Мобильность и универсальность — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Мобильность и универсальность

2022-09-11 24
Мобильность и универсальность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Средневековый идеал бенедиктинского аббатства предполагает устойчивую связь монаха с определенным местом. Монах всю жизнь проводит в одном и том же монастыре. В stabilitas  («постоянство») места Бенедикт вкладывает действенную духовную педагогику. Начиная с позднего средневековья технический и научный прогресс позволяет человеку стать более мобильным. Кроме того, 16 век – это время Великих географических открытий. Европейцы восторженно отправляются за моря, открывают новые народы и культуры. Встреча с иным заставляет их понять относительность собственной культуры и религии. Христианство болезненно воспринимает, что оно не является универсальной религией, как ему бы хотелось. Оно чувствует вызов и необходимость проповеди Евангелия на других континентах.

Игнатий возводит мобильность в духовный принцип. В течение долгих лет он сам вел жизнь паломника. Он посылает своих братьев по всей Европе и за ее пределы в новооткрытые земли. Образ жизни и деятельности первых иезуитов с их мобильностью и готовностью взяться за все новые предприятия предвосхитил беспокойство и бездомность новоевропейского человека. Игнатий – наряду со своим новым восприятием времени – формирует так же и новое отношение к пространству. Мировое пространство необходимо обойти, воспринимая его как сцену непрестанного действия Божьего. Его необходимо преобразовать ради вящей славы Божьей. Иеронимо Надаль, уже упоминавшийся и важнейший интерпретатор игнатианского духа, сформуровал это следующим образом: «Наш дом – целый мир».

Процессуальный характер и непрестанное учение, свойственные игнатианскому духу, целиком соответствуют этому мобильному образу жизни. Тот, кто много путешествует, должен быть постоянно готов к новым встречам и знакомству с иными культурами. Он должен постоянно приспосабливаться к этому новому. Тот, кто «во всем ищет Бога», должен постоянно быть открыт новому и открывать в нем следы и знаки Присутствия Божия. Необходимость постоянно в новых местах открываться новому полезна в той степени, в какой она не позволяет человеку погрязнуть и закоснеть в своих обыденных привычках. Частые расставания тяжелы, но они помогают сохранять внутреннюю свободу. И каждом новом начале заключена своя прелесть. Игнатианская молитва завершения дня помогает прочувствовать многочисленные внешние и внутренние события и душевные движения.

Современный мир требует от человека постоянной готовности учиться и приспосабливаться к новым условиям. Работники в современном мире должны быть чрезвычайно мобильны, что создает значительные трудности для их семей и друзей. В своих иезуитах, которые живут в целибате и постоянно перемещаются с места на место, Игнатий, можно сказать, нарисовал идеал работника, который точно соответствует потребностям современного, глобально функционирующего предприятия. Высокая апостольская эффективность ордена иезуитов подтверждает это. Своей духовностью Игнатий помогает не только иезуиту, но каждому христианину, который хочет вести христианскую жизнь в нормальном трудовом процессе. Этим, конечно, не уничтожаются часто бесчеловечные черты современного мира и проистекающие из них страдания. И, тем не менее, тот, кто во всем ищет и обретает Бога, может легче во всяком месте и изо всех сил отдаваться избранному им или порученному ему служению.

 

 

III.7. Служение справедливости

 

В прошедших столетиях многие христиане, вдохновляясь игнатианской духовностью, посвящали свою жизнь служению бедным и страждущим. Несколько десятилетий назад орден иезуитов и многие другие игнатианские общины открыто провозгласили своей целью социальное апостольство и служение справедливости. Служение справедливости предполагает прямую помощь бедным, а также борьбу за утверждение более справедливых политических, социальных и экономических структур. Даже если некоторые консервативно настроенные церковные или политические круги иногда пытаются это отрицать, «служение бедным» – это неотъемлемая часть игнатианской харизмы и всей христианской веры.

