Выбор в Духовных упражнениях — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Выбор в Духовных упражнениях

2022-09-11 25
Выбор в Духовных упражнениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Главная цель классических игнатианских упражнений – сделать выбор жизненного пути. Молодой человек, стоящий перед выбором жизненного пути, должен выбирать  между различными альтернативами. В традиционном смысле выбор подразумевает принятие решения вступить в орден, уйти в монастырь или стать священником. Игнатианское понятие «выбора» можно трактовать и шире. Например, оно может означать решение вступить в брак, или получить определенную профессию, поступить на работу. Однако в любом случае речь идет принятии неких обязательств, которые остающихся в силе долгое время или даже в течение всей жизни.

Игнатий спрашивает: какая из возможных альтернатив является большим «вкладом» в достижение цели, ради которой сотворен человек? Что есть «воля Божия»? Что есть цель человеческого существования, Игнатий сформулировал уже в Начале и Основании: цель человеческого существования – все, что способствует приближению «Царства Божия», то есть умножение мира, примирения и справедливости, веры, надежды и любви среди людей. Стремиться к этому – это воля Божья. Упражняющийся должен выбрать из возможных для него альтернатив ту, в которой он чувствует бо́льшее утешение и уверенность, что, избрав ее, он по всей вероятности больше  и действеннее сможет помогать утверждению человеческих ценностей. У одного упражняющегося это может быть одна альтернатива, а у другого – другая. У Бога для каждого человека есть свой индивидуальный план, свое ожидание, своя особая «воля».

В жизни христианина речь идет, прежде всего, о ценностях, основание которых не в его личности, а в «мире»: христианин живет, прежде всего, для других, для ближнего. Чтобы, руководствуясь этим критерием, совершить свободный выбор он должен воспитывать в себе описанное выше качество бесстрастия. Он должен быть готов сделать масштабом своего поведения не собственную выгоду, а выбирать то, что более способствует достижению человеком и миром цели своего существования, то есть то, что более ведет их к Богу. Чтобы достичь столь высокой степени самопожертвования, в упражнениях Первой и Второй недели ему необходимо увеличить степень бесстрастия. После такой подготовки он может в конце Второй недели совершить выбор. «Бесстрастие» не означает, что он обязательно должен выбрать для себя лично самое трудное, тяжелое и неприятное. Это означает, что он готов  взять на себя все это, если это необходимо для достижения цели. Единственный критерий выбора – это то, что более способствует достижению цели. Неважно является ли это с субъективной точки зрения трудным или легким.

Игнатий различает три «времени выбора», то есть три различных способа  совершения выбора. Каждый упражняющийся находится в различные моменты своей жизни в разных ситуациях и в различном расположении духа. В зависимости от этого одно из трех времен является для него наиболее подходящим. В первом времени (ДУ 175) Бог Сам непосредственно обращается к упражняющемуся, являя ему свою волю. Осознание воли Божьей в этом случае подобно удару молнии. У него нет сомнений относительно того, что он должен делать. Такие прозрения относительно своего призвания случаются редко, но, тем не менее, чаще, чем обычно принято думать. Они – благодать Божья и неподвластны человеку. Второе время (ДУ 176) основано на различении внутренних движений души. Отчетливо воспринимая и оценивая свои душевные движения и чувства, которые посещают его во время упражнений, он в них пытается уловить голос Божий. Игнатий развил целое учение о «различении духов», о котором мы расскажем в следующем разделе. Третье время (ДУ 177 и далее) наступает в том случае, если принять решение не удается первыми двумя способами. Оно представляет собой рациональный способ принятия решения. Для каждой из имеющихся возможностей упражняющийся пытается найти «за и против» и решить, какая из них является наилучшей.

В зависимости от типа личности упражняющийся выбирает наиболее подходящее для него время выбора. Как правило, в духовных упражнениях выбор жизненного пути совершается способом, который представляет собой сочетание элементов второго и третьего времени. Человек внимательно следит за тем, куда влекут его чувства и движения души, дополняя это аргументами «за и против» определенного решения. Кроме того, весьма желательно, чтобы принятое таким образом решение получило подтверждение в непосредственной очевидности духовного опыта первого времени. Однако такое подтверждение человек может испросить для себя только в молитве. Иногда оно даруется Богом в избытке, иногда только отчасти, а иногда и вовсе нет.

 

Различение духов

 

Второе время выбора является самым игнатианским и наиболее желательным в духовных упражнениях. Игнатий хорошо знает человеческую душу и ему прекрасно известно, что ее наиболее важные процессы и решения совершаются в области чувств, в сердце, а не области разума. Его широко распространенный имидж рационалиста – не что иное, как заблуждение.

В своих «Правилах о различных духах» (ДУ 313–336) он, прежде всего, говорит о движениях души. Под этим он подразумевает всякого рода расположение духа, чувства, душевные впечатления. Часто речь здесь идет о спонтанной симпатии или отвращении к вещам или возможностям бытия. Эти движения духов всегда отмечены страхами, обидами, желаниями, радостями, агрессией, надеждами. Как правило, движения духов спонтанны. Они возникают без волевого участия человека. Упражняющийся остается при этом пассивным. Традиционная формулировка: он «движим духами», выражает, что внутренние движения духов представляют собой голоса, «нашептывающие» ему нечто извне. Опыт научает нас, что некоторые из них ведут нас к благу и спасению, а некоторые, напротив, – к злу и гибели. Игнатий использует для выражения этой идеи образы «доброго духа», ангела и «злого духа», диавола, каждый их которых стремится склонить упражняющегося на свою сторону. Искусство «различения духов» призвано помочь в распознании, какое движение исходит от доброго духа, а какое – от злого.

