М етодология гностического мышления — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

М етодология гностического мышления

2022-09-01 26
М етодология гностического мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

З аметки о гнозисе В асилида


 


 

Александр Дугин

 

ВЫЗОВ ВАСИЛИДА: ДУАЛЬНЫЙ ПЛАТОНИЗМ, ПНЕВМАТИКА И СОТЕРИОЛОГИЯ ГНОСТИКА ВАСИЛИДА

 

(тезисы)

 

Платоническое влияние на Василида

 

Общая платоновская топика: вертикальная модель, оппо-зиция мира ноэтического и мира феноменального.

 

Средний платонизм как ось Александрийской философии(от Филона Александрийского). Василид (учил в Александрии 117-130; ум. 140) –современник средних платоников (Аммоний Саккас (175- 242) родился после него спустя 30 (!) лет. Нумений Апомейский его старше (вторая половина 2 века).

 

Василид – самый древний из христианских платоников! Платоновский дуализм. Версия недуального платонизма – к

неоплатоникам и Плотину; версия дуального платонизма – гно-стики. Позднее Плотин (205-270) покажет, что гностики основы-ваются на Платоне.

 

Трансформация в среднем платонизме модели ИдеяДеми-ургКосмос Эстетикос в модель Бог и его идеи (Логос)Де-миургКосмос

 

Василид как платоник. Йонас и псевдоморфоз в элли-нистическую эпоху (платонизм и стоя как язык для разных культур – египетской, герметизм, халдейской (астрология), иранской митраизм, дуализм). Платонизм как эллинистиче-ский язык, как топика.


156                                     Деконструкция

 

Сирийское влияние. Сообщения Иренея о его Антиохий-ском происхождении (пребывании?). Что такое Сирия первых веков как интеллектуальный феномен? Халдеи (астральная ре-лигия), персидские маги (дуализм). Поздняя легенда о «Васи-лиде-персе», провозвестнике манихейства.

Василид и парадигма дуального платонизма (вероятно: вли-яние Персии).

 

Христианство и проблема Ветхозаветного Бога

 

Новый Завет контрастирует с Ветхим Заветом. На первых порах (в доникейский период) эта контрастность нечетко фик-сирована. Несколько позиций: оппозиция Нового Завета Вет-хому (гностики – Маркион 100–160 гг.н.э.), сочетание Нового с Ветхим, и внутри этой парадигмы подчинение Ветхого Ново-му (будущее Православие – ап. Павел, далее монофизитство)

 

и Нового Ветхому (эвиониты, иудео-христиане – далее ариан-ство, несторианство, Антихалкидонская Сирийская церковь).

Отсюда спор: Бог Ветхого Завета и Нового Завета – один

 

и тот же? Маркион и гностики отвечают «нет» (жесткий дуа-лизм). Климент и Ориген отвечают «да» (не-дуальная теология

– но платоническая! – всё та же Александрия).

 

Этот спор получает наиболее развернутый характер в пла-тонической топике, намеченной Филоном (Александрийским, хотя и не только) и средним платонизмом.

Василид в центре этого спора. Он платоник-дуалист и хри-стианский гностик.

Отношение Василида к этой проблеме состоит в дифферен-циации нескольких инстанций внутри Божества. Для него Бог Нового Завета и Ветхого Завета не одно и то же.


Проект «Платонополис» 157

 

Не-Сущий Бог и Творение ex nihilo

 

Согласно Герхарду Мэю1 или Виттакеру2, именно Василид впервые вводит представление о радикально Трансцендент-ном Боге, жестко превышающим бытие. Василид пишетµ   ων θεοσ. Не сущий Бог.

 

И этот не-сущий абсолютно трансценцентный Бог творит не-сущий космос, космическое семя из не-сущего. По цитатам Ипполита Не-Сущий Бог был невыразимым и не-невыразимым. Он не был даже и Ничто.

 

«ὁ οὐκ ὤν Θεό́ς ἐποί́ησε κό́σμον οὐκ ὄντα ἐξ οὐκ ὄντων.»

 

Василид подчеркивает, как Он творит: это не эманация (προβολή́), ни креация мастерового (демиурга) из какого-то ма-териала (материи, Тимеевской хоры или аристотелевской ὓλή́). Не сущий Бог творит, испуская в не-сущее не-сущее Слово-Мысль. Он конституирует протокосмический«панспермион».Но и это «семя» не-сущее. И этот Бог остается всегда несущим.

 

«Ex nihilo» христианского богословия выводится имен-

 

но отсюда. (Как из Оригена,позднее признанного еретиком,выводится тринитарное Богословие, идея Творения и многие базовые догматы – Tевсевий Кесарийский, составитель Никей-ского символа веры, был оригенистом, равно как и создатели ортодоксии – каппадокийцы).

 

Здесь еще до Плотина и Дамаския мы имеем дело с жестко описанным не-сущим Богом.

 

В христианстве впервые creatio ex nihilo утвердил Феофил Антиохийский (род. 180), но позже Василида.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.