Использования модели трудового процесса «Лесенка» при ознакомлении трудом взрослых. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Использования модели трудового процесса «Лесенка» при ознакомлении трудом взрослых.

2022-10-05 190
Использования модели трудового процесса «Лесенка» при ознакомлении трудом взрослых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При ознакомлении дошкольников с трудом взрослых рекомендуется использовать модель трудового процесса – 5-ти ступенчатую лесенку.

 Теоретические основы использования данного метода обосновала В. И. Логинова, а практической разработкой вопроса занимались Н. М. Крылова, М. В. Крулехт. Назначение данного метода – помочь детям осознать компонент трудового процесса.

 Каждая ступень лесенки обозначает определенный компонент:

1.    Цель

2.    Материал / предмет труда

3.    Инструменты и оборудование

4.    Трудовые действия

5.    Результат

 Моделирование при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых начинает использоваться со средней группы. По мере понимания детьми смысла модели, модель изменяется, становится более схематичной.

Средняя группа:

1.Рассказ в-ля «Кто стирает нам белье?». Цель: расширение представления (обобщаются, уточняются) о труде прачки.

2.Показ карточек (фото) с изображением прачки(девочка) с грязным бельем, веревка с прищепками, таз с водой и порошок, развешенное белье на веревке, сложенное чистое белье.

3. Вместе с детьми, обсуждая все процессы, раскладываем карточки по порядку. Каждое действие добавляется поэтапно на следующей ступеньке. Это учит детей планировать свою деятельность, самостоятельно организовывая трудовой процесс. Важно:

•      поставить цель, мотив труда;

•      задумать предмет, который необходимо изготовить;

•      подобрать орудия, инструменты;

•      определить трудовые действия;

•      итоговый результат труда.

Средняя группа

Цель работы – формирование понимание смысла модели, умение пользоваться ею при рассказе о трудовом процессе взрослого, который наблюдали ранее. Воспитатель предлагает детям рассказать, как работал взрослый (например - приготовление поваром винегрета). Дети обычно затрудняются в этом и тогда воспитатель вносит лесенку-помощницу.

Первоначально используется объемная предметно-схематическая модель, которую воспитатель строит из кубиков. На каждую ступень выставляется картинка, отражающая каждый компонент трудового процесса. Для лучшего понимания детьми назначения каждой ступени, можно использовать конспект «Лесенка рассказывает» (см. приложение)

К концу средней группы вместо объемной модели можно использовать плоскостную модель, которую дети выкладывают из полосок бумаги и выкладываю на каждую ступень соответствующие картинки.

Старшая группа

 

Цель работы – формирование с помощью модели обобщенных представлений о структуре трудового процесса. Используется плоскостная предметно-схематическая модель, где на каждую ступеньку выставляется вместо конкретных картинок различные значки-символы для обозначения каждого компонента трудового процесса, например:

1.    цель - какая-либо геометрическая фигура;

2.материал – фрагменты некоторых материалов;

3.оборудование – изображение 2-3 инструментов;

4.трудовые действия - изображение кисти руки;

5. результат - геометрическая фигура, которая использовалась для обозначения цели, только другого оттенка.

Такая модель позволяет обсуждать с детьми любой трудовой процесс, наблюдаемый у взрослых.

 Во второй половине старшей группы вводится графическая модель – на ступеньки плоскостной лесенки выкладываются одинаковые значки-символы (например, квадратики одного цвета или кружочки).

Н.М. Крылова предлагает на этом этапе давать детям задания:

- на нижней ступеньке демонстрационной плоскостной лесенки выставляется картинка хорошо знакомого детям трудового процесса (например, мытье посуды помощником воспитателя) а детям нужно в соответствии с данным замыслом труда восстановить всю модель трудового процесса

- в другом случае – на верхнюю ступеньку ставилась картинка с результатом труда (например, сшитая рубашка) и детям нужно построить модель его создания.

 Таким образом, введение такого варианта модели позволяет подвести детей к обобщенному отражению трудовых процессов взрослого.

Подготовительная к школе группа

Цель работы – закрепление обобщенных представлений о структуре трудового процесса с помощью модели.

Модель трудового процесса изменяется. Вместо плоскостной модели лесенки используется расчерченный на 5 полос прямоугольник.

 
 
 
 
 

 

 

При рассказе о трудовом процессе взрослого дети постепенно снизу-вверх выкладывают одинаковые фишки.

Сводная таблица использования модели трудового процесса

группа вид модели Обозначения компонентов трудового процесса

средняя

Объемная лесенка предметно- схематическая картинки
К концу ср.гр. плоскостнаялесенка предметно- схематическая картинки

старшая

Плоскостная.Предметно-схематическая различные значки-символы
Плоскостная/ графическая фишки
подготовительная графическая (без ступенек) Перестают использовать картинки,только фишки

Освоение модели трудового процесса в дальнейшем позволяет детям использовать данные модели и при планировании собственного самостоятельного трудового процесса (мытье игрушек, изготовление елочной игрушки и т.д.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.