Психологической поддержки детей — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психологической поддержки детей

2022-10-10 109
Психологической поддержки детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не вызывает сомнений тот факт, что практически все рос­сийские дети требуют той или иной психологической поддерж­ки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприят­ных факторов.

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, — это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. К сожалению, негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, то есть обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а глав­ное — его последствий.

Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это каса­ется изменения социального статуса и благосостояния людей. Резкое увеличение уровня дохода, так же как и его уменьше­ние, можно рассматривать как психотравмирующий фактор как для родителей, так и для их детей.

Следующее, на чем необходимо остановиться, это возраста­ющий информационный поток, в котором находятся современ­ные дети. Нам близка позиция ученых, которые обсуждают проблему выживания в условиях современной цивилизации. Они говорят, что такое выживание качественно своеобразно и, более того, уникально для истории человеческого рода, поэто­му требует глубокого осмысления и выработки соответствую­щей помощи хрупкой душе ребенка.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское разви­тие, некоторые исследователи обсуждают общую проблему кризисности развития российских детей. Многие психологи гово­рят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. В частности, стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально-культурные механизмы, задававшие специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в де­ревне или городском дворе). Сказывается и кризис, испытыва­емый сегодня семьей. Интересно, что распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Кроме того, типичной становится однодетная семья, процесс социализации ребенка в которой происходит при дефи­ците общения со сверстниками. Соответственно все чаще мы видим ребенка с внешними признаками взрослости (интеллек­туализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. И безусловно, другим детство де­лает повсеместное внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно показывают физиологи, являющегося фак­тором риска нарушения здоровья детей.

В целом же можно согласиться, что для современных рос­сийских условий характерна широкомасштабная социальная депривация (то есть лишение, ограничение или недостаточ­ность тех или иных условий, материальных и духовных ресур­сов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению здоровья де­тей: физическому, психическому, социальному. Поэтому мож­но утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.

Соответственно целью практической психологической рабо­ты с детьми должно стать психологическое здоровье, то есть психологические аспекты психического здоровья, позволяю­щие выделить собственно психологические проблемы детей в отличие от проблем медицинских.

Что понимать под психологическим здоровьем?

Термин «психологическое здоровье» был введен в науч­ный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим ас­пекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Психологическое здоровье является необходимым услови­ем полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной сто­роны, оно является условием адекватного выполнения чело­веком (ребенком или взрослым, учителем или менеджером, россиянином или австралийцем и т.п.) своих возрастных, со­циальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечи­вает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержа­ния этого понятия от понятия «изменение». Развитие в отли­чие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и существование конкретной цели, оп­ределяющей последовательное накопление человеком позитив­ных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и ре­шается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, он выхо­дит за рамки психологии и должен рассматриваться в меж­дисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организа­ции психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком личных жизненных за­дач, то есть полную реализацию своих возможностей и ресур­сов для обеспечения прогресса в целом. Можно использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый чело­век имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Однако если психологическое здоровье — необходимое ус­ловие полноценного функционирования, то насколько оно вза­имосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в че­ловеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, по­этому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна, хотя дис­куссионным остается вопрос о том, какие именно факторы или комплексы факторов могут расцениваться как предпосыл­ки возникновения риска тех или иных психосоматических за­болеваний. Признавая сложность ответа на данный вопрос, мы полагаем, что в рамках организации психологической под­держки в качестве предпосылки сохранения физического здо­ровья можно принять здоровье психологическое. И в качестве иллюстрации (но не доказательства) можно привести резуль­таты изучения психологических характеристик людей, бла­гополучно доживших до 80 — 90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способ­ностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптиро­ваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, как его «изображают» многие исследователи.

Действительно, если составить обобщенный «портрет» пси­хологически здорового человека, то можно получить следую­щее. Психологически здоровый человек — это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весе­лый, открытый, познающий себя и окружающий мир не толь­ко разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью при­нимает самого себя и при этом признает ценность и уникаль­ность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь на­полнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, спо­собствует развитию других людей. Таким образом, можно ска­зать, что «ключевым» для описания психологического здоро­вья является слово гармония, или баланс. Прежде всего это гармония между различными сторонами самого человека: эмо­циональными и интеллектуальными, телесными и психически­ми и т.п., но также это и гармония между человеком и окру­жающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс - жизнедеятельности. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамичес­кую совокупность психических свойств человека, обеспечива­ющих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполне­ние своей жизненной задачи, при этом жизненная задача по­нимается как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку со своими способностями и воз­можностями. Выполняя ее, человек чувствует себя счастли­вым, в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что ключевым словом для описа­ния психологического здоровья является «гармония», то в ка­честве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, то есть возмож­ность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об ис­пытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха, но «заплатившими» за это существенными нарушениями психоло­гического здоровья. Если же говорить об адаптации к труд­ным ситуациям, то необходимо, чтобы человек не только умел противостоять им, но мог использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способ­ности несколько позднее рассмотрим ее подробно. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здо­ровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требую­щих мобилизации ресурсов личности.

Далее необходимо сопоставить понятие психологического здоровья с понятием зрелости личности, поскольку ряд авто­ров употребляют их практически синонимично. Действитель­но, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как сино­нимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой дос­тижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зре­лостью.

Бесспорно, психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В. Дубровиной (см. Практическая психология в образовании, 2003) о соотношении психологи­ческого здоровья и развития личности Она утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следова­тельно, психологическое здоровье ребенка и взрослого отли­чаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психо­логическое здоровье формируется в течение жизни человека, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Естественно, в ходе жизни оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних фак­торов, причем не только внешние факторы могут преломлять­ся через внутренние, но и внутренние факторы могут моди­фицировать внешние воздействия.

Следующая дискуссионная позиция, которую необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психо­логического здоровья — это взаимосвязь его с духовностью. И.В. Дубровина утверждает, что с точки зрения богатства раз­вития личности, в понятие «психологическое здоровье» следу­ет включить духовное начало, ориентацию на абсолютные цен­ности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у челове­ка нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И, как нам кажется, с этим поло­жением можно полностью согласиться.

Итак, проведенное выше обсуждение позволяет выделить психологическое здоровье в качестве предмета психологичес­кой поддержки детей.

 

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.