Тэндай, соединившая эзотеризм и экзотеризм, стала источником рождения многих направлений буддизма в последующие века. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тэндай, соединившая эзотеризм и экзотеризм, стала источником рождения многих направлений буддизма в последующие века.

2022-10-05 24
Тэндай, соединившая эзотеризм и экзотеризм, стала источником рождения многих направлений буддизма в последующие века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИР ВОИНСКОГО СОСЛОВИЯ

Гэмпэй-но татакаи - Война Минамото и Тайра (1159-1185)

Ученые монахи, занимавшиеся расчетами времени и различными умозрительными построениями, связанными с этими расчетами, к которым буддизм всегда имел склонность, провозгласили, что мир вошел в период конца Закона, маппо. Конец времен в буддизме является понятием относительным, а конец Закона был весьма длительным периодом. Таким образом, элита ощущала конец определенного образа жизни. Столица больше не могла не обращать внимания на провинции. Придворной знати пришлось принимать в расчет движущие силы общества, и младшие в роду отправлялись управлять земельными владениями в провинции. Знать полагала, что она сможет использовать эти силы, чтобы контролировать борьбу за власть. Однако, однажды допущенные к власти, эти новички, самураи, захватили власть. Война изменила общество, противопоставила два военных клана - Тайра или Хэйкэ, и в итоге победивших их Минамото, или Гэндзи, победители. История этого противостояния является сюжетом единственной настоящей японской эпопеи - Хэйкэ моногатари^. Рассказанное слепыми монахами, это повествование было проникнуто буддистскими идеями, послужив в дальнейшем образцом для изображения самураев и оказав огромное влияние на современный японский

10 Другое название: «Повесть о доме Тайра».

язык. В отличие от романов эпохи Хэйан, в Хэйкэ используются многочисленные элементы китайского языка. Именно этот язык-гибрид лег в основу современного японского языка.

Камакура (1185-1333)

Победа клана Минамото означала введение нового способа управления. Параллельно с администрацией императорского двора в Киото образовалась новая система власти, первоначально охватившая лишь воинов. Во главе этой администрации стоял сэйи тайсёгун (дословно - великий полководец, победитель варваров). Эту должность вынужден был утверждать император. Сёгун создал военное управление, бакуфу (дословно - правительство из ставки), по образу военной ставки во время военных кампаний. Это правительство располагалось на востоке страны, на берегу моря, в городе Камакура, который было легко оборонять. Таким образом, в Японии в то время было де фак- то две столицы. Подобная ситуация повторится и в период Эдо. В это время начинается история самур айства.

Равновесие между гражданской властью двора в Киото и бакуфу было непрочным. Попытка реставрации завершилась установлением военной администрации повсюду, вплоть до столицы. Тем не менее столица продолжала жить в ритме церемоний и назначения чиновников, у которых было все меньше и меньше реальной власти за пределами двора. Однако престиж императорской власти оставался очень высоким. Она продолжала задавать тон в поэзии и в других искусствах. Воины Камакура старались следовать примеру столичных аристократов, по крайней мере, в области культуры.

В остальном, создавалось новое общество, в котором государство подчинялось не кодексам, а связям каждого с каждым, где не было единых правил, они менялись в зависимости от социального статуса.

В этом трансформирующемся обществе менялся и буддизм. В эпоху Камакура зарождались последние великие школы японского буддизма. Два направления дзэн-буддизма - Риндзай, который всегда будет ближе к власти и самураям, и Сото, который был сильнее распространен в провинции. Это были две последние школы китайского буддизма, кроме школы Обаку в эпоху Эдо. Другие школы явились результатом развития японского буддизма, особенно Тэндай. Школа Чистой земли и Истинная школа Чистой земли проповедовали полное подчинение иной силе, силе Будды Амитабха (Амида). Адепты учения Будды Амида, те, кто следовал единственным путем, икко, происходили из разных социальных слоев, даже из дома Токугава, но все же в основном из крестьян. Школа Лотоса была последним крупным религиозным объединением. Основатель школы проповедовал абсолютное поклонение сутре Лотоса, Хоккэкё, главной сутре школы Тэндай.

