Схема информационного доклада — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Схема информационного доклада

2022-02-10 81
Схема информационного доклада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Краткая историческая справка о возникновении учреждения, организации, работы, дела и т. д.

2. Цель и задачи работы в момент возникновения.

3. Условия работы в прошлом.

4. Постепенный ход развития.

5. Современное положение.

6. Значение работы в настоящий момент.

7. Положительные и отрицательные стороны работы.

8. Благоприятствующие и тормозящие факторы.

9. Перспективы на будущее.

10. Выводы из всего сказанного.

СХЕМА ДОКЛАДА-ОБЗОРА

(М е ждународного положения)

1. Основной стержень, главный вопрос, «гвоздь» данного доклада.

2. Общее, внутреннее и внешнее положение ряда обозреваемых государств.

3. Характеристика главных действующих сил и главных действующих лиц.

4. Грядущее столкновение между борющимися силами и возможные результаты этих столкновений.

5. Мы, наше место, наша роль, наши задачи в этом столкновении.

6. Грозящие опасности.

7. Меры предотвращения и борьба с этими опасностями.

8. Призыв к бдительности.

СХЕМА ДОКЛАДА-ПРОЕКТА

1. Причины, вызвавшие необходимость составления проекта.

2. Общие требования, предъявляемые к проекту.

3. Характеристика проектов других лиц.

4. Сущность вашего проекта.

5. Объективные данные для выполнения проекта.

6. Возможные методы выполнения проекта.

7. Почему вы отстаиваете именно данный метод.

8. Значение успешного выполнения проекта.

СХЕМА ДОКЛАДА-ОТЧЕТА

1. Цели и задачи данного отчета.

2. Какие задачи были поставлены? Какие обязанности возложены? Какая работа предназначена данному учреждению, данной организации или данному лицу?


3. Условия работы.

4. Методы (приемы работы).

5. Что из общего задания выполнено?

6. Что и почему не выполнено?

7. Что требуется для того, чтобы успешно закончить работу?

8. Общие выводы из всего сказанного.

 

СХЕМА ДОКЛАДА-ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕННОЙ РЕВИЗИИ

1. Чем вызвана ревизия?

2. Как (в каких условиях) производилась ревизия?

3. Обязанности и задания учреждения (или организации), в котором проводилась ревизия.

4. Какие возможности были предоставлены учреждению для работы?

5. Деятельность учреждения за истекший период.

6. Недочеты, ошибки, упущения.

7. Причины недочетов.

8. Меры для их устранения.

СХЕМА ДОКЛАДА-ВОСПОМИНАНИЯ

1. Историческая картина, на фоне которой происходило событие.

2. Само событие.

3. Движущие силы события.

4. Характеристика главных действующих лиц события.

5. Я в этом событии.

6. Событие в перспективе.

7. Значение события для своего времени.

8. Значение события для нас.

 

СХЕМА ДОКЛАДА-ПРИВЕТСТВИЯ

(съезду, юбиляр у, делег аци и)

1. От кого приветствие.

2. Краткий обзор того, что проделано (за время между двумя съездами, за год работы юбиляра).

3. Краткий перечень задач, стоящих перед съездом, юбиляром, делегацией.

4. Что предлагает, что советует, что обещает приветствующий от имени своей организации или своего учреждения съезду, юбиляру или делегации.

5. Призыв выполнить заветы партии, вождя, организации.

6. Пожелания съезду, юбиляру или делегации.


III. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, ТЕЗИСОВ И КОНСПЕКТА ДОКЛАДА

План доклада

Когда материал для данного доклада мобилизован и основательно «прочищен», следует призадуматься над тем, как его наиболее правильно и рационально изложить. Для этого нужно, прежде всего, составить план доклада. План играет огромную роль в процессе изложения доклада.

Бюффон говорит: «Только из-за отсутствия плана человек испытывает затруднения и не знает, с чего начать изложение. Он одновременно наблюдает большое количество идей, и так как он их не сопоставил и не соподчинил, то ничего не побуждает его предпочесть ту или другую; он пребывает поэтому в нерешительности. Но когда он составит себе план, ему легко будет понять, наступила ли пора взяться за перо; он почувствует время зрелости своего замысла и будет торопиться дать ему выражение».

Что же мы понимаем под планом доклада? — Известный порядок изложения мыслей доклада. Что показывает план доклада? — На какие мысли подразделен весь доклад, зависимость между отдельными частями доклада, подчинение и соподчинение внутри каждой части доклада.

