Глава 8. Проповедь в семейной жизни — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 8. Проповедь в семейной жизни

2022-10-10 33
Глава 8. Проповедь в семейной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любой человек, который уже несколько лет провел в ИСККОН или успел немного изучить историю нашего Движения, подтвердит, что в конечном счете большинство преданных, вне зависимости от обучения и прошлого, вступают в семейную жизнь. По приблизительной оценке можно сказать, что как минимум 90 % мужчин женятся и почти все женщины рано или поздно выходят замуж. К сожалению, во многих случаях семейная жизнь приводит к концу всяческих устремлений к серьезной проповеди. Многие из нас знают случаи могущественных проповедников и распространителей книг, для которых семейная жизнь обернулась лишь трудностями, разочарованием и препятствиями в проповеди. Большинство книг Шрилы Прабхупады, особенно «Шримад-Бхагаватам», не говоря уже о многочисленных письмах и лекциях, полны описаний и предупреждений об опасности материалистичной жизни грихамедхи:

«Свое сердце и чувства он отдает женщине, которая околдовывает его чарами майи. Он наслаждается её объятиями и беседами наедине с ней, а лепет маленьких детей приводит его в восторг. Связанный семейными узами, такой домохозяин живет в кругу семьи, где царят лицемерие и интриги. Сея вокруг себя одни несчастья и послушно исполняя все прихоти своих ненасытных чувств, он старается противостоять обрушивающимся на него со всех сторон бедам и невзгодам, и, если ему чудом удается выстоять под ударами судьбы, он считает себя очень счастливым. Для того чтобы добыть деньги, он на каждом шагу причиняет зло другим людям. Все заработанное он отдает семье, а сам съедает лишь малую часть купленной на его деньги пищи и в конце концов отправляется в ад из-за тех, ради кого он всеми правдами и неправдами добывал деньги» (Бхаг., 3.30.8–10).

Однако это не обязательно должно быть так. Есть также случаи когда, могущественные проповедники, вступив в семейную жизнь, продолжают проповедовать и порой действуют даже с большим успехом, превосходя своих «коллег»- брахмачари. Дело не в самом браке, а в том, какой он. Изучая, как не попасть в ловушку материальной семейной жизни и мирской привязанности, мы можем научиться развивать брак так, что он не будет препятствием для проповеди и серьезной духовной практики.

«Если жизнь санньяси или брахмачари вам не подходит, оставайтесь в семейной жизни, но цель та же самая — развить сознание Кришны. Если семейный человек старается развиваться в сознании Кришны, его называют грихастхой, а его семейная жизнь — грихастха-ашрамом. Как санньяса-ашрам. „Ашрам“ означает, что есть духовная деятельность. Это называется „ашрам“. Поэтому, если вы останетесь грихастхой, семейным человеком, нет никакого вреда. Но используйте это для продвижения сознания Кришны, тогда вы грихастха. А если вы этого не знаете и до самой смерти ради удовлетворения своих чувств будете просто оставаться семейным человеком и зачинать детей, то это называется грихамедхи» (лекция Шрилы Прабхупады по Бхаг., 6.1.24, Чикаго, 8.07.1975).

«Они [женщины] тоже должны прийти к Кришне, мы не можем их отвергнуть. Поэтому я посоветовал своим ученикам жениться. Я был домохозяином, а мой Гуру Махарадж всю жизнь провел как брахмачари. Но мы делаем одно и то же дело — проповедуем сознание Кришны, так какая разница, грихастха или брахмачари?» (письмо Шрилы Прабхупады Данавиру от 17.12.1972).

«Я очень рад тому, что ты пишешь: что и ты, и Химавати жертвуете своим сном и поздно ложитесь. По милости Кришны Химавати красива не только внешне, она красива и внутренне. Иначе разве она сказала бы, что у тебя есть разрешение на чувственное наслаждение, но что ты будешь делать с этим разрешением? Соблюдать целибат хорошо для брахмачари, но человек, который способен соблюдать целибат, имея красивую и покорную жену, — это больше чем брахмачари. Впрочем, тот, кто имеет только одну жену и верен ей, также считается брахмачари. Вы станете хорошим примером, если оба согласны больше не предаваться чувственному наслаждению, но при этом оставаться мужем и женой и жить вместе. Однако это возможно, только если вы оба будете сосредоточены на деятельности в сознании Кришны. Я очень благодарен вам за ваши искренние усилия в этом направлении» (письмо Шрилы Прабхупады Хамсадуте от 12.01.1969).