Паломничества монахов в Китай в поисках духовного совершенства дали новый импульс китайско-японским контактам. Монахи школы Риндзай сыграли определяющую роль в знакомстве Японии с китайской культурой династии Сун. Кроме дзэн, который был основным их интересом, они привнесли в Японию китайскую традицию поэзии и прозы, известную под именем литературы Пяти гор, так назывались пять основных монастырей школы Риндзай. Именно в этих пяти

монастырях Японии сосредотачивалось большинство китайских монахов. Тем же путем в Японию попала живопись династии Сун, она порой даже называлась «живопись в стиле дзэн», произведения, вдохновленные религией, но и другие, хотя и написанные монахами, но на сюжеты весьма далекие от дзэн и религии вообще. Именно монахи Риндзай познакомили Японию с конфуцианством эпохи Сун, известным как нео-конфуцианство, учение, которое стало официальной идеологией Токугава

Таким образом, отношения Японии с Китаем династии Сун были очень плодотворными, даже при том, что страны не обменивались официальными посольствами. С появлением монголов события стали разворачиваться более жестко. Завоевав Китай, а затем Корею, они потребовали подчинения Японии. Получив отказ, они мобилизовали значительные силы и организовали два похода. В обоих случаях флот был уничтожен очень кстати разыгравшимся штормом. Впоследствии говорили о высшей силе, божественном ветре, ками кадзэ. Похоже, что первые попытки вторжения монголов в Японию не вызвали общенациональную мобилизацию, воины, участвовавшие в боях, прежде всего стремились получить в качестве вознаграждения земли, которые власть не была в состоянии выделить.

Сёгуны клана Минамото вскоре потеряли реальную власть, которую получил клан Ходзё Масако, супруги Минамото-но Еритомо. Ходзё, занимая положение, подобное Фудзивара в Киото, руководили бакуфу, другими словами, большой частью страны, от имени сёгуна, роль которого была лишь представительской.

Муромати (1336-1573)

Пользуясь ослаблением семьи Ходзё, император Годайго попытался восстановить императорскую власть и авторитет двора Киото. Эта попытка обернулась длительной войной между двумя ветвями императорского рода, в результате которой военный дом Асикага сокрушил бакуфу в Камакура и установил новую власть в столичном районе Муромати. Однако этот эпизод реставрации эпохи Кэмму только подтвердил законность императорской власти. К этому примеру будут часто обращаться в эпоху Эдо, пока его повторение не завершится удачно в 1868 году. Он также станет темой одного из наиболее популярных произведений в эпоху Эдо, Тайхэй- ки («Повесть о Великом мире»).

В первое время создание бакуфу Муромати не вызвало больших волнений при дворе. Напротив, связи между военной и придворной аристократиями только усилились. Дворцы сёгунов задают тон новой архитектуре, создавшей классические формы японской комнаты, с полом, полностью покрытым татами, со слегка приподнятой нишей (токонома), местом, украшенным цветами (икебана), и живописью на вертикальных свитках (какэдзику). Клан Асикага оставил два наиболее известных памятника Киото - Кинкакудзи, золотой павильон на северо-западе, и Гинкакудзи, серебряный павильон, на северо-востоке.

Сёгуны клана Асикага согласились принять титул ван (по-японски о), правитель, находящийся в вассальной зависимости от Китая, чтобы иметь возможность вести выгодную торговлю с континентом. На протяжении всей последующей истории их упрекали в этом выражении вассальной зависимости. Несмотря на то, что Япония вскоре вошла

в длительный период войн, торговые и культурные связи с Китаем только крепли.

Усиливалось стремление провинциальных самураев к независимости, контроль бакуфу над ними становился все более и более формальным. Когда последний сёгун Асикага был изгнан из Киото Ода Нобунага, его власть распространялась не далее столицы. Результатом одного из наиболее долгих и глубоких кризисов в истории Японии стала смута годов Онин. Чтобы решить вопрос о наследнике сёгуна, две партии, столкнувшись в столице, уничтожили друг друга и власть сёгунов.

Сэнгоку (XV-XVI вв.)

Так начался период хаоса. Японская историография использовала для его обозначения название одного из периодов китайской истории, отмеченного смутой, - период Сражающихся царств, который предшествовал объединению и созданию империи. Чтобы избежать каких-либо неясностей, этот термин в Японии перевели как «воюющие провинции».

Номинально в стране всегда был император, даже если говорили, что ему приходилось продавать свои каллиграфические работы, чтобы заработать себе на жизнь; всегда был и сёгун, который управлял только своими непосредственными вассалами. На самом деле, в Японии больше не существовало центральной власти. Страна оказалась разделенной на самостоятельные княжества, которые воевали между собой. Властители, даймё, практически бесконтрольно управляли своими владениями, если не считать их соседей, которые в любой момент могли захватить земли, или крестьян, которые могли поднять восстание. Прибыв-

шие в тот период на острова португальцы назвали их королями11.

