Воины, крестьяне, ремесленники, торговцы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Воины, крестьяне, ремесленники, торговцы

2022-10-05 57
Воины, крестьяне, ремесленники, торговцы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деление общества на четыре сословия: воинское (самураи) - си, крестьяне - но, ремесленники - ко и торговцы - сё, отражает представление об идеальном обществе. Это представление основывается на китайской концепции, определявшей необходимые функции общества, а не классы или разряды, как это было в Японии. Более того, в Китае си обозначало не воинов, а просвещенных чиновников.

Такое разделение японского общества было направлено, хотя и задним числом, на подтверждение превосходства самураев и ведущую роль земледелия. Оно давало не только продукты питания, но и составляло основной доход воинского сословия и, следовательно, бакуфу. Доход владений, кокудака, определялся соответственно производству риса. Наиболее последовательные мыслители сословия буси, такие как Огю Сорай (1666-1728), ратовали за возвращение самураев на землю.

Согласно конфуцианским взглядам элиты, различные категории населения должны были обеспечивать жизнь тех, кто поддерживает мир и порядок в стране, в Японии - воинов. В первую очередь это касалось пищи, все остальные потребности считались вторичными. Роль торговцев, не производящих продукты питания, не могла не быть презираемой в системе моральных ценностей, основывающихся на представлении об идеальном земледельческом обществе.

Система ценностей, превозносимая подобным делением общества, довольно быстро столкнулась с реальностью. С одной стороны, воины жили в городе рядом со своим господином и оказывались отрезанными от деревни. С другой, развитие торговой буржуазии, или положение, которого мог добиться ремесленник, не соответствовало месту, которое предопределяла идеальная иерархия.

Совершенно ясно лишь то, что правящий класс хотел создать четкое отличие между самураями и остальной частью населения. Кроме того, в желании обеспечить стабильность общества, власть стремилась как можно жестче остановить социальную мобильность, что было до некоторой степени реакцией на значительное смешение слоев в «период воюющих провинций».

Согласно иерархической структуре общества, как это понимали правящие слои, каждый человек должен был принадлежать к строго определенной группе, соответственно подчиненной вышестоящей. Пирамида зависимости поднималась до самого сёгуна.

Этот идеальный образ общества не включал некоторые категории населения. Двор Киото с его светской аристократией хотя и находился под

85-1

 ИДЫ ЦивилиздЦии | пристальным наблюдением, но в систему иерархии не попадал. За рамками строгой общественной структуры оказались имевшие собственную иерархию, буддистские и синтоистские священнослужители, мибун, Некоторые профессии, такие как врачи, также имели особое положение.

И, наконец, в эпоху Эдо некоторые группы населения были выведены за рамки общества: эта были признаны нечистыми из-за занятий, связанных с убоем скота и обработкой кожи; хинин (не-люди), осужденные, были поставлены вне общества.

Все это было направлено на разделение общества непреодолимыми барьерами. Каждому сословию соответствовали определенные одежда, язык, место проживания и брачные обряды. Однако обнаруживается множество исключений из этой идеальной общественной структуры. Эта могли изменить свое положение посредством усыновления, допускались в принципе невозможные союзы между торговцами и самураями.

ВОИНЫ (САМУРАИ)

В эпоху Эдо бакуфу провело несколько переписей, но в них учитывались только жители городов. Таким образом, точное число воинов нам не известно. Все-таки можно сказать, что в течение этого периода их число увеличивалось, и в первой половине XIX века они составляли чуть меньше 8% населения. В ходе первой общей переписи населения 1873 года, незадолго перед отменой статуса самурая, их насчитывалось около двух миллионов при населении в 31 миллион.

Так же, как в любом традиционном обществе, различия в одежде были наиболее заметным при

знаком социальной принадлежности. Власти скрупулезно регламентировали одежду для каждого сословия.

Воины отличались от прочего населения тем, что носили хаори, широкую куртку, поверх кимоно, и хакама - широкие брюки, но главным признаком было ношение двух мечей. Они должны были постоянно носить длинный и короткий мечи, которые символизировали их принадлежность к господствующему классу.

