Жизнь и творчество А. Н. Радищева. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Жизнь и творчество А. Н. Радищева.

2022-10-10 26
Жизнь и творчество А. Н. Радищева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детские годы и образование. Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома.

В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами Вольтера, Руссо, Гельвеция, Рейналя.

Карьера и начало литературной деятельности. В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели». В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».

Ссылка в Сибирь. В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск. Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.

Жизнь после ссылки. В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя – Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Далее по конспекту

Сентиментализм смог объединить таких разных писателей, как Карамзин и Радищев.

Поэтика и художественные принципы Радищева были полностью противоположны карамзинским.

Можно провести параллель между его творческим путем и Тредиаковского (+Кантемира): их пути не имели последователей; их альтернативный путь не получил развития.

Язык Радищева – альтернативный, очень сложный, содержащий большое количество церковнославянизмов, сложный синтаксис, в основе построения фразы лежит принцип контраста. Основная идея – сложный язык=сложной мысли. Язык Карамзина – легкий, ближе к разговорному.

Если Карамзин был достаточно аполитичен, Радищев продвигал революционные идеи. Особенно заметны они в его «Путешествии…», за которое его сослали в Илимск.

Помимо «Путешествия…», можно выделить такие малоизвестные, но значимые произведения, как «Дневник одной недели» и «Житие Ф.В. Ушакова».

Дневник одной недели.

Не существует единого мнения о его датировке (он мог быть написан Радищевым как в начале, так и в конце жизни). Нет и единого мнения по поводу образа «друзей» (то ли это дети, то ли товарищи Радищева). Повествование является лирическим текстом (хоть и проза, главный персонаж – лирический герой).

Дневник – художественное произведение, являющееся имитацией дневниковых записей. Охватывает промежуток в 11 дней, главная тема – друзей и дружбы. 1 событие – отъезд друзей. Далее – описание чувств и переживаний лирического персонажа. Персонаж очень страдает от того, что «друзья его покинули», ждет их, подозревает в предательстве, после стыдится своих низких мыслей и обвиняет себя. Главная задача – описание эмоциональной сферы, процесс познания лирическим героем самого себя, диалектика души состояния героя. В конце концов, друзья возвращаются.

Житие Ф.В. Ушакова (1789).

Главные темы – тема дружбы и тема бунта. Описание жизни Ушакова – юношеского друга Радищева – через 17 лет после его смерти, с одной стороны, носит мемуарный характер (воспоминания о юности, об учебе в Лейпциге, рассказы о самом себе), а с другой – эпистолярный, из-за частого обращения к Кутузову А.М. – общему другу Радищева и Ушакова по учебе в Лейпциге, которому и посвящено житие.

Далее по сайту http://www.philol.msu.ru

В 1788 г. Радищев пишет "Житие Федора Васильевича Ушакова", где прославляет друга своей молодости, соученика по Лейпцигскому университету, борца за "твердость мысли и вольное оных изречение", с юных лет воодушевленного "негодованием на неправду". Это повесть о молодом человеке, вставшем на путь исканий смысла жизни, отличающаяся точностью и вниманием к передаче оттенков психологии героев.

Герой Радищева - обыкновенный русский юноша, умерший в очень ранней молодости от венерической болезни, - вроде бы явно не укладывается в традиционные житийные рамки. Но Радищев подчеркивает, что дружба с Ушаковым определила его жизненную позицию и образ мыслей, поэтому частная жизнь обыкновенного человека приобретает смысл универсально значимого примера и урока и биография уподобляется житию. Более того: воссоздание образа умершего друга юности послужило Радищеву своеобразным инструментом самоанализа. Рассказывая о лейпцигском конфликте русских студентов с их куратором гофмейстером Бокумом, Радищев проводит аналогию между частной жизнью и общественной ситуацией: в конфликте между начальником и подчиненными действуют те же закономерности, что и в государстве между властителем и подданными, а ситуация вызревания идеи бунта сравнивается с зарождением государственного заговора.