Этот период непрерывных войн между княжествами, который привел к ликвидации центральной власти, отнюдь не означал упадка в других областях жизни. Если не говорить об искусстве войны, которое никогда до того времени не достигало подобного расцвета, в архитектуре создавались первые в японской истории настоящие замки. Они не были простыми крепостями; жилища господина, они были призваны показать его могущество, власть и богатство. Это определяло высоту донжонов и заботу об оформлении замков. Они стали местом проведения роскошных празднеств, когда чайная церемония сопровождалась выставкой прекрасных предметов искусства, разыгрываемых как призы на конкурсах. Элегантность и роскошь присутствуют и на полях сражений. Великие воины шли в бой в великолепных доспехах, в накидках из войлока с крупными узорами; их головы защищали шлемы самых фантастических форм, в виде головы медведя, карпа, раковины и т.д.

Развал обоих гарантов закона, двора и баку фу, вызвал необходимость законодательной деятельности внутри княжеств, которые таким образом вовсю демонстрировали свою непохожесть друг на друга. Многие рода и владения эпохи Эдо выросли из княжеств «периода воюющих провинций». Война требовала все больше средств, увеличивается обмен между провинциями и с континентом. Широкое использование китайской медной монеты способствует зарождению товарно-денежных отношений. Тор-

11 Обычно термин «дайме» переводится на русский язык как «князь».

говцы, зависимые от сеньора, или объединенные в независимые корпорации, как в Сакаи, оформляются в самостоятельную социальную группу.

Этот мир соперничества открыт всему новому. Помимо даймё Уэсуги Кэнсин, который стал монахом и воевал под знаменем буддийского божества Бисямонтэна12, было множество других, которые без колебаний жгли монастыри вместе с находившимися в них монахами. Крестьяне восставали против своих господ, объединяясь в религиозные движения, надеясь на покровительство Будды Амиды. Вот в такую страну, охваченную волнениями, прибывают португальцы со своим христианством и мушкетами. Христианство сначала воспринимается как вариант буддизма. Мушкеты были быстро приняты на вооружение. Японские кузнецы, которые ковали великолепные мечи, сумели создать превосходные мушкеты. Их немедленно стали применять, и освоение этого новшества обеспечивало победу.

Адзути-Момояма (1573-1598)

Равновесие между княжествами было очень неустойчивым. Мелкие даймё были вынуждены присоединяться к крупным княжествам, которые столкнулись между собой, добиваясь высшей власти. Политическое объединение Японии проходило в три этапа, и осуществляли его три великих деятеля конца XVI века - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси

12 Предводитель «Четырех владык», хранителей четырех сторон света. Известен как бог войны, покровитель воинов, также защищает императоров от смертельных болезней. В синтоизме почитается как один из Семи Богов Счастья.

и Токугава Иэясу. В ходе множества военных кампаний, заключив выгодные союзы, они стали самыми сильными даймё. Ода Нобунага, погибший от рук убийц, не успел получить титул, соответствующий своему положению. Тоётоми Хидэёси, происходивший из рода низкоранговых самураев13, предпочел титулы придворной аристократии. Последний из трех не мог следовать тем же путем. Чтобы восстановить и получить титул сэйи-тайсёгун, он воспользовался дальним родством с Минамото и основал бакуфу Эдо.

Этот период последних великих сражений Японии был не только эпохой политического объединения. В это время происходило полное переустройство общества. Религия потеряла свою самостоятельность. Амидаистские общины вынуждены были занять указанное им место. Большие монастыри и основные школы подчинились государственной администрации. Усилился и закрепился разрыв между самураями и другими социальными группами. Тоётоми Хидэёси объявил «охоту за мечами» - против крестьян-воинов, стремясь вернуть их к социальному положению крестьян. Тот же Тоётоми провел инвентаризацию и кадастр обрабатываемых земель для улучшения системы налогообложения. Кроме того, при нем возобновился выпуск японских денежных знаков, стали чеканить золотые монеты. Он постарался напрямую контролировать добычу металла и большие порты. Однако ни он, ни его преемник не думали о ликвидации княжеств и сословия самураев. Комплекс причин, среди которых стремление покорить Китай, удовлетворить

13 Он был крестьянином по происхождению и возвысился благодаря Ода Нобунаге.

интересы самураев, жаждавших богатой добычи, подтолкнул его к проведению двух военных походов в Корею, последний был прерван его смертью.

