С 13 октября 1928 года новым директором Никольской школы назначен Олехов Александр Александрович. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

С 13 октября 1928 года новым директором Никольской школы назначен Олехов Александр Александрович.

2022-10-05 70
С 13 октября 1928 года новым директором Никольской школы назначен Олехов Александр Александрович. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На основе данных книги Пшеницына Д.А., Хомутова А.Н. «Страницы истории Мольской волости Тотемского уезда Вологодской губернии (XVI-XXвв) хочу дополнить имена учителей, работавших в школах Никольского сельсовета:

В 1919 году: Пенюгалова Вера Степановна (Завражская школа),

    Шестакова А. Андр. (Завражская школа),

    Кулакова Софья Дмитриевна (Никольская школа),

Куваева Александра Николаевна (Никольская школа),

    Бызова Клавдия Алексеевна (Журегинская школа).

В 1928 году: Томщина А.А. (Завражская школа),

              Якушева Аполлинария Алексеевна (Завражская школа),

              Шарабанова Лидия Аркадьевна (Николаевская Мольскаяшк.),

              Олехова Александра Алексеевна (Журегинская школа).

В канун революции прогрессивные буржуазные деятели утверждали в один голос, то всеобщее обучение в России станет возможным лишь через 250 лет.

26 декабря 1919 года вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности». Все население республики от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном языке. Неграмотных было три четверти населения страны. Из них большая часть – крестьянство. Сельские учителя влились в массу борцов за грамотность среди взрослого населения. В Завражской, Журегинской, Никольской, Мелинской школах каждый день обучалось население чтению и письму. Это была неоплачиваемая работа. Кроме учителей обучением грамоте занимались избачи. Этот тип просветителя сошел с исторической сцены, даже слово избач исчезло из лексикона. В первые годы Советской власти об избачах много писали в газете «Беднота». Других читать учил каждый, кто сам умел это делать. Часто ученики обучали своих родителей. В сельских школах в летнее время учителя организовывали ясли и детские сады.

Учитель был вездесущ и всеведущ, первый человек в деревне. Его приглашали на крестьянские сходы, на посиделки, на праздники. Он был агрономом и врачом, народным судьей, налоговым агентом. К нему шкли за консультациями по всем вопросам крестьянской жизни. Учитель в деревне выходил со всеми в поле, косил и убирал сено. От него учились азам культуры. Не хватало бумаги? В ход шли закопченные горшечные черепки или куски стекла. Не было чернил? Разводили сажу. Нечем писать? Ковали и оттачивали перья в кузнице, из обломков гвоздей делались «карандаши» - царапалки. Некоторые писали гусиными перьями, да не хуже дворян. Не было керосина для ламп? Учились при зажженной лучине, иногда делали светильники из сала.

В 1923 году образовалось Всероссийское общество «Долой неграмотность». На фотографиях тех лет, хранящихся в музеях, запечатлены взрослые разных возрастов за книгой. Они учились по первому советскому букварю для взрослых. Он называется «Долой неграмотность». Всюду висели лозунги «Грамотный, обучи неграмотного».

В приходе Мольско-Николаевской церкви «По состоянию на 1 октября 1924 года неграмотного населения 14 – 35 лет числилось 1129 человек, да выявлено 250 человек, а всего неграмотных 1379. Обучено в 1924-25 учебном году 496 человек. Обучено неграмотных в 1925-26 учебном году 168 человек. Обучено подростков 25 человек, обучено в кружках грамоты 50 человек.

Сведения взяты из книги Пшеницын Д.А., Хомутов А.Н. «Страницы истории Мольской волости Тотемского уезда Вологодской губернии (XVI - XX вв)

 

С 1930-31 учебного года в стране введено обязательное бесплатное начальное обучение.

 

Новое здание Никольской школы (с 1936 года)

Новое здание для Никольской пятилетней школы было открыто в 1936 году. В то время школа уже именовалась шестилетней, в 1937 году в ней обучались учащиеся 7 класса – школа стала иметь стату семилетки.