Вторая часть "Жития…" состоит из собственно ушаковских сочинений. Желая сохранить память о талантливом и рано умершем философе, Радищев из переданных ему Ушаковым бумаг выбрал и напечатал три самостоятельные работы: "О праве наказания и о смертной казни", "О любви" и "Письма, касающиеся до первой книги Гельвециева сочинения "О разуме" (первое и третье сочинение переведены с французского, второе - с немецкого). Чем ТАКИМ оно заканчивается, я так и не понял

"Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) которое мы с ней вообще не разобрали

Главным произведением Радищева стало его знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790). Известно впечатление, оказанное книгой на Екатерину II, увидевшую в авторе "бунтовщика хуже Пугачева", а также то, что весь тираж издания был уничтожен, а автор предан суду и приговорен к смертной казни, которая была заменена ему ссылкой в Сибирь.

Имеет смысл рассмотреть "Путешествие из Петербурга в Москву" как сентименталистский роман, сопоставив два романа-путешествия эпохи сентиментализма - произведения Карамзина и Радищева.

Прежде всего, общим является сам по себе жанр путешествия. Как и герой Карамзина, так и герой Радищева путешествует, воспитывая в себе личность. Как и Карамзин, Радищев воспитывает литературным путешествием личность своего читателя. И в этом смысле можно сказать, что взгляд на задачи своего литературного предприятия у двух писателей был одинаковым - просветительским.

Если герой Карамзина путешествует по Европе, поверяя книжное знание личным опытом общения, герой Радищева путешествует по России, поверяя свое мнение о действительности действительностью. Обратим внимание на цель, с которой Радищев зовет читателя в литературное путешествие: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала". Т.е. я усовершенствовал свою душу опытом путешествия, и она стала способна воспринимать, сочувствовать, сопереживать страданиям человечества. Усовершенствование души неизбежно находит выход: "Я человеку нашел утешителя в нем самом", а значит, "я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь..." Как и Карамзин, Радищев обращается со своим текстом к другу - видя в адресате обобщенный образ читателя сочувствующего, сопереживающего. Недаром выше Радищев оговаривается, что он понимает под словом "друг": "Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг".

Посвящение романа адресовано Алексею Михайловичу Кутузову, ближайшему другу молодости Радищева, с которым вместе служили в Пажеском корпусе, вместе ездили в Лейпциг, по возвращении вместе были назначены протоколистами в Сенат, а позднее - опять же вместе - перешли на службу в армию. Интересно, что к моменту написания "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищев и Кутузов довольно сильно расходились во взглядах в связи с увлечением последнего масонскими (розенкрейцерскими) идеями. Поэтому фраза о различии во мнениях - не просто удачное определение, но и конкретный факт дружеских взаимоотношений с Кутузовым. Об этом же писал и сам Кутузов: "Мы спорили, но тем более друг друга любили, ибо оба видели ясно, что разность находилась в наших головах, а не в сердце".

Итак, цель путешествия - и реального, и литературного - просветительско-сентименталистская: завершить образование души, научить ее сочувствию, сопереживанию, соучастию в жизни другого.

Герой "Путешествия из Петербурга в Москву" - несомненно, человек прежде всего чувствительный. Уже в его обращении к другу-читателю настойчиво повторяются все "атрибуты" такого героя: "сердце", "сочувствие", "чувствительность", "сострадание", "соучастие". Начало же самого "Путешествия" сюжетно аналогично началу "Писем русского путешественника" и тоже характерно для сентиментального героя: он чувствительно переживает разлуку с друзьями. Другие персонажи неоднократно обращаются к нему "чувствительный путешественник".

Известно, что композиционно "Путешествие из Петербурга в Москву" организовано как ряд глав, названных по названиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву. При этом поражает практически полное отсутствие какой бы то ни было конкретно-географической привязки происходящих событий. Исключений немного и, пожалуй, наиболее очевидным из них является глава "Новгород", в начале которой очень много говорится и о внешнем виде города, каким он открывается подъезжающему путешественнику, и о новгородской истории, что понятно, поскольку новгородская вольность для Радищева - некая идеальная форма народного самоуправления.

