I.7. Игнатий де Лойола – духовный портрет — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

I.7. Игнатий де Лойола – духовный портрет

2022-09-11 22
I.7. Игнатий де Лойола – духовный портрет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Игнатии прежде всего удивляет то, что он в течение всей жизни оставался способным учиться. Он постоянно должен переориентироваться, в большинстве случаев из-за внешних обстоятельств, в которые он попадал, а часто и по причине водительства Божия. Точнее говоря, Игнатий всегда рассматривал внешние обстоятельства как водительство Божие, даже если это означало жесткое и болезненное вмешательство в его жизнь. Благодаря этой школе Божьей он стал тем, кем он был в конце своей жизни. Его личное излучение и его огромная сила как «генерала» всемирного ордена в его глазах коренилась единственно в Боге. Поэтому Игнатий всегда оставался благодарным и смиренным.

 

Многогранная личность

 

Что было «материалом», с которым Богу пришлось иметь дело? Знатоки баскской души считают, что твердое спокойствие Игнатия, его задумчивость и медленная, иногда даже неуклюжая, но мужественная и уверенная манера выражаться указывают на его баскское происхождение. Возможно, с происхождением связана и его сила воли. То, что он единожды вбил себе в голову, он преследовал с великим упорством, а иногда и упрямством. Сопротивление его скорее подзадоривало, нежели лишало мужества. Кроме того, большую роль здесь играла и гордость. Честь и слава были центральными ценностями его родной культуры. Без сомнения, Игнатий был очень чувственным и вожделеющим человеком, который, однако, рано научился укрощать свою энергию. Кроме того, он был тщеславен. Он восхищался другими и хотел, чтобы другие восхищались им. Как многие сильные личности, он был вызовом для других. Он не оставлял их равнодушными, а делал либо врагами, либо друзьями. Он был врожденным лидером, за которым другие с удовольствием следовали. Он не боялся смерти. Скорее он страшился пустоты, банальности, обыденности и уродства. Его религиозность была сформирована католическими обычаями своего времени. Его вера была простой и чистой. Проникла ли вера в период его юности в глубинные слои его души, мы не знаем. Игнатий не был интеллектуалом. Он стремился к получению образования исключительно ради конкретной пользы, которую оно могло принести. Его несомненно высокий интеллект был скорее практическо-прагматической природы. При достижении своих целей он действовал мудро, эффективно и аккуратно даже в мелочах. У него была хорошая эмоциональная фантазия, которую он без раздумий поставил на службу своим целям.

Его характер изменялся в течение жизни. Из карьериста, стремящегося к достижению внешних идеалов и высоких постов, он превратился в духовного лидера, который ценил прежде всего внутренние ценности и шел «вниз» к грешникам и нуждающимся; из традиционного католика – в мистика; из религиозного честолюбца, который хотел воплотить свои преувеличенные духовные идеалы – в паломника, который хотел жить со Христом и, как Христос; из религиозного фанатика, защищавшего с оружием в руках честь Приснодевы, – в тонко чувствующего духовника, имевшего чувство «смирения, любви, терпения и мудрости» (РП 14); из индивидуалиста – в товарища и друга; из отшельника – в мужа Церкви и основателя ордена; из радикального аскета, который всеми силами хотел «сделаться святым», – в апостола, который всю свою энергию направлял на то, чтобы помогать душам; из невротичного поклонника успеха – в истинного христианина, уповающего единственно на благодать Божию.

Игнатий все больше и больше осознавал свои личные недостатки. Его склонность к невротичности и мелочности сохранялась в течение всей жизни. Эта черта характера до конца жизни проявлялась в строгих упражнениях покаяния и тщательных исследованиях совести. Вероятно, ему не удалось преодолеть и своей склонности к угрызениям совести и депрессии. Всегда он слыл строгим, непреступным, чрезвычайно сухим и серьезным. Он никогда бы не смог бы стать народным святым. Трудно оценивать его личность по прошествии столь долгого времени. Об Игнатии всегда велись споры. Его друзья восхищались им. Его враги чрезмерно преувеличивали его недостатки. Едва мы можем составить себя адекватное представление о нем. Игнатия делало святым то, что он всегда шел до последнего конца, погружался в бездну Божию и позволял Ему изменить себя так, что сила Божья сотворила из него великое.

