Другие иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Другие иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»

2022-10-04 20
Другие иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Местночтимые и чудотворные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» существуют еще в следующих местах: в Московской Богоявленской церкви, в Елохове; в Кременце Волынской епархии; в храме Богоявления Господня в Орле; в Лещине Волынской епархии (о ней см. под 24 июня); в с. Марутине Заславского уезда Волынской епархии, здесь икона Богоматери помещается в часовне, и «отпусты» совершаются 29 июня и 15 августа; в городе Нежине Черниговской епархии; в городе Ахтырке Харьковской епархии, в Свято-Троицком монастыре; в селе Майкоре Пермской епархии; в Скорбященском Успенском монастыре той же епархии; в кафедральном соборе города Полтавы и, наконец, в Успенском Драндском монастыре Сухумского округа.

В заключение необходимо сказать несколько слов о почитании иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Вообще у нас на Руси люди набожные за сотни и тысячи верст ходят на поклонение чудотворным иконам. Кто из нас не умилялся душой, когда видел, как в знойный день под палящими лучами солнца, едва передвигая усталые ноги, с посохом в руках и котомкой за плечами, движутся народные толпы на поклонение святыням? И не одни простецы ищут себе утешения перед иконой Богоматери: преклоняют перед ней свои колени люди знатные и мудрые, богатые и сильные, прося себе помощи у Заступницы, Которая, предстоя у Престола Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, неумолкаемо с материнским дерзновением ходатайствует за весь мир христианский. И в этом нельзя не видеть исполнения во всей полноте пророческих слов Богоматери:

— Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет!

Эти утешительные для христианина слова, как свидетельствует предание, были сказаны Царицей Небесной в то время, когда евангелист Лука представил Ей для благословения первые Ее иконы, написанные им для благочестивых христиан. В одном из тропарей Богоматери «Всех скорбящих Радость» читаем: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».

«Утешительница скорбящих» в Тамбове

В Тамбовском Вознесенском монастыре находится чудотворный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, называемый «Утешительницей скорбящих». Над главой Божией Матери находится изображение Пресвятой Троицы, девяти ангелов и внизу страждущих различными болезнями. Образ написан на большой доске и украшен серебряной позолоченной ризой чеканной работы. О его происхождении известно следующее. Боярин Валентин Мусин-Пушкин заказал одному живописцу сделать точную копию с московской чудотворной иконы Богоматери «Утешительница скорбящих», но скоро же забыл об этом. Через некоторое время живописец принес в ящике исполненную им работу и показал икону всем бывшим в доме боярина. Доложили Мусину-Пушкину о том, что заказ его исполнен. Он, будучи не в духе, пренебрежительно отозвался о своем заказе и об иконе и велел позвать к себе художника. Когда ящик вскрыли, то, к ужасу живописца и удивлению всех присутствующих, вместо образа там оказалась чистая доска. Разгневанный боярин выгнал из дома живописца.

Сильно огорченный, он отправился к себе домой и по дороге встретил своего друга Алексея Дьякова. Последний, узнав о несчастии живописца, увел его к себе в дом и стал утешать. Они открыли ящик и, к удивлению, увидели на грунте доски начертанные прежде лики, но в неясном очертании. Со слезами упали оба друга перед образом Богоматери, и совершилось новое чудо: икона Ее представилась их взорам с таким светлым изображением, какое удивленный иконописец считал выше своего искусства.

Считая себя недостойным обладать таким сокровищем, живописец подарил икону Дьякову, у которого она и оставалась долгое время. Перед своей смертью Дьяков передал образ этот своему сыну Андрею. Последний увез икону из Москвы в свое имение Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. По желанию своей матери, которая постриглась в иночество в Тамбовском Вознесенском монастыре, Андрей Дьяков в 1794 году пожертвовал свою наследственную икону в эту обитель.

Здесь от образа совершилось множество чудотворений. Зимой он находится в монастыре в теплой Скорбященской церкви, с правой стороны от царских врат, а летом — в Екатерининском приделе Вознесенского храма.

Васильковская икона

В 10 верстах от Белостока и в 2 верстах от местечка Васильково, на песчаном холме возвышается окруженный деревянной оградой храм, называемый «Святая вода». К этому храму стекаются богомольцы, ищущие помощи и исцеления в молитвах перед находящейся здесь чудотворной Васильковской иконой Богоматери у источника целебной воды.