Тем, кто носил большой меч, было дано право даровать жизнь и смерть представителям других групп населения, знаменитое кирисутэ гомэн. Оно позволяло воинам вершить правосудие над представителями других слоев населения, однако в действительности оно вряд ли широко использовалось. Тем не менее оно оставалось символом статуса самурая.

В начале эпохи Эдо большой меч должен был быть более 1 сяку 8 син (приблизительно 57 см) длиной. Позже он стал немного короче, более 1 сяку 5 син (приблизительно 49 см). Привилегия восходит к 1588 году, когда Тоётоми Хидэёси запретил ношение мечей крестьянам. После этого указа крестьяне не могли носить мечи, даже короткие, за исключением особых случаев, таких как поездки или празднества, и только по разрешению, выданному бакуфу либо даймё. Любопытно, что ношение коротких мечей, менее чем 1 сяку 8 син (позже 1 сяку 5 син) было разрешено жителям больших городов. Однако особые меры применялись к жителям столицы сёгуната. Начиная с 1668 года им было запрещено носить внутри города даже короткие мечи, а в 1683 году бакуфу издало запрет на ношение коротких мечей длиной приблизительно 49 см. Что касается некоторых профессий, врачей или борцов сумо,

1

то они пользовались исключительным правом на ношение коротких мечей, определяемым их господами. Самураи определенного ранга должны были иметь коня и доспехи. Это правило практически не менялось со времен Средневековья.

Другой привилегией воинов было право иметь родовое имя. Согласно правилам бакуфу, речь шла о праве для воинов и аристократов, иначе говоря, для господствующего класса. Ни крестьяне, ни торговцы теоретически не имели права иметь родовое имя. Но можно отметить довольно многочисленные исключения. Были нередки случаи, когда богатые крестьяне имели родовые имена. С другой стороны, купцы могли использовать наименование своего предприятия, яго, как родовое имя. В различных владениях это предписание бакуфу применялось более или менее одинаково. Иными словами, повсеместно в Японии родовые имена могли иметь лишь представители господствующих сословий.

Однако существовала общественная категория, не являвшаяся частью официального социального деления, которая имела право носить родовое имя. Речь идет о квартальных врачах, независимых от власти сёгуна и императорского двора.

Множество отличий было предусмотрено, чтобы выделить воинское сословие среди прочих групп населения. Однако это не означает, что самураи были однородны. Строгая иерархия существовала и в сословии избранных. Между даймё и асигару, пехотинцем, не имевшим средств на содержание коня, было мало общего, за исключением двух мечей, но и те были разного качества. Разделение категорий буси было столь же строгим, как и различных социальных групп. Если даймё представляли высшую

88-1

аристократию и жили во дворцах, то другие были солдатней, живущей в казармах.

Одна из важных характеристик буси состоит в том, что подавляющее их число находилось на жаловании. За редчайшим исключением, как в некоторых владениях на Кюсю, у воинов не было больше прямых связей с землей. Различие между воинами низшей категории, «без дохода», мусо-кунин, то есть получающими жалование, не имеющее отно-

Конный самурай в доспехах с мечом, луком и стрелами. Японская гравюра

шение к земле, и теми, кто получал доход от земли, тигё, стало чисто формальным. В начале XVIII века в 201 владении из 243 доходы от земли стали формальными. Воины получали от своего господина жалованье рисом, считавшимся доходом от земли, которая им причиталась согласно их званию.

Воины проживали рядом со своим господином, у подножия замка, в предназначенном для них квартале, в более или менее больших резиденциях согласно своему рангу. За жалование рисом они должны были находиться в полном распоряжении своего господина.

Даймё же могли поменять владение либо в наказание, когда получали меньшее, либо как поощрение.