«Так называемый институт свободного брака по любви разрушает человеческое общество, поэтому мы обязаны восстановить правильное поведение человека поощряя учеников, желающих вступить в семейную жизнь, заключать договор о духовном браке. Он заключается на основе совместного служения Господу, потому что взаимное сотрудничество в служении ради продвижения сознания Кришны сводит к минимуму иллюзию материальной совместимости и несовместимости. Мы на практике видим, что наши семейные пары служат примером для всех людей, что совершенство счастливой семейной жизни основано не на удовлетворении чувств, а на искреннем служении Господу» (письмо Шрилы Прабхупады Гаурахари от 20.11.1970).

Духовные стандарты

Из этих наставлений мы можем понять, что у Шрилы Прабхупады были очень высокие ожидания от женатых учеников и последователей. Он видел предназначение семейной жизни не в бесконтрольном сексе, ведущем к духовной апатии, а в том, чтобы учиться управлять чувствами, заниматься преданным служением ис новыми силами продолжать бороться с иллюзорной энергией.

«В этих стихах Господь Капила говорит, что не только женщина для мужчины является воротами в ад, но и мужчина для женщины. Все зависит от привязанности. Мужчину привлекает в женщине её служение, красота и многие другие достоинства, а женщина привязывается к мужчине потому, что он обеспечивает её уютным домом, дарит ей украшения, наряды и детей. Все дело в характере привязанности, которую они испытывают друг к другу. Пока в основе взаимной привязанности мужчины и женщины лежит стремление к чувственным наслаждениям, женщина представляет опасность для мужчины, а мужчина — для женщины. Но, если они перенесут свою привязанность на Кришну, то разовьют в себе сознание Кришны, и их семейная жизнь принесет благо им обоим. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует: анасактасья вишаян ятхархам упаюнджатах нирбандхах кришна-самбандхе юктам ваирагьям учьяте („Бхакти-расамрита-синдху“, 1.2.255). Мужчина и женщина, сознающие Кришну, должны жить вместе как муж и жена только для того, чтобы исполнять свои обязанности в служении Кришне. Если дети, жена, муж — все члены семьи будут служить Кришне, то они избавятся от всех своих телесных или материальных привязанностей. Поскольку связующим звеном в их отношениях друг с другом является Кришна, их сознание остаётся чистым и они застрахованы от возможности пасть на дно материальной жизни» (Бхаг., 3.31.42, ком.).

Несложно понять, что для соблюдения таких высоких стандартов нужно обладать большой духовной силой, которую можно поддерживать только с помощью проповеднической деятельности. Поэтому становится ясно, что даже в семейной жизни проповедь — это и цель, и средство.

 

Если, женившись, серьезный преданный занимается только работой и повышением материального статуса своей семьи, не получает хорошего общения и не участвует тем или иным образом в проповеди, то очень скоро он почувствует значительный упадок духовных сил. Он лишится духовного блаженства, и из-за отсутствия духовного сознания постепенно снова начнет запутываться в материальной энергии. Его жизнь снова будут сопровождать иллюзия, ложные надежды, замешательство, неудовлетворенность, депрессия и горестный плач.

 

Хуже всего, что обычно такой преданный начинает обвинять во всех своих ошибках жену, думая, что до женитьбы он был в порядке, но, связавшись с этой женщиной, стал очень несчастным. Это залог ещё большей трагедии, так как это настроение подрывает ещё и семейную жизнь, в результате такой человек «гибнет, подобно разорванному облаку, нигде не найдя прибежища».

