Просвещение в русской литературе XVIII века. Сентиментализм. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Просвещение в русской литературе XVIII века. Сентиментализм.

2022-10-10 24
Просвещение в русской литературе XVIII века. Сентиментализм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литературная жизнь становится более интенсивной. Увеличивается количество авторов. Появляются первые журналы. Литературные новшества европейского типа распространяются по всей России.

Общественные процессы, связанные с литературой

1) Манифест о вольности дворянства (Петр III). С 1752 года дворяне приобретали право быть освобожденными от государственной службы, но при этом права дворян сохранялись и они приобретали свободу выбора. Манифест способствовал идее уважения к личности, ценности личности как таковой, а не в контексте продвижения по службе. Появилась потребность в деятельности, культурной и художественной. В провинциальных имениях люди начали создавать культурную обстановку: кружки, доашние театры, оркестры, картинные галереи. Помещики посылали крепостных учиться заграницу (Болотов, Бакунин, Державин). Именно в это время закладывается понятие «дворянское гнездо» как культурный центр провинциальной жизни. Манифест сменил и литературные установки: изменился социальный состав писателей (ведущий слой – дворянство).

2) Постепенное развитие демкратического читателя, у которого есть потребность в «чтении и развлечении» В 60е годы начала развиваться беллетристика. Возникли 2 традиции: русская - повесть, фольклор; европейская – жанр романа.

3) Философия Просвещения – распространение просветительской литературы как учения *(60-70 годы) => расцвет сатирической журналистики.

Идеи Просвещения в России:

· внесословная оценка человека (!!!), оценка только за личностные качества

· природная доброта человека

· сознание формирует опыт, а не наоборот

· зло есть неправильное развитие человека(идеи Руссо) => надо его изменить и бороться с предрассудками, объяснить людям, что они заблуждаются, исправить «зло добром»

· идея, мысли – первичны (добры)

· пропаганда правильных убеждений (=> развитие журналистики)

· равенство всех людей (все оцениваются одинаково)

· интерес к внутреннему миру и чувствам человека => ПОЯВЛЕНИЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Сентиментализм

В основе эстетики – культ чувства.

Противопоставлен классицизму.

Важнейшая категория – чувствительность. Способность человека переживать, чувствовать, сострадать. Интерес к внутреннему миру.

Возникает параллельно с внедрением идей Просвещения (60е годы).

Муравьв, Ржевский, Карамзин.

Произведения разных жанров: философские наполнения, политическая направленность.

Характерные черты:

· появление новых тем: дружбы, детства

· особый тип литературного героя – любит чтение, природу, музыку (интерес ко внутр миру!)

· динамичность действия уступает замедленному описанию с анализом чувств, мыслей, переживаний

· появление литературного портрета; во внешности стали проявляться внутренние качества (например: голубые глаза – черта чувствительного героя)

· расширение изобразительных средств

· демократизиция литературы; появление героя ИЗ ДРУГОЙ СРЕДЫ

· новые жанры: сентиментальная повесть («Бедная Лиза»), сентиментальное путешествие

Журналы 18 века не уверена, что нужны именно в этом билете, но пусть будут.все материалы взяты из конспекта

В 18 веке в России были не только художественные (литературные) журналы, но и научные, которые писались на латыни («языке науки») и только к концу 18 в стали печататься на русском языке.

50-е 60-е годы. Литературные журналы

1) 1ый русский объемный журнал – «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764). По инициативе Ломоносова.которая была поддержана в Академии Наук. Содержала как художественные произведения, так и научные статьи. Печатались Тредиаковский, Сумароков, Ржевский, переводы Вольтера (сам Ломоносов, вроде, не печатался). Одной из главных задач было ведение литературной полемики.

2) 1ый русский частный литературный журнал – «Трудолюбивая пчела» (1759, Сумароков). Считался оппозиционным, так как был посвящен Екатерине II, а не действующему правителю. Печатался Сумароков под разными псевдонимами: стихотворения разных жанров, «вздорные оды» (пародия на Ломоносова), сатирические произведения. Ломоносов добился того, чтобы этот журнал подвергался жесточайшей цензуре, и очень скоро его издание сошло на нет.