Новое здание было сделано из конфискованного дома богатого крестьянина Зубакина А.Ф. Под классы в доме были заняты все жилые комнаты с южной стороны. Хозяйственная часть (с хлевами, сенниками, стаями) была полностью разобрана, на месте задов дома достроены новые помещения для занятий с детьми с северной стороны. Материал для пристройки был взят из двух огромных (тоже конфискованных) домов у жителей деревни Липовица. Один принадлежал Крюкову Павлу Павлиновичу (по прозвищу Стукаленок). Крюков Павел имел семерых детей: трех дочерей – Анну, Марью и Ольгу и четверых сыновей – Василия, Павлина, Михаила, Николая. Братья были очень мастеровыми, постоянно что-то строили, стучали топорами, отсюда и прозвище – «стукалята». Очевидцы рассказывали, как Василий Крюков во время раскулачивания успел схватить в руки гармошку и, свесив босые ноги со второго этажа в раскрытое окно, стал играть на гармошке на всю Липовицу, обливаясь слезами от обиды. Забрали все добро, нажитое тяжелым совместным трудом без привлечения наемной силы. Конфисковали скот, птицу, весь сельскохозяйственный инвентарь, сани, дроги, телегу, ондрец, упряжь, лошадей, коров, посуду, а, самое главное, построенный своими руками дом. Многодетная семья осталась без крыши над головой.

Второй дом, увезенный на школу в с. Никольское, был домом младшего брата Михаила Павлиновича. Он позднее с семьей, где был грудной ребенок, жил в бане, а потом уехал в Ленинград, его там арестовали. Больше о нем не было никаких известий.

В книге «Рассказы из прошлого Чучковской округи» сказано, что причиной раскулачивания братьев Крюковых в д. Липовица явилась покупка леса их отцом Павлом Павлиновичем еще в царское время. Эти данные получены от Подшивалова Н.М. Его бабушка, Елизавета Павлиновна (в девичестве Крюкова) являлась родной сестрой братьям стукалялам, которые были раскулачены.

Вернемся к школе. Из двух домов Крюковых сделали пристройку в два этажа. На первом этаже, кроме классов, находился спортзал, на втором – зал, где проводились все общешкольные мероприятия. Классов для учебы не хватало, в последнее время в обоих залах стояли парты.

Из воспоминаний Крашенининой Татьяны Сафроновны 1942 г.р.

«В 5 класс я пошла в 1953 году в Никольскую семилетнюю школу. Пятых классов было три, шестых – два. Все классные комнаты в основном были оклеены обоями»

 

Отопление школы

В школе было 14 печей, которые в учебное время топились каждый день. Для нужд школы на учебный год требовалось 200 кубометров дров из расчета 10 кубических метров на одну печь, да еще при школе был интернат, который тоже требовал дровяных запасов. После образования колхозов в 1930 году школу обеспечивали дровами колхозники.

Колхозов было много, между ними шла постоянная неразбериха, в итоге к школе дрова часто привозили сырыми. Такие дрова плохо горели, дымили, в печах оставались головешки, дети – ученики из-за этого часто угорали.

Топить печи начинали с 4 часов утра, чтоб к приходу учеников классы успели прогреться. Но часто, экономили поленья, в классах было холодно. К заготовке дров стали привлекать учеников. Деревенские дети все умели пилить и колоть дрова, но эта работа в окружении массы школьников всегда – риск.

Из воспоминанииПодшиваова Н.М.

1924 г.р. д. Высокая

«При раскалывании кряжа на поленья я промахнулся топром и разрубил себе колено. Меня увезли в Вологду, где я пролежал в больнице 2 месяца. Привезли домой уже весной на пароходе до Шуйского, а от него 30 километров на лошади. Приехав в свою деревню, я не мог вылезти из телеги. Бабушка с матерью запричитали хором. Полгода я ходил на двух костылях, а в школу пошел с палочкой почти через год. Из-за травмы мне пришлось учиться два года в одном классе. Но, слава Богу, колено зажило, хромота исчезла.

Топор – это не игрушка. Его, как и пилу, не нужно давать детям, очень опасно!»