В Конституциях ордена иезуитов Игнатий описал, какими качествами должен обладать генеральный настоятель ордена. В этом тексте (К 723–735) всегда видели тайный автопортрет Игнатия. Вот шесть важнейших качеств генерала: 1. Он должен быть «весьма связан с Господом Богом нашим и знаком с Ним в молитве и все своих действиях». 2. Он должен быть примером для всех во всех добродетелях, в особенности в любви к ближнему и истинном смирении. Все «страсти» должны быть в нем «умерщвлены», то есть в своих действиях он не должен руководствоваться инстинктами. Прямоту и строгость он должен совмещать с добротой и мягкостью. Ему необходимо иметь великодушие и храбрость сердца, чтобы выносить слабости других и совершать великое, несмотря на сопротивление. 3. Ему необходим разум и здравое суждение, и в особенности мудрость и опыт во внутренних и духовных вещах. 4. Он должен быть внимательным и разборчивым в начале всякого дела и постоянным и ревностным при его завершении. 5. Он должен иметь здоровый и опрятный вид. 6. В отношении внешних он должен быть достойным доверия и уважения и иметь хорошую репутацию. – Это описание, как его можно интерпретировать, идет от наиболее важного к менее важному, от высочайших духовных добродетелей к низшим телесным и кажущимся внешними преимуществам. И, тем не менее, в завершении всегда упоминается телесное, таким образом обретая свою ценность. Духовность Игнатия являет себя нам как реалистическая, жизненная, приземленная, то есть инкарнированная духовность.

 

В единении с Богом

 

Игнатий имел обыкновение долго молиться. Он начинал свой день рано утром с «обычной молитвы». Иногда это была молитва розария, иногда личная беседа с Богом. Он тщательно готовился к мессе, которую он затем служил в часовне рядом со своей спальней. Во время мессы, длившейся, как правило, долго, у него часто бывали сильные духовные переживания, иногда мистические посещения, сопровождавшиеся великим утешением и продолжительными слезами. После мессы он оставался еще около двух часов в часовне для личной молитвы. Может показаться удивительным, что совершение Евхаристии было для него важнейшим местом встречи с Богом. Часто его охватывало такое благоговение, что он был не в силах говорить. Сегодня нам кажется непонятным и с богословской точки зрения сомнительным проявлением благочестия, если священник совершает мессу в одиночестве. Евхаристия – это по своей сути общинное делание. В 16 веке это было широко распространенной практикой и служило для многих священников источником утешения. «Частная месса», согласно богословскому мнению того времени, была источником божественной благодати для всей Церкви. Иногда Игнатий настолько был потрясен тем действием, которое оказывало на него совершение мессы, что это сказывалось на его слабом здоровье. В некоторые дни он был не в состоянии служить мессу.

Свои планы и заботы Игнатий привносил в служение мессы. Его духовный дневник повествует, как он в течение долгих недель обдумывал во время мессы проблемы бедности в ордене. При этом речь шла о казалось бы второстепенном вопросе: должны ли дома и церкви ордена иметь право на постоянные доходы, так называемые бенефиции. От решения этого вопроса для него зависело понимание бедности в ордене, а следовательно ее духовная ценность. Ежедневно он предлагал эту тему Богу во время мессы и молил дать ему ответ в опыте утешения и оставленности. По своим внутренним настроениям, мыслям и чувствам он мог различать, что́ угодно Богу в этом конкретном вопросе. При этом впечатляет, сколь прагматически Игнатий понимал свои отношения с Богом. Он обсуждал с Ним свои конкретные переживания и повседневные нужды, чтобы понять, в чем заключается воля Божья. Он полностью соизмерял свою жизнь с волей Божьей.

В течение дня Игнатий постоянно молился короткое или более продолжительное время. Краткое духовное исследование совести он совершал ежечасно, если ему не мешали беседы с другими людьми. Вечером он подробно размышлял о событиях прошедшего дня, молился о переживаниях дня и приносил свой предстоящий день Богу. В последние годы жизни он постоянно был связан с Богом. В Рассказе паломника он так пишет об этом: «он всегда возрастал в благоговении, id est[3], в способности встретиться с Богом, причём ныне – больше, чем когда-либо в своей жизни. И всякий раз, в любое время, когда он хотел встретиться с Богом, он с Ним встречался» (РП 99).

