Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-09-11 | 68 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития эстрады всё более популярными становятся номера, не имеющие ни нравственной задачи, ни чёткого конфликта, ни идеи, ни драматургии. По своей сути это не номера, а нечто отдалённо похожее на классический эстрадный номер. Артисты демонстрируют в своих выступлениях импровизированные зарисовки, «слепленные» за короткий срок. Артисты не работают над своими зарисовками, не пропускают вновь родившийся замысел через ум и сердце, останавливаясь на самом раннем этапе создания номера. Однако, именно такое «творчество» сегодня как никогда востребовано. Это говорит о духовном кризисе людей. Эстрадный номер должен быть драматургически выстроенным, иметь нравственную идею, необходимую современности. В конце концов, эстрадный номер, чтобы стать искусством, должен отрабатываться, откристализовываться исполнителями и режиссёром.
Основы создания драматургии эстрадного номера, концерта или представления преподают во многих ВУЗах культуры. В профессии режиссёра эстрады этот раздел занимает важнейшее место. Умение придумывать, ставить эстрадные номера – сложнейшее искусство, которым владеют лишь единицы. Почему? Потому что номер – основная единица любого эстрадного концерта, представления, шоу. А эстрадные концерты и представления на сегодняшний день – неотъемлемая часть жизни человека.
Изучением данного раздела эстрадного искусства занимались ведущие теоретики и постановщики. Основы эстрадной драматургии заложены в трудах И.Г. Шароева, И.А. Богданова. Для более подробного изучения темы необходимо было воспользоваться трудами и других мастеров.
|
Объект исследования – эстрадная драматургия.
Предмет исследования – основы разработки эстрадной драматургии, её особенности, значение и соотношение с импровизацией артистов.
Цели исследования – выяснить, что такое эстрадная драматургия, в чём её особенности, чем отличается от театральной, как зарождается эстрадная драматургия и, главное, почему драматургия необходима на эстраде, в номере, почему основы драматургии должен знать режиссёр и артист эстрады?
Задачи исследования:
- Выяснить, что такое драматургия.
- Выявить особенности эстрадной драматургии.
- Структурировать этапы работы режиссёра над драматургией номера, концерта, эстрадного представления.
- Найти определения эстрадному «трюку», финалу и фальш-финалу номера, «второй драматургии» номера.
- Выяснить, какое значение имеет драматургия в эстрадном искусстве, пути её создания.
Гипотеза исследования - эстрадное произведение должно подчиняться законам драматургии, иметь внешний и внутренний конфликт. Номер не должен основываться только лишь на импровизации артиста или импровизированных заготовках. Импровизация артиста на эстраде должна гармонично сочетаться с драматургией.
Методологические основы исследования – воспоминания, труды выдающихся теоретиков эстрады, словарь по режиссуре массового театрализованного действа Л.И. Футлика и Р.П. Козловой, труды И. Шароева, И.Богданова.
Научная новизна исследованиязаключается в том, что в ходе изучения теоретического материала по эстраде, драматургии и переоценке написанного, автор попытался углубиться в теме и сопоставить личный опыт с трудами известных артистов и теоретиков. Проблема исследования очень актуальна и требует углублённого изучения.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что после подробного исследования темы курсовой работы автор сделал практические выводы и применил их в учебной деятельности, установил необходимые критерии создания полноценного эстрадного номера.
|
Достоверность исследования – вся работа над курсовой работой опиралась на труды классиков эстрадного искусства, известных теоретиков и артистов, которые заложили основы теории эстрады. Кроме того, исследование велось в процессе учёбы и участия в постановочных работах педагогов отделения РЭиТП ВСГАКиИ.
Структура исследования. Во введении автор формулирует цели и задачи исследования, описывает основные методы анализа. Далее изучает теоретическую базу по эстрадному искусству, опыт известных артистов и режиссёров эстрады. Всё это является необходимыми пунктами в исследовании темы. В заключении автор делает выводы из исследования, подводит итог проделанной работе, выносит основные постулаты, раскрывающие сущность темы.