Из каких элементов состоит план доклада? — Из отдельных пунктов-вопросов, заголовков, кратко выражающих основное содержание доклада.

Как формулируются пункты плана? — Пункты плана доклада могут быть выражены1:

1) В виде вопросов, например:

а) Какую роль может сыграть изба-читальня в деле улучшения нашего сельского хозяйства?

б) Какое значение имеет ликвидация неграмотности для нашей современной деревни?

2) В виде предложения без сказуемого (так чаще всего формулируются пункты оглавления в наших книгах). Например:

а) Роль фабзавкомов в борьбе за повышение производительности труда.

б) Влияние стабилизации рубля на развитие нашей промышленности.


1 Более подробный ответ на этот вопрос дает И. Устинов в своей книге «Техника развития устной и письменной речи». Изд. «Красная Новь», 1924 г.


Иногда встречаются пункты плана, выраженные в виде простых предложений. Такие пункты плана напоминают тезисы, и некоторые авторы так и называют такие планы — планы-тезисы. Например:

а) поворот лицом к деревне уже начинает давать свои плоды. б) смычка города с деревней закрепляет наши завоевания.

Мы советуем пользоваться только двумя приведенными выше видами пунктов плана.

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА ДОКЛАДА

(План доклада «Культурная работа на селе»)

В с т у п л е н и е: «Победить народом безграмотным, победить народом некультурным нельзя» (Л е н и н)

Главная часть (изложение)

А. Ч е р е з л и к в и д а ц и ю н е г р а м о т н о с т и к к у л ь т у р н о й р а б о т е н а с е л е.

а) За ликвидацию неграмотности должны взяться все живые силы на селе.

б) Нельзя ликвидировать неграмотность сверху и сеять ее снизу — максимум внимания детской школе.

в) Ликвидация неграмотности среди комсомольцев и допризывников — первый шаг к ликвидации неграмотности на селе.

г) Только правильные методы обучения привлекут неграмотных  на наши ликпункты.

Б. Изба-читальня и ее роль в борьбе за культуру на селе.

а) Постоянное содействие избы-читальни партийной и комсомольской работе на селе.

б) Значение избы-читальни в деле объединения всех культурных начинаний и всех культурных сил на селе.

в) Роль избы-читальни в укреплении нашего сельского хозяйства.

г) Помощь избы-читальни в культурных начинаниях советской власти.

В. Кто, чем и как должен помогать культурной работе на селе?

а) Как должны поставить свою работу партийные и комсомольские организации, чтобы вовлечь в партийную массу крестьянство?

б) Как должны строить свою работу шефы, чтобы действительно помочь культурной работе на селе?

в) Какую помощь в культурной работе на селе может оказать кооперация?

г) Чем и как могут помочь культурной работе на селе агроном и врач?

Заключение. Выполняйте не на словах, а на деле лозунг партии: «Лицом к деревне!» Помогайте культурной работе на селе.

Продумаем внимательно приведенный план и сделаем несколько выводов.

План строится по известному трафарету и распадается на три части:

а) Вступление (мы знаем несколько типов вступления; некоторые из них мы перечислим ниже).

б) Главная часть (главная часть иногда именуется изложением. Это неправильно: под изложением мы понимаем выражение устно или письменно мыслей, фактов, входящих и во вступление, и в главную часть, и в заключение).

в) Заключение (типы некоторых заключений мы также приведем ниже).

Пункты плана только намечают, обозначают, а не полностью выражают мысль. Полностью мысль мы выражаем только в процессе изложения.

В пункте плана не дается, обыкновенно, цифровых данных и фактических справок.

В нашем плане мы использовали троякого рода формулировки пунктов плана доклада: в разделе «А» мы использовали пункты плана, выраженные простыми предложениями, а эти пункты нашего плана, как вы, вероятно, заметили, напоминают тезисы и потому неприемлемы. Мы их привели только для того, чтобы показать, как иногда формулируются пункты плана. В разделе «Б» мы использовали пункты плана, выраженные предложениями без сказуемого; а в разделе «В» использовали пункты плана, выраженные в виде вопросов.

Теперь скажем несколько слов о том, как намечаются пункты плана.