3) «Полезное увеселение» (1760-1762) – группа писателей-единомышленников, «кружок Хераскова»: Херасков, Ржевский, Богданович, Майков

4) журналы Екатерины II: в 1769 году началась возникновение сатирических журналов, когда в СПб Екатерина начала издавать журнал «Всякая Всячина» (официально, конечно, это не разглашалось, но все это знали). Она пыталась создать в России частные литературные журналы, самолично подав пример всем остальным. За образец был взят английский журнал «Зритель». 1ый экземпляр приказывает раздать бесплатно. Журнла содержал нравоописательные очерки, сатирические письма. Сатира была на вымышленные лица, «на порок», а не на конкретных людей. За ним появился целый ряд журналов: «И то, и се», «Ни то, ни се», «Трутень», «Трудолюбивый муравей», «Живописец». Журналы разделились на 2 лагеря: сатира на порок и сатира на конкретное лицо. 1ый лагерь: «Всякая всячина», Ни то, ни се», «И то, и се». 2ой лагерь: «Трутень» Новикова, «Смесь» и тд. Новиков – важная фигура 18 века, издатель и журналист, возглавляющий книгоиздательство в Москве и печатающий такие

журналы как «Московские ведомости», «Модное ежемесячное издание», «Библиотека дамского туалета», «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и др. Опубликовал полное собрание сочинений Сумарокова. Екатерина, поначалу преследовавшая цель литературной полемики, быстро прикрывает все «неугодные» оппозиционные журналы. Она притесняла деятельность Новикова, назначив ему в цензоры самого митрополита Платона, отказала в аренде типографии а в 1792 году он и члены кружка были осуждены за связь с Пруссией, но смертную казнь заменили одиночным заключением. Новиков был освобожден Павлом I, но был уже болен и сломлен и умер в 1818 году, не возвращаясь к своей деятельности

5) «Собеседник любителей российского слова» (1783-1784) – ежемесячное издание Академии Наук. 1ый выпуск открывала ода Державина «К Фелице». Печатались: Державин, Княжин, Херасков, Фонвизин.

6) Журналы Карамзина: «Московский журнал» (1791-1792) – 1ый русский жжунал, напоминающий современные журнальные издания. Содержал 5 разделов: русская литература, зарубежная литература, русская хроника, рецензии, критика. «Вестник Европы» (1802) – 1ый русский современный литературно-политический журнал. Также до 1830 года Карамзин издавал литературные альманахи.


Творчество Д. И. Фонвизина.

В русской литературе последней трети 18 века мы можем найти целый ряд замечательных писателей, каждый из которых внес свой вклад в развитие и совершенствование словесного искусства. Это Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев и Д. И. Фонвизин. Творчество Державина, как известно, связано прежде всего с поэтическим дискурсом, Карамзин и Радищев сыграли необычайно важную, хотя и отличную друг от друга, роль в развитии русской прозы, Фонвизин же интересен нам прежде всего как драматург. Его комедии «Недоросль» и «Бригадир» сохраняют многие правила классицизма: единство времени и места, пятиактное строение пьес, линейность и схематичность персонажей. Но так же содержат и выход за правила: ремарки, подробно описывающие людей и обстановку; речь часто обращена не к публике; все отрицательные персонажи обладают индивидуальным характером; имена персонажей не условны; герои обращаются друг к другу по имени-отчеству.

Как и большинство литераторов той эпохи, Фонвизин родился в достаточно старинной дворянской семье. Она вела свое начало от рыцаря- меченосца, потомки которого приехали в Россию при Иване Грозном. Дата рождения Фонвизина - 14 апреля 1745 года. Своих родителей и начальное образование он сам описал в неоконченных мемуарах «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Учился юный дворянин в гимназии при Московском университете, а затем и в самом университете. Он был среди первых выпускников Московского университета, и среди его соучеников были Н. И. Новиков, один из самых замечательных деятелей русской культуры второй половины 18 века, с ругой же стороны - знаменитый вельможа, государственный деятель, фаворит Екатерины II Г. А. Потемкин, светлейший князь Таврический. Как раз в студенческие годы Фонвизин обращается к литературной деятельности, появляются в печати его первые сочинения, это переводы разного рода. После переезда в новую тогда еще столицу, Петербург, его писательская деятельность заметно активизировалась. Начинающий писатель пробует свои силы в оригинальных и полуоригинальных произведениях, драматических и стихотворных, он много переводит. Именно в это время Фонвизин входит в Елагинский кружок - кружок переводчиков и писателей, которые сгруппировались вокруг И. П. Елагина, кабинет-министра Екатерины II и руководителя русского театра. Главная задача деятелей этого кружка заключалась в создании полуоригинальных произведений. Русский театр нуждался в расширении репертуара, и для этого члены Елагинского кружка, такие как Лукин, Ельчанинов, Фонвизин, сам Елагин, обращались к иноязычным текстам, но не просто их переводили, а переделывали, склоняли на наши нравы. Образцом такого склонения на наши нравы является комедия Фонвизина «Корион». В этом контексте, в кругу деятелей Елагинского кружка, в 1769 году молодой автор, 24-летний Фонвизин создает «Бригадира» - одну из самых замечательных комедий того времени. Роль Бригадира в истории русской комедии связана прежде всего с тем, что в этой комедии впервые в русской комедиографической практике органично соединилось смешное и серьезное (показаны результаты неправильного воспитания). Воспитание являлось главной темой не только данной комедии, но и всей эпохи Просвещения. Все герои (кроме Софьи и Добролюбова) в ней погрязли в пороках, они – необразованные, безнравственные (всеотрицательные персонажи замешаны в любовных интригах) люди с низким уровнем культуры.