Основные положения, выдвигаемые на защиту курсовой работы – эстрадное произведение, номер обязательно должен быть драматургически выстроенным, в нём должна быть чёткая идея и мораль.
База исследования - практические опыты студентов и педагогов отделения РЭиТП ВСГАКиИ.
Апробация и реализация теории и технологии исследования – основные положения курсовой работы и практические выводы были применены автором в ряде учебных постановочных работ.
Действа.
1.1 Режиссёр как создатель драматургии.
Драматургия – понятие, прежде всего, литературное. В повседневной жизни может ничего не происходить. Мы можем просыпаться, идти на работу, обедать, гулять, разговаривать с людьми, но то, что с нами происходит в эти секунды трудно выстроить в один сюжет. Драматург выбирает из жизни человека наиболее важные события, в зависимости от задуманного сюжета, находит взаимосвязь между ними. Выстраивается конфликт, система образов, событийный ряд, и всё это наматывается, как на нитку, на одну сюжетную линию, которая ведёт героев к кульминации во взаимоотношениях, к идее и сверхзадаче. В театре этот процесс чаще всего подробный. Актёр, исполняющий роль, проживает целую жизнь, не выпуская из внимания мелочи. Это психологический рисунок, правда жизни. На эстраде актёру во много раз сложнее, потому что все события, происшествия он должен проживать быстро, не уделяя внимания бытовым мелочам, ярко для зрителя и динамично и при этом добиваться жизненной правды. Каждая оценка должна быть броской, моментальной, но при этом правдивой. Наверное, поэтому и эстрадная драматургия является более сложной, чем театральная. Наверное именно поэтому сегодня многие говорят о катастрофической нехватке хорошей эстрадной драматургии. Сегодня крайне мало хороших эстрадных авторов и мы всё чаще обращаемся к классике.
|
Режиссёр эстрады должен хорошо знать особенности эстрадной драматургии. Эстрада – особое искусство, требующее высочайшего профессионализма.
Формула «режиссер-драматург» возникла сравнительно недавно и имеет пока достаточно произвольных толкований. Попытаемся разобраться, насколько правомочно это определение в применении к режиссуре эстрады и массовых представлений.
В эстрадном искусстве, как и в жанре массового праздничного действа, ведущих свою родословную от народных площадных увеселений (обрядов, игр, карнавалов, скоморошьих игрищ и глумов), царит театрально-зрелищная стихия, т. е. смысловая динамика, энергия действия, выраженная пластически.
Это обусловлено многочисленными жанрами, в основе которых заложено пластическое начало — массовые народные сцены, классический балет, народный танец, пантомима, акробатика, иллюзии и манипуляции, жонглирование, клоунада, куклы, массовые спортивные выступления и т. д.
Довженко, органически совмещая в своем лице драматурга и режиссера, писал: «Произведение, которое я, сценарист, пишу, должно обладать в первую очередь действенностью, во вторую очередь — действенностью и в третью очередь — действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим».
Синтезом этого сложного сплава и должен владеть режиссер-драматург.
Определение «режиссер-драматург» сохраняет полную силу и в применении его к создателям эстрадных программ и спектаклей, ибо драматургические функции соединения разнородного и многоязыкового материала в единую монтажную конструкцию всегда лежат на режиссере.
И. М. Туманов писал: «Практика показывает, что в разработке драматургии концерта ведущая роль отводится самому режиссеру. (...}Да, профессиональный режиссер должен в сценарии мыслить не менее логично, чем профессиональный драматург».
|
Впрочем, и в том случае, когда есть драматург, создающий сценарий, роль режиссера-драматурга остается, ибо его позиция, творческое решение, режиссерское видение многое определяют в создании сценария массового зрелища или же эстрадного спектакля, в такой же мере, как и при создании киносценария.
Надо сказать, что у кинематографии, эстрадного искусства и у жанра массового представления есть много точек соприкосновения как в принципиальных творческих установках, так и в самом производстве.
