Творчество Н. М. Карамзина. Повести. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Творчество Н. М. Карамзина. Повести.

2022-10-10 27
Творчество Н. М. Карамзина. Повести. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826). Личность писателя объединяет всё его творчество, которое можно разделить на 5 этапов.

1. Раннее творчество (1783 – 1789)

Занимался в основном литературным кружком, журналом «Детское чтение для сердца и разума» и переводами. Пишет первую повесть «Евгений и Юлия». Совершает путешествие по Европе.

2. 1790 – 1793

Публикует в «Московском журнале» свои главные произведения этого периода: некоторые части «Писем русского путешественника», «Фрол Силин», «Бедная Лиза», «Наталья боярская дочь». В этот период Карамзин развивает свои литературные убеждения, формирует программу творчества. Ставит в своих произведениях проблему счастья: считает благодетель счастьем, а её отсутствие – несчастьем (как в случае с Эрастом). Из-за отсутствия этой благодетели страдают не только окружающие, но и сам персонаж. Чувствительный человек у Карамзина не всегда добродетелен (например, Эраст, который отнюдь не был злодеем, но не был добродетелен). Герои непрямолинейны. Позже Карамзин придёт к выводу, что счастье не зависит напрямую от поступков человека.

3. 1793 – 1796

Обеспокоенность и тревога перед человеческой жизнью и счастьем влияют на творчество Карамзина. Пишет «Остров Борнгольм», «Афинскую жизнь». Понимание добродетели усложняется.

4. 1796 – 1803

Последний беллетристический период творчества. Занимается журналом «Вестник Европы». Пишет произведения: «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный», «Рыцарь нашего времени» (неоконченный), «Юлия». Всякое явление жизни может быть описано с разных сторон. Жизнь вообще противоречива, как и история.

5. 1803 – 1826

Всё своё время посвящает работе над «Историей государства Российского». Это произведение представляет собой историю, увиденную художественным взглядом. Ход истории трагичен, но он не прекращается. Карамзин разрабатывает новые темы, среди которых тема города как особого культурного феномена («Письма русского путешественника»). В «Письмах…» Карамзин описывает русский город, на фоне которого все остальное воспринимается как дикость и варварство. Своеобразие в изображении каждого города заключается во внимании автора к частному и индивидуальному. Рождается карамзинская Москва. Карамзина можно считать родоначальником темы детства как особого мира. Раньше дети в литературе представляли собой уменьшенные копии взрослых. Карамзин первым передаёт особую атмосферу детства и оказывает влияние на развитие русской автобиографической прозы.

Принципы изображения героев Карамзина:

1. Уход от однозначной оценки героев

2. Герои многосторонние и противоречивые (Эраст не злодей, он обладает «изрядным разумом и добрым сердцем»)

3. Авторское начало сопутствует действию

4. Вступления передают настроение рассказчика и задают настрой всему повествованию

5. Повествователь наделён автобиографическими чертами, но он является обобщённым литературным образом («Письма русского путешественника»). Это придаёт повествованию интимность и естественность.

Новаторство:

Вводит новый тип – русский европеец. Описывает обычных людей. Вводит в прозу пейзаж.

Язык и стиль. Новый художественный язык – самый важный фактор создания нового литературного языка. Меняет слог русской прозы. Карамзин насыщает свою речь словами, обозначающими оттенки чувств и мыслей. Стиль Карамзина меняется в соответствии с предметом изображения.


19. Н. М. Карамзин. "Письма русского путешественника".

В 1791 г. в "Московском Журнале" Карамзина стали печататься "Письма русского путешественника", написанные под непосредственным впечатлением автора от виденного им за границей, когда он "вырвался из объятий своих друзей и отправился один со своим чувствительным сердцем".

Форма писем - литературная условность, но писатель старается создать иллюзию их подлинности. Эпистолярная форма предоставляет максимум возможностей для непосредственного выражения настроений и эмоций. Все, о чем говорится в романе, - окружающий мир, природа, люди, события, - показано через восприятие главного героя. Ю.М. Лотман отмечал, что Карамзин вводит в "Письма" то, чего не было ни у одного из авторов "путешествий" раньше - эволюцию души героя, поскольку наивный юноша, севший в коляску, возвращается значительно менее сентиментальным в своих суждениях, и называл "Письма" романом о формировании души молодого русского дворянина, столкнувшегося с политической и культурной жизнью современной ему Европы.

Основная особенность характера героя-повествователя - напряженная жизнь чувства и мысли. Он тяжело переживает разлуку с друзьями, чувствует себя одиноким и осиротевшим. В "Письмах русского путешественника" доминирует грустное настроение, иногда даже кажется, что автор не позволяет себе быть счастливым и долго предаваться приятным мыслям. В повествование вводятся трогательные истории о трагичности человеческой судьбы, неумолимости рока, кратковременности и зыбкости человеческого счастья.

Внимание путешественника привлекают памятники старины, в которых он пытается не только увидеть следы людей прошлого, но и проникнуть в их внутренний мир, понять, чем они жили. Особенно разыгрывается фантазия писателя при виде руин древних замков, которые он мысленно населяет жившими там когда-то людьми, или при посещении кладбищ.

С целью найти ответ на волнующий его вопрос о сущности счастья, о назначении человека, он посещает всех выдающихся философов, богословов, историков и писателей тогдашней Европы - Канта, Лафатера, Виланда, Гердера, Бонне, - ведет с ними продолжительные разговоры. Много места уделено Вольтеру и Руссо, которых путешественнику уже не удалось застать в живых (оба они умерли в 1778 г.). Особенно близок его душе Руссо: он посещает места, где бывал Руссо, места, описанные в "Новой Элоизе", цитирует целые страницы из произведений этого писателя, умиляется чувствительности автора и его героев, приходит в восторг от популярности Руссо среди его соотечественников, даже простых крестьян, которые знают "Новую Элоизу".

Подлинно счастливые люди, по Карамзину, - это чистые сердца, которые не требуют слишком многого от судьбы и умеют жить в мире с собою. Основа счастья - дружеская беседа, созерцание красот природы, радости любви. Такое счастье это доступно всем, независимо от того, к какому слою общества принадлежит человек. Воплощение его - добрая семья, собравшаяся у обеденного стола.

Поэтому даже изображая царствующих особ, Карамзин постоянно стремится увидеть жизнь их сердца, почувствовать в них людей, рассказывая различные любовные истории (Генрих II и Диана Пуатье, Людовик XIV и герцогиня Лавальер).

Идеалом монарха для Карамзина в это время оказывается Петр I, государь, "которому нигде не было подобных". В Петре Карамзин видит поборника просвещения, борца за цивилизацию, подчеркивая при этом простоту, демократичность, трудолюбие, скромность. Все это характерно для восприятия фигуры Петра в XVIII веке, но Карамзин придает Петру качество, которое считает необходимым во всяком монархе, - чувствительное и нежное сердце. Поэтому с таким восторгом отзывается автор о сентиментальной драме Бульи "Петр Великий", которую ему довелось увидеть в итальянском театре и в которой царь выступает в качестве доброго монарха и верного возлюбленного, для которого обладание сердцем возлюбленной важнее всех государственных дел.

Исследователи творчества Карамзина отмечали отсутствие индивидуализации героев в "Письмах русского путешественника" и объясняли этот прием характерным для Карамзина-сентименталиста представлением о том, что все люди равно могут чувствовать и говорить, независимо от занимаемого ими в обществе места.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.