В половине XV в. здесь стоял город Васильково. Окрестности его тогда были покрыты почти непроходимым лесом. В этих дебрях долго блуждал слепой нищий Василий, брошенный своей вожатой дочерью без крова и пищи, пока, наконец, измученный усталостью не заснул. Во сне он увидел лик Богоматери. Она обратилась к несчастному со словами утешения и сказала:

— На месте, где ты лежишь, раздвинь рукой листья, раскопай песок, и ты найдешь воду. Вода эта исцелит тебя. Промой ею больные глаза, веруй, и ты будешь здоров.

Несмотря на то, что холм, на котором очутился слепец Василий, возвышался на 165 фунтов над уровнем реки Супрасль, он нашел воду и прозрел. Перед ним стояло точное изображение Небесной его Избавительницы, явившейся ему в сонном видении. Василий немедленно же выкопал здесь колодезь, поставил над ним род шатра и в нем поместил явленную икону Богоматери. После прозрения Василий всю остальную свою жизнь посвятил на служение Царицы Небесной.

Церковные документы свидетельствуют, что деревянная церковь, называемая «Святая вода», была построена в 1719 г. супрасльским бумажником Василием. Он лишился зрения и долго был слеп. Однажды во сне ему было обещано исцеление, если он сходит в храм «Святая вода» и там с верой помолится перед иконой Богоматери. Он прозрел и в одну неделю построил вышеупомянутый храм. Целительный источник был оставлен в церкви. В 1864 г. заботами генерал-губернатора Муравьева вместо обветшавшего деревянного храма был воздвигнут каменный.

Чудотворная Васильковская икона Богоматери находится в алтаре и выносится на середину храма для совершения перед ней молебнов. Она имеет 12 вершков вышины и 8 вершков ширины и написана на полотне. На ней художественно изображена слезно молящаяся Богоматерь с мечом в груди, в соответствии со словами пророчества Симеона Богоприимца.

Празднование Васильковской иконе Божией Матери совершается еще в десятую пятницу по Пасхе.

Октября

Валкурийская икона

Предание сообщает, что эта икона написана св. Маркианом (память его 30 октября), сиракузским епископом. Св. Маркиан был одним из учеников первоверховного апостола Петра и им же был поставлен в епископы и послан в сицилийский город Сиракузы для борьбы с идолопоклонством и распространения там между язычниками света Христова Евангелия. Время жизни св. Маркиана говорит за то, что Валкурийская икона Богоматери очень древнего происхождения: она написана во II веке.

Октября

Озерянская икона

Находится она в Харькове, в Покровском монастыре; подробные сведения о ней помещены под 30 сентября.

Численская икона

Сведений об этой иконе никаких не имеется. Богоматерь изображена на ней во весь рост, в короне и с Предвечным Младенцем.

Ноябрь

Ноября

Шуйская Одигитрия

В царствование Алексея Михайловича, в половине XVII столетия, в России свирепствовала страшная моровая язва. Особенно сильные размеры эта болезнь приняла в городе Шуе. Жители города, потеряв всякую веру на избавление человеческими средствами, возложили свои надежды на одного Господа, и вот весь град огласился молебным пением и ежедневными богослужениями во всех храмах. Несколько раз крестный ход обходил город.

В это-то время прихожане Воскресенской церкви воспламенились общим желанием написать для своего приходского храма Смоленскую икону Богоматери (праздн. 28 июня). Написание образа поручили одному благочестивому подвижнику. Пока писалась икона, прихожане Воскресенского храма целую неделю провели в молитве и посте. В конце же недели все они исповедались и приобщились Святых Таин. Потом вместе со своим священником они отправились в дом иконописца, взяли написанный им образ и, внеся его в свою приходскую церковь, поставили на особо устроенном месте. С этого же дня моровая язва начала ослабевать в г. Шуе, прекратившись сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе.

От образа этого тогда начали истекать и другие чудотворения. Благодарные верующие украсили икону сребропозлащенным венцом с короной. Во время возложения этого венца исцелился одержимый долголетним беснованием юноша Иаков. Описание чудес в книжке «Краткое сказание о чудотворной иконе Смоленской» заключает в себе рассказы о 37 случаях исцелений от глазной болезни, 15 — от беснования, 13 — от болезни ног, 7 — от болезни ушей, 7 — от внутренних болезней, 7 — от расслабления, 5 — от головной боли и 24 случая исцелений от различных других недугов.