Как правило, работа начинается «с чистого листа», ибо и у кинорежиссера, как и у режиссера эстрады, и у режиссера массового действа (в отличие от театрального режиссера) в руках нет готовой пьесы; ее надо сначала придумать и написать. У режиссеров кино, массовых зрелищ и эстрады нет постоянной труппы актеров, которая всегда есть в театре,— труппу надо собрать самому режиссеру на свой страх и риск. (Да и в построении массовых сцен на открытом воздухе у них много общего — масштабность, размах, динамика, немыслимые в театре.)
Много точек соприкосновения у киносценария, сценария массового действа и эстрадного представления, как мы увидим далее, и в общих драматургических принципах. Определение «режиссер-драматург» предполагает, что режиссер, владеющий секретами жанра, подсказывает, помогает драматургу в создании сценария представления, номера и т. д., принимая самое активное участие в создании драматургической основы.
1.2 Драматургия номеров различных жанров.
В эстрадном искусстве создание номеров различных жанров обусловлено такими специфическими особенностями, что драматургическую конструкцию, скажем, номера оригинального жанра, может выстроить лишь специалист, профессионал в данном жанре — обладающий фантазией актер или же режиссер.
Выстроить драматургию акробатического номера, номера иллюзионного или манипуляции (а номера каждого из этих жанров строятся на определенной драматургической конструкции, решенной специфическими средствами данного жанра — трюками, пластикой, аппаратурой) не сможет никакой наиталантливейший драматург, ибо он не будет знать «условий игры».
Режиссер-драматург на основе созданного им сценария ставит номер, т. е. переводит сценарный замысел в пластические образы, где без единого слова, разъясняющего действие, возникает особый поэтический мир, в котором существуют герои пантомимы.
С. А. Каштелян, помимо пластической партитуры номера, особой стилистики исполнения, определяет образно-идейный строй эстрадного произведения, его философское содержание. И это является непременным условием творчества режиссера-драматурга.
|
Автором всех клоунских реприз талантливейшего А. Николаева («Умирающий лебедь», «Крокодил», «Воздушные шарики» и др.) является сам А. Николаев, он же и постановщик всех собственных номеров, своим замечательным творчеством убедительно утверждающий формулу «режиссер-драматург». Явлением стал спектакль «Я работаю клоуном», где А. Николаев выступил как автор сценария, режиссер-постановщик спектакля и исполнитель главной роли. В этом спектакле самые различные и разнородные жанры были объединены режиссером-драматургом в стройную драматургическую конструкцию, определенную идейно-смысловой основой, где каждый жанр «работал» на идею всего спектакля. И от этого ценность каждого номера не понизилась. Напротив, номера привычных и традиционных цирковых жанров приобрели новое действенное качество.
Сложный арсенал номеров в жанре манипуляций организован в стройную драматургическую систему А. Акопяном — автором, режиссером и исполнителем, создавшим ряд оригинальных номеров, впоследствии выстроенных им в оригинальный спектакль.
Примеры можно продолжать — их много в богатой практике эстрады и цирка. Наличие такой формы деятельности, как режиссер-драматург, продиктовано особой природой драматургической основы многих жанров эстрады.
В применении к речевым жанрам эстрады формула «режиссер-драматург» означает, что режиссер вместе с автором создает уникальный литературный материал для данного артиста, учитывая все его творческие возможности, точно зная их границы, определяя драматургическую конструкцию номеров речевых жанров.
1.3Задачи режиссёра в процессе создания эстрадного спектакля.
В сложном процессе создания сценария и постановки режиссеру-драматургу приходится решать много проблем идейно-художественного плана, в том числе и такие многозначные, как эстетические связи массового действа и эстрады, с одной стороны, и литературы, музыки, пластических искусств — с другой. Перед ним неизбежно встанут вопросы сложного соединения видов искусств динамических, процессуальных, пространственно-временных — театра, кино, концертных номеров, цирка — с искусствами пространственными, статичными, лишенными по атому характеру временного процесс; Сценическое произведение трансформируется режиссерским решением и актерским исполнением, приобретает новые черты, обогащается «соавторством» режиссера и исполнителей.
