Оптимальные условий формирования психологически здорового ребенка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Оптимальные условий формирования психологически здорового ребенка

2022-10-10 21
Оптимальные условий формирования психологически здорового ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, мы рассмотрели содержательное наполнение понятия «психологическое здоровье». Перейдем к обсуждению его спе­цифики у детей, а также определим, каковы оптимальные ус­ловия формирования основных его характеристик.

Понятно, что психологическому здоровью ребенка соответ­ствует сформированное™ основных возрастных личностных новообразований. Причем те или иные трудности в их форми­ровании свидетельствуют о нарушении психологического здо­ровья.

Так, уже младенчество вносит важный вклад в формирова­ние Я ребенка. К концу этого периода у него складывается позитивная эмоциональная представленность Я как предпо­сылка самоуважения, а также первичный образ окружающего мира, к которому испытывается базовое доверие. Но могут сформироваться и неустойчивое или негативное чувствование Я, потребность в постоянной помощи, заботе, а также недове­рие к окружающему миру, диффузное чувство небезопаснос­ти. Кроме того, в младенчестве формируются первые стерео­типы взаимодействия с окружающими людьми: стремление к вступлению в близкие отношения или же страх таких взаимо­отношений, стереотипность контактов. Можно сказать, что здесь же закладываются основы эмоциональной сферы ребен­ка, а именно — оптимизм и жизнерадостность, эмоциональная отзывчивость. Но возможно и развитие апатии, неспособности к эмоциональному заражению (асинтонии) или же неспособно­сти к эмоциональным контактам в целом (синдрому «потери чувств»).

Важнейшее условие формирования в младенчестве пози­тивных новообразований — взаимодействие с матерью, адек­ватное возрасту и темпераменту. В первые 3 — 4 месяца многие говорят о необходимости наличия «ансамбля» мать —ребе­нок, в котором ребенок солирует, что требует от матери зна­чительных усилий. Но и в последующие месяцы влияние ма­тери велико. «Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания, обеспечивают фон, на котором ребенок начина­ет строить чувство собственного Я и восприятие другого» (Тайсон Ф., Тайсон Р., 1998, с. 160) Через прикосновения, разговоры, но в первую очередь через свое собственное поло­жительное эмоциональное состояние мать обеспечивает ребен­ку чувство безопасности, любви и принятия, служит прообра­зом внешнего мира. Через мать ребенок также развивает свою активность и учится ею управлять. Так, если мать приходит в восторг от исследовательских попыток ребенка, то тем самым она как бы закладывает фундамент будущей активной жизнен­ной позиции ребенка и его уверенности в себе.

В раннем возрасте Я ребенка получает дальнейшее разви­тие за счет постепенного осознания ребенком себя и своих же­ланий. Важнейший аспект этого — осознание Я как активно­го фактора. И действительно, к концу раннего возраста фор­мируется автономная позиция, то есть возможность самостоятельно совершать собственный выбор и добиваться его реализации. Однако вероятно и затруднение в развитии этой позиции, следствием чего может явиться пассивность, за­висимость от оценок взрослых или же постоянное стремление всеми силами утверждать, отстаивать свою свободу. Этот пе­риод также является достаточно важным для формирования у ребенка способности подчиняться общественно принятым нор­мам. К концу его ребенок учится следовать некоторым «мож­но» и «нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самому одеваться, убирать разбросанные кубики и т.п.). В случае нарушенного развития возможно формирование у ре­бенка стереотипа некритичного подчинения общественным правилам и значимым лицам или же демонстративного непод­чинения любым нормам даже в ущерб самому себе.