 

Бедные

 

Сегодня существует два основных способа понимания широко употребляемого понятия справедливость. Первое понимание берет начало в богословской традиции, которая видит в справедливости, прежде всего оправдание грешника. Грехом человека в мир вошли беспорядок и несправедливость. Сам Бог вмешивается, через Христа восстанавливая первоначальную справедливость, Свой порядок творения. Он совершает обращение человека, прощает его вину, вновь делая его таким образом праведным. Второе понимание справедливости имеет социально-экономический характер. Здесь под справедливостью понимается равномерное распределение благ. В справедливом обществе каждый человек получает столько, сколько ему необходимо для достойной жизни. При этом имеются в виду не только материальные блага, но определенный образовательный стандарт и политические права. Там, где такая справедливость отсутствует, некоторые богословы говорят о «структурном грехе», который противоречит божественному порядку творения, или воле Божьей. Бог и здесь вмешивается для того, чтобы восстановить первоначальное состояние, то есть справедливый порядок.

Оба понимания термина предполагают греховность человеческого мира и необходимость восстановления первоначального порядка творения. Оба понимания справедливости связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Тот, кто прилагает усилия для духовного обращения грешника, по существу вносит свой вклад в преодоление социальной несправедливости. Проповедуя христианство и прощение грехов, священник трудится на том же поле, что и социальный работник, который пытается помочь бедным и преодолеть социальную несправедливость. В обоих случаях для установления справедливости необходимо бороться против греха. В обоих случаях Бог является собственно действующим, который посредством  активных христиан устанавливает Свою  справедливость.

«Служение бедным» подразумевает служение духовно и  материально бедным людям. Во-первых, человек, живущий в материальной бедности, как правило, живет и в состоянии духовной нищеты. Было бы цинизмом человеку, живущему в действительной материальной бедности, проповедовать только «духовные» богатства, при этом, спокойно наблюдая за тем, как он все глубже погружается в материальную нищету. Не существует только духовного «утешения». Ибо человек не только духовное, но и телесное существо, и поэтому он необходимо – совершенно по библейски – должен ощущать божественное благословение в полноте чувств и своей телесности. С другой стороны, богатые не могут жить действительно духовной жизнью, если они не откроют своего сердца бедным людям. Так как в этом случае их духовность была бы нежизнеспособной, не подлинно христианской. Она бы не соответствовала принципу Воплощения. Часто благодаря своему общению с бедными людьми богатые обращаются к Богу, ибо бедные, не имея возможности уповать на силы мира сего, полагают свое упование исключительно в Боге и тем самым показывают богатым, что такое «вера».

Чтобы обрести Христа, богатый должен стать нищим. Эта бедность, говоря словами Игнатия, должна быть, по крайней мере, «духовной», то есть в своем сердце он не должен держаться за свои духовные и материальные богатства и привязанности. «Актуальная» бедность, то есть состояние, когда человек действительно отказывается от своего имущества, не является необходимой, однако она чрезвычайно полезна для упражнения в бедности «духовной». Только «нищие духом» могут действительно уповать на то, что то утешение, в котором они так нуждаются, придет исключительно от Бога. Только они могут стать столь бесстрастными, чтобы любить Бога и ближнего и служит им.

 

Вниз

 

В «Созерцании ради обретения любви» Игнатий описывает, как всякое благо нисходит сверху вниз (ДУ 237). Упражняющийся аналогичным образом проделывает путь сверху вниз, воплощая свое призвание в определенном месте. Это движение сверху вниз  можно понимать различным образом: пространственно – как движение с неба на землю, духовно – в смысле бо́льшего смирения и бо́льшего «приземления», в смысле апостолата – как более низкое служение, социально – как служение бедным. Кроме того, упражняющийся размышляет над тем, как «Бог действует и трудится ради него во всех сотворенных вещах» (ДУ 236). На языке 16 века «трудиться» означало исполнять физическую, рабскую работу, которую исполняли только люди, стоящие на нижних ступенях социальной лестницы. Богатые и знатные не могли представить себя «работающими». Утверждая, что Бог трудится, Игнатий неслыханным образом заявляет, что Бог солидарен с бедными людьми! Освящая Своим трудом труд бедняков, Бог возвращает им достоинство и возвышает униженных.

