может получить разрешение на то, чтобы поставить столик в оживленном месте, и привлечь новых преданных помогать распространять за столиком. Также он может организовать группу из новых преданных, которые займутся организацией распространения книг за столиком на воскресных программах или других мероприятиях. Это поможет им проповедовать легко и естественно, согласно своим наклонностями. Прогресс происходит таким образом: сначала преданный начнет распространять раз в неделю за столиком, и по мере развития вкуса ему захочется большего. Именно так должно развиваться преданное служение: начинаем с небольшого служения, и постепенно, по мере продвижения, получаем вкус и начинаем делать больше, вплоть до того момента пока не посвятим этому всю свою жизнь.

 

Как лидеру, вам необходимо постараться обеспечить новым преданным позитивный опыт проповеди, чтобы им удалось получить вкус и не было необходимости проходить через травмирующие переживания. Создайте им благоприятные условия для развития, и в положенное время у вас будет команда зрелых проповедников. Лидер должен быть внимателен и использовать свой проект в интересах преданных, а не наоборот.

 

И наконец, перед лидером стоит миссия по организации целого проекта: не только обучать преданных и ставить им цели, но и обеспечить их условиями, позволяющими достичь этих целей. Наиважнейшим пунктом, очевидно, являются книги: вы не сможете распространять книги, которых у вас нет. Должен быть достаточный запас разных книг. Нет большего разочарования для санкиртанщика, чем отсутствие достаточного количества книг для распространения. Далее нужно решать логистические задачи: как организовать преданных, как доставить их на поля санкиртаны, как снабдить их книгами и прасадом, а также всем, что им может понадобиться (сумки для книг, тележки, книжные столики, шляпы, зонты и т. д.), а также собирать и подсчитывать результаты санкиртаны, организовывать встречи и планировать собрания с преданными, приобретать транспортные средства для выездных, следить за их состоянием и многое другое. С течением времени преданные склонны забывать смысл работы в команде, терять энтузиазм и концентрацию на целях. Чтобы предотвратить это, важно эти цели четко определить и постоянно акцентировать на них внимание.

 

Чтобы группа развивалась и могла прилагать больше усилий в проповеди, необходима хорошая организация как основа. Ятры, где преданные хорошо организованы, обычно процветают, а те, где отсутствует порядок, — чахнут. Е. М. Вайшешика Прабху даёт множество советов на эту тему в 17-й главе своей книги «Наш семейный бизнес».

Киртан и духовная практика

«Итак, это благословение даёт Шри Чайтанья Махапрабху, который очень любезно пришел сюда как Нитай Гауранга. Поэтому воспользуйтесь Его милостью. Вам очень повезло, что Нитай-Гаура здесь. Просто воспевая „Нитай-Гаура“ и танцуя, вы станете счастливы. Это не сложно, совершенно не сложно. Повторяйте „Джая Шачинандана“. Просто пойте „Джая Шачинандана“, „Харе Кришна“,пойте и танцуйте, яджнаих санкиртана-праяир яджанти хи су-медхасах. Это не мои выдумки, это предписание шастр. В этот век, просто воспевая и танцуя, яджнаих санкиртана-праяир, вы выполняете полноценное духовное служение. Поэтому я очень рад, что вы так хорошо заботитесь о Нитай-Гауре, Они прекрасно одеты. Продолжайте эту деятельность и, даже если вы больше ничего не можете, просто повторяйте Харе Кришна и танцуйте воспевая „Джая Шачинандана“. Это сделает вашу жизнь совершенной» (лекция Шрилы Прабхупады по Ч.-ч., Мадхья, 20.102, июль 1976 г.).

Мы никогда не должны забывать, что мы часть Движения санкиртаны. Поэтому самой основной и фундаментальной составляющей нашей духовной практики являются киртаны — просто вместе воспевать для прославления Господа. Форма и разные культурные аспекты с течением времени могут меняться, но совместное воспевание святых имен должно оставаться всегда. Если так случится, что нас перестанет привлекать совместное воспевание святых имен или мы начнем забывать, как это правильно делать, это значит что наша духовная жизнь при смерти. Шрила Прабхупада Палике даси в 1975 году: «Киртан — наша первейшая обязанность».

 

«Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху одна группа киртана состояла из двадцати одного человека: четверо играли на мридангах, один вел пение, а шестнадцать других участников подыгрывали на караталах в такт ведущему исполнителю» (Ч.-ч., Ади, 17.135, ком.).

Когда Господь Чайтанья запустил Движение санкиртаны, он проводил очень простые киртаны, используя только мридангу и караталы. Он Сам Бог и мог вести их как хотел, но Он целенаправленно выбрал именно этот стиль. Для этого есть причина.