Икона Шуйская в настоящее время находится в соборной церкви города Шуи. Празднество этому образу совершается несколько раз в год: 2 ноября в память написания иконы и прекращения морового поветрия от холеры в 1831 году; во вторник на Светлой Неделе в память первого чуда от образа и в первое воскресенье Петрова поста.

Ноября

«Знамение» Царскосельская

Царскосельская икона «Знамение» Богоматери стоит в правой части небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви. Некоторыми подробностями письма она отличается от других известных икон «Знамения». Несмотря на древность иконы, в ней поражает необыкновенная ясность очертаний, живость цветов и теней. Святой лик отражает и глубокое смирение Пренепорочной Девы, и величие Царицы Небесной, и милосердие, и строгость. Замечают, что лицо Богородицы почти в одно и то же время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умиленным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли на том же месте. Икона принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древне-византийским произведениям. Она окружена золотым окладом, положенным на нее императрицей Елизаветой Петровной, а в 1849 году покрыта драгоценной ризой со множеством камней из бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составилась драгоценная корона в венце. Горят каменья и на окладе, на нижней части которого выделяется крупный сердцеобразный топаз. На ребрах его вырезаны надписи годов 1831 и 1848: это годы избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы на сердцевидной золотой дощечке вырезаны следующие слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

Первоначальная история иконы неизвестна. При свежести лика Богоматери и Младенца — в чем нельзя не видеть особого промышления Божия — части иконы, покрытые окладом и шитой ризой, выцвели до того, что нельзя разобрать красок, а в некоторых местах красок уж и вовсе нет. По существующему между царскосельскими жителями преданию, Царскосельская икона пребывала раньше в Москве.

В Москву же она была привезена одним из православных восточных патриархов, прежде нередко посещавших столицу царства Российского.

По всей вероятности, это был св. Афанасий, патриарх Константинопольский, долее других находившийся тогда в Москве и пользовавшийся особенным вниманием при царском дворе.

На обратном пути в Лубнах он скончался и почивает там нетленно, по обычаю восточных церквей, в сидячем положении.

Затем при перенесении столицы из Москвы в Петербург вместе с прочими святынями Знаменская икона была привезена в новую столицу, считаясь семейной святыней Романовых. Царевна Елизавета Петровна имела особое благоговение к этой иконе и в ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, усердно перед ней молилась.

Желая выразить свое почтение к святыне, связанной с таким громадным для нее событием, императрица, закончив постройку в любимом ею Царском Селе небольшой церкви около дворца, заложенной еще раньше для пребывания иконы «Знамение», с великим торжеством перенесла в нее образ Богоматери. В крестном ходе участвовал Святейший Синод и весь двор. Императрица все время шла пешком и даже помогала нести икону. Икона была поставлена в иконостасе, поверх изображения Тайной Вечери, над царскими дверями. Императрица Елизавета Петровна так же, как и племянница ее Екатерина II, часто молилась в Знаменской церкви.

С 1747 до 1831 года икона «Знамение» стояла над царскими вратами. Только однажды она была снята и вынесена оттуда, именно 12 мая 1812 года. В этот день в Знаменском дворце был пожар, угрожавший соседним зданиям и Знаменской церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император воскликнул вслух:

— Матерь Божия, спаси мой дом!

Мгновенно тогда ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменил свое направление и пожар быстро прекратился.

В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма, и служили перед ней торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами, причем весь город с дворцами остался внутри кольца, описанного этим крестным ходом. Холера совершенно миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили Высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви, как она теперь стоит, и на учреждение ежегодного крестного хода в том самом порядке, в котором он совершался в первый раз.

В 1848 году опять по всей России прошла холера, и в этот самый год Царица Небесная необыкновенным образом украсила свою икону дивной ризой.

В Царском Селе жила благочестивая девица Мария Давыдова, не раз испытавшая на себе помощь от чудотворной иконы «Знамение». В ночь на 28 февраля Давыдова видит во сне, будто перед ней стоит на воздухе чудотворная икона «Знамение», и она вышивает на этот образ великолепную ризу и уже заканчивает ее. Давыдова решилась рассказать о своем сне родным и знакомым, которые все советовали ей привести в исполнение свой сон. Слух о сновидении дошел до Высочайшего двора, и императрица Александра Феодоровна приняла его за внушение свыше. Прибыв в Царское село, она посетила Знаменскую церковь для поклонения иконе, которую подробно осматривала. Найдя краски на полях выцветшими и удивляясь сохранности и свежести ликов Матери Божией и Предвечного Младенца, она также пожелала узнать, может ли девица Давыдова вышить ризу и составить для нее рисунок.