Это можно выразить и по-другому: Воплотившись, Бог приходит к бедным людям, на самый низ. Христианин, следуя за Иисусом, помогает бедным на самом дне. Когда он оказывается помощь людям, живущим в крайней нищете, восстанавливается попранная слава Божья. Чтобы наиболее действенным образом восстановить порядок творения, надо начинать там, где он поврежден сильнее всего.

Игнатий посылал своих спутников в больницы, где они ухаживали за больными. В Риме они принимали в своих домах голодающих и проводили социальные акции для нуждающихся. Они давали особый обет помощи rudes  – простым, необразованным людям – они безвозмездно обучая их в своих коллегиях. Сегодня многие христиане посвящают себя социальному служению. Часто они занимаются этим в качестве своей основной работы, а иногда на общественных началах. В последнем случае они исполняют простые социальные служения, например, ухаживают за больными или пожилыми людьми в больницах или домах престарелых. Необходимо лично поддерживать контакты с бедными людьми для того, чтобы осознавать степень бедности, в которой они вынуждены жить. В странах с высокой степенью социального неравенства христиане, вдохновляющиеся игнатианским духом, участвуют в борьбе за установление более справедливых отношений, сотрудничая в различных социальных проектах. Самое действенное средство в борьбе с бедностью – это предоставление бесплатного образования для бедных, чтобы потом они собственными силами могли подняться на более высокую социальную ступень.

Тот, кто содействует установлению справедливости, борется против несправедливости. Он по необходимости вступает в конфликт с теми, кому выгодна эта несправедливость. Эти люди выступят против них и попытаются их устранить. Игнатий часто говорит о том, что, сражаясь ради вящей славы Божьей, человек получает в ответ презрение, сталкивается с препятствиями и может быть даже потерять свою жизнь. Поэтому он должен рассчитывать на то, что может лишиться своего доброго имени, личной безопасности, а возможно даже и жизни. Тот, кто все получил, должен быть готовым отдать все, так как он знает, что вновь обретет все по Божьей справедливости, которая в конце мира восстановит все.

Игнатианская духовность всеохватывающа, или, можно сказать, интегративна. Телесные и духовные, внутренние и внешние, интеллектуальные и аффективные, индивидуальные и коллективные, мирские и священные, социальные и творческие измерения человеческого существования сливаются в ней воедино. Они дополняют и взаимно оплодотворяют друг друга. Все  доброе исходит от Бога и все  доброе христианин отдает Богу и людям. Все вбирается в область Божественного. Все употребляется ради вящей славы Божьей. Все преобразуется в Его славу.

 

 

Изречения Игнатия Лойолы

 

Аскеза  

Старательный за короткое время достигнет того, чего лентяй не достигнет и за многие годы.

 

Бог во всем  

Если человек изойдет, так сказать, из самого себя, чтобы всецело войти в своего Творца и Господа, то в святом утешении и постоянном сосредоточении он познает, как наше вечное благо обитает во всем, что сотворено, через Его бесконечное бытие и действие сообщая всему существование и пребывание.

 

Больше  

Довольствуйтесь только наилучшим.

 

Воля Божья  

Несравненно лучше, если Творец и Господь сам явит себя предавшейся Ему душе, погрузив ее в Свою любовь и славу, и указывая ей путь, шествуя по которому она могла бы наилучшим образом служить Ему.

 

Воление  

Кто хочет, тому ничто не трудно.

 

Кто действительно хочет, тому ничто не трудно, менее всего, если он совершает это ради любви к Иисусу Христу, Господу нашему.