Замки, которые служили крепостями своим владельцам, Адзути, Момояма, а также Осака, Эдо, исчезли. Они остались лишь в памяти современников: никогда после не строили более высокого, великого и прекрасного. Вместо этой роскоши расцветает тонкое и строгое искусство Ваби тя, чайной церемонии, искусство, в которое свой решающий вклад внесли богатые купцы и торговцы. Мастера чайной церемонии, вместе с поэтами вака, учеными-монахами и врачами, составляли часть окружения сеньоров, играя иногда, наряду с самураями, роль приближенных советников.

♦ Эдо (1603-1868)

Если множество явлений и форм свидетельствуют о том, что Япония вступила в период Нового времени, то в сложившейся социальной системе главенствующая роль самурайства сохранялась до реставрации Мэйдзи и даже после. Но, что чаще всего подчеркивается исследователями, эпоха Эдо была самым длительным мирным периодом при правлении воинов! Она резко контрастирует как с предыдущими периодами, известными своими непрерывными войнами, так и с современной эпохой, отмеченной китайско-японской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905), не говоря уже о 15-летней войне (1931-1945).

Это равновесие возникло довольно быстро. В 1600 году произошло большое и кровавое сражение при Сэкигахаре, в котором друг другу противостояли бывшие вассалы Тоётоми Хидэёси, что позволило Токугава Иэясу установить свое господ-

ТТЛ

ство. Завершающим этапом был захват замка Осака в 1615 году, когда была окончательно решена судьба наследства Тоётоми: вся его семья и близкие родственники были казнены, его преданные вассалы рассеяны. Последняя важная кампания была проведена в Симабаре, на севере Кюсю, в 1637 и 1638 годах против крестьян-христиан и самураев, нарушивших указ, запрещающий христианство.

Однако это не означает, что мир был всеобщим и удобным для всех. На юге клан Сацума захватил Рюкю и установил свое покровительство над этим королевством, формально просуществовавший до эпохи Мэйдзи. На севере, клан Мацумаэ постепенно захватил земли народа айну, которые не смогли оправиться после провала крупного восстания на Кунашире в 1789 году. Во внутренней части Японии, даже при том, что ни одно из владений не помышляло о выступлении, крестьянские, а также городские восстания следовали одно за другим

Мемориал, посвященный битве при Сжигахаре

в течение всего периода. Они жестоко подавлялись, даже если власть принимала задним числом некоторые их требования. Но ни одно из них не было опасно для системы в целом.

В историографии эта длительная эпоха подразделяется на четыре периода. Учреждение институтов и ведомств бакуфу, принятие основных законов в первой половине XVII века. Расцвет в эпоху Гэнро- ку, во время правления Цунаёси. Кризисы и реформы. Разрушения последних пятнадцати лет.

Становление государственных институтов

Первый этап этого становления, совершенно очевидно, приходится на 1603 год и ознаменован основанием бакуфу Эдо, что восстанавливало традиции периода Камакура, когда двор располагался в западной части страны, а бакуфу - в восточной. Первое законодательство, определяющее положение воинов, Букэ сёхатто, был издано в 1616 году. Обязательство периодического проживания даймё в столице сёгуната было окончательно определено в 1635 году. Строительство святилища Никко, в котором почитали обожествленного Иэясу, было завершено в 1636 году третьим сёгуном Иэмицу. После периода контроля за торговлей была проведена серия мер, которая привела к «закрытию» Японии: в 1613 году было запрещено христианство; в 1624 году испанцам был запрещен въезд в Японию; в 1635 году японцам запретили покидать пределы Японии или возвращаться в страну, если они из нее выехали. В 1639 году голландцы обосновались в Дэд- зима. Отныне это были единственные иностранцы, которым было позволено пребывание в Японии вместе с китайцами, проживавшими в порту Нагасаки, и корейцами - в Цусиме.

 

Сёгун Токугава Цунаёси. Японская гравюра

Расцвет

Цунаёси (1680-1709) определил вассальную систему бакуфу согласно конфуцианским установлениям и поставил внука Хаяси Радзан (1583-1657), лектора Иэясу, во главе школы Юсима сэйдо. Его деятельность так и не была до конца оценена по достоинству. Уважая буддистские законы, в 1685 году Цунаёси издал указ о сострадании к живым существам, Сёруи аварэми-но рэй, и приказал строить убежища для брошенных животных. Это явилось основой для злобы и насмешек, а также прозвища Ину-кубо, собачий сёгун (буквально - «Его собачья светлость»). Но при его правлении в Японии наступила эпоха благополучия, которая проявилась в расцвете городской культуры. Для всех последующих поколений эпоха Гэнроку (1688-1704) представлялась золотым веком. При выходе из финансового кризиса Гэнроку, Араи Хакусэки, советник Иэнобу (1709-1712) попытался применить конфуцианские

установления на практике, что не помогло ему восстановить финансовую систему. Максимально ограничив торговлю с зарубежными странами, Ёсимунэ смягчил контроль над ввозом иностранных книг, за исключением, разумеется, христианских религиозных сочинений. В стране появились западные научные трактаты, переведенные на китайский язык.