Давыдова была почти незнакома с рисованием; кроме того, будучи девушкой бедной, недоумевала, откуда ей взять средства для исполнения священного дела, и пламенно молила Богоматерь наставить ее. В ночь на 27 июня среди сна Давыдова внезапно увидела перед собой Матерь Божию с таким ликом и в таком виде, как она изображена на иконе. На Богоматери была риза прекрасного узора, на плечах омофор и на голове убрус. Очнувшись, Давыдова тотчас захотела встать, чтобы зачертить образец ризы, но опять забылась и погрузилась в сон. Видение повторилось, только еще живее и яснее, так что она как бы наяву созерцала Богоматерь. Пробудившись, она со слезами благодарила Владычицу и начертила узор для ризы, как видела его в видении и как видим мы его теперь. Рисунок был представлен государыне и одобрен ею.

Говением Давыдова приготовилась к своему труду и приступила к работе. Стали поступать во множестве приношения золотом и каменьями, причем нельзя было не видеть ясно Божией руки, касавшейся сердец жертвователей. Притоку приношений немало способствовало то, что при сильном развитии холеры в Петербурге она миновала совершенно Царское Село, несмотря на непрерывные сношения его жителей с Петербургом.

Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромолитографическое изображение иконы.

В 1863 году в Царскосельском дворце и в его храме рано утром вспыхнул пожар. Не смотря на все принятые меры, поток пламени быстро шел вперед, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь и императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился.

Вот несколько случаев чудесно оказанной людям помощи через Царскосельскую икону «Знамение» Богоматери.

М. Д. Воеводский, служивший при русском посольстве в Афинах, перед отъездом из Петербурга в 1849 году служил перед Царскосельской иконой молебствие о благополучном путешествии. Однажды вечером в Афинах в глухом месте напали на него разбойники, требуя часы и деньги и угрожая смертью. Не зная, как себя защитить, Воеводский неожиданно для самого себя сказал:

— Я русский.

Совершенно также неожиданно разбойники мирно ответили ему:

— А, ты русский! Ваш Николай (т. е. император) добрый, иди с Богом…

На возвратном пути из Греции корабль, на котором плыл Воеводский, подвергся в Черном море страшной буре; все были уверены в его крушении и неизбежной своей гибели. Между тем Воеводский мысленно обратился к Царскосельской иконе «Знамение» Божией Матери и с верой призвал на помощь Владычицу Небесную. В это самое время вода ударилась в корабль с необыкновенно страшной силой, и он совершенно неожиданно очутился невредимым в тихой и спокойной бухте.

Жена батарейного командира Дидрикс, по выходе в замужество, в продолжение 8 лет не имела детей. Супруги очень скорбели об этом и нередко выражали скорбь свою знакомым. Сочувствуя такой горести, одна ближайшая знакомая подала им добрый совет: приобрести хромолитографическое изображение Царскосельской иконы и, освятив его, молиться перед ним каждый день Царице Небесной о разрешении неплодства своего. Супруги поспешили воспользоваться таким советом, приобрели св. икону, поставили перед ней неугасимую лампаду и начали с верой молиться милосердной Владычице об утолении своей печали. И что же?.. Вера и молитва их, сверх ожидания, скоро оправдались: через 10 месяцев Дидрикс благополучно разрешилась здоровым и красивым младенцем.

Бедная вдова, по фамилии Худякова, занимала где-то в Царском селе должность, доставлявшую ей с дочерью насущное пропитание; но вдруг ей отказали от этой должности. Пораженная таким внезапным и незаслуженным ею отказом, не имея никакого пристанища и никаких средств к существованию, она послала дочь свою помолиться Царице Небесной пред св. иконой «Знамение». Помолившись Заступнице, безутешная девица со слезами на глазах спешила через придворный сад к несчастной своей матери. Но вот на пути встречается ей неизвестный человек (это был военный министр, князь Чернышев); горькие слезы бедной девицы тронули его; он остановил несчастную, расспросил ее о причине такой горести и тотчас же утешил ее обещанием, что мать ее останется непременно при своей должности, и это обещание военного министра действительно оправдалось.