 

Доверие  

Немногие люди подозревают, что Бог сделал бы из них, если бы они без оглядки предались водительству Его благодати.

 

Действие  

Никогда нельзя откладывать доброе дело, говоря, что оно незначительно, полагая, что в удобное время можно будет совершить более великие дела.

 

Совершать дела мира сего без заботы имеет не много значения, но совершать небрежно дела Божьи – это непереносимо.

 

Духовное водительство  

В духовных вещах нет большей ошибки, чем пытаться руководить другими по собственному примеру.

 

Здоровье  

Имея здоровое тело, вы сможете сделать многое, с больным же я не знаю, что с вами будет.

 

Имение  

Вы должны … заботиться о том, чтобы ничто из того, что вы имеете, не владело вами.

 

Иезуиты  

Член Общества Иисуса, подобно черту, должен иметь множество глаз.

 

То, что для других было бы не мало, мало для вас. Я не перестану пришпоривать и тех из вас, кто бежит сам. Тому, кто хочет достичь только собственного спасения, не место в Обществе. Тот, кому не подходит этот образ жизни, не подходит нам.

 

Иисус  

Иисус, любовь моя, распят.

 

Индивидуальность  

Для каждого человека наилучшим является то, в чем Господь Бог наш является ему в наибольшей степени, сообщая ему Свои священные дары благодати. Ибо Он видит и знает, что для каждого – наилучшее, и как Всеведущий указывает каждому свой путь к этому.

 

Любовь  

Где любовь, там происходят великие вещи; там, где не случается ничего великого, там нет любви.

 

Любовь следует вкладывать более в дела, нежели чем в слова.

 

Думайте, прежде всего, о том, что Господь Ваш любит Вас, в чем я не сомневаюсь, и отвечайте Ему такой же любовью.

 

Вес души + – это любовь.

 

Молодежь  

Наблюдение показывает мне, что молодежь весьма склонна к тому, чтобы воспринимать и сохранять в памяти первые впечатления, все равно являются ли они хорошими или плохими.

 

Молитва  

Необходимо иметь в виду, что человек угождает Богу не только молитвой; ибо в этом случае все молитвы, длящиеся менее 24 часов в сутки, были бы слишком краткими. Человек должен предаваться Богу настолько, насколько это ему возможно! В действительности Богу часто более угодны иные вещи, нежели молитва, и Он даже радуется, если человек отказывается от нее ради них, – еще больше Он радуется, если человек ее только сокращает. Несомненно, нужно молиться и не переставать, но в умном смысле, как это разумели святые и мудрые Божии. Хотя вам учеба не позволяет много времени уделять молитве, это время можно уравновесить, исполняя все упражнения как непрестанную молитву, совершая все единственно ради служения Богу.

 

Не многознание насыщает и удовлетворяет душу, внутреннее чувство и вкушение вещей.

 

Несовершенство  

Лишь по прошествии своей земной жизни человек освободиться от своих недостатков, когда однажды Бог, наш Творец и Господь, дотла сожжет все наши несовершенства в пламени Своей вечной любви.

 

Почести  

Принимать почести значит быть собственным могильщиком.

 

Препятствия  

Особенно меня угнетает то, что на этом свете лишь очень мало людей, а, может быть, и вовсе ни одного, полностью осознают, сколько они со своей стороны чинят препятствий и мешают тому, что наш Господь хотел бы совершить в их душе.

 

Пастырь  

Бог желает, дабы внести в других образ смирения, терпения, любви и т. д., чтобы непосредственная причина, которую Он использует в качестве орудия, например, проповедник или исповедник, был смиренен, терпелив и полон любви.

 

Противостояние/борьба  

Превратности – для нас лучшие цели.

 

Речь  

Не говорите ничего всуе. Под этим я понимаю слова, которые не приносят никому пользы и не имеют намерения принести ее.