 

Общение с людьми

 

Игнатий больше интересовался людьми, нежели структурами. Хотя он считал последние полезными и занимался ими по мере необходимости, но его подлинной страстью были личности и отношения. Он хотел, чтобы в его орден вступали сильные и одаренные люди, ибо он видел в личных дарованиях дар Божий, который необходимо использовать ради дела. Духовные дары, такие как любовь ко Христу и личную святость, он почитал еще больше, чем природные дарования: добродетель, ум и прилежание. Все дарования должны быть таким образом упорядочены в Боге, чтобы они использовались не для собственного преимущества, а ради спасения людей и славы Божьей. Игнатий хорошо умел слушать. Прежде чем принять любое решение он всегда выслушивал советы других людей. После принятия решения он требовал беспрекословного послушания и исполнения принятого решения.

Игнатий прекрасно разбирался в людях. Он мог быстро и уверенно оценивать людей, с которыми ему приходилось иметь дело, и правильно находить соответствующее им задание. Его подчиненные видели в нем подлинного духовного отца. Он поддерживал слабых, тормозил чрезмерно резвых. С сильными он был строг, с робкими – снисходителен. Он поддерживал сильные личности, с медлительными был терпелив. Он обращался с каждым в соответствии с его своеобразием и его способностями. Он мог доброжелательно давать тяжкую ношу и столь же доброжелательно освобождать от нее. Он всегда стремился к тому, чтобы положительно истолковать действия других людей. Он постоянно заботился о братском единстве и примирении. Каждый чувствовал его любовь к себе…

Игнатия всегда влекло к бедным и страждущим. Во время своих странствий он часто раздавал бедным то, что сам получал в качестве подаяния. Несправедливость вызывала в нем гнев. Мы уже упоминали о его социальных проектах в Риме. В общественных больницах больные лежали на нарах в ужасных условиях, почти без всякого ухода, в невообразимой грязи. В городах, куда он приходил, Игнатий шел в такие больницы для ухода за этими людьми. И своих спутников он посылал на это служение, которое казалось невозможным. Они не боялись заразных болезней. После основания ордена он ввел практику по уходу за больными для всех послушников, даже для тех, кто происходил из знатного рода или был доктором богословия. Этим Игнатий преследовал двоякую цель: помощь страждущим и духовное действие, которое такое служение оказывало на послушника. Как генерал ордена Игнатий проявлял особенную заботу о больных собратьях. Он не щадил для этого никаких расходов, сам часто навещал их, приказывал оказывать им всяческую медицинскую и духовную помощь.

В обращении с высокопоставленными лицами – общество и Церковь того времени была строго иерархиезирована, социальные и культурные различия между выше и нижестоящими были огромны – он был корректен, но не раболепствовал. Во время своего придворного воспитания он приобрел навыки вежливого обхождения и дипломатическое чутье. В делах однако он был прямым и упрямым человеком, стремящимся к ясности, в том числе и по отношению к князьям, королям и папам. Его письма показывают, что он умел мудро затронуть и весьма неприятные вопросы. В 1555 году его давний недоброжелатель театинский кардинал Джованни Карафа стал Папой. Следовательно Игнатий был обязан ему послушанием. Когда Игнатию сообщили эту новость, он испугался так, что все тело его задрожало от ужаса. Не говоря ни слова, он отправился в часовню для молитвы. Через короткое время он вышел обратно в веселом и довольном настроении, как если бы выбор Папы произошел в соответствии с его желанием.

 

Аскет, мистик, менеджер

 

В годы своего паломничества Игнатий был радикальным аскетом. Он соблюдал строгий пост, подвергал себя бичеванию и носил специальный пояс, чтобы причинять себе телесную боль. Он плохо одевался и по возможности не носил обуви. Лишь изредка он позволял себе спать достаточное время. Средства к существованию он добывал, исключительно прося милостыню. Все это наносило вред его здоровью. В период учебы он постепенно сократил свои аскетические упражнения, чтобы они не мешали ему эффективно учиться. Будучи генералом, он стал еще осторожнее, однако не отказался полностью от аскетических практик. Если молодые собратья проявляли чрезмерное рвение в аскезе, он мудро старался сдерживать их порывы. В своих письменных наставлениях он требует радикальной аскезы. Покаянные упражнения имели в позднее средневековье широкое распространение. В этом пункте Игнатий – дитя своего времени. Подобные практики были наследием средневековой и античной культуры и отчасти имели корни в телоненавистнических, языческих традициях. В период Нового времени они постепенно начали выходить из употребления, однако частично их следы сохранились до сегодняшнего дня. В этом вопросе Игнатий был человеком позднего средневековья, если рассматривать Новое время как эпоху, когда у человека выработалось новое положительное отношение к своему телу.

