Глава 6. Выездная санкиртана — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 6. Выездная санкиртана

2022-10-10 47
Глава 6. Выездная санкиртана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Господь Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Его последователи путешествовали по всему миру, проповедуя в каждом городе и деревне. Те, кто принадлежит к Чайтанья-сампрадае и строго следует принципам, установленным Господом Чайтаньей, должны путешествовать всюду, проповедуя учение Господа Чайтаньи, которое неотлично от учения Кришны в „Бхагавад-гите“ и „Шримад-Бхагаватам“. Чем активнее преданные будут проповедовать принципы кришна-катхи, тем больше людей в мире получит благо.

Таких преданных, как великий мудрец Нарада, которые странствуют по всему свету и проповедуют, называют гоштхананди. Нарада Муни постоянно путешествует по вселенной, делая преданными самых разных её обитателей. Нарада сделал бхактой даже охотника. Благодаря ему, преданными также стали Дхрува Махараджа и Прахлада. Собственно, все преданные в долгу перед великим мудрецом Нарадой, ибо он побывал и в раю, и в аду. Преданный Господа не боится отправиться даже в ад. Он пойдет куда угодно, чтобы прославлять Господа и даже в ад, так как для него нет разницы между раем и адом» (Бхаг., 4.30.37, ком.).

 

Может быть сложно распространять книги в одних и тех же местах, постоянно пребывая в одном городе, так как ум требует разнообразия. Один из способов получить его — комбинировать санкиртану дома с выездной, посещая другие города и страны. Странствующая санкиртана бывает двух видов. Есть два способа как это можно сделать.

 

Большинство преданных просто ездят по ятрам и распространяют книги, останавливаясь в храмах или у кого-нибудь дома. Это самый простой и удобный вариант, поскольку он даёт возможность жить в нормальном доме со всеми удобствами, такими как отопление, водопровод, туалет, кухня (или готовый прасад) и т. д. В большинстве случаев также есть возможность общаться с преданными и посещать программы в храме. Такой вид выездной не требует большого планирования. А также путешествующие проповедники очень помогают местной ятре, увеличивая их усилия в проповеди.

 

Второй вариант — это устроить выезд с особым драйвом. Отправиться (в путь) на микроавтобусе, подготовив все необходимое: основные продовольственные припасы, книги ипосещать все города по пути, пока не закончатся все книги. Странствующая санкиртана — это приключение. Условия жизни часто бывают аскетичными, но это очень помогает развивать духовную силу и непривязанность. И духовное блаженство, что приходит в результате, стоит всех этих материальных трудностей.

 

«Я не согласен с утверждением твоей жены, что Нью-Йорк не пригоден для проживания людей. Человек, действительно сознающий Кришну, может все организовать как надо даже в аду. Полностью сознающий Кришну человек постоянно пребывает за пределами материального мира и не боится никаких мест, которые, так сказать, непригодны для проживания в них людей. Сознающий Кришну человек всегда удовлетворен — хоть на Вайкунтхе, хоть в аду. Удовлетворение ему приносит не место, а искреннее стремление служить Кришне» (письмо Шрилы Прабхупады Гаргамуни от 13.11.1967).

Странствующая санкиртана даёт шанс пожить некоторое время очень просто и аскетично, полностью посвящая себя распространению книг. Кроме того, что это возможность побывать во многих городах, которые преданные обычно не посещают, это ещё и неоценимый опыт того, как упростить свою жизнь за счет сокращения телесных потребностей. Также на выездных можно увеличить свое служение, уделяя санкиртане больше времени, чем обычно. Там гораздо меньше отвлекающих факторов, особенно искушения завершить день пораньше и вернуться, так как будет не намного лучше, чем на улице. Какой смысл страдать от жары в машине летом или от холода зимой? Лучше уж оставаться на улице и распространять книги.

 

Сочетание двух факторов: увеличение часов с освоением новых мест как свежего поля для деятельности, значительно увеличивают результаты. Как распространители книг, мы стремимся осознать, что все контролирует Кришна, и учимся не привязываться к результату, однако для нас нет ничего более вдохновляющего, чем распространять много книг!

 

Как говорил Шрила Прабхупада, наши храмы должны быть базой, откуда мы посылаем своих солдат сражаться с майей. Кроме постоянно путешествующих групп санкиртаны, каждому храму также очень полезно формировать выездные группы. Это позволит расширить проповедь во всем регионе, не сдерживая её в рамках одного большого города или столицы. Обычно Шрила Прабхупада был очень доволен усилиями своих учеников, которые занимались странствующей санкиртаной.