Их главная обязанность состояла в том, чтобы всегда быть готовыми к сражению. Кроме того, любой буси должен тренироваться в применении своего оружия, меча, а также в стрельбе из лука, работе с копьем, и если он имел коня, то в верховой езде. В эпоху Эдо вооруженных конфликтов было очень мало, поэтому у самураев не было возможности в исполнении воинской службы. И они превращались в администраторов и чиновников. Тем не менее число буси сильно превосходило потребности в военных кадрах. Кроме того, службу нередко несли по очереди, что оставляло представителям этого привилегированного сословия много времени для досуга.

Воины нередко учились как в связи с условиями службы, так и для собственного удовольствия. Первые официальные школы были предназначены для них. Неудивительно, что большинство мыслителей эпохи Эдо вышли из их рядов. Кумадзава Бандзан, Ямага Соко, Араи Хакусэки, Огю Сорай - все они были буси.

Сэппуку. Художник Утагава Куникадзу

Им внушали почтение к конфуцианским ценностям в соответствии с их положением. Первым и главным достоинством была верность господину, которая рассматривалась как аспект сыновней почтительности. Подобная преданность предполагала не жалеть собственной жизни для господина. Этот идеал верности был столь распространен, что понадобился указ бакуфу 1668 года, запрещавший практику дзюнси, самоубийства вассала способом вспарывания живота после смерти господина.

Воины обладали еще одной привилегией - а именно возможностью совершить сэппуку. Они

 

совершали это либо в случае, если не было другого средства показать несогласие с господином, либо когда они были приговорены к смерти вследствие серьезного проступка. В этом случае они имели право достойно умереть, вскрыть себе живот согласно точному ритуалу. Только горожане подлежали позорным наказаниям в виде обезглавливания или распятия.

Жизнь воина не была свободна от случайного риска. Связанные со своим господином, буси оставались без хозяина и без дохода, когда тот терял свое владение. Случалось, что воин добровольно оставлял службу у хозяина. Эти ронины (буси без господина) образовывали нечто вроде «пролетариата» военной аристократии. Если они не могли найти нового господина, то старались не утратить окончательно свой статус и становились учителями фехтования, школьными учителями или мастерами по ремонту зонтиков, а то и бандитами.

КРЕСТЬЯНЕ

Жители деревень составляли около 85% населения. Это не означает, что в Японии в эпоху Эдо 85% населения были крестьянами. На самом деле в сельской местности проживало достаточно много людей, которые непосредственно не занимались обработкой земли: ремесленники, угольщики, охотники, торговцы вразнос, монахи, музыканты, актеры. Существовало множество ныне забытых профессий, представители которых проживали в деревнях. Более того, идеальное деление общества на четыре категории не включало целые деревни, например, деревни рыбаков. Нет необходимости говорить о роли рыболовства в стране, где ни один

Веяние риса

регион не располагался слишком далеко от моря. Рыбные рынки в больших городах Осака или Эдо демонстрируют место и значение рыбы в рационе питания.

Тем не менее подавляющее большинство сельского населения жило земледелием.

В эпоху Токугава земля теоретически принадлежала даймё или сёгуну. Но на самом деле крестьяне, записанные в реестрах земельного кадастра как ответственные за уплату налогов, были фактическими владельцами земли, землепользователями, имеющими гарантированное право на обработку земли.

Единицей налогового обложения и жизни была деревня, мура. Подавляющее большинство деревень были созданы относительно недавно, в период Муромати. Каждая деревня обладала некоторой самостоятельностью управления внутри общины. Однако это управление обеспечивалось крестьянами-налогоплательщиками. Другие сельские жители: арендаторы основного крестьянина, домашние слуги, поденные рабочие пользовались общими правами лишь благодаря покровительству

своего патрона. Для обработки двух гектаров земли крестьянину требовалось в среднем восемь - девять взрослых работников.

Налоги составляли в принципе больше половины дохода от земель.