 

Не говорите ничего, что может опорочить или оклеветать других; ибо если я открываю смертный грех, о котором никто не знает, я сам согрешаю тяжко; если простительный, то простительно; если я говорю об ошибках другого, то сам совершаю ошибку.

 

Реформа  

Если измениться наше сердце, то не стоит удивляться то, что через нас измениться и мир.

 

Свобода духа  

Не обращай внимания на мнения людей, а сохраняй внутреннюю свободу духа, чтобы всякий раз ты мог сделать и противоположное тому, что совершаешь.

 

Слабость  

Не обращайте внимания на дурные, нечистые или плотские мысли, малодушие или нерешительность, если они приходят к вам против воли. Ибо того, чтобы этого не было совсем или хотя бы частично, никогда не удалось достичь ни святому Петру, ни святому Павлу. Однако, если не всего, то, по крайней мере, многого достигнет тот, кто не обращает на них внимания.

 

Умерщвление плоти  

Подлинно умерщвленному достаточно четверти часа для того, чтобы в молитве соединиться с Богом.

 

Каждый должен иметь в виду, что в духовных вещах он сможет преуспеть лишь настолько, насколько он оставить свое самолюбие, своеволие и своекорыстие.

 

Христос  

Наше правило + Христос – наш Господь

 

 

IV. Приложение

 

Словарь терминов

 

В игнатианской духовности некоторые слова имеют особенный смысл. Поэтому нам представляется полезным дать объяснение некоторым терминам, наиболее часто употребляющимся в этой книге. Там, где в самом тексте понятие получает более подробное объяснение, мы указываем соответствующее место. Слова, выделенные курсивом, указывают на то, что для этих понятий имеется отдельная словарная статья.

Апостольский  – Христиане по примеру двенадцати апостолов Иисуса посланы в мир для служения. Это служение может состоять в передаче Иисусова Благовестия или в другой пастырской, социальной или культурной деятельности, которая призвана помочь  людям. Противоположностью «апостольской» духовности  применительно к духовной или орденской жизни можно считать «созерцательную» или «монашескую» духовность, в которой первоочередным является не непосредственная помощь другим людям, а личная предание себя Богу и свидетельство о Нем.

Аскеза  – Понятие происходит от греческого слова, означающего «упражнение». «Аскеза» означает сознательный отказ от телесного или душевного удовольствия, удовлетворения потребностей или желаний в воспитательных целях. С помощью аскезы человек хочет победить «неупорядоченные привязанности», в течение некоторого времени налагая на себя определенные ограничения. Цель аскезы – обретение «золотой середины», то есть научиться должным образом обращаться с благими дарами творения (с. 100 и далее, с. 125 и далее).

Бесстрастный  – Бесстрастный готов следовать воле Божьей. При принятии решений всякого рода он выбирает не то, что служит его выгоде, а то, что более  служит Богу и Его славе, то есть то, что более ведет людей к миру, справедливости, любви и вере. Следовательно, бесстрастный должен оставлять те вещи, которые уводят его от Бога, и активно пользоваться теми вещами, которые – как средства, способствующие достижению цели, – ведут к Богу. (с. 84., 114 и далее).

Больше  – Христианин стремится избегать греха и соблюдать библейские заповеди. Кроме того, некоторые христиане хотят «бо́льшего», (лат. “magis”). Они чувствуют личное призвание и стремятся к более глубокой духовности, бо́льшему экзистенциальному вызову, более радикальному образу жизни. Игнатианская духовность пытается удовлетворить это желание и указать путь его исполнения. Однако возрастание «бо́льшего» нельзя путать с бо́льшими аскетическими, духовными  или апостольскими  достижениями христианина. Активность проявляет, прежде всего, Бог, даруя Свою благодать. Она охватывает человека, пробуждает в нем желание и ведет его к бо́льшему служению. Согласно Игнатию, «бо́льшее» – это необязательно жизнь священника или монаха. Это жизнь каждого христианина, который в своем жизненном положении отвечает на вызовы Духа Божьего в соответствии со своими возможностями.

