II. По воле Божьей: Творения св. Игнатия — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

II. По воле Божьей: Творения св. Игнатия

2022-09-11 22
II. По воле Божьей: Творения св. Игнатия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Несмотря на телесные недостатки, Игнатий, как мы уже отметили, был очень подвижным, энергичным и творческим человеком. Какое наследие оставил он миру? Что есть его «творения»? Прежде всего, необходимо выяснить, в каком смысле можно говорить о «творениях» Игнатия, и как они укоренены в истории его жизни. Затем мы представим его отдельные произведения, прежде всего, его основные духовные творения: Духовные упражнения и Конституции Общества Иисуса. Творчество св. Игнатия имело также глубокое богословское измерение. Теологические комментарии призваны помочь понять игнатианскую духовность в контексте христианской традиции.

 

I.1. История жизни и творения св. Игнатия

 

У Игнатия ничего невозможно понять в отрыве от его биографии. За его воззрениями, намерениями, максимами всегда стоит какое-нибудь конкретное событие, его жизненный опыт. Опыт Игнатий всегда понимает как Провидение Божье или вмешательство Бога в жизнь человека. Несколько преувеличивая, можно сказать: у Игнатия всякое дело есть дело Божье. Это делание Божье Игнатий постигает посредством экспериментирования. Сначала у него зарождается идея некоего проекта. Затем он настойчиво пытается ее осуществить. При необходимости он вносит коррективы в своей первоначальный план в зависимости от внешних обстоятельств или внутренних прозрений. Если ему удается успешно реализовать свой проект, то он понимает его как дело Божье, а себя как инструмент в руках Провидения. Если проект же завершается неудачей, то он интерпретирует как предостережение Бога. Это дело не было делом Божьим. Он признает свою ошибку и обращается к другим проектам. Свой приобретенный таким образом опыт он передает другим. Благодаря божественному проведению он получил хороший урок, который в свою очередь превращает в науку для других. Таким образом, его творчество пронизано педагогическим пафосом.

 

Какие творения?

 

Творчество Игнатия можно понять только, исходя из его личности. Поэтому самое главное и удивительное творение Игнатия это его личностное свидетельство. Позволяя Богу воздействовать в своем существовании на другого человека и представляя это действие Божье посредством своего существования, он совершает в мире апостольское делание. Свидетельство важнее множества отдельных дел, а дела важнее слов (ср. ДУ 230). И, тем не менее, дела и слова делают свидетельство более ясным. Чтобы понять его свидетельство мы должны познакомится с его делами, и внимательно изучить его слова.

В отличие от многих других духовных личностей и духовных наставников письменные произведения не занимают у Игнатия центрального места. Игнатий не был интеллектуалом, писателем, ученым. И, тем не менее, он оставил несколько письменных произведений, оказавших огромное влияние на духовную историю христианства. В этой главе мы расскажем о них.

Является ли орден иезуитов творением св. Игнатия? На этот вопрос можно дать как отрицательный, так и положительный ответ. Для своих спутников Игнатий был духовным отцом, который мощью своей духовной харизмой оказал на них очень большое влияние. Это верно как в отношении личностей его первых спутников, так и в отношении характера становящейся орденской общины. Однако он – не единственный основатель Общества Иисуса. Десять товарищей стояли у истоков нового ордена. И все они имеют равное право считаться его основателями и в равной степени несут ответственность за его основание. В понимании группы основателей их глава и основатель – Иисус Христос. В соответствии с таким пониманием они называют свое творение – Его творение – по имени Иисуса «Обществом Иисуса». Тем не менее, вне всяких сомнений истинным остается и то, что Игнатий в последние годы своей жизни вкладывает всю свою энергию, все свое сердце, весь свой разум в заботу об устроении ордена. Поэтому с исторической точки зрения орден иезуитов является тем творением, которое связывается в первую очередь с неустанной деятельностью и именем Игнатия Лойолы. В этом смысле Орден, несомненно, является его детищем.