 

Видеть семейную жизнь как решение для удовлетворения сексуального желания — ещё одна ошибка. На самом деле в сознании Кришны нет шансов для бесконтрольного сексуального желания: в любом случае его нужно контролировать с помощью дисциплины и практики преданности. По мере продвижения и все большего очищения, эта проблема становится менее острой. Одно из решений, которое дал Шрила Прабхупада — поклонение Божествам, поскольку тот, кого привлекает прекрасная форма Господа, теряет интерес к удовлетворению материальных чувств. Ещё один способ — направлять энергию на проповедь, особенно распространение книг. На чувственные удовольствия не останется ни времени, ни энергии, если их полностью использовать на проповедь. А после того, как человек достаточно очистится, чтобы следовать принципам внутри семейной жизни и рассматривать жену не как объект наслаждения, он может задуматься о женитьбе.

«По поводу твоего врага, г-на Вожделения. Я вижу, что у тебя сложности, но мы всегда должны помнить, что Кришна сильнее любого демона, и ни г-н Вожделение, ни его отец, ни его дед — никто не способен с нами ничего сделать, если мы решительно приняли прибежище у Кришны. Теперь что касается тебя лично: ты брахмачари, ты можешь жениться в любую минуту, и в Нью-Йорке все наши девушки хорошие, они весьма подходят для наших учеников, а я вдохновляю всех брахмачари проявить ответственность и жениться на одной из них. Поскольку каждая девушка обычно хочет иметь хорошего мужа, хороший дом, детей (это их естественная склонность), мы хотим, чтобы у нас также были идеальные домохозяева. Но предложение решить проблему вожделения посредством женитьбы непрактично. А жена — это не машина для удовлетворения похоти. Брачные узы нужно считать священными. Тот, кто женится, чтобы обуздать вожделение, заблуждается. Потому что вожделение нельзя удовлетворить, просто предаваясь чувственным наслаждениям. Это можно сравнить с заливанием пожара большим количеством бензина. На время он вроде бы утихает, но бензин сам по себе настолько опасен, что может в любую секунду загореться. Так что вожделение обуздывают совсем по-другому» (письмо Шрилы Прабхупады Хаягриве от 7.10.1968).

Конечно, в тех случаях, когда человек не может сдерживаться от незаконного секса, лучше жениться и, по крайней мере, удовлетворять это желание в рамках семейной жизни, чем заниматься развратом и создавать беспорядки в обществе. Однако это далеко не идеальное решение, поскольку обычно приводит к беспокойному браку, который не способствует развитию духовной жизни. Оказавшись в тисках материальной энергии, в такой семье не счастливы оба ни муж, ни жена. Изучая ранние письма Шрилы Прабхупады, мы видим, что в таких случаях он рекомендовал брак. Однако впоследствии показатель разводов, прелюбодеяний и других проблем, вызвал у Шрилы Прабхупады сильное разочарование, и в итоге он вообще перестал давать благословения на браки.

 

«Система варнашрама-дхармы научно выстроена Кришной, чтобы обеспечить возможность освобождения падших душ и возвращения их домой, к Богу. И если мы превращаем эту систему в пародию, по собственной прихоти нарушая порядок, нам следует задуматься над этим. Не очень хороший пример, когда такое количество молодых юношей и девушек случайно женятся, а потом разбегаются, и жена несчастна, а муж многими способами выказывает ей свое пренебрежение. Если мы будем подавать такой пример, то как можно ждать, что все пойдет должным образом? Семейная жизнь — это жена, дети, дом. Все это понимают. Почему же наши преданные смотрят на дело иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания оказываются неисполненными, они тут же разводятся. Это похоже на материальную деятельность, проституцию. Жена остаётся без мужа, а иногда у нее уже есть ребенок, которого нужно вырастить. По многим причинам твое предложение — которое делают и некоторые другие преданные — становится отвратительным. Мы не можем рассчитывать, что наши храмы станут прибежищем для такого количества вдов и брошенных жен, это будет слишком большим бременем, а мы превратимся в посмешище для всего общества. Кроме того, будет нежеланное потомство. А также начнется незаконная половая жизнь, которую мы и так наблюдаем вокруг. Будучи слабым полом, женщина нуждается в муже, который силен в сознании Кришны, чтобы получить благо и развиваться, накрепко ухватившись за его стопы. Если муж уходит, что ей остаётся делать? Таких случаев уже много в нашем Обществе, уже много девушек и юношей разочарованы» (письмо Шрилы Прабхупады Мадхукаре от 4.01.1975).