Доход, оцениваемый количеством риса, был весьма приблизительным, так как размер его зависел от региона. Он рассчитывался и фиксировался каждый год в зависимости от урожая риса и других культур. К тому же развитие технических культур, растительных красителей, хлопка и т.д. существенно изменило доходы крестьян, особенно в богатом районе Кинай. Действительно, к основному налогу, исчисляемому в рисе, добавлялись различные пошлины на землю и леса. Они взимались пропорционально производительности деревни, рассчитывались в рисе для оплаты общественных работ. В деревнях, расположенных вдоль больших дорог, существовали повинности на транспортные и дорожные работы.

Управление сельскими общинами осуществлялось под контролем чиновников, назначенных феодалом или бакуфу. В каждой деревне главы семей избирали управляющих, главой которых был сельский староста, называемый нануси или сёя. Свои обязанности он исполнял безвозмездно. Он становился посредником между населением и властями. У него были помощники и счетоводы. Стоит все же отметить, что они платили меньшие налоги, чем остальные крестьяне. Обязанности сельского старосты чаще всего передавались по наследству членам той же семьи.

От них ожидали, что они будут принимать меры, способствующие увеличению урожаев, справедливо распределять налоги между членами общины и пр.

В случае непринятия соответствующих мер некоторые расплачивались жизнью. Единственным способом разоблачения коррумпированных служащих было прямое обращение к господину, что обычно наказывалось смертью. Но иногда сельские должностные лица поступали так сознательно. Их казнили, но при этом нередко жалобы признавались обоснованными. С другой стороны, естественно, со стороны некоторых сельских старост бывали случаи превышения власти.

В деревне разногласия улаживались на общем собрании деревни - окитэ. Оно же осуществляло наблюдение за членами общины. Общее собрание могло применять различные санкции, вплоть до исключения из общины.

Существовали различные способы переписи населения. Помимо монастырских и храмовых списков, где каждый должен был быть зафиксирован в доказательство, что не являлся христианином, существовал, например, земельный кадастр. Туда заносили имена крестьян, ответственных за платежи, и всех владельцев хозяйств. И наоборот, в списке имен налогоплательщиков, документе сельской администрации, регистрировали только наиболее важные семьи.

К тому же главы семей, объединенных в пятерки, называвшиеся гонин гуми, распространенные практически по всей стране, несли коллективную ответственность за выплату пошлин и налогов, поддержание порядка, исполняли полицейские функции. Глава каждой группы из пяти семей отвечал за поведение членов своей группы перед сельским старостой и вел записи, фиксировал факты рождения и смерти в своей группе. Экземпляр записей отправлялся местному чиновнику.

 

Жесткая система надзора не позволяла сельским общинам активно действовать. В случае плохого урожая груз налогов оказывался совершенно невыносимым. Поэтому «совершенный» мир Токугава многократно потрясали крестьянские восстания. Вначале они были направлены против представителей господина. В конце эпохи Эдо социальная окраска таких восстаний становилась все более заметной, мишенью становились крупные собственники. Между 1770 и 1870 годами произошло около двух тысяч подобных волнений.

РЕМЕСЛЕННИКИ

Ремесленники и торговцы составляли городское население страны - тёнин, они проживали в городских кварталах. Точное различие между этими группами населения не всегда явно. С начала эпохи Камакура эти группы имели четкое определение, но с ростом городов в XVI веке они значительно изменились. Пользуясь развитием торговли, власти обложили налогами ремесленников, перевозчиков и торговцев. В свою очередь, горожане получили право выбирать муниципальных служащих и даже становиться ими.

Рост городов в начале XVI века создал условия для развития ремесел в эпоху Эдо, особенно в условиях строительства новых кварталов в постоянно расширяющихся городах. Таким образом выросло население Осаки в начале XVII века, во время реставрации замка. Оно сократилось почти наполовину сразу после завершения работ.

В начале периода Токугава ремесленники должны были во дворце сёгуна исполнять трудовую повинность по своей специальности, кунияку.

 

В мастерской по изготовлению вееров

Их работа была необходима для существования замка, особенно укрепленной крепости: в то время власти еще была необходима демонстрация военного могущества.