Проживавшая в Петербурге смоленская помещица Е. И. Дудинская имела сына, флотского офицера, которому по службе следовало отправиться в Черное море на корабле «Ингерманланд». Перед отправлением его она нарочно приезжала в Царское Село, чтобы отслужить о его здравии и благополучии молебен перед иконой «Знамение». По окончании молебствия Е. Дудинская, став перед образом на колени, воскликнула в слезах:

— Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда; Ты возвратишь мне его и со дна моря!..

Во время плавания упомянутый корабль, как известно, был застигнут страшной бурей и подвергся крушению, так что весь экипаж его был поглощен волнами. В числе прочих несчастных и сын Е. Дудинской был выброшен волнами за борт. Предчувствуя неизбежную смерть, он вдруг вспомнил о

Царскосельской св. иконе и с верой призвал на помощь Матерь Божию, мысленно взывая к Ней:

— Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне; спаси меня для нее.

Вслед за тем волна морская так сильно ударила его, что он лишился чувств и памяти. Когда же пришел в сознание, то увидел себя на берегу и радостно благодарил милосердную Владычицу за свое спасение.

Как видно из приведенных случаев, помощь от иконы «Знамение» была чрезвычайно разнообразна: были и исцеления от болезни, и разрешение неплодия, и устройство дел житейских, и спасение погибавших на суше и в волнах морских. Вот почему хорошо знающие историю этой икона имеют к ней особую веру.

Ежегодно 5 июля бывает в Царском Селе большое торжество: икону «Знамение» после обедни выносят на громадный плац перед дворцом, где совершается коленопреклоненное молебствие, а затем ее обносят вокруг всего Царского Села.

Ноября

«Взыграние»

Она находится в Николо-Угрешском монастыре, в соборном Никольском храме. Монастырь этот расположен в 18 верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции «Люберцы» Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой. Явление иконы произошло 7 ноября 1795 года.

Еще иконы Богоматери с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

Ноября

«Скоропослушница»

Трогательно и знаменательно это название! Недолго надо призывать Богоматерь, чтобы быть Ею услышанным… Стон сердца быстро доходит до Нее, как и мать земная стережет стон больного ребенка…

На Афонской горе, в монастыре Дохиар, находится первообраз этой иконы, написанный, по преданию, при жизни основателя обители прп. Неофита. Икона помещена в нише, на наружной стороне стены, перед прежним входом в монастырскую трапезу.

Как-то трапезарь обители Нил ночью проходил с зажженной лучиной мимо иконы так близко к ней, что копоть от лучины легла на святой лик. Он услышал от иконы голос:

— Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа.

Нил сперва был испуган этими словами, а потом объяснил себе, что с ним говорил кто-нибудь из братии; спокойно вернулся он в свою келью и продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с зажженной свечой и ненамеренно коптить образ. Тогда второй раз от иконы Божией Матери «Скоропослушницы» раздался голос:

— Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ.

При этих словах трапезарь ослеп. Тут только понял он, чьи были слова, на которые он обращал так мало внимания и принял наказание, как должное. Поутру братия нашла его распростертым перед иконой и узнала от него о таинственных голосах и о постигшей его каре. Образу воздали поклонение, зажгли перед ним неугасимую лампаду, а новоизбранному трапезарю было поручено всякий вечер совершать перед иконой каждение фимиамом. Нил же ежедневно, обливаясь слезами, молил Богоматерь о прощении и решил не отходить от иконы, пока не получит исцеления. И молитва его была услышана. Когда он однажды плакал перед святыней, послышался тихий и милостивый голос:

— Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое.

Нил прозрел, и молва о всем совершившемся перед иконой быстро разошлась по Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия же монастырские установили особое и постоянное чествование прославленной иконы. Проход в трапезу, над которым находилась икона, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, а справа от иконы выстроен храм во имя «Скоропослушницы». Затем был избран особый монах (это исполняется и доселе) для безотлучного нахождения перед иконой. Он должен был следить за неугасимыми лампадами, утром и вечером совершать перед иконой молебствия, наблюдать за чистотой часовни и храма «Скоропослушницы». Всякий вторник и четверг братия собором служит молебствия.

От иконы «Скоропослушница» полилось множество чудес. В последние десятилетия чудеса еще умножились. Благодатью иконы прозревали слепые, ходили хромые и расслабленные, спасались из плена и оставались целыми при кораблекрушении.

