Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-01 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
З аметки о гнозисе В асилида
Александр Дугин
ВЫЗОВ ВАСИЛИДА: ДУАЛЬНЫЙ ПЛАТОНИЗМ, ПНЕВМАТИКА И СОТЕРИОЛОГИЯ ГНОСТИКА ВАСИЛИДА
(тезисы)
Платоническое влияние на Василида
Общая платоновская топика: вертикальная модель, оппо-зиция мира ноэтического и мира феноменального.
Средний платонизм как ось Александрийской философии(от Филона Александрийского). Василид (учил в Александрии 117-130; ум. 140) –современник средних платоников (Аммоний Саккас (175- 242) родился после него спустя 30 (!) лет. Нумений Апомейский его старше (вторая половина 2 века).
Василид – самый древний из христианских платоников! Платоновский дуализм. Версия недуального платонизма – к
неоплатоникам и Плотину; версия дуального платонизма – гно-стики. Позднее Плотин (205-270) покажет, что гностики основы-ваются на Платоне.
Трансформация в среднем платонизме модели Идея – Деми-ург – Космос Эстетикос в модель Бог и его идеи (Логос) – Де-миург – Космос
Василид как платоник. Йонас и псевдоморфоз в элли-нистическую эпоху (платонизм и стоя как язык для разных культур – египетской, герметизм, халдейской (астрология), иранской митраизм, дуализм). Платонизм как эллинистиче-ский язык, как топика.
156 Деконструкция
Сирийское влияние. Сообщения Иренея о его Антиохий-ском происхождении (пребывании?). Что такое Сирия первых веков как интеллектуальный феномен? Халдеи (астральная ре-лигия), персидские маги (дуализм). Поздняя легенда о «Васи-лиде-персе», провозвестнике манихейства.
Василид и парадигма дуального платонизма (вероятно: вли-яние Персии).
|
Христианство и проблема Ветхозаветного Бога
Новый Завет контрастирует с Ветхим Заветом. На первых порах (в доникейский период) эта контрастность нечетко фик-сирована. Несколько позиций: оппозиция Нового Завета Вет-хому (гностики – Маркион 100–160 гг.н.э.), сочетание Нового с Ветхим, и внутри этой парадигмы подчинение Ветхого Ново-му (будущее Православие – ап. Павел, далее монофизитство)
и Нового Ветхому (эвиониты, иудео-христиане – далее ариан-ство, несторианство, Антихалкидонская Сирийская церковь).
Отсюда спор: Бог Ветхого Завета и Нового Завета – один
и тот же? Маркион и гностики отвечают «нет» (жесткий дуа-лизм). Климент и Ориген отвечают «да» (не-дуальная теология
– но платоническая! – всё та же Александрия).
Этот спор получает наиболее развернутый характер в пла-тонической топике, намеченной Филоном (Александрийским, хотя и не только) и средним платонизмом.
Василид в центре этого спора. Он платоник-дуалист и хри-стианский гностик.
Отношение Василида к этой проблеме состоит в дифферен-циации нескольких инстанций внутри Божества. Для него Бог Нового Завета и Ветхого Завета не одно и то же.
Проект «Платонополис» | 157 |
Не-Сущий Бог и Творение ex nihilo
Согласно Герхарду Мэю1 или Виттакеру2, именно Василид впервые вводит представление о радикально Трансцендент-ном Боге, жестко превышающим бытие. Василид пишетµ ων θεοσ. Не сущий Бог.
И этот не-сущий абсолютно трансценцентный Бог творит не-сущий космос, космическое семя из не-сущего. По цитатам Ипполита Не-Сущий Бог был невыразимым и не-невыразимым. Он не был даже и Ничто.
«ὁ οὐκ ὤν Θεό́ς ἐποί́ησε κό́σμον οὐκ ὄντα ἐξ οὐκ ὄντων.»
Василид подчеркивает, как Он творит: это не эманация (προβολή́), ни креация мастерового (демиурга) из какого-то ма-териала (материи, Тимеевской хоры или аристотелевской ὓλή́). Не сущий Бог творит, испуская в не-сущее не-сущее Слово-Мысль. Он конституирует протокосмический«панспермион».Но и это «семя» не-сущее. И этот Бог остается всегда несущим.
|
«Ex nihilo» христианского богословия выводится имен-
но отсюда. (Как из Оригена,позднее признанного еретиком,выводится тринитарное Богословие, идея Творения и многие базовые догматы – Tевсевий Кесарийский, составитель Никей-ского символа веры, был оригенистом, равно как и создатели ортодоксии – каппадокийцы).
Здесь еще до Плотина и Дамаския мы имеем дело с жестко описанным не-сущим Богом.
В христианстве впервые creatio ex nihilo утвердил Феофил Антиохийский (род. 180), но позже Василида.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!