Постепенно их деятельность стала важной для улучшения жизни воинов в Эдо или любом владении. Затем они стали неотъемлемой частью крупных городов.

В частности, если говорить о ремесленниках Эдо, то они должны были создавать все, что было необходимо для жизни воинов и торговцев. Но поскольку, начиная с XVII века, производство некоторых видов тканей, татами или других товаров, необ-

ходимых для повседневной жизни, сосредоточилось в крупных городах западной части страны, таких как Осака, Киото, Исэ, Оми, среди столичных ремесленников стала складываться специализация, главным образом в строительных работах, плетении татами, а также в некоторых особых занятиях, таких как литье чугуна, изготовление бочек, создание причесок.

В Эдо ремесленники работали на бакуфу, главы цехов стремились упрочить отношения с Токугава со времени возникновения сёгуната. Это позволяет предположить, что бакуфу предпочитал брать на службу приближенных ремесленников, работавших со времени становления сёгуната, а не других, даже тех, кто мог подтвердить свой опыт на протяжении нескольких поколений.

За полтора столетия без особого труда сёгунат смог установить контроль над столичными ремесленными цехами. С начала XVIII века они были обязаны создать объединение, чтобы внести свой вклад в проведение экономической полити* ки сёгуната.

Многочисленные голодные годы, большие пожары и землетрясения, начиная со второй половины XVIII века, породили еще одну категорию ремесленников в Эдо. Это были поденные рабочие, прибывавшие в столицу из соседних деревень, которым удавалось скрыться от контроля сёгун- ской власти. Они были обязаны зарегистрироваться у префектов столицы, мати бугё, для обеспечения лучшего контроля ремесленников, живущих в Эдо. Власть также пользовалась услугами мелких торговцев, которые поддерживали тесные отношения с городским воровским миром.

С другой стороны, начиная с конца XVIII века, прекращение монополии ремесленных произ*

водств, сконцентрированных в Осаке и ряде западных городов, дало возможность ремесленникам Эдо, а также крестьянам соседних со столицей деревень расширить свою профессиональную деятельность. Они смогли заниматься такими более технически сложными ремеслами, как окраска тканей, производство лаковых изделий, кимоно, лекарственных растений, а также шитье и выделка кожи и др.

ТОРГОВЦЫ

Если по мере укрепления власти Токугава деление общества на четыре сословия стало более четким, то в начале периода оно было менее явным и стало не столь строгим в конце периода. Таким образом, некоторые самураи и священнослужители (буддистские монахи и служители синтоистских святилищ) в начале эпохи стали крупными торговцами. И наоборот, к концу периода экономическое развитие страны, которому способствовали появление и рост торгового капитала, многочисленные природные катастрофы, международная напряженность, политика, проводимая сёгунатом, не только вызвали социальные волнения, но и позволили высшему слою торгового сословия приблизиться к самураям. Наиболее сознательная часть воинов чувствовала необходимость принимать участие в экономической деятельности.

Большое скопление самураев в городах, вынужденных вести мирную праздную жизнь, благоприятствовало развитию производства все большего разнообразия аксессуаров, одежды, интерьера, а также парадного оружия. Естественно, что эти то-

 

У аптекаря вары являлись предметом торговли. Новый образ жизни повлек значительные изменения в системе потребления не только даймё, но и воинов относительно низкого ранга. Все должны были поддерживать свой статус.

В этой новой ситуации, чтобы иметь возможность оплатить изысканные предметы роскоши, наиболее могущественные представители знати начали, например, управлять шахтами. Некоторые могли чеканить свою монету, другие вынуждены были принять существующее денежное обращение. Когда они не были в состоянии оплатить чрезмерные расходы, то продавали свои долги богатым торговцам за право носить меч и фамилию. Они даже позволяли торговцам покупать статус воина у самураев низшей категории, испытывавших большие финансовые затруднения. Подобная практика была замаскирована под видом усыновления торговца семьей воина. Это явление началось в период правления восьмого сёгуна Ёсимунэ (1716-1745).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.