III. Техника произнесения речи — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

III. Техника произнесения речи

2022-02-10 31
III. Техника произнесения речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

32. Нужно, чтобы во время произнесения речи тебя видела вся аудитория. Поэтому прими все меры к тому, чтобы рядом сидящие товарищи не закрывали тебя от аудитории. Откажись от кафедры — она крадет у тебя бо́льшую половину твоего роста — она скрывает твои ноги, следовательно, скрывает позу, движения, жесты. Выбери на сцене или эстраде самое высокое место, чем выше ты стоишь, тем слышнее твоя речь, тем лучше видны твои жесты, тем легче тебе овладеть аудиторией.

Соразмерь свой голос с помещением и количеством людей, перед которыми ты выступаешь. Не говори слишком громко. Для того, чтобы аудитория тебя слышала, вовсе не надо кричать — надо говорить ясно, четко, раздельно и соблюдать правильную интонацию.

Крик доказывает, что ты не владеешь собственными голосовыми данными. Крик вызывает недоверие аудитории: «Хочет взять криком», «Кричит, потому что сам не верит в то, что говорит». Крик рассеивает внимание аудитории, нервирует ее. Крик требует усиленного напряжения твоих голосовых связок, вызывает преждевременное утомление, а это пагубно отражается на докладе.

33. Используй умело паузы — это небольшие перерывы, приостановка голоса во время произнесение речи. Паузы дают возможность докладчику вовремя вобрать в себя воздух, уясняют взаимосвязь между отдельными предложениями в периоде и отдельными словами в предложении. Паузы выделяют или подчеркивают то или иное слово или ту или иную группу слов и предложений. Паузы бывают более и менее продолжительные. Так, например, ты кончил одну часть своего доклада и переходишь к другой части, или кончил описание событий и переходишь к их оценке, или меняешь темп и тон своей речи — во всех этих случаях ты используешь самую продолжительную паузу в 4 четверти (чтобы получить паузу в 4 четверти, надо мысленно отсчитать: раз, два, три, четыре — это не так сложно, как кажется, с течением времени привыкнешь и правильно улавливаешь длину паузы и не отсчитывая мысленно до четырех).

Такой же паузой ты пользуешься для отделения речи одного лица от речи другого лица в разговоре и отделения одного периода от другого периода.

Чтобы отделить одно предложение в периоде от другого, ты используешь менее продолжительную паузу — в две четверти, а чтобы отделить одну часть предложения от другой части того же предложения, ты используешь паузу в одну четверть — словом, там, где ты на письме поставил бы точку с запятой, ты в устной речи делаешь паузу в 2 четверти, а там, где у тебя на письме стояла бы запятая, ты в устной речи используешь паузу в одну четверть.

Если в процессе речи тебе необходимо выделить какую-нибудь фразу или в фразе подчеркнуть какое-нибудь слово, ты, как мы уже говорили выше, также пользуешься паузой, при чем делаешь эту паузу перед той самой фразой или перед тем самым словом, которое ты желаешь особенно выделить и подчеркнуть.

Пауза часто заменяет пропущенные слова. Например, ты говоришь: «Зайдешь в клуб (пауза в одну четверть) — полное запустение», в данном случае пауза замещает пропущенное слово: «там».

34. Как докладчик, ты обязан использовать все имеющиеся в твоем распоряжении средства, лишь бы овладеть вниманием аудитории, лишь бы добиться полного понимания, сочувствия и содействия слушателя, с этой точки зрения тебе необходимо обратить серьезное внимание на мимику.

Под мимикой мы понимаем способность человека внешним образом, при помощи собственного тела, выражать свои чувства, мысли и устремления.

Мимика в широком смысле этого слова включает в себя и игру лица, и жесты, и позы.

Игра лица чаще всего выражает чисто инстинктивные движения — гнев, борьбу, вызов или сомнение, радость, ужас, тоску.

При этом надо отметить, что выражение гнева, борьбы — сопровождается опусканием и сдвиганием бровей — на лбу образуются вертикальные складки, а все наше тело напрягается. Выражение сомнения, колебания, радости, наоборот, сопровождается подниманием бровей — на лбу образуется ряд горизонтальных складок, а мускулы тела как бы слабеют.

Артисту надо знать все тонкости игры лица, докладчику же достаточно помнить следующее:

а) Движения лица должны строго соответствовать твоим переживаниям (не улыбайся, когда ты говоришь о смерти, не хмурь брови, когда ты вместе с аудиторией восторгаешься победой).

