Три города: Эдо, Киото, Осака — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Три города: Эдо, Киото, Осака

2022-10-05 217
Три города: Эдо, Киото, Осака 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начиная с XVI века в Японии бурно развивались города. Предыдущие эпохи отмечены существованием одного большого города, столицы, опиравшейся на сеть небольших поселений. В конце «периода воюющих провинций» в княжествах росли призамко- вые города. Шесть миллионов человек проживали в тысяче семистах населенных пунктах по три тысячи в каждом. Если численность населения в трех городах прямого управления бакуфу различалась, то в Канадзава (владении клана Маэда) и Нагоя (столица владения Овари, которым управляла младшая ветвь дома Токугава) насчитывалось до ста тысяч жителей. Около шестидесяти тысяч человек насчитывалось в Окаяма (клан Икэда), Кагосима (клан Симадзу), Хиросима (клан Асано), Нагасаки.

Япония становится урбанизированной страной, подобно Великобритании. Даже учитывая, что крестьянское население составляет подавляющее большинство, а городское приблизительно 15% жителей страны, удельный вес городов для докапиталистической экономики весьма значителен.

♦ Эдо

В начале XVIII века это был один из самых крупных городов мира. Долгое время он являлся всего лишь скромным небольшим местечком в провинции Мусаси. Его судьба была тесно связана с Токугава. Благодаря обмену, предложенному Тоё-

томи Хидэёси, Иэясу получил владения в Канто и в 1590 году обосновался в Эдо. Он старался построить там новый замок. Когда в 1603 году он был провозглашен Сэйи-тайсёгун, именно в Эдо он основал правительство, военную ставку, бакуфу.

Центром города являлся замок. Строительство замка начал Иэясу, а расширил его третий сёгун Иэ- мицу. Чтобы продемонстрировать свою власть и облегчить нагрузку на свои финансы, бакуфу обложило даймё особым налогом. Задуманный во время войн XVI века, Эдо-дзёбыл хорошо укрепленным замком, с тройными стенами, рвами с водой и огромным донжоном, тэнсю, который возвышался над городом. Военная функция, как и все военные аспекты эпохи Эдо, уступила место символической. Представители военной власти располагались в центральной, укрепленной по последнему слову техники, части замка, к тому же и самой красивой. К сожалению, пожары не щадили и расположение властных структур, и если многие строения регулярно восстанавливались, то донжон после пожара 1657 года уже никогда. Первый замок был великолепно украшен, по примеру святилища Никко. Во второй половине эпохи Эдо декор стал намного сдержаннее.

Центр замка стал местом пребывания императора после переноса столицы из Киото в Эдо в 1868 году. Императорский дворец и в наши дни располагается там, только рвы с водой и стены напоминают о замке Эдо.

Функции резиденции сёгуна и размещения основных органов власти были объединены в большом комплексе строений. Именно вокруг этого центра по спирали строился сам город. Резиденции представителей младших ветвей клана и наиболее пре-

данных вассалов располагались как можно ближе к замку, дальше селились прочие вассалы. «Люди знамен» (хатамото) разместились на западе, там, откуда могла прийти опасность.

Эта роль столицы была усилена указом 1632 года, согласно которому даймё были обязаны часть года жить в Эдо, что, по крайней мере, вынуждало их иметь там резиденцию. Эти резиденции и их сады занимали 60% общей площади города. Так как даймё приезжали со свитой и должны были оставлять свою семью в качестве заложников, когда они возвращались в свое владение, в Эдо пребывало значительное число самураев, составлявших, вероятно, 40% общей численности населения, то есть столько же, сколько простых горожан - ремесленников и торговцев. Это население надо было накормить, одеть, экипировать, обучить, что и привело к значительному росту ремесла и торговли и позволило начиная с XVIII века конкурировать с Осакой.

Среди прочих привилегий самураи имели право не подчиняться администрации города, а только своему господину. Трудно подсчитать общую численность населения Эдо. Согласно переписи 1721 и 1843 годов, в городе насчитывалось 501 394 и 587 458 жителей соответственно.

Управление городом было поручено двум градоначальникам - мати бугё*. одному - северная половина, второму - южная. Обладатели этих должностей осуществляли свои функции, меняясь ежемесячно, что было довольно типично для сёгунской администрации. Это были престижные посты. Мати бугё Эдо являлись частью административной элиты; они подчинялись советникам сёгуна (старейшинам) - родзю. Они набирались из военачальников, хатамото. Они также занимались

Гиды цивилизаций,

общим управлением городских районов, исполняя судебные и полицейские функции, для чего имели в своем распоряжении верховых полицейских - ерики или пеших - досин.