Прежде всего, необходимо научиться чувствовать  движения собственной души. Упражняющийся должен открыто и тонко, честно и радикально вслушиваться в себя и принять свой внутренний мир. Этому призвано помочь молчание, в котором совершаются упражнения. Психическая стабильность и зрелость являются предпосылками этого процесса. После того, как он почувствовал свои внутренние движения, упражняющийся должен осознать  их, то есть понять и выразить в словах. И лишь затем он может различить  их, то есть дать им содержательную оценку. Одни из них исходят от доброго духа и им можно доверять. Другие – от злого, и их нельзя слушаться.

Важное значение имеют движения «утешения» и «оставленности», открытые Игнатием на своем опыте, (см. часть I, 3). Утешение  – состояние внутреннего мира, покоя, чувство счастья, гармонии, общение с Богом, радость молитвы, сожаление о зле в мире и в собственной душе, влечение ко всему духовному и к служению ближнему. Оставленность  – это противоположность всего вышеперечисленного, то есть внутренняя сухость, одиночество, нежелание, тупое чувство пустоты и бессмысленности. Человек не чувствует ни радости, ни боли, не может более молиться. В своей душе он ощущает только фрустрацию и блокаду чувств. В духовных упражнениях всякий человек переживает как периоды утешения, так и оставленности. Утешение – это всегда дар Божий, который Он уделяет по Своему желанию. Человек не может непосредственно влиять на опыт утешения и оставленности. Он должен с радостью принимать даруемое ему утешение и терпеливо переносить периоды оставленности.

Во время утешения, как считает Игнатий, к нам обращается, как правило, добрый дух, во время оставленности – злой. Поэтому в период оставленности по возможности не следует принимать никаких решений, а терпеливо ждать, когда наступит время утешения, когда человек вновь обретет в молитве общение с Богом и ясность в отношении предстоящего решения. Необходимо также оберегать себя от ложного утешения, которое предлагает злой дух. Он внушает упражняющемуся фантазии, полные мнимых радостей и удовольствия. В реальности они, однако, ведут его к гибели. Добрым знаком является стабильное утешение. Упражняющийся следует некой мысли с особой внутренней радостью. Если утешение не исчезает сразу после упражнения, а продолжается еще долгое время, то скорее всего оно исходит от доброго духа. Этот опыт Игнатий приобрел во время своей болезни в Лойоле.

Пока этих кратких сведений об искусстве различения духов достаточно. Игнатий развил об этом целое учение. Оно – утонченно и сложно. И даже специалистам нелегко разобраться в некоторых его деталях. Еще труднее его применять. В III части мы коснемся некоторых других аспектов этого учения.

 

Духовное сопровождение

 

Упражняющийся ежедневно проводит беседу со своим духовным наставником или наставницей. Он рассказывает о том, что произошло в его душе в предыдущий день, рассказывает о своих «движениях» и помыслах, получает помощь в «различении духов» и выслушивает методические рекомендации относительно предстоящих упражнений. Наставник дает упражняющемуся четыре или пять упражнений на следующий день, которые он выбирает согласно структуре Духовных упражнений, а также в зависимости от того, какие проблемы волнуют упражняющегося, и от общего хода духовного процесса.

Игнатианский стиль духовного наставничества в противоположность некоторым другим формам духовного руководства и психотерапии принципиально не директивен. Это означает, что формирующий и преобразующий процесс  происходит в отношениях между Богом и упражняющимся. В этой  беседе упражняющийся встречается с самим собой, слушая Бога, получает новые жизненные ориентиры, принимает решение. Наставник – это третий в этом союзе, который занимает пассивную позицию, исполняя роль нейтрального наблюдателя и советника. В этом качестве он помогает упражняющемуся понять свои внутренние движения. Он не вмешивается в сам процесс. Он противостоит искушению направить его в определенное русло и тем более манипулировать им. Наставник ни в коем случае не навязывает упражняющемуся свое решение, а напротив, если он замечает, что тот хочет свалить на него ответственность, ободряет его самостоятельно, в беседе с Богом, сделать собственный выбор. Чтобы выразить это, Игнатий использовал образ весов (ДУ 15). Наставник занимает нейтральную позицию, позволяя чашам весов склоняться в одну или другую сторону. «Творец» должен непосредственно  сообщить свою волю своему творению, душе упражняющегося.

Такое сотрудничество с Богом требует, чтобы наставник обладал определенными качествами. Он должен иметь не только хорошо развитое чувство тончайших движений души, но и должен, прежде всего, обладать даром «различения духов». Он должен мудро  – так можно наиболее адекватно перевести важное игнатианское понятие discreción  – чувствовать, какой дух и каким образом пытается влиять на упражняющегося. Для этого наставник сам должен пройти путем Духовных упражнений и иметь интенсивное общение с Богом. Способность принимать упражняющегося таким, какой он есть, наряду с духовным опытом и интуицией является одним из важнейших требований, предъявляемых к духовному наставнику. Когда упражняющийся пребывает в оставленности, наставник должен ободрять его. Когда упражняющийся испытывает утешение, он должен позаботиться о трезвости и ясности его восприятия (ДУ 7). Наставник – это, прежде всего педагог, ведущий своего ученика к Богу. При этом он должен предоставить ему свободу, необходимую ему для того, чтобы он мог приобрести собственный опыт, который Бог желает ему даровать. Наставник должен быть скромным, уступая место Богу, который непосредственно должен воздействовать на душу упражняющегося.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.