 

«Пусть эти книги будут у каждого. Если он прочтет хотя бы страницу, он получит нечто существенное, настоящее, вечное благо. А если он даст книгу почитать своему другу, и тот прочтет хотя бы страницу, результат будет такой же. Позвольте каждому получить эти книги. Если человек просто прочтет одну страницу, он получит нечто важное, настоящее вечное благо. И обретет такое же благо, если он передаст её своему другу, и тот прочтет страницу. Поэтому продолжай непрерывно эти фестивали, и пусть все станут сознающими Кришну. Затопи всю страну своей проповедью. Пусть все население США превратится в вайшнавов, тогда весь мир последует за ними. Вот к чему я на самом деле стремлюсь. Вот почему твоя программа достойна славы. Это настоящая проповедь. Твой разум занят в ней должным образом. С самого начала ты взялся за распространение „Обратно к Богу“, и ты продавал больше всех. Теперь ты взялся за эту автобусную программу, и тебя ждет такой же успех. Этот проповеднический дух привлечет к тебе внимание Кришны. В США имеется огромный потенциал развития подобных программ. Организуй сотни таких групп. Это исполнение миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Я очень рад, что ты не только поддерживаешь эту программу, но и намерен расширить её. Да, в этом состоит наша философия: анандамбуддхи вардханам. Это означает расширение или увеличение. Поэтому я поддерживаю идею, чтобы ты немедленно удвоил объем своей работы посредством приобретения ещё трех автобусов, если у тебя есть такая возможность. Проблем нет» (письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне от 28.12.1974).

 

Дух свободной проповеди и отречения, который даёт странствующая санкиртана, особенно хорош для брахмачари, поскольку он может развить в них настоящее стремление посвятить свою жизнь миссии. Однажды Шрила Прабхупада повторил известную поговорку: «Под лежачий камень вода не течет». Брахмачари, которые всегда живут в храме, могут тайно развить привязанность к комфорту и материальным удобствам, но тот, кто всегда проповедует, путешествует по разным местам, действительно вынужден работать над собой и разрывать привязанности. И кроме того, нет большего блаженства, чем распространять сознание Кришны.

 

Странствующая санкиртана также очень полезна для женатых мужчин, особенно для тех, кто проповедовал до вступления в семейную жизнь. Выделив некоторое время на выездную, они могут восстановить редко встречающееся в семейной жизни настроение проповеди и непривязанности, пожертвовав комфортом ради распространения миссии. Это также возможность общаться и делиться опытом с брахмачари.

 

Для женщин выездные тоже допустимы, но ввиду незащищенности им лучше не спать в автодоме, как это делают мужчины. Это допустимо, если жена путешествует с мужем, но для групп, состоящих только из женщин, это небезопасно. В этих случаях гораздо лучше ночевать в храмах, гостить у преданных или у друзей преданных.

Основные приготовления

Если вы собираетесь спать в машине, то её нужно подготовить — организовать необходимый минимум, который избавит вас от лишних аскез. Первое, что нужно, — ровная поверхность для сна. Самый простой способ организовать её в фургоне — это создать на некотором расстоянии от пола горизонтальную платформу, которая будет разделять внутреннее пространство примерно пополам. Её можно сделать с помощью доски ОСП для формирования горизонтальной поверхности и бруска сосны или другой доступной древесины для опоры.

 

 

 

 

Такой помост фактически разделит пространство внутри фургона на две части. Нижняя будет служить удобным местом для коробок с книгами, а верхняя поверхность станет вашей жилой зоной. В маленьком микроавтобусе с помощью такой подготовки комфортно могут разместиться два человека. Существуют и другие более сложные организации пространства, которые позволят использовать место ещё более практично, чтобы разместить большее количестве людей. Но это тоже хорошее начало.

 

 

Ещё один вопрос, который вам нужно будет решить — это омовение и стирка. Самый простой вариант — использовать ведра, как в Индии. Но практичнее будет установить автоматический насос для создания системы водоснабжения. Такие автоматические насосы применяют в автодомах. Как правило, они стоят недорого и работают напрямую от аккумулятора автомобиля, не требуя преобразователя напряжения. Нужно протянуть провод от «плюса» аккумулятора к насосу, а чтобы подсоединить «минус», достаточно просверлить отверстие в любой металлической части кузова и прикрутить туда второй провод от насоса шурупом. Это можно сделать у любого автоэлектрика. Ещё в цепь перед насосом нужно поставить выключатель, чтобы он не работал, когда не нужен.