Кризисы и реформы

Ёсимунэ, правивший с 1716 по 1745 год, осуществил ряд преобразований для восстановления бакуфу, известных под названием реформ годов Кёхо (1716-1736). Чтобы восстановить финансы и ликвидировать долги самурайства, он издал закон против роскоши и чрезмерных расходов. С другой стороны, он решил прислушаться к народу, установив мэясу бако, ящики, предназначенные для сбора жалоб от населения, размещенные в 1721 году перед входом в судебное ведомство. Наряду с этими мерами, проводимыми согласно конфуцианским установлениям о правильном правлении, Ёсимунэ приступил к девальвации денег, способствовал распашке заброшенных земель. Перед лицом голода 1732 года правительство было вынуждено отменить долги своих прямых вассалов, стоявших под их знаменами (хатамото).

Вторая часть этого периода отмечена деятельностью двух личностей: Танума Окицугу (1719-1788) и Мацудайра Саданобу (1758-1829). Первый увеличил выпуск денег, что обернулось инфляцией, которую он не смог взять под контроль. С помощью политики свободного экспорта в Китай, разработки полезных ископаемых и контроля над корпорациями он старался улучшить финансы бакуфу. Но ему пришлось противостоять серии стихийных бедсгвий, таких как голод эпохи Тэммэй (1781-1789), который уничтожил его

усилия. Долгое время вспоминали только его карьеризм, кумовство, черты характера никак не соответствующие благородному мужу. Ему не забыли неудачные реформы, а также низкое происхождение.

Мацудайра Саданобу казался его полной противоположностью. Внук сёгуна, строгий конфуцианец, последовательный аграрий. Реформы, которые он проводил в эпоху Кансэй (1789-1800), должны были стимулировать развитие земледелия, для чего он намеревался отправить на работы в поле часть городского населения. Озабоченный благом народа, он основал убежища для малообеспеченных, напоминающие национальные мастерские Второй Республики во Франции. Сторонник твердой морали, знаменитым указом 1790 года Кансэй игаку-но кин / Запреты школ иной веры эпохи Кансэй он запретил непристойную литературу и то, что считал отклонениями от идей Чжу Си.

Правление одиннадцатого сёгуна Иэнари (1787-1837) было относительно благополучным благодаря росту торговли. Однако плохие урожаи 1832 и 1838 годов снова поставили под сомнение устойчивость режима, что вызвало реформы Тэмпо (1830-1848). Мицуно Тадакуни (1794-1851) призвал вернуться к истинным обычаям, продолжил преследовать авторов непристойной литературы и, как и его предшественники, намеревался развивать земледелие. Его реформы по регулированию торговли, управлению долгами бакуфу и его вассалов не позволили ему выйти из кризиса.

Падение сёгуната

С конца XVIII века западные корабли все чаще и чаще начали появляться вблизи берегов Японии. В 1824 году был отдан приказ топить все суда,

приближавшиеся к берегам страны. Хотя желание сопротивляться пришельцам было очевидно, но наиболее сознательные руководители убедились, что для сдерживания наступления Запада необходимо реформирование Японии. Опиумная война (1840-1842) стала для Японии серьезным испытанием. Мало было иметь правильные законы внутри страны, необходимы были пушки. Бакуфу пыталось вооружаться, но лишь окраинные земли преуспели в своих преобразованиях.

В 1853 году коммодор Перри вошел в залив Эдо. От имени президента Соединенных Штатов Америки он потребовал открыть Японию. События набирали обороты. Сторонники жесткого сопротивления выиграли сражение против бакуфу, который принял решение об открытии страны. Но, придя к власти, они начали в Японии ускоренную перестройку на западноевропейский манер под знаменем национализма, в результате которой Японии не пришлось бы ни в чем завидовать англичанам или французам.

ОСНОВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ

57 г. н.э. Страна На или Ну из Ва отправляет посольство к поздним Хань и получает золотую печать.

107 г. Властитель страны Ва посылает посольство в Позднюю Хань.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.