При первом наброске нужно спокойно отдаться течению мысли и не задаваться вопросами о том, подходит ли только что написанное к тому, что следует написать: часто в итоге получается гораздо лучшее согласование частей, чем это можно было предвидеть. Боязливое придумывание согласований мешает производительности труда. Так говорит знаменитый философ Кант по вопросу о том, как вообще следует относиться к первому наброску доклада и сочинения.

Эту мысль Канта следует твердо помнить и широко использовать, когда набрасываешь план доклада.

Я замечал много раз в моей практике, как начинающие готовиться к докладу товарищи сидят иногда по целым часам и никак не набросают план доклада, хотя материал у них имеется.

Чаще всего это случается потому, что товарищи придерживаются слишком строго дисциплины: они, предположим, задумались над тем, какую мысль выразить во вступлении, но в это время им пришла «золотая» мысль для главной части доклада или для заключения, и товарищи, строго придерживаясь дисциплины, прогоняют «золотую» мысль, которая, по их мнению, пришла не вовремя, и продолжают искать мысль для вступления. Когда же через час они добираются до главной части или до заключения, они с горечью замечают, что целый ряд «прогнанных» ими «золотых» мыслей выпал из сознания и их не воротишь.

Дисциплина, товарищи, вещь, конечно, очень хорошая,

но ею надо пользоваться в меру и целесообразно: прогонять, дисциплины ради, «золотые» мысли нельзя; надо найти какой-то способ их фиксации в момент их появления.

Таким способом следует считать подвижной план. Об этом плане много говорит А. А. Петров в своей книге «Лектор и аудитория». Мы здесь не станем распространяться и в нескольких словах передадим его сущность.

Для пользования подвижным планом заранее приготовляется несколько десятков небольших клочков бумаги. На каждом из таких клочков записывается мысль, которая пришла тебе в голову в данный момент.

Когда пройдет некоторое время и у тебя накопится два-три десятка таких клочков бумаги, ты располагаешь их на столе — «покрывая стол скатертью»; и, играя бумажками, точно шахматами на доске, приводишь их в известную систему, связываешь логически между собою, подчиняешь содержание одной бумажки содержанию другой. В процессе этой своеобразной игры ты замечаешь, что некоторые бумажки лишние, и уничтожаешь их, а в некоторых местах чувствуется провал, и ты добавляешь новые бумажки.

После тщательного просмотра и распределения нумеруешь бумажки и собираешь их в стопку. План готов.


Тезисы доклада

Условимся, что в любом докладе всегда должны быть налицо: основная идея и основные мысли.

Основных идей в докладе, обыкновенно, очень немного — одна-две; основных же мыслей может быть гораздо больше.

Вот эти основные мысли доклада, сформулированные в виде кратких фраз, и называются тезисами доклада.

Установим основную разницу между планами и тезисами доклада.

План только намечает ход мыслей доклада и кратко их обозначает, а тезисы вскрывают внутреннюю сущность.

План только «оповещает» о том, что хочет сказать докладчик, а тезисы «отвечают» за то, что скажет докладчик.

К тезисам доклада предъявляются, обыкновенно, следующие требования:

I. Тезисы должны излагаться возможно кратко (тут более чем где-либо, следует помнить мудрое правило: «Словам тесно, а мыслям просторно»).

II. Тезисы должны излагаться в форме суждений, а не в форме описательной.

III. В каждом отдельном тезисе должны быть кратчайшим образом выражены или положение и вывод из него, или причина того или иного события и следствие, или явление и его объяснение.

IV. Лучше всего, если тезисы выражены простыми предложениями повествовательного, а не вопросительного характера.

Конспект доклада

Конспект доклада, как и конспект прочитанного, представляет собой сумму из трех элементов: плана, тезисов и фактических данных.

Мы различаем конспекты 2-х типов: черновой и чистовой.

В черновом конспекте все означенные выше три элемента уже имеются налицо, но не приведены в такой порядок, чтобы ими можно было пользоваться.

Порядок же и система в конспекте самое важное, потому что во время произнесения доклада мы ведь не читаем конспект подряд, а только заглядываем в него и припоминаем, что же и как сделать. Это не значит, конечно, что мы не позволяем себе иногда и просто прочитать то или иное место из конспекта (цитаты, например, можно читать по конспекту, важные цифровые сводки должны читать, а не наизусть излагать), но в принципе конспект доклада нам дан только для ориентировки в том, что мы желаем сказать.