В эту группу взаимодействующих лиц должно войти еще одно - зритель. Ибо зритель становится активным участником сценического произведения в процессе его существования. Зритель — такой же сотворец спектакля, как режиссер и актеры, ибо от его восприятия каждый раз зависит, как, в каком эмоциональном градусе возрождается на каждом спектакле пьеса, созданная литератором. Таким образом, схема взаимодействия «автор — режиссер - актеры — зритель» вступает в силу непосредственно в процессе спектакля, где все эти четыре компонента взаимосвязаны друг с другом.
1.4 Постановочная работа режиссёра эстрадного спектакля.
Режиссер-драматург, закончив работу над сценарием (в качестве автора или же в качестве режиссера, направляющего автора по нужному руслу), приступает к следующему этапу — практической работе над созданием спектакля.
Перевод литературного произведения в сценическое — сложный творческий процесс, в котором вступают в столкновение написанное слово и живое движение, живая динамичность сценического действия, в результате которого создается произведение зрелищного искусства.
К. С. Станиславский утверждал, что театр и драматургия - одно целое: «Только в результате единства двух искусств — мастерства писателя и театрального коллектива — родится новая художественная ценность — спектакль».
Эстрадный спектакль и массовое действо не просто сборник видов и жанров искусства. Это новый организм, рожденный диалектикой действия, где все виды и жанры являются переплавленными, видоизмененными и сцементированными, ибо, вступая в непосредственный контакт, оказывают взаимовлияние, взаимопроникают один в другого. Борьба противоположностей в любом виде зрелищных искусств проявляется в соединении, сопоставлении противоречий, в создании динамической энергии действия. Это сложнейший процесс, имеющий свои закономерности и аналогии.
Динамическая энергия спектакля, его эмоциональное воздействие режиссерским решением, его трактовкой, его видением, тем конструктивным монтажным принципом, которым умело пользуется режиссер-драматург.
Речь идет о создании зрелища. Да, именно зрелища - яркого, эмоционального, способного не только увлечь, но и потрясти людей — ждет от нас зритель.
Необычайнейшее зрелище мы должны создавать каждый раз, иначе никакие самые правильные идеи, верные мысли и вообще благие режиссерские намерения не дойдут до сердца зрителя.
«Идея, лишенная сценичности, мало чего стоит. Гораздо важнее уметь воздействовать на зрителя...» — говорил Ч. Чаплин.
Знаменательно, что великому актеру, режиссеру и сценаристу Ч. Чаплину создание фильма представлялось как единый творческий процесс, в котором тесно сливается как литературная основа, так и ее режиссерское видение, и актерское воплощение.
В творчестве многих мастеров режиссуры автор и режиссер сосуществуют неразделимо. Ярчайший пример тому — Александр Довженко.
«Я люблю писать сам сценарии, я люблю, когда во мне рождаются идеи, образы...— утверждал он.— И я смотрю на свою режиссерскую работу всегда как на повторение творческого процесса, и весь свой труд я мыслю как единый комплекс выражения себя в нашей жизни».
«Единый комплекс выражения себя» — очень точное определение творческого процесса режиссера-драматурга.
Поэтический образный строй — многообразное и многоплановое явление: режиссеру-драматургу предстоит выстроить спектакль в разрезе именно поэтической образности, с ее раскованностью действия во времени и пространстве. И если режиссер строит будущее сценическое произведение как свободный поэтический рассказ, то опускает мелкие детали, бытовые мотивировки.
В построении представления любая деталь должна служить не только раскрытию содержания, но и стать средством зрелищного выражения поэтической метафоры, возвышенной, укрупненной до гиперболы патетикой или же острейшей сатирой. В этом смысле и надо понимать определение «крупномасштабный образ», ибо речь идет о драматургическом решении, дающем возможность создания представления, в котором многие эпизоды, мизансцены, образы вырастают в наполненный глубоким социальным содержанием и смыслом символ.