 

Один конец насоса подводится к емкости с водой (вы можете использовать 20-литровую бутыль), а другой соединяется с душем или краном. Такой насос работает автоматически, благодаря детектору давления. Как только вы откроете кран, он сам включится. Вы также можете установить небольшую раковину для мытья посуды, добавив ещё одну емкость для грязной воды. Для душа вы можете сымпровизировать какую-нибудь шторку или просто парковать автомобиль в углу на территории заправочной станции или автостоянки и принимать омовение ранним утром, спрятавшись за машиной, в гамчах, как в Индии. Запасы воды можно пополнять во время остановок на пунктах заправки.

 

К электроустановкам можно ещё добавить лампы, зарядные и другие устройства, которые используют ток 12 В. Кроме того, в летний сезон хорошо иметь небольшом вентилятор. Так вы можете обеспечить себе основные удобства. Главное, учесть, сколько энергии потребляет каждое устройство и отключать их, пока не используются, потому что вряд ли вас обрадует разряженный к утру аккумулятори проблемы с тем как завести машину.

 

 

 

Третья важная вещь — это походная плита и посуда для приготовления. Даже если вы питаетесь преимущественно сырой пищей, вам все равно понадобится плитка для подогрева воды, молока и тому подобного. В путешествиях я обычно использую самодельную плиту на этаноле, который в Бразилии легко купить на заправочных станциях, но у него есть недостатки. Для холодного климата походные плитки, которые работают на маленьких газовых баллонах, лучше, так как они хорошо работают при любой температуре. Есть ещё одна важная принадлежность — хороший фильтр для воды (не забывайте о воде!). Что касается освещения, то можно приобрести несколько светодиодных светильников на 12 В и также подключить их к аккумулятору.

 

Если у вас есть деньги, то может возникнуть соблазн просто купить готовый дом на колесах. Но обычно они не очень удобны для нашей цели. Причина в том, что внутреннее пространство вагончиков и караванов организовано для жилья и комфорта, а не для хранения. Таким образом, первый недостаток — отсутствие места для хранения книг, а второй — предел функционального веса, что, даже без учета проблемы с пространством, не позволит возить с собой много книг, т. е. такой вариант не отвечает поставленным целям.

 

Для распространения книг автодом нужно делать на заказ. В нем должно быть много пространства для хранения книг и простая конфигурация, не увеличивающая нагрузку авто. Обычно такой автомобиль может перевозить в общей сложности около 1,5 т веса. Из этого следует, что если начинка люксового дома на колесах (дерево, изоляция и оборудование) весит 1,3 т, то мы сможем перевозить только 0,2 т книг. Но если упростить внутреннюю отделку так, чтобы её вес в общей сложности был не более 0,5 т, то это позволит транспортировать 1 т книг. Гораздо проще и дешевле начать с пустого фургона, оснащая его тем, что действительно необходимо, чем купить автодом напичканный разными наворотами и потом пытаться его разгружать, дабы вместить книги.

 

Если вы хотите большего комфорта, для вас лучшим вариантом будет автобус или микроавтобус (потому что он располагает достаточным пространством и мощностью для перевозки большого количества груза) или внедорожник с мощным дизельным двигателем и домом-прицепом. Так же, как автодома, трейлеры или дома-прицепы не рассчитаны на большой вес, но в этом случае вы можете поместить книги во внедорожник, а трейлер использовать для жилья.

 

Предпочтительно, чтобы маршрут путешествий санкиртаны был спланирован таким образом, чтобы каждая поездка была не больше 100–150 км. В таком случае, встав рано поутру можно принять омовение и отправиться в путь, пока на дороге нет пробок, так вы будете на месте вовремя и проведете полноценный день на санкиртане. За счет этого, несмотря на дорогу, можно сохранять свою квоту и не урезать время санкиртаны. Ночь можно бесплатно провести на заправочных станциях: ищите станции, где паркуются грузовики, эти пункты, как правило, безопасны. Другой вариант — стоянки. Можно найти много площадок, где останавливаются дальнобойщики, там есть места отдыха с душевыми, условия для приготовления пищи и пр. В дороге полезно заводить знакомства с водителями грузовиков, у них можно будет разузнать о таких местах. Рекомендуется отмечать все на карте, чтобы запомнить места, где доступны разные удобства и поделиться потом с другими преданными, которые проповедуют в этом регионе.

