Жизнь и творчество А. Д. Кантемира. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Жизнь и творчество А. Д. Кантемира.

2022-10-10 20
Жизнь и творчество А. Д. Кантемира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антиох Дмитриевич Кантемир (1709-1744)

Родился в Константинополе. Из знатной семьи (отец – правитель Молдавии, мать из рода Византийских императоров). С 1711г. – семья переезжает в Россию. Свободно говорит на европейских языках. Учится в Славяно-греко-римской академии. В к.1720х пишет первые сатиры, сближается с Феофаном Прокоповичем. В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Третью сатиру посвящает Прокоповичу. Они входят в группу сторонников реформ Петра 1, входят в ученую дружину, целью которой являлась защита петровских преобразований. 1732г. – отправлен в качестве дипломата в Лондон, а затем в Париж. Кантемир представлял Россию в Европе, своим примером показывал уровень русской культуры. Поэзия для Кантемира – частная деятельность.

Перевел книгу Фонтенеля «Разговор о множестве миров» снабдив её подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы её коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности». В этой книге представлено учение Коперника, и К., переводя ее, разрабатывает научный язык. Писал сатиры, оды (письма), басни, эпиграммы, надписи. Поэзия в это время переходила от силлабики к силлабо-тонике, но он ее не принимал. Использует силлабический слог (одинаковое количество слогов в строке), переделывает и совершенствует свои сатиры, пишет на темы, свойственные петровскому времени (против монашества, духовенства, борьба с невежеством, дворянские заслуги и т.д.). К. по-новому понимает смех, язык произведений сближен с петровской эпохой (нет упорядоченного лексического строя), мало тропов, приближен к простому разговору. По жанровому составу его творчество ближе к творчеству Ломоносова, Тредиаковского и т.д. К его слогу относились как к устаревшему (для 18в.). Пишет научную прозу: трактат «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищает силлабическое стихосложение. Пишет примечания к сатирам, в которых знакомит читателя с жанрами современной и античной литературы, с античной литературной традицией. Переводит поэзию Горация и Анакреонта. Начинает писать первую русскую героическую поэму «Петрида». Написал 9 сатир (опирался на традиционные греческие и римские сатиры Горация и Ювенала). Умер в Париже. Единственное печатное упоминание сатир Кантемира можно встретить у Тредиаковского.

Сатиры Кантемира однотипны по структуре:

1. Написаны силлабическим стихом

2. Большие по объему

3. Как правило присутствует 2 тематические линии: 1) изображаются носители истинных знаний; 2) с их позиции обличаются пороки (невежество и т.п.)

4. Большинство сатир имеют двойное название («На хулящих учение. К уму своему», «О различии страстей человеческих. К епископу новгородскому»)

5. Христианская теория об изначальной греховности К. заменяет на теорию об изначальной чистоте человеческого сознания

6. Система характеров (епископ, судья, малограмотный воин и т.д.)

7. Каждый из персонажей сатиры становится центром определенного эпизода

8. Использует монологи от 1 лица, где каждый персонаж сатиры говорит от своего имени, следовательно, происходит саморазоблачение отрицательных персонажей

9. Прием сатирической маски (критикует не авторским словом, а словом самого персонажа)

10. Появляются те, кто смеется, и те, над кем смеются (человек смеется над персонажем сатиры, если не находит в себе таких недостатков, из этого выходит такое противопоставление)

11. С помощью смеха автор обличает недостатки

12. К. привязывает определенные пороки определенным сословиям


Реформа русского стиха.

Реформой русского стиха занимались три главных автора того времени: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Они решили систематизировать язык, который до этого пребывал в хаотическом беспорядке. Суть реформы состоит в переходе от силлабического к силлабо-тоническому стиху. Авторы реформы считали, что национальная поэзия должна учитывать национальные особенности языка.

Основные труды в ходе реформы:

1735г. – Тредиаковский, сочинение «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Тредиаковский указывает, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов.

1739г. – Ломоносов, сочинение «Письмо о правилах российского стихотворства» + Хотинская ода в качестве примера. В «Письме» он предлагает рифмы и размеры. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины. Боролся за чистоту стоп (не должно быть пиррихиев и спондеев).

1752г. – Тредиаковский, сочинение «Способ к сложению российских стихов». Обобщил, что было сделано тремя литераторами.

Значение реформы: русская литература стала находиться в 1 ряду с европейской.

Гаспаров – «Этапы книжного стиха»

1 этап. Досиллабика

Стих отличается от прозы только наличием рифмы (молитвословный стих).

2 этап. Силлабика

Стих противопоставляется прозе по рифме и равному количеству слогов в сторке

3 этап. Силлаботоника

То же самое, что в силлабике + повторяющееся в строке чередование ударных и безударных слогов

Вывод: поэзия развивается в сторону увеличения дифференциальных признаков (больше противопоставляется прозе



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.