Воля  – Сегодня понятие «воли» имеет в большинстве случаев рационалистическое значение. «Голова» «волюнтаристски» осуществляет определенный план, часто вопреки влечениям сердца. Игнатий употребляет испанское слово “volundad” в соответствии со старой, опирающейся на латинский язык традицией его использования, в смысле аффекта или чувства. Воля – это направленное на действие стремление, влечение, желание  сердца. Она может быть упорядоченной  или неупорядоченной.

Воля Божья  – Игнатий предполагает, что Своем «сердце» Бог имеет определенный план в отношении каждого человека, и, следовательно, только в отношении него действительную волю. Человек должен, – что в сложном и поврежденном современном мире весьма непросто – познать ее и исполнить. Согласно христианскому учению, Бог желает только блага. Поэтому Его воля – это все, что ведет человека и его ближних к миру, спасению, утешению  и любви. При этом человек не должен стремиться к собственному благополучию за счет других. Однако он не должен и разрушать себя ради блага других. Ибо Бог желает добра каждому человеку и его ближним в одинаковой мере и одно связано с другим. При этом Бог может желать, чтобы один человек ради других взял на себя определенную меру страданий и отказа от удовольствий. (с. 135 и далее)

Воплощение  – от латинского слова “caro”, плоть. Духовная действительность становится материей, телом, плотью. Первоначально это понятие обозначало Вочеловечение Бога в Иисусе Христе. Однако в игнатианском смысле его можно отнести и ко всем христианам: тот, кто следует  за Христом, должен воплотить свой духовный опыт, свою харизму, придав им конкретный, телесный, материальный образ определенной формы жизни или служения. Воплощение в игнатианском понимании включает принятие на себя обязательств по отношению к определенным людям и институциям. Его невозможно осуществить без принятия на себя отказа и Креста, однако одновременно в нем реализуются свобода и любовь. (с. 97 и далее, 112 и далее).

Выбор  – В жизни постоянно приходится принимать решения. Чтобы найти хорошие, то есть подходящие и угодные Богу жизненные решения, игнатианская духовность предлагает метод совершения выбора. Внимательно наблюдая за движениями духов и мудро их различая, человек постепенно приходит к хорошему выбору. (с. 90 и далее, 132 и далее).

Движения души  – Испанское слово “mociones” обозначает различного рода душевные состояния, чувства, мысли. Часто речь идет о спонтанных симпатиях или антипатиях по отношению к некоторым предметам или возможностям. Эти душевные движения всегда несут на себе отпечаток страхов, обид, желаний, радостей, агрессии, надежд … Обычно душевные движения возникают спонтанно, без усилия воли. Молчание духовных упражнений  позволяет им проявиться с тем, чтобы быть открыто воспринятыми. Некоторые душевные движения ведут к добру, а некоторые – к злу и погибели. Искусство различения духов помогает понимать эти движения и читать по ним, что следует делать, а что нет.

Духи  – латинское слово “spiritus” обозначает движения  души, поскольку они не определяются волей и потому кажутся нам данными извне, как бы «нашептанными» неким «духом». Некоторые из этих движений, если мы им следуем, ведут нас к добрым и спасительным поступкам, другие же – к злым и погибельным. Первые являются внушениями доброго духа или ангела, а последние – злого духа, «врага человеческой природы», диавола. В упражнениях  человек пытается различать  духи, чтобы научиться отвергать внушения злых и следовать побуждениям добрых.

Духовность  – (нем. Spiritualitaet, от лат. “spiritus”, дух) может означать:

– в широком смысле: жизнь в соответствии с духовными ценностями вне зависимости от того, являются ли эксплицитно религиозными или нет, является ли их религиозное содержание христианским или нет. В этом смысле это понятие в данной книге не употребляется.

– в общехристианском смысле: жизнь по заповедям и в соответствии с Духом Иисуса Христа, ориентация на Его этику и Его радикальное самопожертвование.