 

В своих поездках по Бразилии я провожу большую часть ночей на платных автостоянках в городе и на бензозаправках. Обычно владельцы 24-часовых парковок (где есть ночная охрана) не против, чтобы вы ночевали в своей машине, конечно, при условии, что вы оплатили парковку. Там можно найти элементарные удобства, такие как водоснабжение и санузел. В небольших городах, где таких автостоянок нет, я обычно ночую на заправочных станциях. Те из них, что побольше, часто имеют свои парковки, и в большинстве случаев не против, если вы спрашиваете разрешения там переночевать. Как правило, я не останавливаюсь в гостях, поскольку чаще всего люди живут далеко от центра, где я распространяю, и каждый раз ездить туда и обратно занимает слишком много времени и сил. И кроме того, местная культура сильно отличается, и по своему обыкновению люди не очень гостеприимны. Я могу у кого-то остановиться только в том случае, если человек очень доброжелателен и я могу помочь ему в духовном развитии, другими словами, не ради удобства, а ради проповеди.

 

Странствующая санкиртана имеет две миссии. Первая, очевидно, — распространение книг, а вторая состоит в том, чтобы помогать людям духовно развиваться, становиться преданными и помогать им устраивать местные программы. Разные преданные отдают разные предпочтения этим двум миссиям. Кто-то тратит больше сил на распространение книг и немного на развитие, а кто-то —наоборот, уделяет больше внимания развитию людей и программ. Вот почему в идеале лучше, чтобы в группе было несколько проповедников и каждый специализировался на своём аспекте, создавая таким образом возможность не только успешно распространять много книг, но также делать людей преданными и запускать программы в новых городах.

Организация поездок

Если вы живете в большом городе и хотите проповедовать в этом регионе, то очень удобно организовать свои поездки в форме лепестков вокруг центра. Начинать движение от главного города (центра цветка) по дуге как можно дальше в одну сторону и закрыть контур лепестка возвращаясь снова в центр, таким образом можно охватить большее количество городов (в двух направлениях). Отдохнув несколько дней и пополнив запасы, вы можете снова отправиться в путь по направлению следующего лепестка.

 

Например, города, которые я посещаю в Бразилии, я разбил на группы-лепестки так, чтобы, двигаясь в том или ином направлении, в течение года заезжать в каждый из них. Я составляю план на весь год, а затем стараюсь следовать этому первоначальному плану. Во время поездок я веду подробную электронную таблицу с результатами распространения книг, количеством часов санкиртаны, дней, проведенных в каждом городе, суммой пожертвований и затрат, погодными условиями и пр. К концу года все эти данные очень помогают спланировать поездки на следующий год. Возможно, вы решите исключить некоторые города и добавить новые, организовать поездки по-другому, чтобы выбрать лучшее время года в зависимости от климата в тех или иных местах и т. д. Это существенная составляющая планирования, на которую стоит потратить некоторое время. Каждая минута, которую вы уделяете хорошему планированию, во время поездок обернется для вас распространением большого количества дополнительных книг в течение всего года.

 

Путешествуя в фургоне, необходимо планировать поездки с учетом климатических условий. Жить на колесах обычно можно только при температуре выше нуля. В холодную погоду придется ночевать в каком-нибудь храме, доме или гостинице. Путешествуя летом, вы можете изучать потенциальные кшетры и варианты проживания на зиму.

 

Большую часть времени я распространяю книги в южной части Бразилии, где климат схож с некоторыми странами Европы — летом жарко (до 40ºC), а зимой холодно и влажно, иногда ниже нуля. Такой климат значительно осложняет странствующую санкиртану. Летом очень жарко, так что оставаться в машине днем невозможно, поэтому приходится распространять книги весь день, что в определенном смысле хорошо, хотя иногда можно сильно переутомиться. Зимой — проблема согреться ночью, так как фургон в основном состоит из металла, из-за чего внутри очень холодно. Помимо зимней одежды можно сделать своеобразную палатку внутри автомобиля с помощью одеяла, так вокруг тела будет сохраняться тепло.