В Москве есть чудотворная икона «Скоропослушницы» — список с афонской. Он находится в известной великолепной часовне великомученика Пантелеимона на Никольской улице и перенесен сюда 14 ноября 1887 года.

В это время от иконы получила исцеление вдова из уездного города Рузы Московской губернии бесноватая Анастасия Фролова, страдавшая 20 лет припадками, возобновлявшимися у нее всякий праздник, воскресенье, среду и пятницу. Она неистово кричала и билась, так что несколько сильных мужчин не могли удержать ее, и все приходили в ужас. То же самое с ней бывало во время служб церковных и когда при ней заговаривали о чем-нибудь священном. Родные посоветовали ей побывать у иконы «Скоропослушницы». Когда она приехала в Москву, икону как раз переносили с Полянки, из дома Афонского подворья в часовню Пантелеимона. Страдания женщины прекратились, когда отслужили молебен.

В январе 1889 года получила исцеление от падучей болезни, сопровождаемой припадками беснования, московская крестьянка Марфа Степановна Палкина.

В часовне великомученика Пантелеимона круглый год совершаются перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» молебные пения с акафистами, а накануне 9 ноября отправляется торжественная всенощная. В честь этой иконы на Ходынском поле освящен храм при первой гренадерской артиллерийской бригаде.

Списки с иконы «Скоропослушница» распространены по всей России. Один из чтимых списков находится в Лютиковом монастыре Калужской епархии, в 1/2 верстах от г. Перемышля. Чудесная помощь от этой иконы неоднократно проявлялась во время пожаров.

Происхождение иконы таково. 18-летний крестьянин села Троицкого, или Корекозово, Александр Фролов, отправился на Афон и стал иночествовать в монастыре Руссике. В 1872 году он прислал священнику родного села прекрасно написанную со светлым, умиляющим ликом икону «Скоропослушницы», которую просил поставить в храме, а ему выслать деньги, необходимые для уплаты иконописцу. Так как в церкви не оказалось нужных денег, то Фролов просил передать икону в Троицкий Лютиков монастырь и прислать в Руссик те деньги, которые будут выручены за первые три дня пребывания иконы в обители. В храмовый праздник обители, Троицын день, икона была внесена в монастырь, и тогда же от нее получили исцеление несколько женщин села Троицкого. Молва об этом привлекла к иконе много окрестного населения. Началось непрерывное служение молебнов, и сбор достиг за три дня 150 рублей. Эти деньги и были отправлены Александру Фролову в Руссик, на Афон.

В 1873 году получил исцеление у иконы привезенный в монастырь в цепях 18-летний юноша, подвергавшийся страшным припадкам.

Летом того же года в селе Корекозове был ужасный пожар. Монастырская братия вынесла икону к месту пожара и когда останавливались у домов, находившихся рядом с горевшими, огонь прекращался. Уцелели все переулки, где стояла икона.

20 июня в том же селе в отсутствии крестьян случился пожар, захвативший до 70 дворов. Загорались несколько раз и крыша на церкви и дом священника. Но когда монахи обнесли икону вокруг церкви и дома священника, огонь их больше не коснулся, и эти здания уцелели.

10 июля 1897 г. девушка из села Троицкого, не умевшая плавать, стала тонуть, купаясь в Оке и попав в глубокую яму. Утопая, вспомнила она об иконе «Скоропослушницы» и всей душой призывала Богоматерь на помощь. Подъехали мужики в лодке и с помощью весла извлекли ее из воды.

Известен еще список с чудотворной иконы Богоматери «Скоропослушницы» в Космодемьянске Казанской губернии. Этот список составляет святыню Троицкого Космодемьянского женского черемисского монастыря и находится в его домовой церкви.

Ноября

Милостивая Киккская

Предание говорит, что этот образ написан евангелистом Лукой, и наименование свое получил от находящейся на острове Кипре горы Коккос или Киккос.

На серебряной ризе, устроенной для этой иконы в 1576 году, сделана следующая надпись: Киккиотисса, то есть Киккиотянка.

Сначала св. Лука послал этот образ вместе с двумя другими иконами в Египет. Когда здесь возникли гонения на христиан, то Киккская икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль захватили сарацыны. Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которыми образ все же был доставлен в Константинополь. Здесь Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

В царствование Алексея Комнина образ этот перевезен был на остров Кипр по следующему поводу. Однажды правитель Кипра Мануил Вутомит во время охоты заблудился в горах острова и случайно встретил одного благочестивого инока старца Исаию. Не желая быть узнанным, старец побежал от Мануила, но этот счел такой поступок инока за пренебрежение к себе и, догнав старца, жестоко его избил. Прошло немного времени, и Мануила постигло Божие наказание: он впал в неизлечимый недуг — расслабление. Вспомнив о своем поступке с иноком, Мануил понял, что болезнь его есть наказание за его грех. Со слезами он обратился к Господу, прося даровать ему исцеление и возможность лично испросить у старца прощение.