По большей части не окружающая обстановка, не пейзажные зарисовки и не архитектурные подробности привлекают повествователя. И это тоже характерная черта именно сентименталистского романа-путешествия, в пределе воспроизведенная Стерном в его "Сентиментальном путешествии". Причина этого в том, что писателя-сентименталиста интересовали прежде всего люди и человеческие отношения.

Разумеется, для Радищева не существовало, да и не могло существовать снятия различий между социальными и культурными слоями общества, которое оказывалось возможным для Карамзина, объединявшего своих чувствительных героев в некий надсоциальный и надкультурный тип. Но важно отметить, что Радищев делит своих героев не только по социальному, а и по признаку чувствительного сердца тоже. Им принимается как бы двойное деление или наложение двух делений.

Прежде сего чувствительность оказывается необходимой для дворян, т.к. от них зависит жизнь и состояние других людей. Начальник Г., спавший, когда его к его помощи прибегали тонущие люди ("Чудово"), упрекается автором именно в "жестокосердии". Более того, в этом эпизоде чувствительные переживания спасающего друзей героя, который ради этого подвергает свою жизнь опасности и терпит оскорбления противопоставлены бездушию начальника, от которого зависит это спасение. Герой Ч. - первый из "сочувственников" самого путешественника, очень

близок к нему и по складу темперамента. Несправедливость вызывает в нем сильные эмоции и попрошествии времени Ч. не может равнодушно рассказывать об этом происшествии.

В патетический момент торга крестьянами в Медном герой вопиет, обращаясь к бесчувственности в целом: "Окаменелые сердца! почто бесплодное соболезнование?" Напротив, о положительном персонаже, своем приятеле господине Крестьянкине, в качестве главной характеристики герой сообщает: "Душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое". Далее сам Крестьянкин скажет о себе: "Несоразмерность наказания преступлению часто извлекала у меня слезы". Чувствителен крестицкий дворянин, наставляющий своих детей перед тем, как они отправятся в службу, а он надолго с ними расстанется. Отец хочет, чтобы волнение расстающихся с ним детей, его советы и образ сохранились в глубине души сыновей и оберегали их от зла и печали. Указывая на трудность исполнения "правил общежития", отец советует молодым людям поступать так, как велит сердце.

Крестьяне также делятся на чувствительных и нечувствительных. Заметим, что Радищев далеко не всегда идеализирует крестьян (как это может показаться при пристрастном идеологическом подходе к произведению): о крестьянке в "Зайцово" говорится: "Но крестьянка верна пребывала в данном жениху ее обещании, что хотя редко в крестьянстве случается, но возможно".

Чувствителен, например, слепой певец вКлину, "неискусный напев" которого "проницал в сердца его слушателей" тем легче, что он сам рыдает, повествуя о разлуке своего героя. Чувствительность матери и невесты рекрута ("Городня") подчеркивается при помощи использования фольклорного жанра плача-причитания. Чувствительны едровская крестьянка Анюта и ее мать, отказывающиеся взять сто рублей, необходимые для скорейшей свадьбы. Заметим, что вся глава "Едрово" построена на противопоставлении крестьянских женщин дворянкам и читатель имел все основания задуматься над тем, как повели бы себя многие дворянские матушки в аналогичных ситуациях.

Образ Анюты чрезвычайно важен в связи с сопоставлением карамзинской и радищевской традиции в литературе того времени. Анюта - не поэтическая поселянка. Каждая ее черта, каждый ее поступок мотивирован. Пораженная нетипичным уважительным обращением к ней барина, "девка… смотрела на меня, выпяля глаза с удивлением". Понятны и недоверчивость Анюты и ее резкость: "Часто мы видим таких щелкунов… проходи своею дорогою". Анюта и трудится вдохновенно ("Как пойдет в поле жать - заглядение"), и отдыхает самозабвенно ("Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет").

Встреча с Анютой - прекрасной во всех отношениях девушкой - заставляет путешественника пересмотреть свою жизнь, заглянуть в тайники своей души, признаться в сокровенных поступках. И потому так убежденно звучит его призыв именно к Анюте вернуть на путь добродетели тех, чьи сердца не заскорузли окончательно. А в результате измененным оказывается и сердце самого путешественника: "Прости, любезная моя Анютушка, поучения твои вечно пребудут в сердце моем впечатлены и сыны сынов моих наследят в них".