Иванушка - самый отрицательный герой комедии. Его мать, отец, предполагаемый тесть, то есть советник, - социальные и нравственные монстры, и Иванушка ни в чем им не уступает. Он так же невежественен, а глуп даже более, чем окружающие его люди. Он совершенно аморален, он ни

разу на протяжении действия не вспоминает о дворянских своих обязанностях. Более того, Иванушка в своем зле далеко опередил родителей или советника с советницей. Все плохие, так сказать, действующие лица комедии попирают самые естественные нормы человеческого общения, но никто не делает этого так вызывающе, как он. Особенно это заметно в его отношении к родителям. Иванушка не только не чтит отца и мать, но и откровенно насмехается над ними, а отца собирается убить, вызвать на дуэль. Поведение такого рода, такая концентрация злых качеств придают ему не один отвратительно-смешной, но и угрожающий, страшный характер. Зло, которое он олицетворяет, оказывается не просто социальным, нравственным или интеллектуальным. Это зло абсолютное, сатанинское, как сказали бы ранее. На то, что отрицательные качества Иванушки - от иного, сатанинского мира, указывает его речь. Вообще, в драматургии той эпохи главным образом обрисовки героев были произносимые ими слова, о чем прекрасно писал П. Н. Берков. Иванушка же постоянно чертыхается. Буквально через слово из его уст вылетают выражения: «Черт ли видит то!», «Черт меня возьми!», «Pardieu!» и так далее. Его чертыхание - не просто особенность речи. Для людей 18 века упоминание черта было равнозначно его призыванию. Тот, кто говорит о темных силах, служит им. Чертом действительно не шутили, и упоминание его означало, что человек уповает на дьявола, а не на Бога, принадлежит абсолютному злу. Что же приводит Иванушку в такое страшное положение? Ответ в Бригадире очевиден - воспитание. Правда, Фонвизин не показывает читателю подробности Иванушкиного воспитания, но мы узнаем Иванушкиных родителей, слышим их разговоры и видим их поступки. Этого достаточно, чтобы догадаться, чему они могли научить своего сына, каковы воспитатели - таково и воспитание. А затем Иванушка очутился в Париже, откуда тоже ничего хорошего не вынес. Итак, плохое воспитание делает из человека плохого гражданина, невежду, безнравственного индивидуума. Более того, оно отдает его во власть темных дьявольских сил, то есть обрекает на духовную гибель. Казалось бы, не самое важное - воспитание, но нет, от него зависит вся жизнь человека и его судьба и, что важнее для христианина, будущее спасение его души.

Эта комедия, наполненная, с одной стороны, веселостью, а с другой стороны - в высшей степени серьезная, имела огромный успех. Этот успех изменил дальнейшую фонвизинскую жизнь. Н. И. Панин, один из виднейших деятелей раннего екатерининского времени, президент Коллегии иностранных дел и одновременно воспитатель наследника - великого князя Павла Петровича, будущего Павла I, пригласил его себе на службу. Фонвизин становится его секретарем и вскоре - самым доверенным Панину человеком. А Панин был одним из лидеров аристократической оппозиции Екатерине II, и Фонвизин навсегда перешел в стан врагов императрицы, что впоследствии печально сказалось на его литературной судьбе.

Фонвизин отправляется в путешествие по Европе, где появляются «Письма из Франции» (к Панину и сестре) – колоритная и резко отрицательная картина, отражающее традиционный взгляд на чужое общество. Очерки оформлялись в виде писем, были написаны разговорным языком, и в то же время являлись публицистическими статьями для широкого круга. Фонвизин включился в популярный в Европе жанр, так как, согласно эстетике постклассицизма, письмо являлось проявлением индивидуальности. Во Франции он ищет знакомое, а незнакомое сразу отрицает.

