Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-09-11 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
2.3.1. Проект «Мир, который построю я!»
Обоснование проекта (актуальность и значимость)
Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями к профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.
Современное понимание профориентационной работы в школе заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
Образовательное пространство профессиональной ориентации обучающихся:
1. направлено на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;
|
2. обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет, то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;
3. организуется педагогами, в образовательном пространстве профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;
4. выбирается школьниками с помощью педагогов, на основании возможностей как психических, так и физических;
5. обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.
Программа предусматривает проведение открытых, общешкольных, совместных с родителями, психологом, социальным педагогом, представителями различных организаций мероприятий по профессиональной ориентации.
Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:
1. Педагоги;
2. Родители;
3. Обучающиеся (воспитанники)
2.3.2. Цель проекта: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
Задачи проекта:
- обеспечить обучающихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности;
- приобщать обучающихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности;
- осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей, выявленных посредством психолого-педагогической диагностики.
- определить понятие трудовой социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию в средних классах школы;
- обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена;
|
- разработать модель профориентационной работы со школьниками среднего звена;
- выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда;
- составить пакет диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной среде.
2.3.3 Основные содержательные направления проекта:
1. Профессиональная информация (просвещение и информирование)
2. Профориентационная диагностика
3. Профессиональное воспитание.
4. Профессиональная консультация.
5. Профессиональный отбор
Профессиональная информация предполагает полное и всестороннее знакомство обучающихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору.
Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий.
Профориентационная диагностика предполагает
- исследование мотивации выбора профессии;
- исследование профессиональных интересов;
- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
- исследование признаков, характеризующих отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
Дальнейшие шаги в диагностике личности связаны с умением учителя выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут ученику осознать, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности.
|
Профессиональная консультация - научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда. В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, педагог-психолог либо социальный педагог. В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей.
Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.
Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 9 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
2.3.4. Этапы реализации проекта
Первый этап - пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) - для обучающихся 5 - 6 классов. Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации обучающихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. У подростков на этом этапе) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
|
Второй этап - активно-поисковый - для обучающихся 7-8 классов.
Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной школы На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим организуются курсы планирования профессиональных и жизненных перспектив, ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы.
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Поэтому, важно познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.
Третий этап – профессиональное определение обучающихся 9 классов.
Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
На этом этапе важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.
Методы и формы проведения занятий:
- активизирующие профориентационные опросники и тесты;
- читательские конференции по профориентационной тематике;
- классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
- приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают учащиеся;
- работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
- индивидуальная работа с обучающимися, требующими особого отношения и внимания;
- вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
- профориентационные игры с классом.
Работа с родителями:
тематические родительские собрания;
классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога
индивидуальные беседы
совместные детско-родительские профориентационные игры.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
- выявление уровня готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
- выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся;
- формирование навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
- ознакомление с различными видами профессий;
- расширение работы с родителями по профессиональному самоопределению детей.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!