Началась Великая Отечественная война. Колхозных лошадей отправили на фронт, остались единицы. За сеном и дровами стали ездить на колхозных быках, которые были непослушны и очень упрямы. Они могли целый день простоять в сугробе и не двинуться с места.

Заготовка дров полностью легла на плечи школьников и учителей. В классах было очень холодно, все сидели одетыми. После 2-3 уроков отправлялись в лес за дровами. В близлежащих лесах собирали сушняк и на санках тащили к школе. Около школы валежник пилили ручными пилами, которые некому было точить. Чтобы распилить дерево на кряжи, нужно было стоять по колено в снегу. Кряжи на поленья распиливали ученики – мальчики. Это был недетский труд. Их руки зачастую не могли долго держать топоры, при взмахе над головой топоры падали, вырывались из рук. Готовые дрова у школ крали, их приходилось ночами сторожить.

Чтобы не возвращаться далее к теме отопления школ, стоит добавить следующее. Часто в деревенских школах уроки трудового обучения отводились для заготовки дров. Дрова пилили, кололи, складывали в поленницы. Много при этом было несчастных случаев. В Андреевской школе девочке отрубили топором палец. В Никольской школе мальчика с подобной травмой возили в Биряковскую больницу. Дровяные проблемы в школах стали менее ощутимы после появления бензопил «Дружба».

 

О школьных партах

«Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты и я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс».

 

Конечно, отгадкой на данную загадку будет парта. Со школьной партой у многих из нас связаны свои личные воспоминания. На какой парте по счету сидел, с кем и т.д.Но никто, наверно, не задумывался, почему ученический стол зовут партой. Это слово образовано от латинского «pars» - часть. В первоначальном значении – это была часть общего стола, место ученика на занятии. В русском языке слово «парта» впервые прозвучало в середине XIXвека, именно в этот период в России начали массово открываться школы.

Парта считается школьной мебелью. Она изготавливается из дерева, где стол соединялся с местом для сиденья для двух человек. В нижней части почти у всех парт имеется подставка для ног. Когда открылось новое здание для Никольской школы в 1936 году, сюда были завезены парты разных моделей и размеров. У некоторых крышка располагалась горизонтально, у других наклонно, у третьих край стола открывался: он держался на петлях. Но все парты покрашены в черный цвет для того, чтобы на них не были видны следы чернильных клякс.

Шло время, парты видоизменялись, у них закруглились углы, чтобы ученики не травмировались.  Для чернильниц на крышке делались углубления в дереве, чтобы те не падали на пол. Недостатком парт было то, что они редко подходили ученикам своими размерами, и все красились только в черный цвет.

Из воспоминаний Подшивалова Н.М. (1924 г.р.)

    «Когда я пошел в 5 класс в 1936 году, то в шестых, тогда выпускных, училось много переростков: Суслов Иван (16 лет), Демашин Семен (16 лет) из д. Климцево, Самсонов Леонид (17 лет). Очень высокого роста были Жданова Нюра (20 лет), Шуина Нюра (18 лет). Парты для них были очень малы, ноги торчали у всех в проходах в огромных валенках в шитых и перезашитых». 

    Подобная ситуация сложилась и после войны.

Из воспоминаний Крашенининой Галины Михайловны (1930 г.р.)

    «Я училась в Никольской школе с 1942 по 1946 годы. В войну многие подростки в школу не ходили, они работали в колхозах, как взрослые. Но перед призывом в армии их заставили ходить в школу. Особенно много переростков было со Стрелицы, из Михеева, Лашкова. Эти ребята носили в школу гармошки, ножи. На переменах все плясали под гармошки, было очень весело.

    После окончания 7 класса этих парней забрали в армию».

    Спустя 70 лет, трудно сказать, как учились эти ребята, но можно предположить, что учителям с ними было очень тяжело. Хватало хлопот и директору, без драк не обходилось, это факт. Развлекаясь, имея при себе ножи, они царапали парты, вырезали на память свои инициалы. А зачем?

Но некоторые извлекали из всего этого и пользу, как Марк Твен, например.

    Для многих парты были родными, их берегли, лелеяли. Как пишет Ирина Отдельнова: «Если бы мне показали мою первую парту, я прижалась бы к ней щекой».