Черновой конспект доклада лучше всего изложить на отдельных листочках бумаги, у нас тогда получается своего рода подвижной конспект на манер подвижного плана. Чистовой же конспект полезней всего помещать на одном или нескольких листах и по той форме, по которой мы составляли с вами конспект прочитанного (см. стр. 75).

В общем, чистовой конспект представляет собой выжимки из чернового конспекта, расположенные в строгом порядке.

К чистовому конспекту надо предъявить два основных требования: в нем должно быть, возможно, меньше материала и этот минимум материала должен быть расположен так, чтобы он бросался в глаза, чтобы его, как говорят, можно было уловить «одним глазом» (второй смотрит на аудиторию). Чтобы этого добиться, нужно следующее:

I. Весь «конспективный» материал разбить на две части:

1) основной материал, который распределяется по трем клеткам указанной выше формы, и 2) вспомогательный материал, который помещается или на отдельных листках, или на отдельных диаграммах, картограммах, диапозитивах, или подчеркивается в книге.

Чтобы не путаться в этом вспомогательном материале, нужно внимательно пронумеровать его, расположить в известном, удобном для пользования, порядке и в основном материале в определенных местах четко пометить: «Прочти выписку за № …, используй диаграмму, говорящую о том-то, продемонстрируй опыт такой-то, покажи диапозитив за № таким-то, процитируй из книги, отмеченные синим, 5 строчек на странице за № … (лучше всего перед каждой страницей книги, которую ты желаешь использовать, поместить закладки, а на ней пометить № страницы — это означает нахождение нужной цитаты из книги).

II. Между отдельным пунктами конспекта оставлять большие промежутки чистой бумаги — благодаря этому отдельные пункты выделяются, и их легко найти.

III. Широко использовать то, что тов. Петровым именуется «сигнализацией». Под сигнализацией мы понимаем систему знаков, которая помогает докладчику. «Сигнализация» использует следующие средства:

1. Подчеркивание и отчеркивание разными карандашами и разными линиями.

2. Знаки препинания — главным образом, вопросительный и восклицательный знаки.

3. Разного рода стрелки, указывающие связь между отдельными частями доклада, и кружки, объединяющие родственные пункты материала воедино.

4. Графику — внутри конспекта помещается целый ряд диаграмм, которые лучше всяких цифр напоминают докладчику размеры и соотношения сил, возможностей, достижений, о которых он должен говорить аудитории и т. д.

ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА

К 11-й ЛЕКЦИИ

Вопросы

1. На какие основные моменты подразделяется процесс подготовки к докладу?

2. Что должен выяснить докладчик прежде, чем приступить к мобилизации материалов для доклада?

3. Как вы думаете — оправдает ли себя процесс подытоживания наличных материалов и почему?

4. Укажите разницу между материалами ориентировочного характера и материалами исчерпывающего характера, собираемыми в процессе подготовки к докладу?

5. Какое значение имеют резервы для заключительного слова?

6. Какая разница между схемой и планом доклада? Когда может быть составлена схема и когда план?

7. Какую роль играет план в процессе подготовки к докладу и в процессе его произнесения?

8. Какие основные требования мы предъявляем к тезисам докла


да?


9. Из каких двух основных частей должен состоять каждый тезис?

10. Какая разница между черновым и чистовым конспектом?

11. Выясните связь между основным и вспомогательным материа-


лом в чистовом конспекте доклада.

12. Что мы понимаем под «сигнализацией» внутри доклада и как ею пользоваться?

П рактические работы

1. Мобилизуйте материал для 2-х докладов по личному выбору, точно выполняя указанные нами шесть моментов мобилизации материалов.

2. Составьте планы к следующим трем докладам: «Смычка города с деревней», «Первое мая — праздник трудящихся» и «Задачи комсомола в настоящий момент»; при этом пункты плана 1-го доклада выражайте при помощи предложений без сказуемого, а пункты плана третьего доклада — при помощи полных предложений повествовательного характера.

3. Составьте схему доклада впечатлений от недавно совершенной экскурсии.

4. Составьте отдельно план, тезисы и фактический материал к докладу: «Режим экономии в деревне».

5. Перечислите все знаки сигнализации, которыми вы пользуетесь в чистовом конспекте.

I. Литература к лекциям

А. А. Петров. — Лектор и аудитория. Изд. «Новая Москва». 1924 г.