Часто говорят об игнатианской духовности. В каком смысле она является творением, которое Игнатий оставил потомкам? Игнатий явно не желал «основывать» никакой новой духовной традиции. Он лишь хотел жить по-христиански, свидетельством о Христе и всей своей жизнью служить Богу и людям. О себе он думал только то, что он – христианин и иезуит, и ничего больше. То, чему он пытался научить других, было для него духовностью в общехристианском смысле. То, что его отличало от других, он называл собственным «образом действия». Однако ему не приходило в голову, что игнатианская  «духовность» в узком смысле этого слова может отличаться от других «духовностей». Тем не менее, сегодня можно часто слышать рассуждения о таких различиях. Имеют ли они смысл?

Под духовностью в таком узком смысле можно понимать специфический тип христианской духовной жизни, который часто несет на себе особый отпечаток личности основателя и отличается от иных духовных традиций определенными признаками: особой структурой и терминологией, определенной духовной педагогикой («мистагогией»), формами общения с Богом, определенным стилем религиозно-культового выражения, специфическим богословским, а часто и антропологическим и философским основаниями или интуициями. Из многообразия возможностей христианской жизни духовная традиция выбирает один  идеал. Духовная традиция всегда определяется духовными, социальными и культурными особенностями той эпохи, в которую она возникла. Она является ответом на вопросы и нужды своего времени. Часто она находит свое определенное социальное выражение, каким в случае Игнатия был Орден иезуитов. Духовная традиция может стать школой, в которой эта традиция получит свое дальнейшее развитие. В большинстве случае духовная традиция лишь с течением времени воспринимается и осмысливается как таковая.

В этом смысле, Игнатий, – сам того не желая, – может считаться основателем духовной традиции. Можно ли рассматривать ее в качестве его творения? На этот вопрос можно дать положительный ответ в той мере, в какой он в своей духовности передал потомкам нечто, что было результатом воздействия его личности и деятельности. Однако и здесь мы должны подчеркнуть: он сам ничего не знает о своей «духовности». Ее он сам рассматривал бы как дело Божье. Поэтому можно сказать в Игнатии Бог создал духовность и через него сообщил ее миру.

 

Письменные творения

 

Мы уже говорили о Рассказе паломника  (часть I,2). Он довольно труден для современного читателя, так как его язык и его образность кажутся ему чуждыми. Если рассматривать его по аналогии с современным биографическим жанром, то можно сказать, что он повествует о внутреннем духовном становлении Игнатия.

Книга Духовных упражнений  – самое известное произведение Игнатия, которое оказало наибольшее влияние на христианскую духовную культуру. В нем Игнатий кратко и последовательно суммирует свою духовную педагогику. Духовные упражнения написаны для тех, кто их преподает, для руководителей курсов. Эта книга имеет технический характер, она чем-то напоминает поваренную книгу, которая служит руководством для тех, желает приготовить блюдо, уже имея определенные навыки приготовления пищи. Так же как чтение поваренной книги едва будет полезным для голодного, чтение книги Духовных упражнений не рекомендуется тем, кто желает приобрести духовный опыт. К тому же, Духовные упражнения написаны еще более труднодоступным и архаичным языком, чем Рассказ паломника. Только приобретя определенный опыт  Духовных упражнений, следует неспеша приступать к изучению этой книги. С ее помощью можно рефлектировать свой собственный духовный опыт. Она лишь постепенно раскрывает нам свои богатства. Книга Духовных упражнений не претендует на литературные изыски. Она скорее представляет собой практическое руководство. Однако на свой лад она вырабатывает очень точный богословский язык. Ее терминология и богословские идеи уже в течение нескольких столетий определяют развитие некоторых духовных школ.

Книга Духовных упражнений прошла довольно сложный процесс редактирования, который мы на сегодняшний день достаточно хорошо знаем. Уже на одре болезни в Лойоле Игнатий делает первые заметки о своем духовном опыте, которые он продолжает в Манресе. Источником его вдохновения служит «Книга упражнений» аббата Сиснероса Монтесерратского. Из этих записей возникает первоначальная версия Духовных упражнений. В годы его учебы она постепенно дополняется новыми пассажами, которые Игнатий пишет, основываясь на полученных их философских и богословских знаниях. Когда в Париже один из его товарищей во Христе вместе с Петром Фавром впервые дает Духовные упражнения, Игнатий дополняет части, содержащие непосредственные методические указания для руководителя упражнений. Последние корректуры он предпринимает, будучи в Северной Италии и Риме. Самая древняя из дошедших до нас рукописей Духовных упражнений, так называемый автограф, был записан секретарем Игнатия в 1544 году. Этот список хранит собственноручные исправления Игнатия. В 1548 году после некоторых усилий Игнатия Духовные упражнения получают официальное одобрение церковной власти. Вслед затем публикуется латинский перевод книги Духовных упражнений. Первые экземпляры были предназначены исключительно для внутреннего пользования в ордене, так как тогда еще никто не думал, что упражнения могут преподаваться еще кем-то, кроме иезуитов.