    Помните запах старых парт? Они пахли чернилами. Парты – счастливые бусинки бытия, нанизанные на нить школьных дней.  

О школьных сумках

Из воспоминаний Ледковой (Прониной) Надежды Алексеевны

(1936 г.р.) д. Пустошка

«Удверейшколы» Богданов-Бельский Н.П.
    «Я пошла в школу в войну. Портфелей не было, все носили книги в самодельных холщовых сумках, которые завязывались сбоку тесемками. Кое у кого сумки закрывались на деревянную пуговицу. Такие сшитые сумки были раньше у пастухов, в них они носили с собой еду на пастбище. От дождя и снега матерчатые торбы с книгами намокали, спасая тетрадки и книги, мы прятали их за пазуху. Чтобы они оттуда не выпадали, все подпоясывалось кушаками или просто кусками веревок».

Из воспоминаний Зубакиной А.В. 1939 г.р. д. Иваново

    Я ходила в школу с холщовой сумкой вместо портфеля, которая на длинной лямке одевалась на плечо. Но у некоторых учеников не было и этого, они носили учебники и тетради завернутыми в платок, ходили с узелками в руках. Время было послевоенное, тяжелое».

Из воспоминаний Подшивалова Н.М. 1924 г.р. д. Высокая

    «В 1936 году я пошел в 5 класс Никольской школы с настоящим школьным ранцем за спиной. Его мне купил в Архангельске отец. Такой красивой школьной сумки не было ни у кого из учеников Никольской школы. Все носили книги и тетрадки в холщовых пастушьих сумках на лямке через плечо. Из-за ранца ребята прозвали меня «пестерём». Я обижался, плакал, иногда бросался с кулаками на обидчика».

    Из вышесказанного следует, что существовали и ранцу. При царе, чтобы мальчик мог учиться в гимназии, родители ему обязаны были купить школьную форму и ранец для книг. На металлическом замке ранца должен быть выбит номер гимназии и ее аббревиатура (сокращенное название гимназии). Такое опознавательные знаки делались и на металлической бляхе ремня, на фуражке.

    Гимназисты после уроков на улице часто хулиганили, поэтому они старались скрыть от людских глаз свои номера. Фуражки носили задом наперед или набекрень, бляху на ремне переворачивали наизнанку. А что им было делать с номером на замке ранца? Ранец приходилось тащить в руках замком к себе. Свои школьные сумки гимназисты не любили, таская ранцы в руках, они стали называть их на французский манер – «портфель». Это случилось в XIX веке. Во французском языке «порт» имеет значение «носить». «Портмоне» - носить монеты, «портсигар» - носить сигары, «портфель» - носить бумаги.

    Так или иначе ранец старше портфеля, но при царской власти ранец еще показывал принадлежность гимназиста к богатому сословию – «буржуа»

    Шествие настоящих школьных портфелей началось с введения в 1948 году школьной формы. В продаже появилось множество портфелей из кожзаменителей. Они были разными по форме и цвету, все закрывались на блестящий металлический замок, внизу имели металлические уголки, которые очень быстро отваливались. Но портфель уже защищал учебники и тетрадки от снега и дождя. С 1960 по 1965 годы появилась мода ходить в школу с балетками вместо портфелей. Балетка – это маленький чемоданчик с ручкой. Такую балетку любил носить Н. Рубцов, с нею он изображен на памятнике в г. Вологде.

    Чаще всего с балетками форсили девочки – модницы. У мальчиков в это время появилась мода носить учебники в полевых сумках на длинном ремне через плечо. Эти сумки отдаленно напоминали кожаные командирские планшетки, для школьников и монтеров связи их шили из толстого брезента или кирзы. Основная масса учеников продолжала носить книги в портфелях.

    Зимой многим портфели служили санками. На них катались с горы, не обращая внимания на то, что после этого книги в портфеле щедро пересыпались снегом.

    Портфель являлся спутником, другом учеников, которые расставались с ним только после окончания школы. Некоторые еще долго хранили свои портфели, как память о счастливой школьной поре.

 

Идти с портфелем тяжело…

Еще б с такою ношей!