Ранний возраст вносит важный вклад в развитие эмоцио­нальной сферы ребенка, то есть определяет отношение его с собственной агрессивностью. Как известно, в этот период про­исходит количественное возрастание агрессивности, которая при этом направляется преимущественно на главный объект любви — мать. В норме к трем годам агрессивность ребенка снижается, он приобретает умение сдерживать ее или исполь­зовать в конструктивных целях — например, в игре. В противном случае может произойти вытеснение агрессивности, или переход ее в собственную противоположность: подчеркну­тую миролюбивость. К примеру, ребенок, испытывающий рев­ность и гнев к младшей сестре, будет подходить к ее кроватке и беспокоиться, «дышит ли она». В другом варианте развива­ется деструктивная агрессивность, то есть стремление разру­шать предметы (ломать игрушки, рвать книжки, собственные вещи) или нарушать нормы поведения, то есть в первую оче­редь не слушаться значимых взрослых.

Каковы условия приобретения ребенком раннего возраста позитивных новообразований?

Это прежде всего — адекватная реакция матери на про­цесс отделения от нее ребенка, когда она остается физически доступной ему, но не слишком навязчивой. Кроме того, необ­ходимо сохранение у нее нежных, ласковых отношений без подсознательной агрессивной окраски, несмотря на агрессив­ные действия ребенка Большое значение имеет приучение ре­бенка к опрятности, поскольку горшок является основной «ареной», на которой разыгрывается борьба между ребенком и матерью за самостоятельность или контроль. В этот период увеличивается значимость отца. Наблюдая за нежными отно­шениями матери и отца, ребенок получает представление о су­ществовании отношений любви между самостоятельными людьми, не находящимися в эмоциональном слиянии. Отец также здесь выступает прообразом внешнего мира. Присут­ствие физически и эмоционально доступного отца облегчает отделение от матери, поскольку оно становится не уходом в «никуда» а уходом «к кому-то» (Фигдор, 1995). В случае если воспитанием ребенка занимаются несколько человек, напри­мер, мать и бабушка, важно наличие общих требований к ре­бенку, соблюдение которых строго контролируется взрослыми. Авторитарный или попустительский стили воспитания, а также чередование то одного, то другого могут привести к до­вольно серьезным последствиям.

В дошкольном возрасте происходит стабилизация, упрочне­ние Я ребенка и осознание его качественных характеристик: какой Я — плохой или хороший? Важнейшее значение для стабилизации Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Под последним понимается не просто подражание, но появление возможности чувствовать себя сильным, уверен­ным, то есть таким, каким хочет себя видеть ребенок. Это про­исходит за счет того, что родитель как идеальное Я включает­ся в еще достаточно слабое Я ребенка, укрепляя его и предос­тавляя силы для развития (Фигдор, 2000). Если этого по тем или иным причинам не происходит, то у ребенка сохранится инфантильное, слабое Я, которое с возрастом нарабатывает те или иные способы психологической защиты, например, стрем­ление к обязательному успеху, поощрениям и т.п.

В дошкольном возрасте также активно развивается самосоз­нание. Ребенок осознает себя в целом хорошим, но имеющим некоторые недостатки, и начинает понимать, что основное ус­ловие, которое надо выполнять, чтобы быть хорошим, — это соответствовать родительским требованиям. Некоторые авторы считают, что можно говорить о так называемом явлении роди­тельского программирования — формировании под воздействи­ем родительских директив основных жизненных сценариев ре­бенка. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать должное внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения негативного внимания: нарушение поведения, ложь, драки, и т.п. В этом случае ребенок предпочитает быть нака­занным, но обязательно замеченным взрослыми.

Значительно расширяется сфера общения за счет включе­ния в нее сверстников и воспитателя детского сада — первого чужого взрослого. Через общение к концу дошкольного возра­ста формируется такое важнейшее новообразование, как эмо­циональная децентрация — умение принимать во внимание чувства и мысли других людей.

Существенную динамику можно наблюдать в эмоциональ­но-волевой сфере дошкольника. Среди основных тенденций назовем возрастание волевой регуляции поведения, начало осознания ребенком своих и чужих чувств, развитие простран­ственно-временного смещения — возможности помнить свои эмоциональные состояния или предвосхищать их в той или иной ситуации.