Но главным образом в управлении они опирались на старейшин кварталов - мати досиёри. Старейшины набирались из трех семей: Таруя, Нарая, Китамура, чьи предки получили имя от Иэясу. Как указывает окончание «я» в двух именах, они происходили от владельцев торговых домов. Старейшины имели под своим началом глав квартала - мати нануси. В иерархической структуре общества Эдо нануси подразделялись на три категории в зависимости от времени утверждения должностей: кусава- кэ, управители вновь освоенными землями; комати, управители старых кварталов; хира, управители обычных кварталов. Именно на этом уровне проходили исследования положения населения, борьба против пожаров, решение межсоседских конфликтов и т.д.

Кварталы имели разные признаки в зависимости от степени удаленности от замка сёгуна, а также от ремесла, которым занимались жители. В городских кварталах сита мати (буквально нижние кварталы) формировалась яркая самобытная народная культура. И в других городских центрах можно увидеть много нововведений в градостроительстве: строительство тридцати пяти кварталов развлечений, среди которых наиболее знаменитым был квартал Ёсивара, который задавал тон моде.

Как в других призамковых городах, храмы и буддийские монастыри были объединены в тэра- матщ храмовые кварталы.

В Эдо в поисках работы стекалось множество людей, власти видели в этом некоторую опасность,

но и считали необходимым. Жизнь в Эдо была неспокойной, воровские банды были многочисленны, часто случались стычки и драки. Исключительный факт в столь иерархизированном обществе, что весьма значительная часть населения Эдо состояла из лиц, не зависимых ни от какого господина. В то время как повсюду любой человек был опутан сетью обязанностей и зависимостей, рабочая сила, необходимая для выполнения крупных работ, таких, как строительство замка, получала заработную плату. Эти люди не были крепостными. Они уже не отрабатывали повинность, что бы соответствовало идеалу социальных отношений того времени.

В современном Токио от этого огромного города практически не осталось видимых следов. Совершенно очевидно, что это произошло из-за землетрясения 1923 года и американских бомбардировок марта 1945 года. Но это также случилось и потому, что на протяжении всей эпохи Эдо город постоянно горел. Пожары были частью жизни города. Пожар 1656 года был особенно опустошительным. Такие меры, как расширение улиц, только ограничили размер подобных катастроф, которые не обошли даже замок сёгуна. Организации пожарных становились гордостью кварталов.

Этот город даже не сохранил своего имени, потому что он был резиденцией сёгунов. Но именно он, начиная с XVIII века, задавал тон во всех областях жизни страны. Перехватив первенство у Осаки, состоятельные и простые жители Эдо создали городскую культуру, которая сияет и в наши дни.

♦ Осака

На берегах внутреннего моря, вблизи провинции Ямато, издревле существовали порты, кото-

Гиды цивилизаций |

рые позволяли обеспечивать политический центр древней Японии. Многие государи строили дворцы в Нанива, в современном квартале Нанба Осака. Нанива сохранит положение порта столицы и после ее перенесения в Хэйан, нынешний Киото.

В течение всего Средневековья жилые кварталы развивались в устье рек Ёдо, Ямато и Хирано вблизи большого монастыря Ситэнно-дзи и храма Сумиёси. В «период воюющих провинций» в том же регионе можно было наблюдать процветание Сакаи, города торговцев, которые сумели создать независимую общность, не примкнувшую ни к одному из противоборствующих княжеств. Этот город торговал не только с портами внутреннего моря, но и с Китаем, а затем с европейцами. Это был один из самых крупных центров производства огнестрельного оружия. Великие военачальники, объединившие Японию в конце XVI века, не могли примириться с существованием подобных самостоятельных территорий. В конце концов Сакаи попадает под контроль Оды Нобунаги.

Несколько севернее возникла еще одна самостоятельная общность - адептов школы Чистой земли, Дзёдо синею. Хонгандзи в Исияма стал центром школы после того, как в 1532 году их изгнали из Ямасина и был разрушен храм. Именно вокруг этого монастыря-крепости и стало развиваться поселение, получившее название Осака. Хорошие отношения Хонгандзи с двором Киото позволили ему получить привилегии и благодаря этому привлечь ремесленников и торговцев. Но в 1580 году монастырь-крепость, изолированный от других объединений Синею, был уничтожен пожаром.