– в узком смысле: индивидуальный, конкретный образ христианской духовной жизни, который в большинстве определяется личностью основателя духовной общины и отличается по некоторым признакам от иных форм христианской жизни, например, своей структурой и понятийным аппаратом, духовной педагогикой («мистагогией»), образом молитвы, религиозно-культовым стилем, богословской или антропологической и философской концепцией. (с. 73 и далее).

Духовное сопровождение  – На духовном пути человека подстерегают многие прелести, поэтому ему рекомендуется обратиться к помощи духовного сопровождения. Игнатианская педагогика предполагает, что духовные наставники должны обращаться со своими чадами не директивно, то есть они не вмешиваются в духовный процесс и не принимают за них решений. Их помощь ограничивается методическими советами для духовных упражнений и различения духов, чтобы человек мог лучше понимать, что происходит в его душе. (с. 94 и далее, 162 и далее).

Желание  – Латинское понятие “desiderium” или испанское “deseo” иногда переводится как «влечение» или «вожделение». Оно обозначает фундаментальную силу в человеке, которая стремится к спасению, счастью, миру, полноте и утешению. Из этой фундаментальной силы «желания» развиваются многие отдельные, конкретные «желания», то есть душевные движения, стремления и т. п. Они могут быть упорядоченными  или неупорядоченными.

Крест  – В духовной жизни «Крест» можно понимать как сознательно и добровольно перед лицом Иисуса принятое на себя страдание, боль или отказ, необходимый ради служения или пользы других. (с. 113 и далее).

Мудрость  – Мудрым является тот, кто может правильно различать  духов. Испанское слово “discreción” означает не столько – в этом его отличие от немецкого “Diskretion” – скромность, сколько чувство и способность судить о тонких душевных движениях.

Новициат  – Все церковные ордена предусматривают для желающих вступить в них период введения и испытания. Этот новициат (от лат. “novus” – новый) продолжается от одного до двух лет. Послушник знакомится с орденом, интенсивно усваивая его духовность. Он пытается понять хочет ли он окончательно вступить в орден. Одновременно орден испытывает послушника, пригоден и призван ли он к совместной жизни и апостольскому  служению в ордене. Во время новициата послушник может в любое время покинуть орден или быть уволенным из него. Новициат заканчивается обетами, которыми послушник связывает себя с орденом.

Помогать  – это фундаментальное понятие игнатианской духовности означает всякое бескорыстное служение. Совместным проектом Игнатия и его первых товарищей было «помогать душам». Они понимали эту помощь в широком смысле, преподавая духовные упражнения, примиряя спорящие стороны, воспитывая детей, проповедуя, совершая «дела милосердия», – то есть занимаясь социальной работой, – обращая неверных, исправляя церковные неустройства, утешая страждущих… (с. 34 и далее).

Различение  – После основательной и честной проверки можно судить о том, исходят ли душевные движения от доброго или от злого духа, и нужно ли следовать им или нет. Такой процесс различения – исп. “discernir” – помогает при принятии решений всякого рода. Игнатианское понятие различения духов – наследие всей христианской духовной традиции, корни которой уходят в писания отцов Церкви.

Различение в общине  – Не только отдельный христианин, но целое духовное сообщество может различать духов  для того, чтобы всей группой принять хорошее и угодное Богу решение. В настоящее время этот метод принятия решений открывается заново и широко практикуется игнатианскими общинами.

Слава Божья  – состоит в том, чтобы человек признал Бога в мире, и чтобы на земле совершалась воля Божья. Его воля – мир, справедливость, вера, любовь … для всех людей. Если эти ценности умножаются, то возрастает слава Божья. Тот, кто прилагает усилия для этого, следует максиме св. Игнатия: все ради вящей славы Божьей.