Режиссеру надо создавать не психологическую драму, а массовое действо или публицистическое эстрадное представление со всеми вытекающими отсюда специфическими условиями, не драматические характеры, а их своеобразную квинтэссенцию, не жизненно-реалистические образы людей, а в известной мере обобщенные символические образы, дающие возможность синтезировать идеи, проводимые режиссером,— патриотизм, гражданственность, самоотверженный созидательный труд человека и недопустимость сосуществования с этими высокими понятиями различных отрицательных явлений, еще бытующих в нашей жизни. Конечно, этот метод близок скорее к плакату, нежели к реально-бытовому решению.
Плакат обладает своей, ему присущей поэтикой. Он ясен, точен, ибо должен достигать цели без промедления, бить в цель стремительно и без промаха. Не допускает двойственных истолкований. Лаконичен. Строится на политической основе, предельно определенной и выявленной. Образный строй плаката — обобщающий символ, вбирающий в себя многие типические черты того или иного явления. Плакат рассчитан на мгновенное восприятие, и потому броскость и яркость — его неотъемлемые качества. Художник, создавая плакат, идет на определенные самоограничения, ибо скрупулезный отбор выразительных средств, отказ от многих компонентов в целях достижения плакатной лаконичности — необходимое условие выражают себя в плакате. Там не до психологических нюансировок, полутонов и шепотка с придыханием. Плакат, как выстрел, как выкрик, резок и целенаправлен.
Взаимосвязь искусства и техники подтверждает мысль о том, что сегодня пространственно-временное искусство не может обойтись без самой современной техники и использует возможности ее для создания художественной целостности образного строя.
Современное произведение пространственно-временного искусства - это органический сплав искусства и техники, где техника вошла в ткань сценического повествования, став неотъемлемым компонентом многоступенчатой структуры, и знание возможностей техники, применяемой в эстрадном спектакле, так же необходимо режиссеру-драматургу, как и владение режиссерским ремеслом.
Вывод: режиссёр на эстраде – это создатель драматургии будущего зрелища, яркого, эмоционального, способного не только увлечь, но и потрясти людей. Драматургия – неотъемлемая часть создания полноценного эстрадного произведения, имеющего, как и театральный спектакль, конфликтную основу, нравственную идею и сверхзадачу.
Заключение
Эстрадная драматургия мало чем отличается от театральной. Здесь, как и в спектакле должен быть конфликт, цепь событий, которые меняют ход действия, поведение героев и приводят их к идее и режиссёрской сверхзадаче.
Каждый номер должен иметь драматургию. Эта драматургия основана на внешнем или внутреннем конфликте. Даже если один певец стоит на сцене и исполняет песню, в этом должна быть драматургия, проживание маленькой истории, - это чувства, которые развиваются в цепи событий и приводят исполнителя по нарастающей линии к кульминации. Даже сольное выступление артиста цирка, жонглирующего, например, булавами, имеет свою драматургию, потому что имеет свой конфликт, - преодоление самого себя, испытание собственных возможностей, что наводит зрителя на один вопрос, - удастся ли артисту выполнить упражнения без ошибок или нет. Развитие развивается по нарастающей, когда артист переходит от простого упражнения к более сложному. Тем более драматургичен номер, где есть явный сюжет, с участием нескольких героев, с открытым конфликтом и его развитием.
Но у эстрадной драматургии, безусловно, есть особенности, которые отличают её от театральной: строгий действенный отбор, выпуклость событий, лаконизм в раскрытии темы и идеи. В эстрадной драматургии всё должно строго и точно попадать в тему, выстреливать в «десятку».
Отправной точкой часто служит индивидуальность артиста. Драматурги зачастую пишут тексты для конкретных артистов (например Жванецкий для Карцева), режиссёры придумывают номера отталкиваясь от способностей конкретных артистов. Иногда номера рождаются случайно, прямо на сцене, когда вдруг рождается замысел. Это бывает редко и при наличии хорошего эстрадного артиста. Но иногда номера разрабатываются режиссёром без учёта индивидуальностей артистов. Если, например, это зримая песня, режиссёр может продумывать, простроить сюжет в голове, а артистов подбирать уже потом, когда драматургия придумана.