Тоётоми Хидэёси, понимая значимость района Осаки для войны и торговли, решил построить там

I 66 1

самый большой из своих замков. Способствуя развитию призамкового города, он переселил часть жителей Сакаи.

В 1600 году битва при Сэкигахаре позволила Токугава Иэясу взять власть, но клан Тоётоми оставался хозяином замка Осака и богатств города. Пришлось ждать 1615 года, провести две кампании, чтобы замок пал, и все семейство Тоётоми было истреблено. Замок был стерт с лица земли, а город сильно разрушен.

Начиная с 1619 года Хидэтада, второй сёгун, решил, что отныне город Осака должен находиться под прямым управлением бакуфу. Он также повелел восстановить замок на месте замка Тоёто

ми Хидэёси, но только сделать его больше и великолепнее. Для этого он обложил особой повинностью даймё, обязав привезти огромные камни для насыпи. Как всегда, замок должен был выполнять две задачи: осуществлять военный контроль над за-

Замок в Осаке. Современный вид

Г”67~'

падной Японией и демонстрировать могущество и власть клана Токугава.

Сооружение замка превратилось в огромную стройку, которая собрала в Осаке великое множество рабочих и ремесленников, которых надо было кормить. Тогда население города достигло 400 000 жителей, численность, соответствующая лишь середине XVIII века. Так родилось еще одно название Осаки - «кухня Японии».

Замок Осаки не играл больше значительной роли в городе. На плане 1657 года доминирует скрупулезно изображенный замок в верхней части, ориентированной на восток. По плану же 1759 года, ориентированном на север, замок изображается в верхней части пустым участком. К тому же гарнизон замка был весьма небольшим. Да и власть города была совсем в другом, в торговле и ремесле. Воспользовавшись длительным опытом Сакаи и выгодным географическим положением на дорогах и морских путях между западными провинциями, Эдо и Киото, торговцы Осаки превратили свой город в крупнейший торговый центр Японии XVII века. Даже когда во второй половине эпохи Эдо перехватил первенство, торговый капитал Осаки оставался весьма могущественным.

В Осаке, построенной в устье трех рек, в XVI веке была создана разветвленная система каналов, которые обеспечивали перевозку тяжелых грузов, в первую очередь риса. В 1619 году в городе был 1031 корабль, способный перевезти 10 коку груза, и 1592 транспортные лодки, увани. Осака была городом на воде, мидзу-но тоси.

Сердцем торгового города были три больших рынка: рынок фруктов и овощей около моста Тэм-

ма, рыбный рынок Ками Уоя-мати и рисовый рынок на севере реки Додзима.

Одной из составляющих процветания города была торговля рисом, который доставляли в форме налога из западных владений. Нуждающиеся в деньгах даймё построили склады на острове Нака-но сима. В 1840 году там насчитывалось 125 складов. Они поручали реализацию риса посредникам, которые, в конечном счете, становились их банкирами. В начале XVIII века каждый год в город доставлялось 1,4 миллиона коку риса. Среди курамото, управляющих складами, можно увидеть представителей богатых торговых семей Осаки - Ёдоя, Масуя, Коноикэ, они распоряжались рисом, поступавшим из четырех владений.

Рис был эквивалентом обмена, поэтому неудивительно, что крупные торговцы являлись одновременно менялами и в результате становились банкирами.

Из западных владений поступали и другие товары - индиго с Сикоку, сахар из Амами (благодаря посредничеству владения Сацума), а также бумага, воск и т.д.

Не довольствуясь положением лишь рыночной площади, Осака, вместе с близлежащими ремесленными центрами, становится крупным центром производства. Открытие способа отжима масла из семян хлопчатника позволило наладить производство лампового масла. Затем этот же способ обработки семян стали использовать для рапса, культуры, высаживаемой на рисовых полях после сбора весеннего урожая.

Осака также была центром очистки меди, которая стала основным предметом экспорта после запрета на использование золота и серебра при расчетах в конце XVII века. Можно предположить, что

69”1

в конце XVII века в медном производстве работало более десяти тысяч человек. Объединение пяти торговцев Осаки сумело получить монополию на продажу меди европейцам в Нагасаки.