Семейная жизнь, основанная только на сексуальном влечении, очень опасна, поэтому так важно, чтобы мужчина был обучен быть сильным и серьезным в духовной жизни, контролировать свои чувства и правильно вести жену и детей. Если женщина получает такого мужа и, контролируя свои чувства, может сохранять ему верность, то такой брак повлияет положительно на её духовное продвижение. Все зависит от того, насколько супруги могут контролировать чувства.

«Естественная склонность женщины — наслаждаться материальным миром. Она побуждает своего мужа наслаждаться жизнью, удовлетворяя потребности его языка, желудка и гениталий (джихва, удара, упастха). Женщины — искусные повара, и своим мастерством они легко удовлетворяют потребность мужа во вкусной пище. Обильная еда насыщает желудок, и это, в свою очередь, увеличивает половую потенцию. Особенно сильное возбуждающее действие оказывают мясо, вино и другая пища в гуне страсти. Но необходимо помнить, что вожделение приводит человека не к духовному развитию, а к падению в ад. Поэтому Кашьяпа Муни глубоко задумался и сокрушался о плачевности своего положения. Иначе говоря, вести семейную жизнь, не имея надлежащей подготовки и единомышленницы-жены, — рискованное дело. Поэтому качества настоящего мужа нужно воспитывать в мальчике с самого детства. Каумара ачарет праджно дхарман бхагаватан иха (Бхаг., 7.6.1). В период брахмачарьи, ученичества, молодой человек должен в совершенстве понять принципы бхагавата-дхармы, преданного служения. Тогда его будущая семейная жизнь пойдет ему на благо, при условии, что его жена будет разделять его взгляды и хранить ему верность. Однако если супружеские отношения не основаны на духовном сознании, но сводятся исключительно к удовлетворению чувств, в них нет ничего хорошего. Как утверждается в „Шримад-Бхагаватам“ (12.2.3), в нынешний век, век Кали, единственной основой взаимоотношений между мужем и женой станет их половая привязанность (дам-патье ’бхиручир хетух). Поэтому в Кали-югу семейная жизнь не таит в себе опасностей, только если жена и муж живут в соответствии с принципами сознания Кришны» (Бхаг., 6.18.40, ком.).

«Каждый мужчина должен быть обучен, чтобы стать первоклассным преданным Господа Кришны, а каждая женщина — целомудренной последовательницей своего мужа. Это принесет счастье им обоим» (Бхаг, 6.18.42, ком.).

 

В первых шести стихах пятой песни «Шримад-Бхагаватам» приводится очень интересная дискуссия о семейной жизни в сознании Кришны, раскрывающая противоречие между семейной жизнью и духовным развитием. В комментарии к шестому стиху Шрила Прабхупада делает такой вывод:

 

«Когда отец Приявраты, Сваямбхува Ману, попросил его взойти на трон и принять на себя ответственность правления миром, Прияврата не обрадовался этой просьбе. Вот признак, по которому можно распознать великого преданного, освобожденную душу: даже если такой преданный занимается мирскими делами, он не стремится получить от этого какое-то удовольствие, ибо всегда поглощен служением Господу. Он служит Господу, а мирскими делами занимается лишь формально, не попадая под их влияние. Например, хотя он не питает сильной привязанности к своим детям, он заботится о них, воспитывая так, чтобы они стали преданными. Не привязан он и к жене, хотя говорит ей ласковые слова. Служа Господу, преданный обретает все прекрасные качества Верховного Господа. У Господа Кришны было шестнадцать тысяч великолепнейших жен, и с каждой Он вел себя как любящий муж, однако при этом не испытывал к ним ни влечения, ни привязанности. Так и преданный может обзавестись семьей и быть нежным супругом и отцом, но при этом оставаться непривязанным к семейной жизни» (Бхаг. 5.1.6, ком.).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.