Методы и приёмы организации и руководства продуктивными видами деятельности в детском саду. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы и приёмы организации и руководства продуктивными видами деятельности в детском саду.

2022-10-05 35
Методы и приёмы организации и руководства продуктивными видами деятельности в детском саду. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доктор педагогических наук И.Я. Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческих потенций, эмоций и интересов. Эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности, учащихся в познании. Выделен информационно – рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия,осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. И.Я. Лернер отметил, что метод реализуется через систему приемов. Приёмами этого метода являются следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

Наблюдение – определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении. Ценностьданного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире.

Обследование

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление онём, котороеложится в основу изображения.Как правило, обследование используетсяпри затруднении при изображении отдельных предметов. Процесссостоит из последовательных этапов

Первый этап – целостное эмоциональное восприятие предмета, через какой – то выразительный признак.Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности (например, пушистый, мягкий котёнок, спелое вкусное, красивое яблоко и т.д.).

Второйэтап – аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Третий этап – опять предполагает целостноеэмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее представление в целостный образ.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

Ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию нельзя предлагать детям прямого подражания. Это косвенный метод обучения, применяемый в основном в системе предварительного формирования представлений и замыслов. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации.

Использование художественного текста

В художественном тексте должны быть ярко и эмоционально описаны внешние признаки изображаемого предмета.

Показ приёмов изображения (способов действия) – один из важнейших в обучении дошкольников. Известно, что показ в старших группах занимает меньшее место, чем в младших и используется только при ознакомлении с новыми способами работы. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным. Кроме того, различают показ способа изображения педагогом и показ ребёнком.

Использование натуры

Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем и предлагаемую ребёнку для прямого следования. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения. Видимая лёгкость, относительная грамотность исполнения работ почти всеми детьми привлекала внимание воспитателейк этому методу обучения. Результаты этого проявились не только в однообразии, малой выразительности детских работ, но и, что самое важное, в неумении ребят самостоятельно изобразить любой несложный предмет.

Натура

Изображение с натуры предполагает его максимальное сходство с натурой. Полагаем, что такая задача для дошкольников преждевременна. Известно, что дети этого возраста в своей изобразительной деятельности не столько копируют окружающий их мир, сколько создают свой.Изображение по натуре ставит перед детьми другую задачу – вспомнить особенности предмета, уточнить представления о нём и изобразить как понял. Натуру следует использовать с младшего возраста. Она гораздо интереснее для ребёнка, чем выполненный воспитателем образец.

Беседа на занятиях по изобразительной деятельности – это организованный педагогом разговор, во время котороговоспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Возрастные особенностивлияют на содержание беседы, на степень активности детей.

Анализ детских работ.

Обязательно смотреть работы всех детей. Не обязательно делать это сразу после занятия, ведь дети не всегда могут закончить работу практически одновременно. В этом случае возможен т.н. отсроченный анализ (например, после прогулки).

Главным критерием оценки должна быть выразительность работы.

Следуетучить детей не критиковать чужие работы, а рассказывать о своей (что хотел, что получилось, как оценивает свой результат).

Репродуктивный метод (метод упражнений) направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные.

Эвристический метод (метод экспериментирования) направлен на пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Он способствует развитию находчивости и активности. Надо поставить ребёнка в такие условия, чтобы он сам мог найти пути выполнения замысла. Эвристический, или частично поисковый, метод является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач. Используя в своей работе этот метод, педагог ставит ребёнка в позицию «первооткрывателя», предлагая ему решить творческую задачу (например, раскрасить два одинаковых силуэта волшебников, но так, чтобы было видно, какой из них злой, а какой – добрый). Сложность для взрослого заключается в том, что он, как и дети, находится в состоянии неопределённости, так как единственно верного решения у творческой задачи не существует.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.