В 1770-е годы писатель создал относительно немного. Он раздумывает над социально-политическими проблемами, а в своих Письмах из Франции дает замечательно яркую, хотя и резко негативную, картину французской жизни в конце старого режима. Исподволь идет работа над «Недорослем», который был поставлен на сцене в 1782 году и который упрочил репутацию Фонвизина как первого комедиографа своего века. Недоросль - действительно самое

значительное произведение как самого Фонвизина, так и русской драматургии 18 века. До сих пор Недоросль остается одной из лучших русских комедий. При этом Недоросль тесно связан с Бригадиром: вторая комедия развивает многие идеи, которые были высказаны в Бригадире. При этом в Недоросле драматург высказался несравнимо основательнее и подробнее, полно развертывая систему своей аргументации. Прежде всего, в Недоросле показаны уже не только пагубные следствия дурного воспитания и сообщества - эти слова, поставленные Измайловым в заглавие своего романа, в полной мере характеризуют проблематику Бригадира. В Недоросле же, наряду с этим, показы результаты идеальной педагогической системы. Злым героям противостоят герои хорошие, причем, в отличие от предыдущей пьесы, они не только противостоят, но и противодействуют, они активны и энергичны. ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ! Отрицательные персонажи - это Простаковы: отец, мать, сын и брат Простаковой -- Скотинин. Эти люди во многом напоминают дворян из Бригадира, разве что они еще хуже, более, если можно так выразиться, упорны в своем зле и потому более зловещи. Не один из них, как в Бригадире, а все они - не только выразители социальных, нравственных и интеллектуальных недостатков, но и одновременно представители абсолютного инфернального начала. Получается, что все наиболее важные негативные герои происходят из рода Скотининых. Но какой смысл вкладывали Фонвизин и его современники в слово <скот>? Очевидно, <скотом> называли, как и в наше время, невежественного, грубого, низкого человека, и это ярко характеризует отрицательных персонажей комедии. Но <скот> обозначало и другое - человека, предавшегося злу и потерявшего душу, надругавшегося над образом Божиим в себе самом и потому ставшего безобразным, не человеком, а скотом. Именно в этом значении и применяет драматург к своим героям значащее прозвище-фамилию - Скотинины. Усугубляется их скотство особым влечением, страстью к свиньям, а свинья уже в глубокой древности воспринималась как представитель темной силы, как один из образов Сатаны, и это представление было живо в 18 столетии. Скотинины Недоросля, влюбленные в свиней, оказываются адскими персонажами, и не случайно Правдин говорит об адском нраве госпожи Простаковой.

Совсем иными предстают положительные персонажи Недоросля - Стародум, Правдин, затем Софья, Милон. Если вся глубинная сущность плохих героев выражалась словами <скот> и <свинья>, то для их антиподов ту же роль обозначения сущности играет слово <душа>. О душе беседуют Стародум с Правдиным, с Софьей, без души нет для них человека, это слово постоянно звучит в их разговорах. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», - в этих словах жизненное кредо не одного Стародума, но и всех его единомышленников. Слово <душа> многозначно, обладает разными смыслами. Но не случайно В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка первым выделяет следующее значение: Душа - это бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей. Именно это значение оказывается особенно важным для добрых героев. В нем акцентируется волевое начало обладателя души, наличие же воли, в свою очередь, предполагает активное отношение к жизни. Человек не пассивно следует за житейскими обстоятельствами, он сам, руководствуясь разумом, выбирает жизненную позицию и таким образом реализует свою внутреннюю свободу. Душа, наделяя личность волей и разумом, делает ее свободной. Напротив, человек, лишенный души, скот, лишен и свободы. И в фонвизинской пьесе дело обстоит именно так. Это отчетливо проявляется даже в речи персонажей Недоросля. Слова-маркеры для положительных персонажей – «душа», отрицательных – «скот», «свиньи». Отрицательные герои говорят сочно, ярко, их речь - поток, часто прерывистый и беспорядочный, она изобилует разговорными и просторечными оборотами и выражениями. Герои же положительные, напротив, строят свою речь, и она получается очень книжной. И в лексике, и в синтаксисе соблюдены правила и нормы книжного высокого языка. Для