Другие торговцы сумели взять под контроль ввоз лекарственных средств из Китая и Юго-Восточной Азии. В дальнейшем квартал аптекарей станет одним из центров фармацевтической индустрии современной Японии.

Обработка кожи, начиная с 1620 года, также была сосредоточена в определенном квартале, Ватанабэ. Ремесленники, занимавшиеся выделкой кожи и меха, эта, подвергались суровой дискриминации, однако они пользовались покровительством городской администрации, а их производство составляло неотъемлемую часть экономики города. Работая главным образом на сословие самураев, которое очень нуждалось в кожевенных товарах, эта Осаки жили относительно благополучно.

Таблица двенадцати основных продуктов, ввезенных в Осаку и вывезенных из нее в 1714 году

Ввоз

Рис 40 814 серебряных каммэ
Рапсовое семя 28 049
Строевой лес 25 751
Сушеные сардины 17 760
Одежда из некрашеного хлопка 15 750
Бумага 14 464
Железо 11 804
Дрова 9125
Медь 7171
Необработанный хлопок 6705
Табак 6496
Сахар 5614

Вывоз

Рапсовое масло 26 005
Одежда из хлопка, окрашенного в полоску 7066
Медь на экспорт 6588
Одежда из некрашеного хлопка 6265
Хлопковое масло 6116
Разные (случайные) товары 4045
Хлопчатобумажные нити 4299
Соевый соус 3899
Изделия из железа 3750
Жмых 3267
Лаковые изделия 2840
Предметы повседневного спроса 2838

Может удивить присутствие и необходимость сушеных сардин. Их продавали крестьянам района Осаки на удобрения.

Осака была также городом, где зародилась городская культура эпохи Эдо. Она дала миру несколько великих имен. Тикамацу Мэндзаэмон писал пьесы для театра кукол, известного под названием Бунраку. Также следует упомянуть Ихара Сайкаку, торговца, поэта в стиле хайкай и писателя, или еще Уэда Акинари, торговца маслом, врача и писателя, творившего в конце XVIII и в начале XIX века.

Торговцы Осаки, проявив инициативу, создали школу, подобную той, которая была в бакуфу и частных владениях для детей самураев. Основанная в 1726 году, Кайтокудо до конца эпохи Эдо была важным очагом просвещения, где преподавали не только китайскую конфуцианскую классику, но и более практические дисциплины.

♦ Киото

Киото, постоянная резиденция императоров с 794 года, оставался большим городом до обрушив-

шихся на него в годы войны Онин бедствий, которые превратили его в несколько обособленных деревень. Однако императорская резиденция сохранила прежнее расположение, и в XVI века наступил новый расцвет Киото. Ода Нобунага не успел установить свою власть, а Тоётоми Хидэёси это сделал. Истинный хозяин страны, он вынудил императорский двор подтвердить законность своей власти. Взамен он начал возвращать древней столице прежний вид. Он окружил город стеной, первой за всю его историю. Он объединил монастыри в одном квартале, Тэра мати, который до сих пор есть на карте Киото. Он построил великолепный дворец, где принимал императора. Этому примеру последует Иэясу, который впоследствии построит замок на втором проспекте Нидзёдзё.

Но столица не стала местом пребывания Токугава. Они тщательно контролировали город, размещая своих представителей около замка Нидзё. Продолжая политику Хидэёси, они способствовали развитию монастырей, поощряя различные буддистские школы к учреждению их главных монастырей в Киото. Именно тогда город обрел характер главного религиозного центра страны, которого до того не имел.

Контролируя Двор, бакуфу подтвердило его относительную независимость. В эпоху Эдо было восстановлено некоторое число обрядов и церемоний, которые перестали проводить ввиду отсутствия средств. Придворная аристократия, кугэ, и императорский род способствовали восстановлению производства предметов роскоши согласно сохранившимся традициям. Типичным примером подобной деятельности является ткачество парчи в квартале Нисидзин. Формирование оптовой тор-

говли кимоно такими купцами, как Мицуи, создавало основу торгового капитала Осака и Эдо.

Присутствие Двора, многочисленные монастыри, а особенно школы Риндзаи дзэн превратили Киото в подобие университетского города. Это не были официальные учреждения, подобные Сёхэйко в Эдо или Кайтокудо в Осаке, но скорее множество частных школ, дзюку, где ученые делились своими знаниями. Мацунага Сэкиго (1592-1657), Киносита Дзюнан (1621-1698), Ито Дзинсай, Ямадзаки Ансай (1618-1682), Исида Байган (1685-1744), Минакава Киен (1734-1807) - это всего лишь несколько имен из тех, кто основал свою школу в Киото.

