Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-09-11 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, развитие, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику обучающегося через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1.6.Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:
Условно выделяют следующие этапы:
|
- дошкольное образовательное учреждение -- детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.
1 - 4 классы: - начальная школа (пропедевтический период)
- через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы: - основная школа: - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;
8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
|
8-9 классы:
- начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;
-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: - средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
1.7. Направления деятельности, принципы:
Направления деятельности
- направленная социализация: содействие самоопределению обучающихся в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия участия в мероприятиях предусмотренных программой.
- индивидуализация: учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся с выбором форм и методов работы; психолого-педагогическая диагностика, позволяющая обучающимся при поддержке психолога, воспитателя находить выход из сложных жизненных и профессиональных ситуаций;
- интеграция: единство общекультурного развития, заложенного в учебно-воспитательном плане ДОУ и школы, с профессиональным ориентированием через программу.
Программа «Жизненная перспектива» направлена на
- повышение социально-психологической компетентности обучающихся детского сада и школы и сможет способствовать выбору будущей профессии, планированию и реализации ими собственной профессиональной карьеры;
|
- актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
- развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Организационно-методическая деятельность:
-работа координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
-методическая помощь воспитателям и учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с обучающимися:
- комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
-анкетирование;
-организация и проведение экскурсий;
-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
- проведение клубов;
-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с обучающимися);
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями обучающихся;
-анкетирование родителей обучающихся;
-привлечение родителей обучающихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, общественных ученических организаций;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
-избрание родительского комитета, детского сада, школы из представителей родительских комитетов групп, классов, наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с воспитателями, учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения обучающихся.
Принципы
Современная теория профориентации подразумевает, что она должна строиться на определенных принципах тесно связанных с общепедагогическими принципами, которые важно соблюдать для повышения эффективности данной деятельности:
- Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профессионально-ориентационная работа с дошкольного возраста по старший возраст в школе
- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.
|
- Связь профориентации с жизнью, практикой, трудовой подготовкой обучающихся – принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.
- Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, нравственного, эстетического, правого и физического воспитания.
- Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы – принцип предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися.
- Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям региона в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
1.8. Методы и формы реализации программы:
Основными методами программы «Жизненная перспектива» являются:
- диагностические методы: психодиагностические процедуры, наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности обучающихся, анализ практических действий участников программы, анкетирование, беседа-интервью, тестирование;
- методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: проекты, рассказ, информационный лекторий, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, игровые методы, профессиография, встречи со специалистами;
- методы профессиональной адаптации и воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, сюжетно-ролевая, деловая игра, воспитание на трудовых традициях.
Формы профориентационной работы: Образовательные ситуации в детском саду, профориентационный урок или его фрагменты в школе, занятие клубов, кружков по интересам, профориентационные встречи со специалистами, профориентационные экскурсии, вечера защиты профессий, лектории, проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, тренинговые тематические занятия, детские проекты, научно-исследовательские работы участников программы, обзор научно-популярной и художественной литературы по профориентации.
Планируемые результаты
Модуль – дошкольный возраст
|
Планируемые результаты
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Ожидаемые результаты на обучающегося
Направление | Показатели | Установка ребенка |
Сфера интересов | Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей. С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.). С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс. С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы. Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности. | •Мне это интересно |
Сфера представлений | Способен рассказать: -о профессии и месте работы родителей; -о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий; -о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат) об общественной значимости труда; -о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека: | • Я знаю |
Сфера опыта и нравственных установок | Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности. Гордится профессией своих родителей. Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда). Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений. Сформирован: -опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, собрать простейший механизм и т.п.) -опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; -опыт конструирования, изготовления макетов, моделей; -опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; -опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; -опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; -опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности. | • Я пробовал и привык трудиться и создавать •Мои родители меня поддержат |
2 Модуль – младший школьный возраст:
Планируемые результаты
- мир профессий в отраслях деятельности;
- виды труда;
- терминология.
Ожидаемые результаты
В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:
знать и понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
- назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;
владеть способами познавательной деятельности:
- сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;
- оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
- планировать свою деятельность и контролировать ее;
- соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.
3.Модуль - средний школьный возраст:
Планируемые результаты
- представление о содержании профессий;
- знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;
- получение информации о правилах выбора профессии;
- терминология профориентации.
Ожидаемые результаты
У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
- о видах профессий;
- о медицинских и профессиональных требованиях;
- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
- о повышении квалификации и профессионального роста;
- о состоянии рынка труда.
4.Модуль - старший школьный возраст:
Планируемые результаты
- требования, предъявляемые к человеку, желающему приобрести данную специальность;
- пути и условия профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства;
- получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;
- знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии;
Ожидаемые результаты:
-- повышение уровня осведомленности обуучающихся о мире профессий и на что необходимо обращать внимание при выборе профессии;
- повышение уровня знаний обуучающихся о своей профессиональной склонности в соответствии с предметом труда;
- определение круга понравившихся обучающемуся профессий (или одной профессии), выстраивание образовательной траектории с учетом профессий (профессии);
- информирование родителей о результатах профориентационного тестирования путем совместного обсуждения обучающимися с родителями результатов тестирования и профессиограмм понравившихся профессий (для этого рекомендуется, чтобы по окончанию урока у обуучающегося на руках остались распечатанные результаты тестирования и профессиограммы);
- увеличение численности обуучающихся, имеющих обоснованный индивидуально - образовательный план в соответствии с профессиональными склонностями \
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной программы, прежде всего, относятся;
1. достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии воспитанник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая воспитанником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. уверенность воспитанника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
4. степень самопознания воспитанника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
5. наличие у воспитанника обоснованного профессионального плана
Компетенции, необходимые обучающимся для принятия верного решения в выборе профессии:
1. Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
2. Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
3. Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
4. Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
5. Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.
6. Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Модуль – дошкольный возраст
2.1.1 Содержание образовательного процесса в детском саду, направленного на раннюю профориентацию дошкольников.
В процессе приобщения детей к миру взрослых профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Перед педагогами ДОУ серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).
2.1.2 Задачи образовательной деятельности с обучающимися
Младший возраст (3 – 4) года | Средний возраст (4 – 5) лет | Старший возраст (5 – 6) лет | Подготовительный к школе возраст (6 – 7) лет |
- формировать системное представление о мире профессий, (целостного представления о том, как устроен мир труда; -формировать первоначальные представления о некоторых видах трудовой деятельности (отраслями) взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; -обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; -развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения | - формировать системное представление о мире профессий, (целостного представления о том, как устроен мир труда; -формировать первоначальные представления о некоторых видах трудовой деятельности (отраслях) взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; -формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; -формировать первичные представления о мотивах труда людей; -формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; -учить сравнивать профессии; -учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; -знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. | - формировать системное представление о мире профессий, (целостного представления о том, как устроен мир труда; -формировать первоначальные представления о некоторых видах трудовой деятельности (отраслях) взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; -расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; -формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; -формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; -систематизировать знания о труде людей в разное время года; -знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства | -расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых (отраслях), связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); -расширять и систематизировать представления о современных профессиях; -расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий с использованием «отраслевого «подхода – описание профессий внутри их технологического процесса; -расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека; -формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. |
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!