нас, привыкших к языку реалистической и постреалистической литературы, разговоры Простаковой, Митрофанушки и Скотинина кажутся интереснее и художественно выразительнее, нежели дисциплинированные беседы Стародума и Правдина. Эта книжность и сухость кажутся нам эстетическим просчетом, даже недостатком мастерства Фонвизина. Но с точки зрения драматурга, с точки зрения литературной теории и практики того времени, дело обстоит совершенно иначе, и это необходимо всегда осознавать. Фонвизин изображает положительных героев, которые выбрали добро и им руководствуются в своей жизни. Этот выбор сделал их свободными, дал им духовную власть над миром, они хозяева положения и стремятся разумно организовать и окружающую действительность, и свой внутренний мир, и свою речь. Их отношение к слову отражает отношение к миру. Нормативность их речи, обработанность их языка, следование риторическим правилам - все это и доказывает, что они в своих поступках и проявлениях добрые, положительные, обладают волей и разумом. Совсем иначе ведут себя и, соответственно, говорят герои отрицательные. Основу их словесного образа составляет необработанная разговорная речь. Они прямо выплескивают поток своей речи, как он приходит им в голову, не пытаясь овладеть им, как-то обработать свою речь. Точно так же они не пытаются, не способны овладеть ни миром, ни собой, а напротив - подчиняются давлению действительности и своим хаотическим страстям. Они слуги зла и лишены воли и свободы. Скотинины оказываются бессильны, недаром они терпят в комедии поражение.

Недоросль имел еще больший успех, чем Бригадир, и после создания Недоросля в начале 80-х годов, Фонвизин трудится необычайно активно. Это время - период напряженной плодотворной работы. Фонвизин активно сорудничает в журнале Собеседник любителей российского слова, который издавала Е. Р. Дашкова. Именно здесь он публикует свои «Несколько вопросов», могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание. Вопросы эти были обращены к сочинителю Былей и небылиц и носили весьма дерзкий характер, а сочинителем этим была сама императрица Екатерина II. Она была раздражена, припомнились и все прежние сатирические стрелы Фонвизина и, самое главное, его близость к Панину. После этого эпизода произведения Фонвизина, за редчайшим исключением, уже не печатались. В частности, не смог выйти в свет подготовленный им журнал «Друг честных людей, или Стародум», в котором, среди прочего, обменивались письмами герои Недоросля - Софья, Стародум, Скотинин. Не дошли до читателя и другие сочинения, которые Фонвизин в то время создавал.

Начиная с середины 80-х годов Фонвизин тяжело и долго болеет. Однако ум писателя нисколько не ослабел. С середины 80-х годов начинается новый этап развития его творческой мысли, когда прежние идеи существенно пересматриваются и углубляются. Прежде всего, Фонвизин начинает пересмотр просветительского представления о доброй природе человека. В Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях, уже упоминавшемся мемуарном тексте Фонвизина, мы видим сомнение в природной доброте человека. Залогом нравственного возрастания, залогом правильной жизни является теперь не только хорошее воспитание, как это было в Недоросле. Необходим и постоянный жесткий нравственный самоконтроль, связанный с религиозными представлениями. В этих новых взглядах Фонвизина во многом отразилась его близость к масонству. В списках членов масонских лож фамилия Фонвизина не упоминается, но то, что Фонвизин был близок к масонскому кругу, что он так или иначе испытал на себе воздействие масонских представлений, не подлежит сомнению, это проявилось в произведениях, написанных им в конце его жизни. 12 декабря 1792 года он умирает, и прах его предают земле на Лазаревском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, где и поныне, до сих пор его прах хранится в могиле.


Поэзия Г. Р. Державина.

Гаврила Романович Державин (1743 – 1816) родился в селе Сокуры, Казанская губерния, умер в имении Званка, Новгородская губерния.

В его творчестве соединились риторическая и постриторическая культуры, произошла смена литературно-эстетического мышления. Предметом искусства становится действительность. Первое место в классификации занимает жанр. Этот слом особенно заметен в поэзии Державина, в которой появляется дидактическая струя. Его поэзия риторическая, ориентирована на жанр, обладает новым лирическим содержанием. Державина по праву можно назвать первым лирическим поэтом.

Родился Гаврила Романович в бедной семье, учился в Казанской губернии. По ошибке был записан вПреображенский полк. На службе начинает писать стихи, которые называет «вирхи». Однако все стихи пришлось сжечь из-за эпидемии. Был губернатором, личным секретарём императрицы, министром юстиции. Свои мемуары Державин начинает с перечисления своих должностей, но поэта среди них нет. О себе пишет в 3-ем лице: «Он в выражении и стиле пытался подражать г. Ломоносову, но хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов, свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того, с 1779 г. избрал он совсем другой путь». Державин отказывается от чисто риторических принципов творчества, переходит к лирическому, чувственному описанию.