Но книги – парус и крыло,

А, значит, груз хороший.

 

Порой в портфеле столько книг,

Что еле – еле тянешь,

Вперед с портфелем ученик,

От книг умнее станешь!

 

К тебе по капле перейдет

Из книжек вся наука,

Носи портфель из года в год

И береги, как друга!

 

 

Чем писали?

    С уроков литературы читатели знают, что еще во времена А.С. Пушкина писали обрезанными наискосок гусиными перьями. Гуси считались русской птицей, их целыми стадами перегоняли из России в Европу. А.С. Пушкин уезжая осенью в имение Болдино (подаренное ему отцом ко дню свадьбы), брал с собой в деревню большой сундук с писчей белой бумагой и гусиными перьями, которые можно было купить в городах.

    После гусиных перьев начали писать деревянными ручками со стальными перышками, которые назывались «Звездочка», «Лягушка», «Копытце», «Рондо». В Никольской школе, как и везде ученики писали чернилами с помощью с ручек с пером, концы которых чаще всего были похожи на кисточки. Многие школьники брали ручки в рот и грызли, порою школьная ручка исчезала до половины, оставался от нее один огрызок после ребячьих зубов.

    Когда появилась пластмасса, ручки стали делать из нее. Они стали долговечнее, различными по форме и цвету.

Лариса Миллер

«Тихонько дни перетасую

И тот найду, когда в косую

Линейку чистую тетрадь

Так сладко было открывать,

 

Когда макнув перо в чернила,

Писала: «Мама Лушу мыла» -

Все буквы в домике косом.

Прошли те дни, как будто сон».

        

Вспоминая эти дни, эти ручки перед глазами встает класс. Все пишут, стараются, у некоторых от напряжения – язык изо рта. Тишина, слышно даже, как скрипят перья, да стучат о чернильницы. Эту старую школьную загадку со временем детям не отгадать.

«Есть колодец непростой,

С темно-синею водой.

Но достать чуть – чуть водицы

Вам ведро не пригодится»

 

Да, до 1966 года все писали чернилами. Сначала чернильницы были фарфоровые, потом стеклянные, они часто бились. Позднее появились пластмассовые чернильницы – непроливашки, так их называли. Красивые, разного цвета, у кого зеленые, у кого – голубые. По утрам, до прихода учеников, уборщицы наливали в них чернила из большой бутылочки.

Чернила продавались в виде жидкости в стеклянных пузырьках, были и порошке. Анилиновый краситель красного, синего, черного цвета, который нужно было разбавлять водой. Когда писали перьями, то ими царапалась бумага, волокна которой скапливались на кончике пера. Такой комок бумаги мог «подарить» 

Рисунок автора, 5 класс
большую кляксу. Чтобы этого не случилось, у детей имелись перочистки, о которые вытирали перышки. Перочистка – это толстый слой кружочков из материи, стянутых пуговками, их шили сами ученики на уроках труда. Старательная ученица имела их много (две, три). Ручки с перьями, перочистки, карандаши носили в школу в деревянных пеналах, крышки которых украшались рисунками, резьбой из бересты.

После 1963 года в школах появились чернильные авторучки, позже шариковые. Стержни для шариковой ручки заправляли пастой в комбинатах бытового обслуживания в городах. Там стояло специальное приспособление, при помощи которого заправщица пустые стержни наполняла пастой. У заправщицы халат вечно был грязным, весь в пасте, как и ее руки в перчатках.

 

На чем писали

До середины XX века все тетради для учеников были по 12 листочков. На обложках никаких картинок, только рамочка, где подписывалась тетрадь. Учащиеся первого класса писали в тетрадях с частой косой линией.

Для второго класса тетради по письму имели редкую наклонную линию, сейчас в таких пишут первоклассники.

 

Учащиеся средних классов писали в тетрадях без наклонных линий, просто в прямую линейку. Как и в XXI веке.

По математике все писали в тетрадях в клеточку. В первом классе большими цифрами, высотою в две клетки.

После 1950 года появились тетради для школьников в 24 листа. В общих тетрадях работали старшеклассники и студенты.