б) Нельзя допускать, чтобы лицо застыло в каком-то одном выражении — это делает твою речь безжизненной, усыпляет аудиторию, но нельзя также позволить, чтобы в течение всей твоей речи по лицу бродила ничем не оправдываемая заискивающая улыбка.

То же относится к глазам докладчика — нельзя устремлять свой взгляд в одну точку, сосредоточивать его на одном лице или на одной определенной группе лиц, но нельзя также допустить, чтобы глаза рассеянно разбегались, перескакивали с лица на лицо. Лучше всего в течение нескольких минут сосредоточить свой взгляд на одной части аудитории, затем спокойно и медленно перенести взгляд на другую часть аудитории и т. д.

Только в тех случаях, когда та или иная часть аудитории шумит, волнуется, приходится уделить ей больше внимания и более продолжительное время сосредоточить на ней свой взгляд. Это, как мы уже указали выше, успокаивает данную группу слушателей, умиротворяет и дает тебе возможность спокойно продолжать доклад.

в) Надо строго следить за тем, чтобы мимические движения лица не переходили в гримасы.

г) Особенно должно бороться с нервными подергиваниями мышц лица, такое подергивание утомляет слушателя, отвлекает внимание, а порой смешит и вызывает несерьезное отношение к докладчику.

35. Теперь о жесте. Жесты чаще всего выражают описательные движения.

Жесты различны по своей форме, как различны те мысли и чувства, которые они выражают. Ты устремил палец в пространство и этим дал жест указания, ты описал правой рукой широкий жест от левой стороны тела и этим как бы сказал:

«Мы» — «Все тут присутствующие»; ты поднял руку ладонью вверх и этим как бы упросил аудиторию успокоиться. Ты ударил несколько раз рукой (плашмя) по кафедре и этим как бы заявляешь: «Довольно!», «Мы этого не потерпим!»; ты отсчитал пальцем правой руки пальцы левой и этим как бы пригласил аудиторию вместе с тобой подвести итог проделанной работы или подсчитать пункты предстоящей работы.

Всех жестов нам здесь не перечесть и не описать, да это и не нужно, запомним лучше основные требования, предъявляемые к жесту:

а) жест должен строго соответствовать содержанию того, о чем ты в данный момент говоришь;

б) жест должен совпадать с общим темпом и ритмом речи;

в) число жестов в речи должно быть крайне ограничено, обилие жестов рассеивает, а зачастую и нервирует аудиторию.

 

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 12-й ЛЕКЦИИ

Вопросы

1. Что, прежде всего, должен знать докладчик, чтобы скорее и легче овладеть вниманием аудитории?

2. Какими методами может воспользоваться докладчик, чтобы непосредственно перед докладом познакомиться со своей аудиторией?

3. Почему индуктивный метод построения доклада больше активизирует аудиторию, чем дедуктивный?

4. В чем сущность концентрического метода построения доклада?

5. Как привлечь и вовлечь слушателей в прения по докладу?

6. Какие основные требования мы предъявляем к форме доклада?

7. Что должен помнить докладчик о конце доклада?

8. Как построить заключительное слово к докладу?

9. Основные правила спора.

10. Какие требования мы предъявляем к технике произнесения речи?

Практические работы

1. Перечислите основные принципиальные требования, предъявляемые к оратору.

2. Составьте анкету для обследования аудитории.

3. Послушайте докладчика и проверьте, как он построил доклад — индуктивно или дедуктивно.

4. Понаблюдайте за аудиторией и опишите, как она относится к различным приемам оживления доклада.

5. Составьте все виды вступлений и заключений к докладу на тему «Десятилетие Октябрьской революции».

6. Составьте памятку докладчика, выступающего в крестьянской аудитории на антирелигиозные темы.

Литература

Корев С. — Ленин и агитработа. Изд. «Долой неграмотность». 1925 г.

Петров А. А. — Лектор и аудитория. Изд. «Новая Москва». 1924 г.

Миртов А. В. — Умение говорить публично. Изд. «Московское акционерное общество», 1925 г.

Херсонская. — Публичные выступления. Изд. «Красная Новь», 1923 г.

Ребельский И. В. — Год клубной работы (раздел «Ораторский кружок»). Изд. Коммунистического университета Свердлова, 1925 г.

Стрельбицкий С. — Методы научения. Изд. «Пролетарий».



 

 

ИЗ ОТЗЫВОВ ПЕЧАТИ

О книге „Азбука умственного труда“ И. В. Ребельского

1. Журнал „Коммунистическая Революция“, № 12, июнь 1926 г. Общее впечатление от „Азбуки умственного труда“ таково, что она, во всяком случае, будет полезна, как хороший, толковый справочник для каждого пропагандиста-агитатора. Благодаря своей абсолютной популярности, легкому языку, сжатости изложения, книжка окажется в некоторых главах доступной и для начинающего читателя, могущего работать с книгой лишь урывками.