Список использованной литературы:
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития эстрады всё более популярными становятся номера, не имеющие ни нравственной задачи, ни чёткого конфликта, ни идеи, ни драматургии. По своей сути это не номера, а нечто отдалённо похожее на классический эстрадный номер. Артисты демонстрируют в своих выступлениях импровизированные зарисовки, «слепленные» за короткий срок. Артисты не работают над своими зарисовками, не пропускают вновь родившийся замысел через ум и сердце, останавливаясь на самом раннем этапе создания номера. Однако, именно такое «творчество» сегодня как никогда востребовано. Это говорит о духовном кризисе людей. Эстрадный номер должен быть драматургически выстроенным, иметь нравственную идею, необходимую современности. В конце концов, эстрадный номер, чтобы стать искусством, должен отрабатываться, откристализовываться исполнителями и режиссёром.
Основы создания драматургии эстрадного номера, концерта или представления преподают во многих ВУЗах культуры. В профессии режиссёра эстрады этот раздел занимает важнейшее место. Умение придумывать, ставить эстрадные номера – сложнейшее искусство, которым владеют лишь единицы. Почему? Потому что номер – основная единица любого эстрадного концерта, представления, шоу. А эстрадные концерты и представления на сегодняшний день – неотъемлемая часть жизни человека.
Изучением данного раздела эстрадного искусства занимались ведущие теоретики и постановщики. Основы эстрадной драматургии заложены в трудах И.Г. Шароева, И.А. Богданова. Для более подробного изучения темы необходимо было воспользоваться трудами и других мастеров.
Объект исследования – эстрадная драматургия.
Предмет исследования – основы разработки эстрадной драматургии, её особенности, значение и соотношение с импровизацией артистов.
Цели исследования – выяснить, что такое эстрадная драматургия, в чём её особенности, чем отличается от театральной, как зарождается эстрадная драматургия и, главное, почему драматургия необходима на эстраде, в номере, почему основы драматургии должен знать режиссёр и артист эстрады?
Задачи исследования:
- Выяснить, что такое драматургия.
- Выявить особенности эстрадной драматургии.
- Структурировать этапы работы режиссёра над драматургией номера, концерта, эстрадного представления.
- Найти определения эстрадному «трюку», финалу и фальш-финалу номера, «второй драматургии» номера.
- Выяснить, какое значение имеет драматургия в эстрадном искусстве, пути её создания.
Гипотеза исследования - эстрадное произведение должно подчиняться законам драматургии, иметь внешний и внутренний конфликт. Номер не должен основываться только лишь на импровизации артиста или импровизированных заготовках. Импровизация артиста на эстраде должна гармонично сочетаться с драматургией.
Методологические основы исследования – воспоминания, труды выдающихся теоретиков эстрады, словарь по режиссуре массового театрализованного действа Л.И. Футлика и Р.П. Козловой, труды И. Шароева, И.Богданова.
Научная новизна исследованиязаключается в том, что в ходе изучения теоретического материала по эстраде, драматургии и переоценке написанного, автор попытался углубиться в теме и сопоставить личный опыт с трудами известных артистов и теоретиков. Проблема исследования очень актуальна и требует углублённого изучения.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что после подробного исследования темы курсовой работы автор сделал практические выводы и применил их в учебной деятельности, установил необходимые критерии создания полноценного эстрадного номера.
Достоверность исследования – вся работа над курсовой работой опиралась на труды классиков эстрадного искусства, известных теоретиков и артистов, которые заложили основы теории эстрады. Кроме того, исследование велось в процессе учёбы и участия в постановочных работах педагогов отделения РЭиТП ВСГАКиИ.
Структура исследования. Во введении автор формулирует цели и задачи исследования, описывает основные методы анализа. Далее изучает теоретическую базу по эстрадному искусству, опыт известных артистов и режиссёров эстрады. Всё это является необходимыми пунктами в исследовании темы. В заключении автор делает выводы из исследования, подводит итог проделанной работе, выносит основные постулаты, раскрывающие сущность темы.