 

Чтобы согреться ранним утром, когда мы повторяем джапу, можно зажечь свечу, как делают альпинисты. В холодные дни не стоит бежать в душ спросонья, после ночи тело охлаждено, и можно заболеть. Лучше надеть теплую одежду, завернуться в одеяла и повторять джапу, пока вам не станет жарко, и только тогда принимать холодный душ. Кто-то скажет, что это мучи, нечисто, но, как объясняет Шрила Прабхупада, духовная жизнь на 90 % состоит из здравого смысла. На выездной невозможно следовать тем же стандартам, что и в храме, — необходимо адаптироваться в соответствии с обстоятельствами. Сохранять здоровье — это первый приоритет, повторять свои круги — второй и проповедовать — третий. Остальные принципы должны служить этим трём.

 

Ещё одна проблема, с которой сталкивается странствующий проповедник, — это как стирать одежду, и даже в большей степени, как её сушить. В больших городах обычно можно найти прачечную, но в маленьких — не всегда. На самом деле, стирка — не такое уж сложное дело. Нужно просто замочить одежду на ночь в ведре с небольшим количеством порошка (и отбеливателя — для белых вещей), на утро потереть, и они будут чистыми. Вот сушка — это проблема. Когда автомобиль припаркован на охраняемой стоянке, я обычно развешиваю одежду на веревке, которую натягиваю внутри автомобиля, оставляя окна немного открытыми для циркуляции воздуха, чтобы они просохли.

 

Путешествующему санкиртанщику требуется много изобретательности. Пригодится и сноровка и разные приемы, которые преданные используют во время парикрам в Индии и туристы в походах, и принципы выживания в современном городе, так как выездная — это фактически поход в городской среде. Эта практика на самом деле очень полезна для духовной жизни, поскольку учит жить просто. Мы склонны думать, что нуждаемся в очень многом, однако на самом деле все, что нам нужно, — это три шага земли, чтобы прилечь, и немного прасада, чтобы поесть. По словам Господа Ваманадевы, тот, кто не удовлетворен малым, не будет удовлетворен и большим:

 

«Верховный Господь сказал: „О царь, все, что существует во всех трех мирах, не удовлетворит того, кто не обуздал свои чувства. Если бы Мне было мало трех шагов земли, то Меня не удовлетворил бы даже один из семи островов, состоящий из девяти варш. Даже если бы у Меня был целый остров, Я надеялся бы заполучить и другие острова» (Бхаг., 8.19.21–22).

Ещё один важный момент — необходимость поддержания духовных стандартов. Ранний подъем и повторение своих кругов жизненно важны. Можно проводить короткое мангала-арати, петь «Шри Гурв-аштаку», пранамы Шриле Прабхупаде и Панча-таттве и несколько раз маха-мантру, а затем — «Нрисимха-пранаму». Главное, делать это просто, коротко и с преданностью. Если вы начнете усложнять, то скоро забросите это дело. Затем, без остановок повторив свои 16 кругов, можно доехать до места назначения, почитать, приготовить прасад, почтить его и идти распространять книги. Душ можно принять до или после мангала-арати и джапы, в зависимости от погодных условий, но омовение — это также неотъемлемая часть нашей садханы. Важно всегда слушать лекции, будь то во время приготовления и приема прасада или других текущих дел, и вы убедитесь, что можно прослушивать по три-четыре лекции в день. Не тратьте время впустую.

Использование стопок

Вместо коробок с заводской упаковкой книг, я укладываю в машину коробки с набором книг, собранные вручную под себя. Ежедневно это экономит мне время на подсчете и подготовке тележки. Каждая коробка состоит из того количества наборов (стопок), которое я обычно распространяю. Таким образом, утром я могу просто сложить несколько коробок на тележку и немедленно отправиться на кшетру.

 

Каждая стопка — это то количество книг, которые я беру в руки за раз. Взяв одну стопку, я не возвращаюсь к тележке, пока не распространю все книги, которые у меня в руках. Эта система стопок, по всей видимости, была разработана преданными в храме Цюриха в 80-х годах. Это серьезное усовершенствование по сравнению с традиционным способом сбора книг вручную из разных коробок на ходу, который подразумевает трату времени на их организацию и подсчет.