2. Журнал „Коммунистическое просвещение“, № 6, ноябрь — декабрь 1925 г. Мы опускаем ряд неясностей скорее чисто редакционного свойства, чтобы еще раз подтвердить, что книжка тов. Ребельского в последующих изданиях, чего мы ей должны желать, дополненная и исправленная, сослужит свою ценную службу (отзыв дан на 1-е издание книги).

3. Журнал „Помощь самообразованию“, № 9, сентябрь 1927 г. Из общих пособий можно рекомендовать книгу Ребельского „Азбука умственного труда“. Первая и вторая лекции в ней именно и посвящены организации умственного труда и гигиене его. Читатель найдет здесь ряд полезных замечаний о выработке плана работы, об учете времени, организации рабочего места, распределении труда и отдыха, о трудовом режиме, режиме питания и проч. Этим лекциям, как и другим главы книги, свойственна некоторая схематичность. Но, в общем, советы автора весьма полезны, и материал, предложенный в книге, достаточно доброкачественный.

4. Журнал „Призыв“ органа КО ВЦСПС, № 12 за 1925 г. Рецензируемая книга И. В. Ребельского не зря названа „Азбукой умственного труда“; в ней даны самые элементарные сведения об организации умственной работы и именно поэтому мы полагаем, что книга очень современна и будет использована широким кругом читателей… Нам насущно необходимо именно в наше время, на первых подступах — руководство, которое могло бы своевременно спасти от разных вредных уклонений. Мы убеждены, что эту роль руководителя книжка И. В. Ребельского выполнит с успехом.

5. Журнал „На путях к новой школе“, № 6, ноябрь—декабрь 1925 г. Хотелось бы, чтобы учитель возможно более широко использовал даваемую в книге технику: она сбережет много времени и обогатит преподавание. Мы думаем, что учитель много почерпнет в книжке для своей работы, тем более, что язык ясен, примеры просты.

141


6. Газета „Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР“ от 17 февраля 1927 года, № 39.

В общем, книга представляется содержательным, ценным, просто написанным руководством по главнейшим вопросам, связанным с рациональной постановкой умственного труда.

7. Журнал „Школа и Жизнь“, ежемесячник Нижгубоно, № 5, 1926 г. Для русского современного читателя, для русского общественника, научного работника, просвещенца, рабфаковца неизмеримо больше даст „Азбука умственного труда“ Ребельского, представляющая собою некоторый катехизис в стройную систему приведенных правил, как читать, как слушать, как готовиться к докладу. По существу это — первое и очень удачное руководство по научной организации умственного труда. Книжка является выжимками из стенограммы лекций, читаемых автором в ряде московских учебных заведений; рассчитана она поэтому, прежде всего на учащихся, курсантов, на занимающегося самообразованием активиста-рабочего, но ценность ее, непосредственная и несомненная, распространяется значительно дальше этих слоев работников. Она сослужит большую службу всякому товарищу, для которого общественная работа и трата умственной энергии является или своего рода профессией, или значительным элементом общественной трудовой жизни… Вывод: книжку Ребельского следует рекомендовать, безусловно.

 




ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие к десятому изданию.................................................................... 3

Предисловие к первому изданию.................. —

Введние.................................................................................................................... 5

Лекция первая. Организация умственного труда.............................................................. 6

››    вторая. Гигиена умственного труда................................................. 20

››    третья. Память — как ею пользоваться.......................................... 27

››    четвертая. Как работать с книгой................................................... 39

››    пятая. Десять правил чтения............................................................. 48

››    шестая. Читай с карандашом в руках............................................. 56

››    седьмая. Выписки из книги,

как их делать и как ими пользоваться............................................................ 65

››    восьмая. План, тезисы и конспект прочитанного…………….          74

››    девятая. Как пользоваться заданиями и как вести себя на семинаре

или учебной конференции................................................................................ 88

››    десятая. Как слушать........................................................................... 97

››    одиннадцатая. Как готовиться к докладу.................................... 106

››    двенадцатая. Как выступать с докладом..................................... 123

 

 


Отпечатано

в 7-й типографии

„ИСКРА РЕВОЛЮЦИИ“

Мосполиграфа.

Москва, Арбат, Филипповский, 13.

З.Т.91. Тираж 20.000.

Мосгублит № 35.878.

1929 год.

Откорректировал 26 января 2022 года

Чехлов Владимир Николаевич

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.