Способы, формы, проекты, методы и технологии реализации программы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Способы, формы, проекты, методы и технологии реализации программы

2022-09-11 27
Способы, формы, проекты, методы и технологии реализации программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Основная сложность работы по ознакомлению обучающихся с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогов по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с обучающимися и

выстраиваться системно. Для ознакомления детей с миром труда взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

-словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы, профискозок);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-практический(экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

-игровой(сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)

.В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Формы:

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у обучающихся способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к культуре, традициям нашего народа, труду. Данные особенности восприятия мира ребенком дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека, а формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Одной из современных образовательных технологий является – технология детской проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, М.Б. Зуйкова). Одной из стержневых конструкций организации образовательной деятельности является проектно – тематическое обучение, позволяющее реализовать на практике образовательный процесс, интегрирующий содержание различных образовательных областей и направлений. 

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе реализации образовательных ситуаций с использованием игровой развивающей среды «Навигатум: в мире профессий» в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.  

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых, их профессиях, значимости труда строится по трём основным линиям:

-приближение детей к труду взрослых;

-приближение работы взрослых к детям;

 -совместная деятельность детей и взрослых

Тема может быть подана и педагогом, и обучающимися, может быть организована в целях как педагога, так и обучающихся.

 Проектно - тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

- При организации образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». 

   Одним из эффективных методов является игра.

 В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка, формируются знания, интерес, увлечения. Игра - ведущая деятельность ребенка. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми Игра для ребенка имеет то же значение, что и профессиональная, и трудовая деятельность - для взрослого. Можно с уверенностью сказать, что как ребенок себя проявляет в игре, так он будет себя вести в работе, когда вырастет. Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно игры являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением. Играя, ребенок учится жить. Во время игры он довольно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности при обучении в школе.  

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

 -игры с предметами;

-настольно-печатные игры;

-словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры: «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

 Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

 2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

 Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

Профориентационная игра сюжетно – ролевая игра возникает на основе профисказок игр со вспомогательными карточками и картой «Взросляндия».    Сюжетно-ролевая игра –не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Как правило это самостоятельные и индивидуальные игры, связанные с отождествлением ребенка с какой – либо профессией. Групповые игры позволяют проиграть различные этапы производственных процессов.Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь обучающимся определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.

Педагогу следует стимулировать обучающихся в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

-воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

-принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;

 -правильно называть себя в игровой роли («Я –водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

-передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

-самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

-договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите ко мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

-строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;

-исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;

-самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга;

-находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

-вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

-вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

 -расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Методы развития содержания сюжетно-ролевых игр:

1. Проведение экскурсий

2. Организация встреч с людьми разных профессии.

3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.

4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.

5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.

6. Составление рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.

7. Индивидуальные беседы, уточняющие знания, представления о профессиях.

Так как взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (обучающиеся, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий, одной из основных и перспективных технологий является технология ТРИЗ _ РТВ. 

ТРИЗ – РТВ – это использование в образовательном процессе основных методов активизации мышления. РТВ – это самый «игровой» раздел ТРИЗ. Развитое воображение – необходимое качество для любого мыслящего человека. Дети любят мечтать, придумывать что – то новое. Но мало сказать ребенку «придумай что – то», надо научить его что – то делать. Этому помогут методы, игры, задания на системное рассмотрение окружающего мира, на сообразительность, на сочинение чего – нового, необычного, непривычного.

При использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ у детей развиваются умения осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить индивидуальные цели и достигать результата.

Использование ИКТ- технологии  в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радостное настроение.


                                                  2. 1.6. Проектно – тематическое планирование.

 Проектно – тематическое планирование:

- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию

- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности. 

Реализация проектов строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение Утреннего круга, бесед, дидактических и сюжетно-ролевых профориентвционных игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно - досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.

Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы в Центрах активности, проводится в совместной и свободной деятельности детей.

 

                                                           Проект «Профессии»

                                                        Возраст 3 – 4 года Младшая группа

  Актуальность: В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа целый день играет за компьютером», (папа-программист, «Работает на работе», «Не знаю». Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Данная тема поможет расширить полученные знания по социальному миру в разделе «Всякий труд почетен», дети научаться осознанно, играть в сюжетно-ролевые игры, претворяя полученные знания в жизненные ситуации, что способствует их социализации.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.