 

Сначала необходимо создать стопку-образец, для этого просто выберите книги в той комбинации, которую вам нравится распространять. Далее реогранизуйте коробки с книгами, собрав их из нескольких таких стандартных стопок. Обычно я стараюсь распространять по три книги, поэтому я делаю стопки из восьми таких комплектов, получается 24 книги общим весом около 4 кг — это одна стопка. Вы можете делать свои стопки больше или меньше, в соответствии с весом, который вам удобно носить. Обычно рекомендуется, чтобы это было не более 3–4 кг. Вы можете сами собирать такие коробки в свои выходные или это могут делать для вас другие преданные.

 

В моем случае в каждой коробке обычно содержится 4 стопки, и мой дневной стандарт — минимум три таких коробки. Система такая: возьмите одну стопку и распространяйте, пока она не закончится. Затем возвращайтесь к тележке, выпейте немного воды, возьмите ещё одну стопку — и так пока не закончатся все книги. Помимо стопок, состоящих из книг, которые я распространяю в больших количествах (какие именно, зависит от запаса «Би-Би-Ти»), я обычно также беру несколько десятков других книг для ассортимента, например «Бхагавад-гиты», кулинарные книги, маленькие книги и т. д. Как правило, сначала я показываю человеку три книги и смотрю, на сколько ещё он может вдохновиться. Многие люди не слишком восторженны и берут только одну или две книги, но чаще они соглашаются взять три или больше книг. Иногда один человек может взять 4–6 разных книг, а в другой ситуации группа друзей возьмёт по две или три книги на каждого. Однажды около 25 книг были распространены группе подростков: каждый из них взял несколько книг.

 

Главное — сохранять концентрацию и продолжать останавливать одного человека за другим и показывать им книги, используя разные комбинации из тех, что вы держите в руках. Иногда одна книга заканчивается раньше других, тогда просто продолжайте распространять оставшиеся. Благодаря этому мы учимся представлять книги в разной последовательности и комбинациях, не привязываясь к определенному порядку и сочетанию. Мой опыт показывает, что Кришна почти всегда посылает подходящих людей, чтобы взять именно те книги, которые у вас руках. Ничто не происходит случайно.

 

Помимо экономии времени утром, этот метод также экономит время в конце дня, так как не нужно снова пересчитывать оставшиеся книги. Просто подсчитав количество распространенных стопок, путем нехитрых вычислений мы определим точное количество распространенных книг.

 

Предварительная комплектовка книг в стопки и стопок в коробки приносит большую пользу во время поездок. По моим наблюдениям, благодаря этому у меня высвобождается около часа в день, за который я успеваю сделать другие дела. Кроме того, это способствует концентрации — ум начинает искать способы, как распространить стопку книг, которую мы держим, как можно быстрее. Если мы продолжим так медитировать: как закончить эту стопку, а затем следующую, и следующую, то день пройдет очень быстро. Сочетание таких факторов, как: ясная и четкая цель на день, метод стопок и глубокая концентрация во время распространения, — это секрет распространения большого количества книг. Именно так преданные из цюрихской ятры распространяли от двухсот до пятисот больших книг за день в 80-х годах.

 

Е. М. Харинамананда Прабху: «Как показала практика, наиболее высоких результатов добиваются те, кто распространяет книги наборами. Этот метод можно применять в любом многолюдном месте и даже когда мы распространяем книги по городским квартирам или деревенским домам. Мы подготавливаем наборы из семнадцати-восемнадцати больших и двух-трех маха-книг. При этом мы делаем так, чтобы в наборе были самые разные книги, но между одним набором и другим никакой разницы не было. Во время марафонов эти наборы комплектуют преданные, остающиеся в храме, и от нас требуется лишь погрузить готовые наборы в отсеки для книг в наших микроавтобусах. Благодаря применению этого метода экономится немало времени, в частности, становится легче сосчитать количество книг, распространенных за день: целый день мы, не думая ни о каких цифрах, распространяем книги, а вечером просто пересчитываем оставшиеся наборы. Во время марафонов мы распространяем книги прямо из микроавтобуса. В течение года, ходя по домам, мы носим с собой наборы, состоящие из меньшего числа книг, потому что нам приходится проделывать более долгий путь от одного человека до другого. Распространяя книги в многоквартирных домах, мы действуем примерно так же, как на улице. Мы возим книги на двухколесных тележках, вроде тех, которыми пользуются почтальоны и домохозяйки. Но эти тележки имеют особую конструкцию, позволяющую перевозить на них до ста пятидесяти книг. Мы берем с собой большие наборы и стараемся распространить как можно больше книг. Так что принцип очень простой: если вы хотите распространять много книг, то должны всегда иметь с собой много книг, поскольку это побуждает людей брать у вас много книг» («Нектар санкиртаны»).