Л. Г. Пруссакова. — Как готовиться к урокам. Изд. «Красная Новь». Москва, 1923 г.

Н. Юрский. — Методика организационной работы. — Т. I. Изд. «Книга». Ленинград, Москва, 1923 г.

Миртов. — «Доклад». — Изд. «Рабочий Донбасса», 1924 г.

Журнал «Спутник агитатора». — Изд. «Новая Москва», за 1925 и 1926 гг.



Лекция двенадцатая

КАК ВЫСТУПАТЬ С ДОКЛАДОМ

(Памятка докладчика)

Последнюю нашу лекцию мы посвятим вопросу о том, как выступать с докладом. Ради краткости изложения мы построим эту лекцию в виде памятки докладчика. Начнем мы эту памятку с основных принципиальных предпосылок, а уже затем перейдем к чисто практическим советам.

I. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

1. Собираясь выступить с докладом, позаботься, прежде всего, о содержании и только потом подумай о форме. Подумай, прежде всего, о том, как лучше убедить, а уже затем, как интереснее, красивее сказать. Не увлекайся минутным впечатлением, а заботься о прочном внушении. Помни — форма вещь весьма важная, но без содержания она ничего не стоит и никому не нужна.

2. Не поддавайся непосредственным впечатлением, не подчиняйся внезапно нахлынувшим чувствам, проанализируй несколько раз то, что ты чувствуешь в данный момент, и подумай — нужно ли, можно ли, стоит ли об этом сказать аудитории. Глубокое переживание, трепетное волнение, страстный порыв — все это нужно оратору, все это очень ценно в нем, но всему этому нельзя подчиняться. Наоборот, все это надо подчинить себе.

3. Будь автором своей речи. Не выступай с чужим материалом, пока ты сам его не усвоил, не переварил, не сделал своим. Чтобы добиться этого, попробуй самому себе рассказать то, что желаешь сообщить аудитории, и проверь, не говоришь ли ты чужими, самому себе непонятными словами и формулировками, не пользуешься ли ты чуждыми тебе образами.

4. Будь объективен и беспристрастен в изложении своих мыслей. Больше всего избегай громких фраз. Помни, что говорил Ленин: «Нужно, чтобы было поменьше фраз, так как фразами вы не удовлетворите трудящихся…»

5. «Я мыслю — значит, я существую», — сказал великий философ.

     «Я только мыслю — значит, я еще не существую», — отвечал на это великий бунтарь Бакунин.

Это мудрое изречение Бакунина должен твердо запомнить всякий, кто думает своим словом повлиять на других.

Ведь говорить — это значит мыслить вслух. Достаточно ли для докладчика, оратора только мыслить вслух? Нет, конечно, он обязан подтверждать свои слова своим поведением.

Помни, — аудитория больше всего верит тому оратору, у которого слово не расходится с делом, который сам выполняет то, к чему призывает других. Так, например, если ты призываешь других не пить, не курить, — ты, прежде всего, сам должен выполнять эти требования.

6. Всякое положение рассматривай с точки зрения пролетариата, с точки зрения его классовой борьбы. Не забывай: «Нам надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда, надо связать массы со строительством общей хозяйственной жизни в первую голову. Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста, и, когда он это себе усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен». (Из речи Ленина на Всероссийском совещании Политпросветов).

7. Хорошенько взвесь, чего ты, собственно, добиваешься своим выступлением, чего ты хочешь — заставить аудиторию почувствовать, пережить, уверовать, или продумать, проанализировать, лично убедиться. Если первое — бей на чувство, взывай к инстинкту, тревожь образами, угрожай, ласкай, рисуй самыми черными красками поражение, изображай в самых светлых тонах победу.

Если второе — апеллируй к рассудку, приводи неопровержимые доказательства, убеждай железной логикой, опрокидывай все противоречащие твоему мнению положения.

8. Не унижайся перед аудиторией, не заискивай — это вызывает недоверие, неуважение, а иногда и враждебное отношение.

Говори ей смело правду в глаза, но при этом строго учитывай окружающую действительность, будь внимателен к мелочам — из мелочей складывается наше бытие, не укоряй, не поучай, не сердись — этим ты мало чего добьешься, старайся лучше толково объяснить, как следует убедить, а главное, давай конкретный выход из положения, намечай практические пути устранения недочетов, указывай методы борьбы и победы.


II. МЕТОДЫ И ФОРМЫ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.