Из воспоминаний Н.А. Летковой (Прониной)

1936 г.р. д. Пусточка

«Я пошла в 1 класс в 1943 году. Тетрадей у нас не было, учительница их шила из старых газет, ученики писали в них между печатных строк.

В газетной тетради перьевой ручкой не попишешь, чернила расползались от некачественной бумаги. Писали простыми карандашами, но и их берегли.

Кончив начальную школу на «отлично», мне в награду дали новый простой карандаш. Это была очень дорогая награда».

В старших классах после войны писали чернилами простыми перьевыми ручками. В каждой новой тетрадке обязательно имелась промокашка, бумага, которая быстро впитывала чернила после написания. В старину летописцы написанные ими буквы засыпали песком, чтобы чернила быстрее высыхали.

 

Вместо тетрадей в Древнем Египте и в античной Греции использовали листья папируса, болотного растения растущего в дельтах Нила. Листы из папируса сворачивали рулоном, в свитки, которые греки называли «библос». Отсюда произошло название «библиотека».

Русские летописи писали на «хартии» или «телятине», так называли на Руси пергамен: особым образом обработанную телячью кожу. Именно на пергамене в XIV веке выполнены самые древние летописи, они назваются «списками» потому, что переписаны с более древних, которые состарились по каким-либо причинам.

В России писали и на бересте, выдавливая на ней буквы острым предметом. В 2015 году при раскопках на глубине 1,5 метра, в мокрой почве обнаружили берестяной свиток 3,5 см. Текст написан в 4 ряда буквами кириллицы. Содержание письма – денежные расчеты в рублях. Период написания с 1280 по 1340 годы.

О школьной форме

С приходом Советской власти в школы пошла большая масса деревенских ребятишек. Они шли туда учиться, речи о школьной форме вообще не велось.

Из воспоминаний Подшивалова Н.М.

1924 г.р. д. Высокая

    «Когда я пошел в 1931 году в 1 класс, на меня надели единственную нарядную рубашку черного цвета, вышитую по вороту, с белыми пуговками. В семье я рос один, поэтому и одевали меня красиво. Но остальные, из многодетных семей, одевались хуже. Пиджачки и рубашки часто были не по размеру, то малы, то велики. У девочек платья пестрые, иногда с заплатками на локтях».

Из воспоминаний Летковой Н.А.

1936 г.р. д. Пустошка

«В 1948, 49, 50 годах школьной формы не было. Почти все дети носили курточки – махровки, как фланель с начесом, к ним все приставало. Ни трусиков, ни колготок в детстве мы не знали. На все случаи жизни – широкие шаровары внизу с рисунками. Холодно – старенькие с дырками вниз, сверху – поновее. В войну дети носили одежду, чаще сшитую из вещей тех, кто ушел на фронт».

    После войны в 1948 году во всех школах страны была введена школьная форма.

Из воспоминаний Подшивалова А.Н..

1951 г.р. д. Высокая

    «Я пошла в первый класс в 1958 году. Школьных платьев в продаже не было, мне мама сшила из коричневого сатина школьное платьице – «татьянку»- был такой фасон, с оборочками по поясу. Из такого же материала сшили и передник на каждый день, а 1 сентября я одела платье с белым передником. Никаких белых бантиков у девочек не было, перед школой всех стригли наголо. Это была трагедия. Маме пришлось надевать на меня крепдешиновую косынку.

    Многие мальчики в1 классе уже носили форму: гимнастерку с ремнем, фуражку, все серого цвета».

    Фотография сделана в 1965 году. На ней ученицы 7 класса Никольской школы.

 

Слева направо, верхний ряд:

1. Лунева Нина (д. Липовица);

2. Левинскеая Вера (д. Пустошка);

3. Зубакина Валя (д. Иваново);

4. Демидова Татьяна (д. Никольское).

Нижний ряд:

1. Невзорова Шура (д. Никольское);

2. Подшивалова Антонина (д. Высокая);

3. Ушаколва Шура (д. Залесье);

4. Лунева Антонина (д. Липовица).

Все девочки в школьной форме, три пионерки, четыре (без галстуков) уже комсомолки, им тут по 14 лет.