Основные положения, выдвигаемые на защиту курсовой работы – эстрадное произведение, номер обязательно должен быть драматургически выстроенным, в нём должна быть чёткая идея и мораль.
База исследования - практические опыты студентов и педагогов отделения РЭиТП ВСГАКиИ.
Апробация и реализация теории и технологии исследования – основные положения курсовой работы и практические выводы были применены автором в ряде учебных постановочных работ.
Глава 1. Режиссёр как создатель драматургии эстрадного
Действа.
1.1 Режиссёр как создатель драматургии.
Драматургия – понятие, прежде всего, литературное. В повседневной жизни может ничего не происходить. Мы можем просыпаться, идти на работу, обедать, гулять, разговаривать с людьми, но то, что с нами происходит в эти секунды трудно выстроить в один сюжет. Драматург выбирает из жизни человека наиболее важные события, в зависимости от задуманного сюжета, находит взаимосвязь между ними. Выстраивается конфликт, система образов, событийный ряд, и всё это наматывается, как на нитку, на одну сюжетную линию, которая ведёт героев к кульминации во взаимоотношениях, к идее и сверхзадаче. В театре этот процесс чаще всего подробный. Актёр, исполняющий роль, проживает целую жизнь, не выпуская из внимания мелочи. Это психологический рисунок, правда жизни. На эстраде актёру во много раз сложнее, потому что все события, происшествия он должен проживать быстро, не уделяя внимания бытовым мелочам, ярко для зрителя и динамично и при этом добиваться жизненной правды. Каждая оценка должна быть броской, моментальной, но при этом правдивой. Наверное, поэтому и эстрадная драматургия является более сложной, чем театральная. Наверное именно поэтому сегодня многие говорят о катастрофической нехватке хорошей эстрадной драматургии. Сегодня крайне мало хороших эстрадных авторов и мы всё чаще обращаемся к классике.
Режиссёр эстрады должен хорошо знать особенности эстрадной драматургии. Эстрада – особое искусство, требующее высочайшего профессионализма.
Формула «режиссер-драматург» возникла сравнительно недавно и имеет пока достаточно произвольных толкований. Попытаемся разобраться, насколько правомочно это определение в применении к режиссуре эстрады и массовых представлений.
В эстрадном искусстве, как и в жанре массового праздничного действа, ведущих свою родословную от народных площадных увеселений (обрядов, игр, карнавалов, скоморошьих игрищ и глумов), царит театрально-зрелищная стихия, т. е. смысловая динамика, энергия действия, выраженная пластически.
Это обусловлено многочисленными жанрами, в основе которых заложено пластическое начало — массовые народные сцены, классический балет, народный танец, пантомима, акробатика, иллюзии и манипуляции, жонглирование, клоунада, куклы, массовые спортивные выступления и т. д.
Довженко, органически совмещая в своем лице драматурга и режиссера, писал: «Произведение, которое я, сценарист, пишу, должно обладать в первую очередь действенностью, во вторую очередь — действенностью и в третью очередь — действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим».
Синтезом этого сложного сплава и должен владеть режиссер-драматург.
Определение «режиссер-драматург» сохраняет полную силу и в применении его к создателям эстрадных программ и спектаклей, ибо драматургические функции соединения разнородного и многоязыкового материала в единую монтажную конструкцию всегда лежат на режиссере.
И. М. Туманов писал: «Практика показывает, что в разработке драматургии концерта ведущая роль отводится самому режиссеру. (...}Да, профессиональный режиссер должен в сценарии мыслить не менее логично, чем профессиональный драматург».
Впрочем, и в том случае, когда есть драматург, создающий сценарий, роль режиссера-драматурга остается, ибо его позиция, творческое решение, режиссерское видение многое определяют в создании сценария массового зрелища или же эстрадного спектакля, в такой же мере, как и при создании киносценария.
Надо сказать, что у кинематографии, эстрадного искусства и у жанра массового представления есть много точек соприкосновения как в принципиальных творческих установках, так и в самом производстве.