Каковы условия приобретения позитивных новообразова­ний ребенком дошкольного возраста? Если в младенчестве ос­новное влияние на развитие личности ребенка осуществлялось матерью, в раннем возрасте становилось важным наличие эмо­ционально и физически доступного отца, то теперь на ребен­ка-дошкольника воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ребенка становится необходимым не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплого, неконфликтного общения между ними. Конфликтные взаимоотношения между родителями или их крайний вариант — развод существенно нарушают процесс идентификации. Кроме того, достаточно важен и первый чужой взрослый — воспита­тель детского сада, опыт общения с которым во многом ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.

Помимо сформированности основных возрастных личнос­тных новообразований, психологическое здоровье включает наличие таких характеристик, как саморегулируемость (вне­шняя и внутренняя), принятие себя и окружающих, рефлек­сия, потребность в саморазвитии. Понятно, что о наличии этих характеристик можно говорить только с учетом возраст­ного аспекта, то есть о возрастных возможностях их прояв­ления.

Наиболее рано, в младенчестве, формируется и проявляет­ся такая характеристика, как принятие ребенком себя. Под­черкнем, что основа ее — первичное самоуважение. Кроме того, в этот период начинают формироваться начальные меха­низмы внешней саморегуляции в виде способности переносить кратковременные состояния депривации, например, голода, отсутствия матери, мокрых пеленок и т.п.

В раннем возрасте к первичному самоуважению добавля­ется возможность проявления самостоятельных решений, дей­ствий. А к способности переносить состояния депривации — самостоятельное преодоление этих состояний, то есть первые попытки преодоления трудностей. Впервые начинает форми­роваться первичная внутренняя саморегуляция как отсрочка немедленного удовлетворения потребностей и первичная эмпатия как способность почувствовать состояние другого и по­жалеть его. В период от 2 до 3 лет закладываются основы ре­гулирующей функции речи. Большое значение для формиро­вания внутренней саморегуляции у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово «нельзя», запрещаю­щее действие, желаемое ребенком.

В дошкольном возрасте образ Я ребенка усиливается за счет возможности проявлять инициативу, выполнять действия с опорой на собственную фантазию. Происходит дальнейшее развитие внешней саморегуляции за счет приобретения опы­та адаптации к детскому саду. Интенсивно начинает разви­ваться внутренняя саморегуляция. У детей старшего дош­кольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» уже ста­новятся основой для изменения поведения, когда мысленно произносятся самим ребенком. К концу дошкольного возрас­та формируется такое важнейшее личностное новообразова­ние, как эмоциональная децентрация, то есть умение прини­мать во внимание, учитывать в поведении чувства и мысли другого человека.

В 3 — 4 года возникает способность воспринимать соб­ственные чувства, а затем чувства других людей, то есть на­чинает формироваться первичная рефлексия. Примерно в это время ребенок начинает осознавать свое желание быть хоро­шим и стремится к этому, то есть можно сказать, что появ­ляется первичная потребность в саморазвитии. Правда, как отмечал В.И. Слободчиков, ребенок осознает себя субъектом душевной жизни, собственных хотений уже с 11 месяцев. С этим можно согласиться, добавив, что дошкольник, ставший субъектом, еще не вполне осознает себя им.

Обратимся к обсуждению условий становления выделен­ных характеристик психологического здоровья ребенка. Ранее мы уже рассмотрели общие условия развития личности ребен­ка в норме. Добавим к ним следующие.

Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, по­знавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизнен­ных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

Во-вторых, одним из важнейших условий становления пси­хологического здоровья детей является наличие опыта само­стоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широ­ко распространенное мнение о необходимости полного эмоци­онального комфорта является абсолютно неверным.

В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и послед­ствий своего поведения.

В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной сре­ды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценност­ные приоритеты.