Исполнен чувствительности рекрут - крепостной интеллигент, рассказывающий путешественнику свою историю в главе "Городня". Комментаторы отмечали, что образованный рекрут - единственный в книге крестьянин, с которым путешественник находит общий язык. И в начале, и в середине, и в конце путешествия героя-дворянина не принимают ни крепостные, ни свободные крестьяне. Путешественник не может найти общего языка ни с пахарем в Любанях, ни с семьей Анюты в Едрове, ни с крепостной крестьянкой в Пешках.

А бесчувственность крестьян может быть двоякого типа. Это любо бесчувственность бесчеловечности, ассоциирующаяся у Радищева со зверством. Таков детина 25 лет с ножом в кармане (глава "Медное", эпизод торга крестьянами). И такому бесчувствию нет и не может быть сочувствия. Исследователи отмечали, что этот дворовый, "раб духом, как и состоянием", не только примирившийся со своей участью, но и помогающий господину во всех его мерзостях, - первый в русской литературе предшественник некрасовских "холопов примерных". А может быть бесчувствие от творимого произвола: таким бесчувствием ненависти полны новобрачные крестьяне, против воли влекомые к алтарю в главе "Черная Грязь".

Представляется, что именно чувствительного дворянина хотел воспитать Радищев своим литературным путешествием. А такой взгляд на проблему чувствительности заставляет несколько по-иному подойти к проблеме революции, возникающем, обычно, прежде всего в связи с главой "Зайцово", где рассказывается о том, как друг повествователя господин Крестьянкин пытался оправдать убийство крестьянами четверых господ, пытавшихся завладеть невестой в день свадьбы. А ведь даже здесь говорится о сердце: "соболезнуя об участи молодого крестьянина и имея сердце озлобленное против своих господ", крестьяне решаются на вооруженное противостояние и убийство.

Одной из наиболее важных для понимания замысла "Путешествия" является эпизод в главе "Спасская Полесть", когда повествователю снится сон, будто он - великий государь, облеченный бесконечной властью, который вдруг узнает от странницы Прямовзоры, что на его глазах были бельма, не позволявшие ему видеть истинное положение вещей. Снятие бельм освобождает зрение - стало быть, чувства - правителя: "Все вещи представятся днесь в естественном их виде взорам твоим. Ты проникнешь во внутренность сердец". Стало быть, перед нами все та же сентименталистская идея о том, что только освобождение чувств способность к сопереживанию и состраданию, сердцеведение делает человека истинным правителем.

В "Путешествии" большое внимание уделяется быту. Часто изображается произвол станционных смотрителей, которые берут с путешественника незаконные поборы, отказываются выдавать лошадей, хотя лошади находятся в конюшнях. В большинстве таких случаев автор обращает внимание на то, во сколько обошелся путешественнику очередной прогон или сколько лошадей он нашел в якобы пустых конюшнях (глава "София"). В "Пешках" крестьянская женщина показывает ему состав хлеба, и путешественник записывает: "Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки". Сердце путешественника наполнилось грустью и он "обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы". Исследователи отмечали, что данное им описание настолько точное и реалистичное, что советские музеи быта по нему изготавливали макеты "черной" избы XVIII в. Подробное описание этой утвари заставляет его воззвать к состраданию чувствительного сердца и опять-таки обратиться к "жестосердию" помещика.

Тенденция к бытовомунравоописательству сказывается в знаменитой истории о монахе, переплывавшем Валдайское озеро еженощно, спеша на свидание к валдайской красавице. Рассказ о трагической гибели монаха близок к многочисленным новеллам о несчастной любви "Писем русского путешественника". И однако финал этой истории принципиально другой: "Если бы я писал поэму на сие, то бы читателю моему представил любовницу его в отчаянии. Но сие было бы здесь излишнее... Не ведаю и того, бросилась ли сия новая Геро в озеро или же в следующую ночь паки топила баню для путешественника. Любовная летопись гласит, что валдайские красавицы от любви не умирали... разве в больнице".



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.