Между тем старец получил откровение, что все случившееся с правителем ниспослано Богом для того, чтобы написанная св. Лукой икона Богоматери перенесена была из царских чертогов на остров Кипр. При этом старцу было приказано открыть об этом правителю, когда тот к нему явится.

Старец исполнил повеление и когда сказал о своем откровении Мануилу, тот устрашился и сказал Исаии:

— Прости мне, отче! Это дело выше сил моих. Кто я, последний из императорских чиновников, чтобы дерзнул сказать императору что-либо подобное? Требуй от меня другого удовлетворения.

Но старец отвечал ему:

— Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто.

Тогда Мануил дал обещание содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исаия изъявил согласие, и оба они прибыли в Византию. Мануил долго не осмеливался говорить императору о цели своего приезда и объяснял это старцу тем, что он боится утруждать царя своей просьбой и выжидает для этого удобного случая. Старец тогда решил возвратиться на о. Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила скорее исполнить открытое ему веление Божие.

Возвратясь в свое уединение, старец предался великой скорби о своем безуспешном путешествии. Но однажды во сне он услышал утешительные слова:

— Не скорби, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро приидет к тебе, как знает Господь и как угодно Пресвятой Владычице.

Ободренный этим откровением, Исаия принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы на средства, данные ему Мануилом.

В это время у императора заболела очень опасной болезнью единственная и горячо любимая им дочь.

Недуг царевны был подобен той болезни, которой подвергся Мануил. Когда последнему сообщили о болезни царевны, Мануил увидел в этом обстоятельстве удобный случай для осуществления своего обещания. Между тем врачи отчаялись в спасении царской дочери, и царь предался неутешной печали и плачу. Мануил, посетив дворец и увидя плачущего царя, и сам залился слезами. Тогда царь сказал своему правителю:

— Неужели никто не может утешить меня и указать врачевство для моей дочери?

Правитель решил изложить свою просьбу о перенесении иконы и сказал царю:

— Государь! Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исаии, то я давно бы умер. И этот старец Исаия заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в чертогах твоих икону Богоматери на остров Кипр, в обитель старца, как это было открыто в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредстве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству; подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом отсюда завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению.

Царь, выслушав эти слова, опечалился; обещая Мануилу исполнить волю Богоматери, он со слезами воскликнул:

— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению,

Госпожа моя и Владычица! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всей готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр.

И царевна после такого обещания императора получила исцеление. Но царь медлил исполнить обет, потому что не хотел расставаться с великой святыней своего града. Тогда Божие наказание постигло нерадивого земного владыку: император впал в тяжкий недуг. В болезни от увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить свое обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, царь велел лучшему живописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров. Но Пресвятая Дева явилась царю в сновидении и грозно сказала:

— Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров к монаху Исаии, ибо так Мне угодно.

После этого царь не решился удерживать у себя святой образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исаии, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку.

Когда икона прибыла на остров, здесь от нее совершилось много чудес. Исаия построил большой храм во имя Богоматери на Киккской горе и в нем поставил образ Богоматери. Около храма им же были устроены кельи для иноков, выбран игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден царской грамотой. Обитель получила название Императорской как построенная на средства царя.

С древних времен и доныне в обитель Богоматери во всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы. По молитвам перед ней многократно ниспадал на землю во время засухи обильный дождь, бесплодные жены получали чадородие, кровоточивые исцелялись. Немой отрок однажды заговорил у образа. Другой, лежавший на смертном одре, ожил. Воин Георгий, переломивший ногу в дороге, здесь был чудесно исцелен. Язычник, дерзновенно поднявший свою руку на святой образ, был тут же наказан: мгновенно рука его засохла, в память чего к иконе и привешена железная рука.

Инок, в знойный день трудившийся на своем послушании, обессилел от жажды и в своем несчастии обратился к Богородице. Тогда он услышал голос, повелевший ему ударить рукой о камень, на который он опустился в из<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.