Как видно на фото, школьная форма постепенно входила в обиход, ее носили, и она была, как для девочек, так и для мальчиков. В 1973 году перестали копировать военную форму и всех мальчиков одели в темно-синие костюмы с погончиками.

 

Из истории школьной формы

В 1834 году в России утвердилось общее правило ношения гражданских мундиров для всех служащих. Так как гимназистов готовили для служения государству, правило ношения мундиров коснулось и их. Девочек в гимназии тогда не принимали (их учили дома), поэтому форму для гимназистов сделали по образцу военной: синяя суконная гимнастерка, подпоясанная черным лакированным ремнем с большой медной пряжкой, черные брюки и синяя фуражка с черным блестящим козырьком, длинная шинель на вырост. Считалось нормой, что полы шинели первоклассника волочились по земле. Зимних шапок не было, в мороз разрешалось носить наушники и башлык. Фасон формы, введенной при Николае I, менялась 5 раз: в 1834, 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

В 1886 году стали учиться и девочки в женских гимназиях. У гимназисток была «ежедневная обязательная форма» - шерстяное платье с белым воротником и фартук черного цвета и «парадное платье» - белый фартук и кружевной воротник обязательно накрахмаленный. Так что синий, черный и серый – традиционные школьные цвета. В 1917 году школьную форму объявили буржуазным пережитком, ее отменили.

В 1948 году школьную форму вернули.

Директора Никольской школы

Для любого школьного директора - школа – это его второй дом, который требует полной самоотдачи, мобилизации физических и духовных сил. Рано утром в школьном здании уже звучал его заботливый голос. Директор всегда в курсе всех школьных дел и событий. Знал все: как натоплены печи, целы ли стекла в окнах, хорошо ли вымыты полы, нет ли сквозняков, всюду ли горят лампочки.

На каждом директоре школы лежала огромная ответственность за жизни учеников. Нельзя допускать детского травматизма, вспышек заболеваний. Директор всюду как сторож, как часовой, как Ангел – хранитель детских душ. Секрет директорского мастерства находился в чутком отношении к людям, во внимании к любой просьбе, в готовности всегда и во всем прийти на помощь. Педагогический коллектив под руководством опытного руководителя был как единое целое, объединенными общими школьными традициями и педагогическим мастерством каждого члена. Школу можно сравнить с поездом, который «тянет» за собой «локомотив» - директор. Сколько классов – столько вагонов, они должны двигаться вперед с определенной скоростью, при этом все ученики пассажиры должны находиться в тепле и безопасности, иметь условия для учебы и отдыха.

Труд директора – это педсоветы и совещания, отчеты и ведомости, покупка наглядных пособий и оснащение классов аппаратурой. Директор должен вовремя  позаботиться о дровах, привезти их к школе, убрать под навесы, спрятав их от дождя и снега. Он должен вовремя организовать ремонт помещений и не допускать протекания крыши. Директор в сельской школе являлся примером не только для коллег и учеников, но и для односельчан. Он должен был заботиться о своем авторитете среди родителей учеников, быть для них другом и советчиком по вопросам учебы и воспитания детей. В общении с родителями учеников обладать мудростью, педагогическим тактом, терпением и пониманием. При этом самому являться творческой личностью, много читать, быть в курсе педагогических новинок. Директору школы нельзя было забывать, что за каждым его поступком, за каждым его шагом наблюдают сотни глаз.

 

Педагогический коллектив

Результаты работы педагогического коллектива напрямую зависят от творческого, неформального отношения педагогов к воспитательно-образовательному процессу. В педколлективе должно быть дано место для творчества каждому педагогу, учтены индивидуальные способности любого учителя, чтоб каждый самореализоваться и самоутвердиться. При этом они не должны забывать о своем саморазвитии, заботиться о повышении своего педагогического мастерства. Педколлектив будет единым целым, если все решения принимаются коллегиально, где каждый чувствует защиту, поддержку и уважение.