В центре поэзии теперь не жанр, а собственная личность. Появляется бытовой аспект в поэзии. Информацию о жизни автора можно искать в его стихах. Лирический субъект обретает конкретные черты. Из произведений можно заключить, что автор любит вкусно поесть, девушек, спокойное уединение, полюбоваться красотой пейзажей.

Биографический аспект. Из поэзии Державина мы можем узнать факты из его жизни. Он пишет, что должен был быть запечён в хлебе, так как был довольно хилым ребёнком. Также, что при взгляде на комету произнёс своё первое слово – «Бог». Его поэзия построена на принципе контраста. Смешивается лексика высоких и низких жанров.

Ода «На смерть князя Мещерского»: поводом для размышлений становится смерть не великого человека, а простого. Вопросы жизни и смерти становятся перед частным человеком. Написано высоким одическим слогом. На фоне аллегорических образов смерти образ Мещерского утрачивает своё конкретное значение и представляется читателю современником, таким же человеком, как он сам. Конфликт между праздником жизни и смертью.

Ода «Снигирь», написанная на смерть Суворова, построена иначе. В основе лежит конкретное описание черт великого полководца. В оде происходит раскрытие героя как человека, мы наблюдаем снижение стиля. Столкновение героя и обычного человека:

Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари;

Установка на диалог, формирование жанра дружеского послания.

Муза в стихотворениях Державина может принимать самые разные виды, иногда отнюдь не возвышенные:

Что ты, Муза, так печальна, Пригорюнившись сидишь? Сквозь окошечка хрустальна, Склоча волосы, глядишь;

В своём «Приглашении к обеду» Державин красочно описывает природу, используя «цветные» эпитеты. Появляется ощущение причастности природы и быта к празднику жизни. Нераздельность бытовой и духовной составляющих.

Ода «Фелица» обращена к императрице. Имя взято из сказки Екатерины II «О царевиче Хлоре», посвящённой её внуку Александру. Фелицей Екатерина II называет себя, имя образовано от латинского слова felix, что значит «счастливый». Державин разрушает систему жанров, сложившуюся в XVIII веке. Не публикует оду, так как боится преследования со стороны прототипов своих образов. Стихотворение доходит до императрицы и очень нравится ей. Она награждает Державина табакеркой с деньгами, а также рассылает стихотворение всем вельможам, которых узнала в нём. Державин не брал взяток, защищал невинных, государственная служба ничему его не научила, он плохо уживался с людьми. Позднее Александр II уволит его за «слишком ревностную службу». Став личным секретарём императрицы, Державин разочаровывается в ней и больше уже не пишет ничего подобного «Фелице». Он прославляет императрицу, описывает её возвышенно, но наблюдается снижение образа, так как Державин описывает скорее не идеального монарха, а идеального человека. Также он описывает бытовые занятия Екатерины. В одах Ломоносова такого не было. Ода построена на контрасте идеальной императрицы и «мурзы» - собирательного образа вельможи. При этом автор выступает от лица этого вельможи, говоря «я». Вельможа полностью погружён в быт и не приносит никакой пользы. Текст нагружен бытовыми подробностями. Державин ломает канон торжественной оды сниженной лексикой, бытовыми зарисовками. Обращается к произведению другого жанра и вообще другого рода литературы. Ода отличается тем, что написана не на случай, как подобало, а просто так. Это и многие другие произведения Державина разрушают классификацию классицизма, риторическую культуру в целом. Жанр бывает трудно определить из-за смешения черт. Вместо жанра и традиции на первый план выходит фигура автора. Предметом описания становятся события частной жизни автора и реакции на общую историю. Мы видим глубокое противоречие в его поэзии: с одной стороны – радость жизни, чувственное восприятие мира, с другой – ощущение смерти и желание её преодолеть. Державин видит несколько способов «преодоления» смерти: религия (ода «Бог»), достойная жизнь (в духе Горация или Анакреонта) и поэтическое бессмертие («Памятник», перевод Горация). В его понимание поэтическое бессмертие рассматривается как бессмертие государства.

В XIX веке интерес к Державину падает, но возрождается в веке XX. К нему обращаются в поисках нового слова.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.