Игнатий был также благодатным мистиком. Это обстоятельство вплоть до публикации в последние десятилетия новых документов, касающихся его жизни, оставалось малоизвестным. Он считался, прежде всего, гениальным организатором и политиком, которого было трудно заподозрить в мистических переживаниях. Он стоит в начале целого ряда великих испанских мистиков 16 века, из числа которых наиболее значительными являются Тереза Авильская и Иоанн Креста. Однако мистика Игнатия никогда не имела литературного влияния, сопоставимого с влиянием этих духовных авторов. Игнатий не использовал образа жениха и невесты и никогда не говорил о соединении души с Богом. Однако в конце своей жизни он был действительно соединен с Богом. Его мистика – это скорее мистика встречи и беседы с Богом. Этой встречей с Богом питалась его повседневная жизнь и его делание. Его духовность была полностью направлена на служение людям и деятельное преобразование мира. Поэтому ее иногда называют «мистикой действия» или «мистикой свободы».

Наконец, Игнатий был менеджером процветающего предприятия, действующего по всему миру. В качестве такового он вошел в историю. С большим искусством, энергичностью и умом он руководил орденом из своего центра в Риме. Очень скоро он понял некоторые принципы деятельности, которые могут считаться предтечами современных методов менеджмента, например, необходимость правильной коммуникации, ясной постановки цели, увеличение эффективности, мудрой кадровой политики, работы с мультипликаторами, глобального видения. В части III мы представим некоторые из этих идей. Игнатий ставил человека и его телесный и духовный прогресс выше структур и организаций. Как личность он был человеком служения и высокого чувства долга. Как менеджер он опередил свое время.

Для постороннего наблюдателя трудно понять, как ему удалось совмещать столь непохожие роли. Как может некто одновременно быть строгим аскетом, глубоким мистиком и глобально мыслящим менеджером? Как Игнатий соединял свое переливающееся через край чувство с трезвенным и расчетливым пониманием повседневной жизни, организованной в соответствии с потребностями функционирования организации? Как один человек с явно ограниченными возможностями личностной структуры смог оказать столь всеобъемлющее, почти безграничное воздействие на мир? Как некто может одновременно быть эффективным, ориентированным на успех, активным работником и в своем сердце оставаться созерцателем, пассивным молитвенником, уповающим единственно на Божью благодать? Расстояние в 500 лет воздвигает здесь определенные барьеры понимания. Духовного мастера нельзя понять наскоком. В известном отношении Игнатий остается противоречивым, неуловимым, благодатно-таинственным человеком, то есть святым.

 

Смерть Игнатия

 

В течение долгих лет Игнатий желал смерти. В 1550 году он был тяжело болен. Он пишет о том времени: «В это время, думая о смерти, он испытал такую радость и такое духовное утешение от того, что ему предстояло умереть, что весь залился слезами. И это начало происходить настолько часто, что много раз он оставлял мысль о смерти, чтобы не испытывать столь сильного утешения» (РП 33). Неожиданно в том же году он поправился. Многократно он говорил, что хочет жить лишь по одной причине: он лично желает позаботиться о том, чтобы допуск послушников к вступлению в орден происходил как можно более строго. В январе 1556 года он снова заболел. В июне его болезнь усилилась. 30 июля он почувствовал приближение конца и послал своего секретаря, о. Хуана де Поланко, к Папе с просьбой благословить его. Однако врачи советовали не беспокоиться, и Поланко решил выждать до следующего дня. Ночью Игнатий был очень беспокоен. Около полуночи ухаживающий за ним брат то и дело слушал из его комнаты слова Ay, Dios  (О, Боже). Это были последние слова Игнатия. Утром 31 июля 1556 года у Игнатия началась предсмертная агония. О. Поланко тотчас отправился в Ватикан и несмотря на ранний час был принят Папой. Когда он вернулся, Игнатия уже не стало. Он умер в возрасте 65 лет. Цель его паломничества была достигнута, его желание умереть исполнилось.

Перед смертью Игнатий даже не успел принять таинств. Как прежде его жизнь, смерть его была обычной, простой, бесстрастной и смиренной. В Риме люди на улицах говорили: «Почил святой». О. Поланко написал сообщение о его смерти и разослал по всему миру. Так как при жизни Игнатий не позволял написать с себя портрет, после смерти с его лица была сделана маска. В ордене и за его пределами дело Игнатия продолжает жить до сих пор.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.