 

 

Год

Первый ряд внизу:

1. -

2. Зубакина Екатерина Александровна д. Никольское

3. –

4. Рыбина Анна Андреевна д. Никольское

5. Лысанова Римма Акиндиновна д. Никольское

6. Калябин Александр Николаевич д. М. Залесье

7. Демидов Юрий Андреевич д. Никольское

8. Камкин Михаил Павлинович д. Михеево

Второй ряд:

1. –

2. –

3. Коровин Валерий Александрович д. Иваново

4. Никитин д. Журегино

5. Самсонова Екатерина Васильевна д. Боярское

6. Калябин Валентин Александрович д. Б. Залесье

7. Камкина Екатерина Витальевна д. Михеево

8. Вострова Галина Николаевна д. Пепельниково

Третий ряд:

1. –

2. Самсонова Елена Леонидовна д. Журегино

3. Зубакина Раиса Михайловна д. Иваново

4. Ешкутова Вера Александровна д.

5. –

6. БубякинЛиверий Александрович д. Б. Залесье

7.

Год

Нижний ряд:

1. Камкина Екатерина Витальевна д. Михеево

2. Камкин Михаил Павлинович д. Михеево

3. Калябин Александр Николаевич д. М.Залесье

4. Лысанова Римма Александровна д. Никольское

5. Рыбникова Анна Андреевна д. Никольское

Верхний ряд:

1. Зубакина Нина Павловна д. Васьково

2. Зубакина Екатерина Александровна д. Никольское

 

Г.

Верхний ряд слева направо:

1. Камкин Михаил Павлинович (физика, черчение)

2. Петров Яков Васильевич (воспитатель)

3. Калябин Александр Николаевич (алгебра, геометрия)

4. Журавлев Валентин (физкультура)

Нижний ряд слева направо:

1. Шавалдина Антонина Васильевна (математика, немецкий язык)

2. Левинская Раиса Федоровна (история)

3. Зубакина Нина Павловна (начальные классы)

4. Заводчикова Софья Петровна (начальные классы)

5. Зубакина Екатерина Александровна (география, ботаника, химия)

Иевлев Александр Васильевич

Директор Никольской школы

 с 1936 по 1939 годы

Из материалов Биряковского краеведческого музея

Иевлев А.В. в 1918 году добровольцем ушел в ряды Красной армии. Воевал на Юго-западном фронте в 45 стрелковой дивизии под командованием Якира. В 1920 году Иевлев А.В. вступил в комсомол (№ билета 3174626). Освобождал и устанавливал Советскую власть на территории Украины. Был ранен под Киевом и в Шепетовке. С 1920 по 1923 годы служил в войсках ВЧК в Сибири, под командованием Великосельцева. Начальником штаба был Белогуров. В Сибири Иевлев А.В. участвовал в боях против Колчака.

Демобилизовавшись в 1936 году, он направлен директором Никольской шестилетней школы I ступени, где преподавал историю. В 1939 году как боевой офицер был мобилизован на Советско-финскую войну, где воевал на Мурманском направлении до 1941 года на Северном фронте. В 1942 году направлен под Сталинград, где был ранен и контужен. С 1946 года работал в Биряковской средней школе историком.

Педагогический стаж (без боевого) составляет 33 года. Иевлев А.В. являлся членом Всероссийского фенологического общества, долгие годы вел наблюдения за природой. Являлся внештатным корреспондентом газет «Сокольская правда», и «Ленинградский путь».

 

Иевлева Евгения Иринеевна

В Никольской школе работала с 1936 по 1939 годы учителем начальных классов. Она писала ученикам Никольской школы из Бирякова после войны. «О вашей школе у меня остались только хорошие воспоминания. Учились ребята с желанием, очень хорошо. Красиво писали, что было отмечено проверяющей комиссией. Из учащихся через 30 лет помню Тропина Антонина, Тропину Шуру. Мы помогали в сельскохозяйственных работах колхозу «Авангард». В школе в селе Никольском было очень много детей. Раиса Федоровна Левинская – это одна из моих учениц, она закончила Биряковскую среднюю школу».

Иевлева Е.И. проживала в д. Биряково и работала там в средней школе учительницей.

 

Кряжев Иван Иванович

Учитель математики


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.