Конституции  Общества Иисуса также претерпели долгий редакционный процесс. Как и в случае Духовных упражнений, практика вносит коррективы в первоначальные версии Конституций. Генезис этих двух произведений отражает сущность игнатианской духовности: в молитве идеи преподносятся Богу, затем претворяются в жизнь и таким образом проверяются на практике. Пройдя испытание реальностью, они постепенно приобретают свою форму. С точки зрения Игнатия Бог также участвует в этом процессе. В молитве Он вторгается в процесс создания текстов посредством опыта утешения и оставленности, а на практике – посредством часто весьма мирских корректирующих механизмов. Конституции – это коллективное произведение, так как многие иезуиты участвовали в их создании. За редакцию текста Конституций несет ответственность секретарь Общества Иисуса о. Хуан де Поланко. Поэтому Игнатия нельзя в строгом смысле назвать автором текста Конституций. Тем не менее, Конституции могут быть причислены к его произведениям, так как в них живет его дух, в них нашли отражения его идеи. Так как Конституции имеют большое значение для игнатианской духовности, им, также как и Духовным упражнениям, посвятим отдельную главу.

Мы также уже упоминали о Духовном дневнике  св. Игнатия. Речь идет о стопке листов с частными, никогда, вероятно, не предназначавшимися для посторонних глаз заметками, которые датируются периодом между февралем 1544 и февралем 1545 года. Скорее всего, Игнатий вел дневник только в течение этого одного года. Каждое утро, совершив св. мессу, он делает отрывочные заметки о движениях своей души во время богослужения. В течение первых недель эти заметки носят довольно подробный характер, однако со временем они делаются все более скупыми. В большинстве случаев он лишь пишет, были ли у него слезы и сколько. Этот текст с необыкновенной открытостью показывает мистическую жизнь св. Игнатия. Духовный дневник в своей конспективности труден для понимания обыкновенного читателя. Он открывает свои богатства только тому, кто уже знаком со стилем Игнатия и имеет определенную богословскую подготовку.

В заключении необходимо упомянуть о значительном корпусе писем, принадлежащих перу святого Игнатия. То, что сохранилось из написанного им, было опубликовано в 19 веке в двенадцатитомном издании, содержащим приблизительно 7000 писем. Только около 30 из них относятся к периоду до основания Общества Иисуса. Все остальные написаны в качестве «генерала» процветающего Ордена. Их адресаты – собратья по ордену во всем мире, высокопоставленные духовные и светские лица, с которыми Игнатий вел переписку относительно проектов Общества, а также просто частные лица, которым Игнатий дает духовные советы. Некоторые письма представляют собой окружные послания, в которых Игнатий наставляет иезуитов относительно различных предметов орденской жизни. Игнатий выработал высокое искусство оценивать простые организационные и другие практические вопросы с точки зрения духовных критериев и в соответствии с этим формулировать максимы действия. Несмотря на то, что его предложения, как и в остальных его сочинениях, длинную и сложную структуру, его язык – краток, лишен украшений, и точен. Темы и стиль писем очень разнообразны. Они всегда зависят от того, кто является адресатом его письма. Большая часть писем написана не непосредственно самим Игнатием, а его секретарями. Тем не менее, эти письма тоже можно отнести к творениям Игнатия, так как их содержание и форма в своих существенных чертах определены самим Игнатием. Часть его писем читается легко, часть напротив малопонятна из-за сложности тем, которые в них затрагиваются, а также из-за чуждого нам стиля выражения.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.