Следование  – Как апостолы, оставив все, последовали за Иисусом в буквальном смысле слова, чтобы быть с Ним рядом и участвовать в Его служении, так и христианин, оставив те вещи, к которым он имеет неупорядоченное влечение, должен – в переносном смысле – следовать за Христом, чтобы быть с Ним рядом и участвовать в Его служении.

Спасение  – Испанское слово “salud” означает «здоровье» – то есть сохранность в земной жизни души и тела – и «вечное спасение», то есть то, что после смерти «душа» приходит к Богу. Оба аспекты неразделимы и тесно связаны между собой. В глубине сердца каждый человек желает  «спасения».

Созерцание  – испанское слово “contemplar” означает игнатианский способ молитвенного обращения с библейскими текстами. В течение часового молитвенного упражнения, предваряемого методическими указаниями духовного наставника, человек открывает связь библейского текста со своей собственной жизнью, познавая нечто экзистенциально новое о себе и о Боге, вступая в личный диалог с Богом. (с. 87 и далее).

Средство  – В принципе все земные «вещи» могут помогать  и служить средствами для достижения божественной цели. Такими средствами могут быть, например, материальные блага, личные качества, институции, правила, компетенции, должности и звания, полномочия, связи. К этим средствам нельзя стремиться как к ценностям в себе, а лишь поскольку они помогают в достижении цели. Необходимо различать, какие вещи полезны в качестве средств для достижения цели, а какие нет, и какие из них помогают больше.

Упорядоченный/неупорядоченный  – Если чувства, мысли, намерения, проекты и действия человека направлены на доброе и тем самым на исполнение воли Божьей, то они соответствуют порядку творения, то есть «упорядочены». «Неупорядоченными» они являются в том случае, если они ориентированы на исполнение эгоистических желаний, причинение ущерба, разрушение и грех. При «неупорядоченной привязанности» – исп. “afección desoderdenada” – человек фиксирован на удовлетворении своих компенсаторных потребностей. Его бесстрастие  тем самым ограничено.

Упражнения  – Латинское выражение “exercitia spiritualia” означает “духовные упражнения”, в которых душа “тренируется” для того, чтобы углубить свои личные отношения с Богом, упорядочить свою жизнь и мудро принимать решения в соответствии с волей Божьей (с. 79 и далее).

Утешение/оставленность  – утешение – это внутренний мир, покой, ощущение счастья и гармонии. Человек интенсивно чувствует свою связь с Богом, ощущает радость молитвы, боль зла, полностью отдается духовной жизни и служению ближнему. Утешение – это противоположность всему вышеперечисленному, то есть внутренняя сухость, одиночество, безразличие, тупое чувство пустоты и бессмысленности. Человек ничего не чувствует, ни боли, ни радости. Он больше не может молиться, ощущает фрустрацию и блокаду чувств. (с. 93 и далее)

Харизма  – особый дар или способность, которую Святой Дух сообщает лично тому или иному человеку. В процессе упражнений человек может открыть свою харизму. Христианин может и должен по Божьей воле воплощать дарованную ему харизму в конкретном служении, используя ее на благо людей.

Цель  – Игнатий считает, что цель человеческого бытия является слава Божья. Цели всех остальных действий должны быть ориентированы на эту осуществление этой цели. Все вещи, которые помогают  достичь этой цели, являются законными средствами. Вещи, которые мешают достижению этой цели, необходимо оставить. (с. 100).

Экзамен  – это слово обозначает игнатианский метод молитвенного завершения дня. Вечером человек с благодарностью, но в то же время критически, обращается к событиям и впечатлениям истекшего дня, открывая в них след Божий, внимательно исследуя свою совесть, – таково значение латинского выражения “examen conscientiae”, – с доверием взирая на день грядущий и вкладывая свои мысли и чувства в молитву: благодарность, жалобу, просьбу о прощении или помощи, славословие Богу. (с. 122 и далее).

 

 


[1] Что делать? (лат).

 

[2] Примерно 156 км.

 

[3] То есть (лат.).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.