Забота о теле

Любой вид интенсивной санкиртаны, и особенно странствующей, немного опасен для здоровья, поэтому нужно внимательно следить и замечать симптомы каких-либо болезней. Шрила Прабхупада говорил, что от пожаров, долгов и болезней следует немедленно избавляться. Если ваше тело здорово, то приоритет — сохранить здоровье, а если больно — восстановить.

 

«Смысл этого наставления в том, что действия, совершаемые телом ради удовлетворения Абсолютной Истины (ом тат сат), всегда приносят вечные плоды, хотя само тело и бренно. Такая деятельность не обусловлена временем. Поэтому о теле надо как следует заботиться. Хотя и зная о бренности своего тела, человек не должен допускать, чтобы это тело сожрал тигр или убил враг. Нужно делать все необходимое, чтобы защитить свое тело» (Бхаг., 8.19.40, ком.).

 

Бывают случаи, когда чистые преданные продолжают свое служение вразрез физическим законам, даже когда их тела неизлечимо больны, однако это нельзя имитировать. В то же время необходимо понимать, что тело — это всего лишь транспортное средство, которое имеет короткий срок эксплуатации, и что бы мы ни делали, в конечном итоге оно умрет. По этой причине мы, конечно, не должны при каждом легком недомогании впадать в мнительность и останавливать свое служение. Нужно найти золотую середину между этими двумя принципами.

 

Смысл в том, что тело предназначено для служения Кришне, поэтому мы должны быть активно и с полной решимостью заниматься служением. В то же время мы должны позаботиться о теле, так чтоб как можно дольше поддерживать в нем жизнь, как если бы мы обращались с автомобилем или любым дорогим устройством.

 

«Мой дорогой Джаянанда, пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 21 февраля 1977 г. Я благодарен тебе за чек, а также за твои искренние чувства. В самом начале ты дал мне 5 000 долларов и теперь ты делаешь это снова.

Этому телу ни сегодня, так завтра придет конец. Нам не следует очень сильно беспокоиться о нем. Деревья живут тысячи лет, но это не означает, что их жизнь успешна. Успешная жизнь у того, кто находится в сознании Кришны. Милостью Кришны с самого начала ты преданный, и это приносит настоящую пользу твоей жизни.

Я благодарен тебе за чек, но я бы предпочел, чтобы ты использовал эти деньги на свое лечение. И если ты захочешь, я могу вернуть их. Правда я слышал, что у тебя есть некоторый доход. Я молюсь Кришне о твоем большем продвижении в сознании Кришны. О садху говорят: «джива ва мара ва», садху может жить или умереть, не имеет значения. Живя, он поглощен деятельностью в сознании Кришны, а умирая, он возвращается домой, обратно к Богу (письмо Шрилы Прабхупады Джаянанде от 26.02.1977).

Как правило, диета, здоровое питание — лучший способ поддержания здоровья с точки зрения затрат и приносимой пользы. Придерживаясь правильной диеты, мы можем предотвратить множество проблем со здоровьем, обеспечить хорошую работу иммунной системы и продлить работоспособность тела без лишних затрат и разных ухищрений. В наши дни люди, и даже большинство преданных, питаются просто ужасно, что неизбежно приводит к недостатку энергии, болезням, дорогостоящему лечению и пр. Наша современная диета состоит из белого риса, белой муки, картофеля, сахара и рафинированного масла, в то время как должна быть основана на овощах, зеленых листьях, фруктах, цельных зернах и молочных продуктах.

 

Кроме того, очень важно делать упражнения. Распространяя книги, обычно мы и так много ходим, носим тяжести и пр., у нас нет проблем с недостатком движения, как у карми. Но дело в том, что ходьба и силовые нагрузки, как правило, забивают мышцы и лишают тело гибкости, из-за чего мышцы после повседневной деятельности плохо восстанавливаются, и как следствие, нервы оказываются сжатыми между мышцами и костями, что вызывает болевые ощущения, лишает энергии и приводит к различным проблемам, таким как радикулит.