Как правило, работа начинается «с чистого листа», ибо и у кинорежиссера, как и у режиссера эстрады, и у режиссера массового действа (в отличие от театрального режиссера) в руках нет готовой пьесы; ее надо сначала придумать и написать. У режиссеров кино, массовых зрелищ и эстрады нет постоянной труппы актеров, которая всегда есть в театре,— труппу надо собрать самому режиссеру на свой страх и риск. (Да и в построении массовых сцен на открытом воздухе у них много общего — масштабность, размах, динамика, немыслимые в театре.)
Много точек соприкосновения у киносценария, сценария массового действа и эстрадного представления, как мы увидим далее, и в общих драматургических принципах. Определение «режиссер-драматург» предполагает, что режиссер, владеющий секретами жанра, подсказывает, помогает драматургу в создании сценария представления, номера и т. д., принимая самое активное участие в создании драматургической основы.
1.2 Драматургия номеров различных жанров.
В эстрадном искусстве создание номеров различных жанров обусловлено такими специфическими особенностями, что драматургическую конструкцию, скажем, номера оригинального жанра, может выстроить лишь специалист, профессионал в данном жанре — обладающий фантазией актер или же режиссер.
Выстроить драматургию акробатического номера, номера иллюзионного или манипуляции (а номера каждого из этих жанров строятся на определенной драматургической конструкции, решенной специфическими средствами данного жанра — трюками, пластикой, аппаратурой) не сможет никакой наиталантливейший драматург, ибо он не будет знать «условий игры».
Режиссер-драматург на основе созданного им сценария ставит номер, т. е. переводит сценарный замысел в пластические образы, где без единого слова, разъясняющего действие, возникает особый поэтический мир, в котором существуют герои пантомимы.
С. А. Каштелян, помимо пластической партитуры номера, особой стилистики исполнения, определяет образно-идейный строй эстрадного произведения, его философское содержание. И это является непременным условием творчества режиссера-драматурга.
Автором всех клоунских реприз талантливейшего А. Николаева («Умирающий лебедь», «Крокодил», «Воздушные шарики» и др.) является сам А. Николаев, он же и постановщик всех собственных номеров, своим замечательным творчеством убедительно утверждающий формулу «режиссер-драматург». Явлением стал спектакль «Я работаю клоуном», где А. Николаев выступил как автор сценария, режиссер-постановщик спектакля и исполнитель главной роли. В этом спектакле самые различные и разнородные жанры были объединены режиссером-драматургом в стройную драматургическую конструкцию, определенную идейно-смысловой основой, где каждый жанр «работал» на идею всего спектакля. И от этого ценность каждого номера не понизилась. Напротив, номера привычных и традиционных цирковых жанров приобрели новое действенное качество.
Сложный арсенал номеров в жанре манипуляций организован в стройную драматургическую систему А. Акопяном — автором, режиссером и исполнителем, создавшим ряд оригинальных номеров, впоследствии выстроенных им в оригинальный спектакль.
Примеры можно продолжать — их много в богатой практике эстрады и цирка. Наличие такой формы деятельности, как режиссер-драматург, продиктовано особой природой драматургической основы многих жанров эстрады.
В применении к речевым жанрам эстрады формула «режиссер-драматург» означает, что режиссер вместе с автором создает уникальный литературный материал для данного артиста, учитывая все его творческие возможности, точно зная их границы, определяя драматургическую конструкцию номеров речевых жанров.
1.3Задачи режиссёра в процессе создания эстрадного спектакля.
В сложном процессе создания сценария и постановки режиссеру-драматургу приходится решать много проблем идейно-художественного плана, в том числе и такие многозначные, как эстетические связи массового действа и эстрады, с одной стороны, и литературы, музыки, пластических искусств — с другой. Перед ним неизбежно встанут вопросы сложного соединения видов искусств динамических, процессуальных, пространственно-временных — театра, кино, концертных номеров, цирка — с искусствами пространственными, статичными, лишенными по атому характеру временного процесс; Сценическое произведение трансформируется режиссерским решением и актерским исполнением, приобретает новые черты, обогащается «соавторством» режиссера и исполнителей.
<
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!