 

Любая музыка состоит из ритма и мелодии. Когда мы воспеваем, голос создает прекрасную мелодию, несущую маха-мантру. Музыка автоматически захватывает ум, и он сразу же начинает слушать мелодию и, следовательно, мантру. Мелодия действует как транспортное средство, которое доставляет мантру в сердце. И мриданга, и караталы — ритмические инструменты, они поддерживают мелодию, добавляя ритм, который побуждает нас танцевать. Танец, в свою очередь, раскрывает нашу естественную преданность Кришне и вызывает экстатические чувства. Воспевать Харе Кришна и танцевать — это самый простой способ пробудить наше спящее сознание Кришны.

 

«Людей следует вдохновлять петь Харе Кришна маха-мантру и стараться пробудить экстаз и танцы. Даже если нет экстаза, танцуйте, и экстаз придет. Танцеватьэто очень хорошо» (беседа Шрилы Прабхупады, 16 июля 1973, Лондон).

Когда киртан ведет преданный, единственное желание которого — удовлетворить гуру и Кришну, когда он хорошо поет на подходящую мелодию, с преданностью и почтением, то такой киртан производит поистине могущественное воздействие. Он может легко захватить умы всех присутствующих и привести их к Кришне. Чистота — это та составляющая, что делает киртаны чистых преданных такими экстатическими и очищающими, это совершенно иной опыт, в отличии от киртана, исполненного профессиональным музыкантом.

 

«Есть много профессиональных певцов, которые очень красиво поют хором под аккомпанемент музыкальных инструментов, однако их пение не идёт ни в какое сравнение с санкиртаной чистых преданных. Если преданный неукоснительно следует принципам вайшнавского образа жизни, сияние его тела будет естественным образом привлекать окружающих, а пение святых имен Господа — иметь большую силу. Люди без колебаний отдадут должное такому киртану. Даже в спектаклях об играх Господа Чайтаньи и Шри Кришны должны играть вайшнавы. Тогда эти спектакли будут трогать сердца зрителей и иметь на людей большое влияние. Члены Международного общества сознания Кришны, проповедуя славу Господа, должны учитывать эти два обстоятельства» (Ч.-ч., Мадхья, 11.95, ком.).

 

Большинство мелодий, которые мы используем в киртанах, имеют низкую и высокую партии, а у многих есть ещё и третья часть, которая ещё выше (например, как в мелодии для мангала-арати). Секрет вот в чем: нужно вести одну и ту же мелодию в течение долгого времени, повторяя несколько раз низкую партию, затем переходя к высокой, тоже несколько повторений, возвращаясь к низкой, снова к высокой, потом к третьей, заново к первой и т. д. По мере того как мелодия повторяется, темп естественным образом нарастает, и по мере ускорения киртана преданные легко приходят в экстаз и начинают танцевать. В какой-то момент караталы начинают отбивать двойной такт. Вот так приходит экстаз.

 

В большинстве мелодий можно удваивать темп, повторяя каждую мантру в два раза быстрее, что значительно усиливает энергию киртана, если применяется вовремя. Главное, чтобы киртан начинался медленно и мелодично, в настроении преданности и трепета, и ускорялся постепенно, достигая своего пика ближе к концу. Это позволит ему созреть, и преданные смогут пройти через все его стадии. Если киртан ускоряется слишком быстро или начинается сразу с быстрого темпа, то становится страстным, развивается не очень хорошо, и преданные чувствуют усталость.

 

Е. С. Индрадьюмна Свами: «Киртан с постоянным ритмом располагает к грациозному танцу. Санкиртана должна начинаться медленно и затем наращивать скорость. Максимальная скорость должна быть такой, чтобы все могли мелодично петь и грациозно танцевать. Когда киртан становится слишком быстрым, а танцы неистовыми и беспорядочными, то становится труднее следовать за мелодией, и поскольку преданные устают, киртан время от времени то останавливается, то снова начинается. Но киртан с устойчивым ритмом способствует красивому танцу и мелодичному воспеванию и может продолжаться часами без остановок. Такой киртан гораздо привлекательней для публики» («Харинама эва кевалам», пособие по проведению публичной харинама-санкиртаны, составленное Индрадьюмной Свами и Шри Прахладом дасом).

Е. М. Реватинандана Прабху: «Он [Шрила Прабхупада] сказал, что хороший киртан длится от получаса до сорока минут: первые полчаса он медленный, а затем в последние десять минут нарастает, достигая своего апогея. Он любил медленные киртаны. Также на публичных программах и там, где были гости, он почти всегда пел стандартную мелодию Харе Кришна (лектор пропел мелодию, показывая пример — прим. пер.) или другие подобные очень простые мелодии — медленно, постепенно наращивая скорость (видео «Воспоминания о Шриле Прабхупаде», часть 9).

Танцы во время киртанов — это неотъемлемая часть нашего преданного служения. Без танца мы не можем по-настоящему участвовать в киртане. Шрила Бхакти Тиртха Махарадж говорил, что если вы не вспотели к концу киртана, это значит, что вы в нем не участвовали.

Е. М. Бхакти Викаша Свами: «Если преданные не танцуют, существует опасность того, что их вкус


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.