 

Чтобы этого не случилось, можно делать растяжки и несложные упражнения из йоги, такие как «Сурья-намаскар». Они должны быть простыми, чтобы их было легко выучить и выполнять самостоятельно. Обычно эффект чувствуется только в том случае, если делать их очень медленно, ведь мышцам нужно время, чтобы растянуться. Поэтому нужно выделить время и параллельно слушать лекцию, чтобы тратить его с двойной пользой.

 

Что касается восстановления мышц, при условии правильного выполнения йога-асаны обычно приносят больше пользы для здоровья, чем все то, что может предложить аллопатическая, или традиционная западная, медицина. Аллопатическая медицина не знает решения большинства проблем, с которыми сталкиваются санкиртанщики. Обычно это проблемы в спине, мышцах и нервах. Для экстремальных случаев (например, грыжа) есть операция, но практически во всех остальных предлагается паллиативное лечение (временно облегчающее или ослабляющее проявление болезни — прим. пер.), основанное на анальгетиках. Однако йога и упражнения восстанавливают кровообращение и лимфатическую систему, мышцы, нервы и кости, помогая организму лучше функционировать и излечиваться самостоятельно.

 

Естественно, выполняя асаны, главное знать, что это просто упражнения для тела, а не для самоосознания. Как говорит Арджуна в 6-й главе «Бхагавад-гиты», аштанга-йога не подходящий метод самоосознания в Кали-югу. Тем не менее, йога — это простой способ сохранить тело в форме для практики преданного служения, особенно для распространения книг, и в этом качестве её можно применять.

 

Аналогичный эффект даёт соответствующий массаж. Шрила Прабхупада принимал массаж до трех часов в день. В разных ситуациях он несколько раз сказал, что именно массаж продлевает его жизнь. В нашем случае, когда массажист не всегда под рукой, легче заниматься йогой.

 

С упражнениями, однако, есть одна проблема — обилие физических занятий ведет к телесному отождествлению. Именно поэтому Шрила Прабхупада с осторожностью давал такие рекомендации своим ученикам, опасаясь, что они могут отклониться и превратить наше Общество в общество хатха-йогов или культуристов. Мы также не должны забывать, что для вайшнавов основная деятельность и предписанная форма упражнений — это танцы на киртанах, которые являются как духовным, так и физическим упражнением. Сегодня многие преданные не прыгают и не танцуют на киртанах, и в результате, чтобы сохранить здоровье, им приходится тратить кучу времени на бег и приседания в фитнес-центрах.

 

«И если вы танцуете, то все физические упражнения кришнаизируются, и все цели практики йоги достигаются этим простым методом» (лекция Шрилы Прабхупады на Ратха-ятре, 27 июля 1969 г.).

 

Шрила Прабхупада особенно осуждал интенсивные аэробные упражнения, такие как бег, называя их пустой тратой времени, которая сокращает жизнь, заставляя быстро дышать. Он сказал в беседе 10 июня 1976 г.: «Мы гуляем, есть какое-то движение. Но это не тяжелые упражнения серферов, которые борются с морскими волнами четыре, пять, десять часов. (преданные смеются)».

С другой стороны, он регулярно гулял, и несколько раз рекомендовал ученикам плавание для восстановления сил. Был случай, когда он сказал Нанде Кумару Прабху, что упражнения из йоги хорошо воздействуют на тело:

 

Е. М. Нанда Кумар Прабху: «Среди того, что я должен был перестать делать, переехав жить в храм, была и практика хатха-йоги. Все говорили мне, что это не наша йога, наша йога — бхакти-йога, которая уже содержит в себе хатха-йогу, поэтому в последней нет необходимости, просто танцуй на киртане. Некоторое время я не соглашался. Когда я переехал в храм, там для этого не было ни места, ни времени, но, когда я стал служить Прабхупаде, то возобновил занятия. Поздним утром, прежде чем готовить для Прабхупады, я выходил на задний двор и выполнял некоторые асаны. Но я хотел знать, что все в порядке, я занимался два-три дня и решил спросить у Прабхупады, можно ли продолжать.

Но он опередил меня (смеется). Я приготовил его обед и настроился, что сегодня задам ему этот вопрос. Когда я принес ему тарелку, он сказал:„Я видел, ты занимаешься йогой во дворе“. Я ответил: „Я как раз собирался спросить вас об эт


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.