Итак, рассмотрев специфику психологического здоровья детей, обратимся к обсуждению такого важнейшего вопроса, как взаимосвязь психологического и физического здоровья де­тей. Ранее этот вопрос обсуждался применительно к взрос­лым. Оказывается, чем младше ребенок, тем более выражена эта взаимосвязь. Существует мнение, что в период младенче­ства психологические и соматические процессы практически неразрывны, а по мере взросления эта их слитность должна ослабевать. Более того, многочисленные исследования этой области в рамках психоанализа называют психосоматику «языком младенца», с помощью которого он сообщает о чув­стве дискомфорта, тех или иных нарушениях своего функцио­нирования. Так, повторяющие инфекции, отиты и бронхиты, астма, расстройства питания, нарушения сна сегодня рассмат­риваются как реакции ребенка на плохо переносимые внешние условия. В отличие от взрослых психосоматические проявле­ния у детей понимаются несколько шире, то есть в них вклю­чаются не только чисто соматические симптомы. Известный французский психиатр Л. Крейслер приводит следующую классификацию психопатологий младенчества, преобладающее участие в которых принимают психологические факторы.

1. Соматически проявляющиеся расстройства:

бессонница;

анорексия;

булимия; рвота;

запор;

понос;

расстройства дыхания.

2. Нарушения развития:

— задержки и дисгармония в овладении речью, двига­тельными навыками, социальными отношениями.

3. Расстройства, проявляющиеся в моторике:

чрезмерная двигательная активность или инертность;

ритмическое раскачивание корпуса, вращение головой.

4. Умственно-душевные расстройства:

депрессия;

возбужденность;

апатия;

фобические расстройства и т.п.

Выделены типичные возрастные психосоматические прояв­ления, а также варианты психосоматического реагирования детей на различные неадекватные взаимоотношения с матерью. Так, желудочные колики наиболее характерны для младенцев 1—3 месяцев жизни. Во втором полугодии наиболее вероятными становятся отклонения пищевого поведения, а спастический плач приходит на втором или третьем году. Под последним понимается внезапный бурный плач, который по­является в присутствии самого «слабого» родственника, то есть самого жалостливого, наиболее остро реагирующего на поведение ребенка.

Основываясь на работах Л. Крейслера (см. Мать, дитя, клиницист, 1994) и Р. Шпица (1994), рассмотрим варианты психосоматического реагирования младенцев на неадекватные взаимоотношения с матерью.

Открытое отвержение матерью ребенка в экстремальном варианте может обусловить кому младенца, в других случаях оно становится причиной повторяющейся рвоты. Тревожная гиперопека матери приводит к появлению желудочных колик, а враждебность под маской внешней тревоги — к младенчес­кой экземе. При нарушении материнской функции возможны два варианта взаимоотношений матери с ребенком. Первое — это постоянное колебание между баловством и враждебнос­тью. В этом случае после 6 месяцев у детей наблюдается тен­денция к постоянному раскачиванию в положении на четве­реньках, а потом стоя. Второй вариант — также колебания между баловством и враждебностью, но при этом периоды ба­ловства и враждебности могут длиться по нескольку месяцев. В этом случае наблюдается такое нарушение развития, как игра с фекалиями и копрофагия (поедание фекалий).

Необходимо отметить, что психосоматические проявления, кроме возраста ребенка и взаимоотношений с матерью, зави­сят от специфики его темперамента. Как отмечает Л. Крейслер, преобладание активности или пассивности ребенка суще­ствует уже в первый период жизни. При преобладании первой у ребенка могут проявляться нарушения сна, питания или де­фекации. Пассивности может, к примеру, соответствовать пас­сивная форма тучности.

Возникает вопрос: насколько психосоматика младенчества сохраняется в более поздних возрастах? Л. Крейслер дает на него такой ответ. Возможно полное излечение без дальнейшей патологии, «доказывающее, что структуры раннего детства от­нюдь не предопределяют судьбу ребенка».

Однако вероятна и непрерывность соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста, что выявлено для не­которых форм астмы, тучности. Но более серьезная опасность состоит в том, что у ребенка может закрепиться психоматический способ реагирования на эмоциональный дискомфорт. Во взрослом возрасте это обычно приводит к развитию серьезной психосоматической патологии.

В целом можно заключить, что оптимизация развития пси­хологического здоровья будет позитивно сказываться на физи­ческом здоровье детей.

 

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.