Тема 1.4. Современная философия — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1.4. Современная философия

2022-10-10 35
Тема 1.4. Современная философия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Западная философия XX в., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З. Фрейда, «Архетипов» К. Юнга. Социально – исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдеггера. Философия К. Ясперса: свобода, «Пограничная ситуация».

Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно – антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский).

Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева.

Внеаудиторная работа студентов № 5: Письменный комментарий представленного высказывания, ответы на проблемные вопросы.

«Русская философия – это философия Предупреждения и её лейтмотив – нравственное вето на любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью».

Проблемные вопросы:

- Насколько актуальна это мысль сегодня, в эпоху глобальных перемен?

- Возможно ли сейчас возрождение идей славянофильства и западничества?

-Какие формы приобрел бы этот спор? На чьей стороне ваша позиция?

Роль преподавателя:

      1. Помочь в выборе источников по теме.

      2. Помочь в формулировании темы, цели, выводов.

3. Консультировать при затруднениях.

Роль студента:

      1. Внимательно прочитать задание.

      2. Изучить социально-политические взгляды русских философов.

      3. Выбрать главное и второстепенное.

      4. Составить план анализа текста.

      5. Лаконично, ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решении.

      6. В прочесе анализа, ответить на представленные вопросы.

      7. Оформить работу и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

   1.Соответствие содержания теме.

      2. Правильная структурированность информации.

      3. Наличие логической связи в изложенной информации.

      4. Содержательность ответов поставленным вопросам.

      5.Охват всех поставленных вопросов.

      6. Соответствие оформления требованиям.

      7. Аккуратность и грамотность изложения.

      8. Работа представлена в срок.

 

  Раздел 2. Структура и основные направления философии.

Тема 2.1. Методы философии и её внутреннее строение

 

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век).

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии.

Внеаудиторная работа студентов № 6: Проблемное задание: поясните высказывание Рене Декарта. Составьте резюме ответов на проблемные вопросы.

“ …Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике…

Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец”.

Рене Декарт

1.Объясните, каким образом данное высказывание Декарта соответствует содержанию предмета философии?

2.Сделайте вывод: каково предназначение философии?

Роль преподавателя:

       1. Помочь в выборе источников по теме.

       2. Помочь в формулировании темы, цели, выводов.

  3. Консультировать при затруднениях.

Роль студента:

      1. Внимательно прочитать задание.

     2. Изучить высказывание Рене Декарта.

      3. Выбрать главное и второстепенное.

      4. Составить план анализа текста.

      5. Лаконично, ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решении.

      6.В прочесе анализа, ответить на представленные вопросы.

     7. Оформить работу и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  1.Соответствие содержания теме.

      2. Правильная структурированность информации.

      3. Наличие логической связи в изложенной информации.

      4. Содержательность ответов поставленным вопросам.

      5.Охват всех поставленных вопросов.

      6. Соответствие оформления требованиям.

      7. Аккуратность и грамотность изложения.

      8. Работа представлена в срок.

                   Раздел 2. Структура и основные направления философии.

    Тема 2.2. Учение о бытии и теории познания.

 

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Законы диалектики. Общие философские проблемы бытия. Категория «Бытие» и многообразие его определений. Уровни бытия. Своеобразие и категории бытия человека. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Метафизическое и диалектико – материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Пространство, время, причинность, целесообразность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени.

Гносеология – учение о познании. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина – центральная категория теории познания. Соотношение абсолютной и относительной истины. Многообразие форм духовно – практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Практика как критерий истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Внеаудиторная работа студентов 7: Резюме письменного анализа представленных философских утверждений и ответов на вопросы к ним.

1.«Во всем послушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них разрушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать» (Гете).

ВОПРОСЫ:

Что значит «явленья обездушить»?

Что такое «одушевляющая связь»?

Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?

2. «Покой есть частный случай движения» (Кирхгоф).

ВОПРОСЫ:

Как вы это понимаете? Поясните и приведите примеры.

Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия?

Роль преподавателя:

      1. Определить источник резюмирования или помочь в его выборе.

      2. Консультировать при затруднениях.

Роль студента:

      1. Внимательно прочитать задание.

     2. Изучить высказывания Гёте и Кирхгофа.

      3. Выбрать главное и второстепенное.

      4. Составить план резюме.

      5. Лаконично, ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к её решению.

      6. В прочесе анализа, ответить на представленные вопросы.

     7. Оформить работу и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  1.Соответствие резюме тематике задания.

      2. Выражение личного мнения студента на резюмируемый источник.

      3 Правильная структурированность информации.

      3. Наличие логической связи в изложенной информации.

      4. Содержательность ответов поставленным вопросам.

      5. Охват всех поставленных вопросов.

      6. Соответствие оформления требованиям.

      7. Работа представлена в срок.

 

Внеаудиторная работа студентов 8:   Устно доказать:   являются ли представленные умозаключения обоснованными только лишь потому, что посылки и следствия в них являются истинными?

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:

1. a. Рыбы живут в воде.

Обезьяны не рыбы.

? Обезьяны не живут в воде.

. Сравните с аргументом а:

Рыбы живут в воде.

Киты не рыбы.

? Киты не живут в воде.

 

2a. Все львы свирепы.

Некоторые львы не пьют кофе.

? Некоторые существа, пьющие кофе, не являются свирепыми.

 

. Некоторые подушки являются мягкими.

Ни одна кочерга не является мягкой.

? Некоторые кочерги не являются подушками.

 

. Ни один император не является дантистом.

Все дантисты вызывают страх у детей.

? Ни один император не вызывает страх у детей.

. Если он выполнит свои предвыборные обещания, то

станет популярным мэром.

Он будет популярным мэром.

? Он выполнит свои предвыборные обещания.

Роль преподавателя:

      1. Помочь в выборе источников по теме.

      2. Помочь в формулировании темы, цели, выводов.

 3. Консультировать при затруднениях.

Роль студента:

      1. Внимательно прочитать задание.

         2. Изучить представленные умозаключения.

      3. Дать обстоятельную характеристику условий задачи.

 

      4. Составить план анализа умозаключений.

      5. Критически осмыслить варианты,  модифицировать  их (упростить).

6.Лаконично, ёмко раскрыть свои подходы к решению поставленной задачи.

      7.В прочесе анализа, ответить на представленный вопрос.

      8.Подготовить план выступления и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  1.Соответствие содержания задачи теме.

      2. Правильная структурированность информации.

      3. Наличие логической связи в изложенной информации.

      4. Решение демонстрирует применение аналитического и творческого подходов.

      5. Продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности.

      6. Задача представлена на контроль в срок.

 

.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.