Естественно, что самым распространенным было преподавание конфуцианской классики, но и связанная с ней медицина также была широко представлена. Именно в Киото было выдано первое разрешение на вскрытие трупа.

Бурное развитие книгопечатания в значительной степени объясняется высокой концентрацией в этом городе образованных людей. Киото был одним из трех крупных центров книгопечатания той эпохи, помимо Осаки и Эдо.

В конце XVII века Киото насчитывал 410 000 жителей.

♦ Градостроительство и вода

Создание службы питьевой воды

Первая половина XVII века отмечена строительством новых городов у подножия замков, дзёкамати. В XVII веке они стали не только местом жительства даймё, но также центрами торговли и ремесла. Принимая во внимание, что крупные перевозки осуществлялись на лодках, необходимым условием было наличие водных путей.

Все большая концентрация населения заставила администрацию различных городов решать проблему водоснабжения, дзёсуи. Например, в княжестве Мито провинции Хитати, управляемой одной из трех главных ветвей дома Токугава, водопровод был впервые создан по указу сёгуна в 1627 году, через два года после строительства призамкового города. Водопроводы, суидо, достигали 10,7 км длины. Во владении Фукуи на берегу Японского моря, где очень рано возник большой призамковый город, в 1606 году был построен трубопровод, как для доставки питьевой воды, так и для ирригации рисовых полей и тушения пожаров.

В месте пребывания бакуфу работы по созданию водопровода начались в 1603 году, когда Токугава Иэясу был пожалован императорским двором титулом сёгуна. Город был построен по большей части на южной территории, отвоеванной у моря. В 1609 году город Эдо насчитывал более 150 000 жителей. Как свидетельствует история строительства города, серьезной проблемой было то, что в колодцах, которые рыли жители, была лишь морская вода. Вот почему были проделаны грандиозные работы по прокладке труб для питьевой воды. Еще в середине XVII века питьевой воды не было даже в некоторых частях дворца сёгуна. До эпохи Кёхо (1716-1735) жители города Эдо не обладали необходимой техникой, чтобы копать колодцы глубиной более 9 м и добывать пресную воду лучшего качества, чем питьевая вода, поставляемая трубопроводом. Прокладка труб началась при втором сёгуне Хидэтада (1603-1623) и завершилась в Канда, Тамагава, Аояма, Мита, Камэари и Сэнкава. Четыре последних были закрыты в 1722 году. Что касается двух первых, то по ним поставлялась питьевая вода

I 74 1

в замок сёгуна, а также в главные кварталы города в течение всей эпохи Эдо, и они продолжали функционировать еще во времена Мэйдзи.

Служащие, ответственные за поставку питьевой воды, видимо, занимались не только этим. Представляется, что лишь к 1660-м годам были учреждены постоянные должности чиновника, ответственного за питьевую воду, дзёси бугё. Начиная с 1693 года эта служба была поручена чиновникам, ответственным за дороги, мити бугё, а затем, в 1739 году, перешла в ведение градоначальников, маши бугё. С того времени три старейшины города Эдо, маши досиё- ри, а также два новых служащих, ответственных за воду, мидзуяку, контролировали снабжение столицы питьевой водой.

Ответственность за ремонт, а также строительство новых линий возлагалась на специальные водные объединения, созданные в 1734 году. Чтобы обеспечить хорошее качество питьевой воды, власти проводили кампании среди населения, запрещая людям бросать мусор в трубопровод, мыться там или мыть различные предметы или грязные продукты, рыбачить или охотиться там, ставить на якорь суда или плоты и т.д.

Система удаления сточных вод

В отличие от сказанного выше, система эвакуации сточных вод была известна в допромышлен- ной Японии. Термин «гэсуй» (сточные воды) существовал уже в XVII веке. Одно из первых упоминаний содержится в обращении к жителям 1657 года, матибурэ, где объясняется система такой эвакуации. Эти сточные воды, которые в конечном счете сливались в залив Эдо из маленьких речек или котлованов при резиденциях, похоже, до 1950 года явля-

75

лись благоприятной средой для роста планктона, которым питалась рыба в заливе, что позволяло жителям Эдо получать хорошую рыбу в прибрежных водах.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.